Джазовая гамма
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |

– Джазовая гамма это любая музыкальная гамма, используемая в джазе . Многие «джазовые гаммы» представляют собой общие гаммы, взятые из западноевропейской классической музыки , включая диатонические , цельнотоновые , октатонические (или уменьшенные) и лады восходящего мелодического минора . Все эти гаммы обычно использовались композиторами конца девятнадцатого и начала двадцатого века, такими как Римский-Корсаков , Дебюсси , Равель и Стравинский , часто способами, которые непосредственно предвосхищают джазовую практику. [2] Некоторые джазовые гаммы, такие как гаммы бибоп , добавляют дополнительные хроматические переходные тона к знакомым диатоническим гаммам.
Теория
[ редактировать ]



Одной из важных особенностей джаза является то, что теоретики называют «принципами совместимости аккордовых гамм »: идея о том, что последовательность аккордов порождает последовательность совместимых гамм. В классической мажорной гармонии аккорды обычно принадлежат одной гамме. Например, в прогрессии ii–V–I до мажор обычно используются только ноты диатонического набора до. В джазе четырехаккордовая последовательность может использовать четыре разные гаммы, часто в результате изменений аккордов.
Например, в до мажоре джазовый музыкант может изменить аккорд V, G. 7 (G–B–D–F) со сплющенной пятой , образуя аккорд G. 7 ♭ 5 (Г–Б–Д ♭ –F). Затем импровизатор может выбрать гамму, содержащую эти четыре ноты, например, гамму целых тонов G, октатоническую гамму G или режим D или A ♭ восходящего мелодического минора . В каждом случае гамма содержит аккордовые тона G–B–D ♭ –F и считается совместимой с ней. Это понятие «совместимости аккордовой гаммы» отмечает фундаментальное различие между джазовой гармонией и традиционной классической практикой.
Нота избегания - это нота в джазовой гамме, которая в теории и практике джаза считается слишком диссонирующей , чтобы ее можно было играть против основного аккорда, и поэтому ее либо избегают, либо хроматически изменяют. [3] Например, в мажорной гармонии 4-я и, следовательно, 11-я нота является избегаемой нотой и поэтому либо рассматривается как проходящий тон, либо увеличивается (повышается на полутон). [4] Избегайте нот, которые часто располагаются на второстепенную секунду (или второстепенную девятую) над тоном аккорда. [5] или идеальная кварта над основным тоном аккорда. [6]
[Можно] получить хорошее представление о разнице между классической и неклассической гармонией, посмотрев, как они справляются с диссонансами. Классика рассматривает все ноты, не принадлежащие аккорду (т. е. трезвучию), как потенциальные диссонансы, которые необходимо устранить. ... Неклассическая гармония просто подсказывает вам, какую ноту в гамме следует избегать [«то, что иногда называют нотой избегания»] (потому что она действительно диссонансна), а это означает, что со всеми остальными все в порядке. [6]
Лады мажорной гаммы
[ редактировать ]Число гамм, доступных музыкантам-импровизаторам, продолжает расширяться. По мере появления современных техник и музыкальных конструкций джазисты находят те, которые можно использовать в композициях или использовать как материал для мелодических исследований. Яркими примерами являются семь ладов диатонической и гаммы с мажорной гаммы добавленными нотами.
Лады мажорной гаммы Режим Имя Масштаб на C Связанный аккорд [7] я Ионический C–D–E–F–G–A–B–C С май7 (9, 13) II Дориан C–D–E ♭ –F–G–A–B ♭ –C См 6 или см 7 (9, 11, 13) III фригийский C–D ♭ –E ♭ –F–G–A ♭ –B ♭ –C С 7сус ( ♭ 9) IV лидийский C–D–E–F ♯ –G–A–B–C С maj7 ♯ 11 (9, 13) V миксолидийский C–D–E–F–G–A–B ♭ –C С 7 (9, 13) МЫ Эолийский C–D–E ♭ –F–G–A ♭ –B ♭ –C См 7 (9, 11) VII локрийский C–D ♭ –E ♭ –F–G ♭ –A ♭ –B ♭ –C См 7 ♭ 5 или С ø 7 (11, ♭ 13)
Сравните каждый из ладов с мажорной гаммой, чтобы понять тонкие различия между ними. Ионический основан на 1-й степени мажорной гаммы, дорийский — на 2-й, фригийский — на 3-й и т. д.
