Джазовая гармония

Джазовая гармония — это теория и практика аккордов использования в джазовой музыке. Джаз имеет определенное сходство с другими практиками традиции западной гармонии , такими как множество последовательностей аккордов и включение мажорных и минорных гамм в качестве основы для построения аккордов. В джазе аккорды часто располагаются вертикально в мажорных или минорных терциях , хотя сложенные друг на друга четверти . довольно часто встречаются и [1] Кроме того, джазовая музыка имеет тенденцию отдавать предпочтение определенным гармоническим последовательностям и включает добавление к аккордам напряжений и интервалов , таких как 9-е, 11-е и 13-е. Кроме того, уникальные для стиля гаммы используются как основа многих гармонических элементов джаза. Джазовая гармония отличается использованием септаккорда как основной гармонической единицы чаще, чем трезвучий , как в классической музыке . [2] По словам Роберта Роулинза и Нора Эддина Баххи, «седьмые аккорды составляют основу джазовой гармонии». [2]
Фортепиано — два инструмента , и гитара которые обычно обеспечивают гармонию джазовой группы. Исполнители этих инструментов, как само собой разумеющееся, имеют дело с гармонией в реальном времени, в плавном импровизационном контексте. Это одна из величайших проблем в джазе.
В контексте биг-бэнда гармония является основой духового материала, мелодического контрапункта и так далее. Ожидается, что от солиста-импровизатора будет полное знание основ гармонии, а также собственный уникальный подход к аккордам и их взаимосвязи с гаммами. Личный стиль состоит из этих строительных блоков и ритмической концепции.
Джазовые композиторы также используют гармонию как основной стилистический элемент. [3] Открытая, модальная гармония характерна для музыки Маккоя Тайнера , тогда как быстрое смещение ключевых центров является отличительной чертой среднего периода Джона Колтрейна творчества . Хорас Сильвер , Клэр Фишер , Дэйв Брубек и Билл Эванс — пианисты, чьи композиции более типичны для богатого аккордами стиля, свойственного пианистам-композиторам. Джо Хендерсон , Вуди Шоу , Уэйн Шортер и Бенни Голсон — не пианисты, но также хорошо понимают роль гармонии в композиционной структуре и настроении. Музыкальность этих композиторов (включая также Диззи Гиллеспи и Чарльза Мингуса , которые нечасто записывались как пианисты) основана на аккордах игры на фортепиано, хотя они и не являются клавишниками.
Аутентичная каденция (VI) является наиболее важной как в классической, так и в джазовой гармонии, хотя в джазе она чаще следует за аккордом II или II, выступающим преобладающим . Цитируя Роулинза и Бахху, как указано выше: «II-VI [прогрессия] представляет собой краеугольный камень джазовой гармонии». [2]
II -VI ( ) может выглядеть по-разному в мажорной или минорной тональности, m7 — dom — maj7 или m7 ♭ 5 — dom ♭ 9 — минор . [4]
Другими центральными особенностями джазовой гармонии являются диатонические и недиатонические регармонизации, добавление аккорда V7(sus4) в качестве доминантного и недоминантного функционального аккорда , мажорный и минорный обмен, блюзовая гармония, вторичные доминанты , расширенные доминанты , обманчивое разрешение . родственные аккорды ii-V7, прямые модуляции , использование контрафактов , общие модуляции аккордов и модуляции доминантных аккордов с использованием прогрессий ii-V.
Бибоп или «прямой» джаз, в котором используются только некоторые из всех возможных расширений и изменений, отличается от свободной, авангардной или пост-боповой джазовой гармонии. [2]
Символы аккордов
[ редактировать ]Аналитическая практика в джазе распознает четыре основных типа аккордов, а также уменьшенные септаккорды. Четыре основных типа аккордов — мажорный , минорный , минорно-мажорный и доминантный . При написании в джазовой таблице эти аккорды могут иметь изменения, указанные в скобках после символа аккорда. Измененная нота — это нота, которая представляет собой отклонение от канонического тона аккорда. [ нужна ссылка ]
В джазовой нотации используются различные обозначения аккордов. Джазовый музыкант должен владеть альтернативными стилями нотной записи, которые используются. В следующих примерах символов аккордов C используется в качестве основного тона.
