Jump to content

Джазовая гамма

{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный  \time 6/4 c4^\markup { "Шкала тонов до" } de fis gis ais \time 4/4 c1 \bar "||"  \time 4/4 <c, например>1 \bar "||"} }
Одним из вариантов шкалы аккордов для расширенного доминантного септаккорда (+7) является вся шкала тонов . [1]

Джазовая гамма это любая музыкальная гамма, используемая в джазе . Многие «джазовые гаммы» представляют собой общие гаммы, взятые из западноевропейской классической музыки , включая диатонические , цельнотоновые , октатонические (или уменьшенные) и лады восходящего мелодического минора . Все эти гаммы обычно использовались композиторами конца девятнадцатого и начала двадцатого века, такими как Римский-Корсаков , Дебюсси , Равель и Стравинский , часто способами, которые непосредственно предвосхищают джазовую практику. [2] Некоторые джазовые гаммы, такие как гаммы бибоп , добавляют дополнительные хроматические переходные тона к знакомым диатоническим гаммам.

{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\ относительно с'' {  \ключ скрипичный  \time 6/4 g4^\markup { "Шкала целых тонов G" } ab cis dis f \time 4/4 g1 \bar "||"  \time 4/4 <g, b des f>1 \bar "||"} }
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\ относительно с'' {  \ключ скрипичный  \time 8/4 g4^\markup { "Октатоническая гамма G" } gis ais b cis def \time 4/4 g1 \bar "||"  \time 4/4 <g, b des f>1 \bar "||"} }
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\ относительно с'' {  \ключ скрипичный  \time 7/4 g4^\markup { "4-й лад мелодической минорной гаммы D" } ab cis def \time 4/4 g1 \bar "||"  \time 4/4 <g, b des f>1 \bar "||"} }
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\ относительно с'' {  \ключ скрипичный  \time 7/4 g4^\markup { "7-й лад мелодической минорной гаммы A♭" } aes bes ces des es f \time 4/4 g1 \bar "||"  \time 4/4 <g, b des f>1 \bar "||"} }
Четыре гаммы, совместимые с G 7 5

Одной из важных особенностей джаза является то, что теоретики называют «принципами совместимости аккордовых гамм »: идея о том, что последовательность аккордов порождает последовательность совместимых гамм. В классической мажорной гармонии аккорды обычно принадлежат одной гамме. Например, в прогрессии ii–V–I до мажор обычно используются только ноты диатонического набора до. В джазе четырехаккордовая последовательность может использовать четыре разные гаммы, часто в результате изменений аккордов.

Например, в до мажоре джазовый музыкант может изменить аккорд V, G. 7 (G–B–D–F) со сплющенной пятой , образуя аккорд G. 7 5 (Г–Б–Д –F). Затем импровизатор может выбрать гамму, содержащую эти четыре ноты, например, гамму целых тонов G, октатоническую гамму G или режим D или A ♭ восходящего мелодического минора . В каждом случае гамма содержит аккордовые тона G–B–D –F и считается совместимой с ней. Это понятие «совместимости аккордовой гаммы» отмечает фундаментальное различие между джазовой гармонией и традиционной классической практикой.

Нота избегания - это нота в джазовой гамме, которая в теории и практике джаза считается слишком диссонирующей , чтобы ее можно было играть против основного аккорда, и поэтому ее либо избегают, либо хроматически изменяют. [3] Например, в мажорной гармонии 4-я и, следовательно, 11-я нота является избегаемой нотой и поэтому либо рассматривается как проходящий тон, либо увеличивается (повышается на полутон). [4] Избегайте нот, которые часто располагаются на второстепенную секунду (или второстепенную девятую) над тоном аккорда. [5] или идеальная кварта над основным тоном аккорда. [6]