Лады гаммы до мажор (гаммы белых нот) Имя Шкала Связанный аккорд [ нужна ссылка ] C Ионический C–D–E–F–G–A–B–C С май7 (9, 13) Д Дориан D–E–F–G–A–B–C–D Дм 6 или Дм 7 (9, 11, 13) E Фригийский E–F–G–A–B–C–D–E В 7 ( ♭ 9) F Лидийский F–G–A–B–C–D–E–F Ф maj7 ♯ 11 (9, 13) G миксолидийский Г–А–Б–В–Г–Е–Ж–Г Г 7 (9, 13) Эолийский A–B–C–D–E–F–G–A Являюсь 7 (9, 11) Б Локриан B–C–D–E–F–G–A–B Бм 7 ♭ 5 или Б ø 7 (11, ♭ 13)
Бибоп гаммы
[ редактировать ]Гаммы бибопа добавляют один хроматический проходящий тон к семинотной мажорной гамме (ионический и миксолидийский лады). Добавленный проходящий тон создает гамму из восьми нот, которая ритмически равномерно вписывается в 4
4 такта из 8 восьмых нот, что делает его полезным для занятий. Когда восьмая нота начинается с доли тона аккорда (т. е. основной , третьей , пятой или седьмой ), другие ноты аккорда также попадают на долю. В результате все неаккордовые тона будут приходиться на высокие доли .
Существует два широко используемых типа гаммы бибоп:
- Доминирующая гамма бибопа, добавляющая хроматический переходной тон между 7-й и основной нотой .
- Мажорная гамма бибопа, добавляющая хроматический переходной тон между 5-й и 6-й нотами.
Формы мелодической минорной гаммы
[ редактировать ]
Большая часть современной джазовой гармонии возникает из ладов восходящей формы мелодической минорной гаммы , также известной как джазовая мелодическая минорная гамма . [8] Эта гамма по существу представляет собой диатоническую мажорную гамму с пониженной третью, например C–D–E ♭ –F–G–A–B–C. Как и в случае с любой другой гаммой, режимы возникают в результате игры гаммы из разных основных нот, в результате чего возникает серия джазовых гамм. [8]
Формы восходящей мелодической минорной гаммы на C Режим Имя Масштаб на C Связанные аккорды [ нужна ссылка ] я Восходящий мелодический минор C–D–E ♭ –F–G–A–B См май7 (9, 11, 13) или См 6 аккорды (функционирует как я минор) II Дорийский ♭ 2 или Фригийский ♯ 6 C–D ♭ –E ♭ –F–G–A–B ♭ С 7сус ( ♭ 9, ♯ 9, 13) аккорд, где ♭ 2 как неаккордовый тон, образующий второстепенную девятую ступень. III Лидийский дополненный C–D–E–F ♯ –G ♯ –A–B С maj7 ♯ 5 (9, ♯ 11) аккорд (функционирует как III+) IV Акустическая гамма , лидийская доминанта, миксолидийский ♯ 4 или обертон. C–D–E–F ♯ –G–A–B ♭ С 7 (9, ♯ 11, 13) аккорд (функционирует как доминантная, второстепенная или замещающая доминанта) V Эолийская доминанта , миксолидийский ♭ 6, нисходящий мелодический мажор или индуистский. C–D–E–F–G–A ♭ –B ♭ С 7 (9, ♭ 13) аккорд (функционирует как доминанта с ♭ 13 как неаккордовый тон или квинта, которую следует избегать при звучании аккорда, поскольку они производят второстепенную девятую) МЫ Полууменьшенный , локрский ♯ 2 или эолийский ♭ 5 C–D–E ♭ –F–G ♭ –A ♭ –B ♭ См 7 ♭ 5 (9, 11, ♭ 13) (функционирует как аккорд II в пятом ладу мелодического минора) VII Измененный масштаб , суперлокрийский или измененный доминирующий масштаб. C–D ♭ –E ♭ –F ♭ –G ♭ –A ♭ –B ♭ С 7 ( ♭ 9 или ♯ 9, ♯ 11, ♭ 13) аккорд (функционирует как доминанта с заменой квинты аккорда на ♯ 11 или ♭ 13, также может использоваться для гармонизации vii ø аккорд мелодический минор)
Режим | Имя | Шкала | Связанные аккорды [ нужна ссылка ] |
---|---|---|---|
я | Восходящий мелодический минор | C–D–E ♭ –F–G–A– B | См май7 (9, 11, 13) или аккорды до минор 6. Нота си (как нота маж7) различает до дорийский и восходящий мелодический минор до. |
II | Фригийский ♯ 6 или Дорийский ♭ 2 | D–E ♭ –F–G–A– B –C | Д 7сус ( ♭ 9, ♯ 9, 13) аккорд, где ♭ 2 является неаккордовым тоном, производящим второстепенную девятую ступень. Нота B придает дорийский вкус обычному фригийскому D. |