[Можно] получить хорошее представление о разнице между классической и неклассической гармонией, посмотрев, как они справляются с диссонансами. Классика рассматривает все ноты, не принадлежащие аккорду (т. е. трезвучию), как потенциальные диссонансы, которые необходимо устранить. ... Неклассическая гармония просто подсказывает вам, какую ноту в гамме следует избегать [«то, что иногда называют нотой избегания»] (потому что она действительно диссонансна), а это означает, что со всеми остальными все в порядке. [6]

Лады мажорной гаммы

[ редактировать ]

Число гамм, доступных музыкантам-импровизаторам, продолжает расширяться. По мере появления современных техник и музыкальных конструкций джазисты находят те, которые можно использовать в композициях или использовать как материал для мелодических исследований. Яркими примерами являются семь ладов диатонической и гаммы с мажорной гаммы добавленными нотами.

Лады мажорной гаммы
Режим Имя Масштаб на C Связанный аккорд [7]
я Ионический C–D–E–F–G–A–B–C С май7 (9, 13)
II Дориан C–D–E –F–G–A–B –C См 6 или см 7 (9, 11, 13)
III фригийский C–D –E –F–G–A –B –C С 7сус ( 9)
IV лидийский C–D–E–F –G–A–B–C С maj7 11 (9, 13)
V миксолидийский C–D–E–F–G–A–B –C С 7 (9, 13)
МЫ Эолийский C–D–E –F–G–A –B –C См 7 (9, 11)
VII локрийский C–D –E –F–G –A –B –C См 7 5 или С ø 7 (11, 13)

Сравните каждый из ладов с мажорной гаммой, чтобы понять тонкие различия между ними. Ионический основан на 1-й степени мажорной гаммы, дорийский — на 2-й, фригийский — на 3-й и т. д.

Лады гаммы до мажор (гаммы белых нот)
Имя Шкала Связанный аккорд [ нужна ссылка ]
C Ионический C–D–E–F–G–A–B–C С май7 (9, 13)
Д Дориан D–E–F–G–A–B–C–D Дм 6 или Дм 7 (9, 11, 13)
E Фригийский E–F–G–A–B–C–D–E В 7 ( 9)
F Лидийский F–G–A–B–C–D–E–F Ф maj7 11 (9, 13)
G миксолидийский Г–А–Б–В–Г–Е–Ж–Г Г 7 (9, 13)
Эолийский A–B–C–D–E–F–G–A Являюсь 7 (9, 11)
Б Локриан B–C–D–E–F–G–A–B Бм 7 5 или Б ø 7 (11, 13)

Бибоп гаммы

[ редактировать ]

Гаммы бибопа добавляют один хроматический проходящий тон к семинотной мажорной гамме (ионический и миксолидийский лады). Добавленный проходящий тон создает гамму из восьми нот, которая ритмически равномерно вписывается в 4
4
такта из 8 восьмых нот, что делает его полезным для занятий. Когда восьмая нота начинается с доли тона аккорда (т. е. основной , третьей , пятой или седьмой ), другие ноты аккорда также попадают на долю. В результате все неаккордовые тона будут приходиться на высокие доли .

Существует два широко используемых типа гаммы бибоп:

  1. Доминирующая гамма бибопа, добавляющая хроматический переходной тон между 7-й и основной нотой .
     {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный \время 8/4  c4^\markup {Доминантная гамма бибопа на C} defga bes b! с} }
  2. Мажорная гамма бибопа, добавляющая хроматический переходной тон между 5-й и 6-й нотами.
     {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный \время 8/4  c4^\markup { Бибоп мажорная гамма на C } defg gis abc} }

Формы мелодической минорной гаммы

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный  \time 7/4 a4 до н. э. fis gis a} }
Восходящая мелодическая минорная гамма, построенная на ля.

Большая часть современной джазовой гармонии возникает из ладов восходящей формы мелодической минорной гаммы , также известной как джазовая мелодическая минорная гамма . [8] Эта гамма по существу представляет собой диатоническую мажорную гамму с пониженной третью, например C–D–E –F–G–A–B–C. Как и в случае с любой другой гаммой, режимы возникают в результате игры гаммы из разных основных нот, в результате чего возникает серия джазовых гамм. [8]

Формы восходящей мелодической минорной гаммы на C
Режим Имя Масштаб на C Связанные аккорды [ нужна ссылка ]
я Восходящий мелодический минор C–D–E –F–G–A–B См май7 (9, 11, 13) или См 6 аккорды (функционирует как я минор)
II Дорийский 2 или Фригийский 6 C–D –E –F–G–A–B С 7сус ( 9, 9, 13) аккорд, где 2 как неаккордовый тон, образующий второстепенную девятую ступень.
III Лидийский дополненный C–D–E–F –G –A–B С maj7 5 (9, 11) аккорд (функционирует как III+)
IV Акустическая гамма , лидийская доминанта, миксолидийский 4 или обертон. C–D–E–F –G–A–B С 7 (9, 11, 13) аккорд (функционирует как доминантная, второстепенная или замещающая доминанта)
V Эолийская доминанта , миксолидийский 6, нисходящий мелодический мажор или индуистский. C–D–E–F–G–A –B С 7 (9, 13) аккорд (функционирует как доминанта с 13 как неаккордовый тон или квинта, которую следует избегать при звучании аккорда, поскольку они производят второстепенную девятую)
МЫ Полууменьшенный , локрский 2 или эолийский 5 C–D–E –F–G –A –B См 7 5 (9, 11, 13) (функционирует как аккорд II в пятом ладу мелодического минора)
VII Измененный масштаб , суперлокрийский или измененный доминирующий масштаб. C–D –E –F –G –A –B С 7 ( 9 или 9, 11, 13) аккорд (функционирует как доминанта с заменой квинты аккорда на 11 или 13, также может использоваться для гармонизации vii ø аккорд мелодический минор)
Режим Имя Шкала Связанные аккорды [ нужна ссылка ]
я Восходящий мелодический минор C–D–E –F–G–A– B См май7 (9, 11, 13) или аккорды до минор 6. Нота си (как нота маж7) различает до дорийский и восходящий мелодический минор до.
II Фригийский 6 или Дорийский 2 D–E –F–G–A– B –C Д 7сус ( 9, 9, 13) аккорд, где 2 является неаккордовым тоном, производящим второстепенную девятую ступень. Нота B придает дорийский вкус обычному фригийскому D.
III Лидийский дополненный Е –F–G–A–B–C–D E maj7 5 (9, 11) аккорд (функционирует как III+). Аккорд E обычно действует как аккорд IV в родительском аккорде C дорийского (B ионического)
IV Лидийская доминанта F–G–A– B –C–D–E Ф 7 (9, 11, 13) аккорд (функционирует как доминантная, второстепенная или замещающая доминанта). Доминирующую функцию выполняет F 7 в C дорийском (или B ионическом)
V Миксолидийский 6 G–A– B –C–D–E –F Г 7 (9, 13) аккорд (выполняет функцию доминанты). Благодаря B (большая терция), а не B , вероятный G эолийский теперь имеет доминирующую функцию, поскольку G ожидается в C Sorian (поскольку V 7 ). Это один из редких случаев, когда аккорд VI (в B Ionian, как родитель дорийской гаммы C) является мажорным/доминантным, а не обычным минорным.
МЫ Половина уменьшена A–B–C–D–E –F–G Являюсь 7 5 (9, 11, 13) (функционирует как аккорд II в пятом ладу мелодического минора).
VII Суперлокрианский или измененный масштаб B–C–D–E –F–G–A Б 7 ( 9 или 9, 11, 13) аккорд (функционирует как доминанта с заменой квинты аккорда на 11 или 13, также может использоваться для гармонизации vii ø аккорд мелодический минор). Эта гамма такая же, как B ионическая (как VII гамма I (C) дорийского), но сам корень поднимается на полтона до B .