III | Лидийский дополненный | Е ♭ –F–G–A–B–C–D | E ♭ maj7 ♯ 5 (9, ♯ 11) аккорд (функционирует как III+). Аккорд E ♭ обычно действует как аккорд IV в родительском аккорде C дорийского (B ♭ ионического) |
IV | Лидийская доминанта | F–G–A– B –C–D–E ♭ | Ф 7 (9, ♯ 11, 13) аккорд (функционирует как доминантная, второстепенная или замещающая доминанта). Доминирующую функцию выполняет F 7 в C дорийском (или B ♭ ионическом) |
V | Миксолидийский ♭ 6 | G–A– B –C–D–E ♭ –F | Г 7 (9, ♭ 13) аккорд (выполняет функцию доминанты). Благодаря B ♮ (большая терция), а не B ♭ , вероятный G эолийский теперь имеет доминирующую функцию, поскольку G ожидается в C Sorian (поскольку V 7 ). Это один из редких случаев, когда аккорд VI (в B ♭ Ionian, как родитель дорийской гаммы C) является мажорным/доминантным, а не обычным минорным. |
МЫ | Половина уменьшена | A–B–C–D–E ♭ –F–G | Являюсь 7 ♭ 5 (9, 11, ♭ 13) (функционирует как аккорд II в пятом ладу мелодического минора). |
VII | Суперлокрианский или измененный масштаб | B–C–D–E ♭ –F–G–A | Б 7 ( ♭ 9 или ♯ 9, ♯ 11, ♭ 13) аккорд (функционирует как доминанта с заменой квинты аккорда на ♯ 11 или ♭ 13, также может использоваться для гармонизации vii ø аккорд мелодический минор). Эта гамма такая же, как B ♭ ионическая (как VII гамма I (C) дорийского), но сам корень поднимается на полтона до B ♮ . |
Уменьшенный масштаб
[ редактировать ]


Уменьшенная гамма , которую иногда называют октатонической гаммой , поскольку она содержит восемь тонов, состоит из серии чередующихся половинных и целых ступеней . Существует два типа уменьшенных гамм: один начинается с полутона, другой — с целого шага. Эти две шкалы являются модами друг друга.
Из-за повторения интервального рисунка только после двух нот каждая нота гаммы может быть основной в другой симметричной уменьшенной гамме. Например, уменьшенная гамма C типа с первым полушагом имеет те же ноты, что и уменьшенная гамма E ♭ с первым шагом на полтона , а также уменьшенная гамма D ♭ с первым шагом на всю ступень . Все три состоят из одних и тех же восьми тонов: C–D ♭ –E ♭ –E ♮ –F ♯ –G–A–B ♭ –C.
Из-за симметрии уменьшенного масштаба существует только три различных уменьшенных масштаба (показано справа). Все остальные являются модусами этих трёх.
Полная шкала тонов
[ редактировать ]
На V часто используется целая тоновая гамма, состоящая исключительно из целых ступеней. 7 ♯ 5 аккорды.
Пентатоника
[ редактировать ]

Две пентатоники, общие для джаза, — это мажорная пентатоника и минорная пентатоника . Они оба являются модусами друг друга.
Мажорная пентатоника начинается с мажорной гаммы и пропускает четвертую и седьмую ступени гаммы . Минорная пентатоника использует те же ноты, что и мажорная пентатоника, но начинается с шестой ступени соответствующей мажорной гаммы. В этой номенклатуре минор используется в смысле относительной тональности , поскольку диатоническая гамма ля минор является относительным минором диатонической гаммы до мажор.
Джазовые импровизаторы, особенно басисты и гитаристы, используют эти гаммы множеством интересных способов. Например, над B ♭ maj 7 ♯ 11 , можно использовать мажорную пентатонику, основанную на 2-й степени шкалы B ♭ (C–D–E–G–A), чтобы подразумевать 9–3– ♯ 11–13–7 соответственно. Аналогично, над полностью измененным F ♯ 7 аккорда можно использовать ту же мажорную пентатонику, на этот раз на основе тритона (C–D–E–G–A), чтобы подразумевать ♭ 5– ♭ 13– ♭ 7– ♭ 9– ♯ 9 соответственно.