Уменьшенный масштаб

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \clef treble \key c \major \time 8/4  es4 f fis gis abcd es2} }
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \clef treble \key c \major \time 8/4  d4 efg gis ais b cis d2} }
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \clef treble \key c \major \time 8/4  cis4 dis e fis ga bes c cis2} }
Три октатонических гаммы

Уменьшенная гамма , которую иногда называют октатонической гаммой , поскольку она содержит восемь тонов, состоит из серии чередующихся половинных и целых ступеней . Существует два типа уменьшенных гамм: один начинается с полутона, другой — с целого шага. Эти две шкалы являются модами друг друга.

Из-за повторения интервального рисунка только после двух нот каждая нота гаммы может быть основной в другой симметричной уменьшенной гамме. Например, уменьшенная гамма C типа с первым полушагом имеет те же ноты, что и уменьшенная гамма E с первым шагом на полтона , а также уменьшенная гамма D с первым шагом на всю ступень . Все три состоят из одних и тех же восьми тонов: C–D –E –E –F –G–A–B –C.

Из-за симметрии уменьшенного масштаба существует только три различных уменьшенных масштаба (показано справа). Все остальные являются модусами этих трёх.

Полная шкала тонов

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный  \время 6/4 c4 de fis gis ais c2} }
Вся шкала тонов построена на C

На V часто используется целая тоновая гамма, состоящая исключительно из целых ступеней. 7 5 аккорды.

Пентатоника

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \clef treble \key c \major \time 5/4  c4^\markup { "Пентатоника до мажор" } dega c2} }
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \clef treble \key c \major \time 5/4  a4^\markup { "Минорная пентатоника" } cdeg a2} }
Белые ноты мажорной и минорной пентатоники.

Две пентатоники, общие для джаза, — это мажорная пентатоника и минорная пентатоника . Они оба являются модусами друг друга.

Мажорная пентатоника начинается с мажорной гаммы и пропускает четвертую и седьмую ступени гаммы . Минорная пентатоника использует те же ноты, что и мажорная пентатоника, но начинается с шестой ступени соответствующей мажорной гаммы. В этой номенклатуре минор используется в смысле относительной тональности , поскольку диатоническая гамма ля минор является относительным минором диатонической гаммы до мажор.

Джазовые импровизаторы, особенно басисты и гитаристы, используют эти гаммы множеством интересных способов. Например, над B maj 7 11 , можно использовать мажорную пентатонику, основанную на 2-й степени шкалы B (C–D–E–G–A), чтобы подразумевать 9–3– 11–13–7 соответственно. Аналогично, над полностью измененным F 7 аккорда можно использовать ту же мажорную пентатонику, на этот раз на основе тритона (C–D–E–G–A), чтобы подразумевать 5– 13– 7– 9– 9 соответственно.

Блюзовая гамма

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный  \time 6/4 c4^\markup { "Блюзовая гамма из шести нот, построенная на C" } es f fis g bes c2} }
 {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный \время 9/4  c4^\markup { "Блюзовая гамма из девяти нот, построенная на C" } d es( e) fga bes( b) c2} }
Два типа блюзовых гамм

Термин «блюзовая гамма» относится к нескольким различным гаммам с разным количеством высот и соответствующими характеристиками. Блюзовая гамма из шести нот состоит из минорной пентатоники плюс хроматического переходного тона между 4 и 5. Эту добавленную ноту можно записать как 5 или 4. Гитаристы часто смешивают мажорную и минорную пентатонику вместе с блюзом. шкала.

Другая распространенная блюзовая гамма состоит из девяти нот (показано справа). Уинтроп Сарджент определяет эту гамму как «определенную серию тонов внутри октавы, используемую в качестве основы музыкальной композиции», составленную вместо этого из множества композиций и импровизаций (по словам Стернса : «очень многих джазовых пластинок») и предположительно отображающую влияние африканской музыки . [9] Ноты E и B синие ноты . [10]

Гармоническая минорная гамма

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный  \time 7/4 a4 bcdef gis a} }
Гармоническая минорная гамма, построенная на A

Гармоническая минорная гамма также представляет ценность для многих импровизаторов, поскольку она обеспечивает альтернативный цвет для многих распространенных аккордов и последовательностей аккордов. Гармоническую минорную гамму можно использовать в аккордах пьесы ля минор, особенно в минорной последовательности аккордов ii–V–i .

Одним из наиболее распространенных применений гармонической минорной гаммы является ее пятый лад, который часто слышится поверх доминантных аккордов.

Измененный доминирующий масштаб

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный  \time 7/4 c4 des es fes ges aes bes c} }
Измененная доминантная гамма, построенная на C

Измененная доминантная гамма, также условно называемая измененной гаммой , названа так потому, что все члены гаммы, которые могут быть изменены относительно основной доминантной гаммы ( миксолидийский лад ), без потери доминантного качества, изменяются. Шкала включает как измененные квинты ( 5 и 5), так и обе измененные девятые ( 9 и 9).

  • Начиная с G, он содержит ноты: G, A , B , C , D , E и F.
  • Начиная с C, он содержит ноты: C, D , E , F , G , A и B .

Измененные квинты энгармонически совпадают с 11 и 13, которые также можно считать измененными по отношению к их миксолидийским формам. Тоника, мажорная треть (как уменьшенная кварта ) и доминантная септима сохраняются как необходимые для доминирующего качества.

Под гаммой можно также понимать лад восходящей мелодической минорной гаммы, начиная с 7-й ступени гаммы. На С 7 аккорд, C ♯, мелодическая минорная гамма начинающаяся с B (энгармонически C), создает энгармонически измененную доминантную гамму C.

Эту шкалу также называют суперлокровой шкалой , поскольку она действительно напоминает локровскую шкалу с 4, но обычно считается шкалой высшего качества. Другое название этой гаммы — уменьшенная целотоновая гамма , потому что первый тетрахорд представляет собой уменьшенную гамму, а второй тетрахорд — целотоновую.

  1. ^ Хэтфилд, Кен (2005). Джаз и теория и приложения классической гитары , с. 121. ISBN   0-7866-7236-6 .
  2. ^ Тимочко, Дмитрий (1997). «Ограничение последовательного полутона в скалярной структуре: связь между импрессионизмом и джазом», Интеграл 11: 135–79.
  3. ^ Хамфрис, Карл (2002). Справочник по фортепиано . Бэкбит. п. 262. ИСБН  0-87930-727-7 .
  4. ^ Хамфрис (2002), с. 128.
  5. ^ Крапива, Барри (1987). Гармония 1 . Музыкальный колледж Беркли. п. 34. [ нужна полная цитата ]
  6. ^ Перейти обратно: а б Хамфрис (2002), с. 126.
  7. ^ «Таблица джазовых ладов» . www.apassion4jazz.net . Проверено 2 июля 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Баерман, Ной (1998). Полный метод джазовой клавиатуры: освоение джазовой клавиатуры , с. 34. ISBN   0-88284-913-1 .
  9. ^ Сарджант, Уинтроп (1946). Джаз: горячий и гибридный . Нью-Йорк, Даттон. Цитируется у Маршалла Уинслоу Стернса (1970). История джаза , [ нужна полная цитата ] п. 278. ISBN   0-19-501269-0 .
  10. ^ Метфессел, Милтон, цитируется по Stearns (1970), стр. 278.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ямагучи, Масая. 2006. Полный тезаурус музыкальных гамм , переработанное издание. Нью-Йорк: Музыкальные службы Масая. ISBN   0-9676353-0-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80c79536a3e05355f8aa65b6fb5fd89a__1689014220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/9a/80c79536a3e05355f8aa65b6fb5fd89a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jazz scale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)