Блюзовая гамма
[ редактировать ]

Термин «блюзовая гамма» относится к нескольким различным гаммам с разным количеством высот и соответствующими характеристиками. Блюзовая гамма из шести нот состоит из минорной пентатоники плюс хроматического переходного тона между 4 и 5. Эту добавленную ноту можно записать как ♭ 5 или ♯ 4. Гитаристы часто смешивают мажорную и минорную пентатонику вместе с блюзом. шкала.
Другая распространенная блюзовая гамма состоит из девяти нот (показано справа). Уинтроп Сарджент определяет эту гамму как «определенную серию тонов внутри октавы, используемую в качестве основы музыкальной композиции», составленную вместо этого из множества композиций и импровизаций (по словам Стернса : «очень многих джазовых пластинок») и предположительно отображающую влияние африканской музыки . [9] Ноты E ♭ и B ♭ — синие ноты . [10]
Гармоническая минорная гамма
[ редактировать ]
Гармоническая минорная гамма также представляет ценность для многих импровизаторов, поскольку она обеспечивает альтернативный цвет для многих распространенных аккордов и последовательностей аккордов. Гармоническую минорную гамму можно использовать в аккордах пьесы ля минор, особенно в минорной последовательности аккордов ii–V–i .
Одним из наиболее распространенных применений гармонической минорной гаммы является ее пятый лад, который часто слышится поверх доминантных аккордов.
Измененный доминирующий масштаб
[ редактировать ]
Измененная доминантная гамма, также условно называемая измененной гаммой , названа так потому, что все члены гаммы, которые могут быть изменены относительно основной доминантной гаммы ( миксолидийский лад ), без потери доминантного качества, изменяются. Шкала включает как измененные квинты ( ♭ 5 и ♯ 5), так и обе измененные девятые ( ♭ 9 и ♯ 9).
- Начиная с G, он содержит ноты: G, A ♭ , B ♭ , C ♭ , D ♭ , E ♭ и F.
- Начиная с C, он содержит ноты: C, D ♭ , E ♭ , F ♭ , G ♭ , A ♭ и B ♭ .
Измененные квинты энгармонически совпадают с ♯ 11 и ♭ 13, которые также можно считать измененными по отношению к их миксолидийским формам. Тоника, мажорная треть (как уменьшенная кварта ) и доминантная септима сохраняются как необходимые для доминирующего качества.
Под гаммой можно также понимать лад восходящей мелодической минорной гаммы, начиная с 7-й ступени гаммы. На С 7 аккорд, C ♯, мелодическая минорная гамма начинающаяся с B ♯ (энгармонически C), создает энгармонически измененную доминантную гамму C.
Эту шкалу также называют суперлокровой шкалой , поскольку она действительно напоминает локровскую шкалу с ♭ 4, но обычно считается шкалой высшего качества. Другое название этой гаммы — уменьшенная целотоновая гамма , потому что первый тетрахорд представляет собой уменьшенную гамму, а второй тетрахорд — целотоновую.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэтфилд, Кен (2005). Джаз и теория и приложения классической гитары , с. 121. ISBN 0-7866-7236-6 .
- ^ Тимочко, Дмитрий (1997). «Ограничение последовательного полутона в скалярной структуре: связь между импрессионизмом и джазом», Интеграл 11: 135–79.
- ^ Хамфрис, Карл (2002). Справочник по фортепиано . Бэкбит. п. 262. ИСБН 0-87930-727-7 .
- ^ Хамфрис (2002), с. 128.
- ^ Крапива, Барри (1987). Гармония 1 . Музыкальный колледж Беркли. п. 34. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Хамфрис (2002), с. 126.
- ^ «Таблица джазовых ладов» . www.apassion4jazz.net . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баерман, Ной (1998). Полный метод джазовой клавиатуры: освоение джазовой клавиатуры , с. 34. ISBN 0-88284-913-1 .
- ^ Сарджант, Уинтроп (1946). Джаз: горячий и гибридный . Нью-Йорк, Даттон. Цитируется у Маршалла Уинслоу Стернса (1970). История джаза , [ нужна полная цитата ] п. 278. ISBN 0-19-501269-0 .
- ^ Метфессел, Милтон, цитируется по Stearns (1970), стр. 278.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ямагучи, Масая. 2006. Полный тезаурус музыкальных гамм , переработанное издание. Нью-Йорк: Музыкальные службы Масая. ISBN 0-9676353-0-6 .