Эквивалентные символы | Тоны аккордов в примере тональности | Имя | Аудио | ||
---|---|---|---|---|---|
CΔ, CM7, Cmaj7 | CEGB | мажорный септаккорд | |||
С7 | КЭГБ ♭ | доминантный септаккорд | |||
С-7, См7 | CE ♭ ГБ ♭ | минорный септаккорд | |||
C-Δ7, CmM7, C⑦ | CE ♭ ГБ | минорный/мажорный септаккорд | |||
С∅, См7 ♭ 5, С-7 ♭ 5 | CE ♭ Г ♭ Б ♭ | полууменьшенный септаккорд | |||
С тот 7, Cdim7 | CE ♭ Г ♭ Б ![]() | полностью уменьшенный 7-й аккорд | |||
C7sus | КФГБ ♭ | доминантный или минорный приостановленный 4-й аккорд |
Большинство символов джазовых аккордов обозначают четыре ноты. Каждый из них обычно имеет «роль» как корень , третий , пятый или седьмой , хотя они могут быть сильно изменены и, возможно, использовать энгармоническое написание, которое маскирует эту основную идентичность. Например, теоретик джазовой гармонии Джим Кнапп предположил, что изменения ♭ 9 и даже ♯ 9 выполняют корневую роль.
Система наименования джазовых аккордов настолько детерминирована, насколько того желает композитор. Эмпирическое правило заключается в том, что изменения аккордов включаются в таблицу только тогда, когда изменения появляются в мелодии или имеют решающее значение для сути композиции. Квалифицированные импровизаторы способны предоставить идиоматический, сильно измененный гармонический словарь, даже если письменные символы аккордов не содержат изменений.
Можно указать аккорды, содержащие более четырех нот. Например, аккорд C-Δ9 содержит ноты (CE ♭ GBD).
Мелодическая минорная гамма
[ редактировать ]Большая часть джазовой гармонии основана на мелодической минорной гамме (используется только «восходящая» гамма, определенная в классической гармонии). Лады этой гаммы являются основой многих джазовых импровизаций и имеют разные названия, как показано ниже, на примере тональности до-минор:
Мелодический минорный тон | Характерный аккорд до минор | Тоны гаммы (тона аккордов выделены жирным шрифтом ) | Название(а) шкалы | |||
---|---|---|---|---|---|---|
IC | См(∆) | C D E ♭ F G A B | Мелодичный минор | |||
II-Д | Дм7 | D E ♭ F G A B C | Фригийский ♯ 6 или Дорийский ♭ 2 | |||
III - Е ♭ | E ♭ ∆( ♯ 5) | Е ♭ Ж А Б В Г | Лидиан ♯ 5 или Лидиан дополненный | |||
IV-Ж | F7 | Ж А Б В Г Е ♭ | Миксолидийский ♯ 4 или лидийский доминант | |||
V - G | G7 | Г А Б В Г Е ♭ Ж | Миксолидийский ♭ 6 или «индуистский» | |||
С ПОМОЩЬЮ | A∅ | А Б В Г Е ♭ Ж Г | Локриан ♯ 2 | |||
VII - Б | B7альт | Б В Г Е ♭ Е Г А | Измененный , уменьшенный целый тон , или локрий ♭ 4. |
Особенно богат изменениями VII аккорд. Поскольку он содержит ноты и изменения (I, ♭ 9, m3/ ♯ 9, M3, ♭ 5/ ♯ 11, ♭ 13, m7), он особенно важен в джазовой гармонической идиоме, особенно как аккорд V в миноре. ключ. В нашем примере тональности до-минор аккорд V — это G7, поэтому импровизатор будет использовать измененную гамму G7 (лад VII мелодического минора A ♭ ). Полная прогрессия ii-VI в до минор 7, расширенная 9, уплощенная пятая часть может указывать на следующее:
ii | D∅ | D Locrian ♯ 2 (лад VI мелодической минорной гаммы F) | ||
V | G7(все) | Измененная гамма G (режим VII мелодической минорной гаммы A ♭ ) | ||
я | См(∆) | До мелодический минор (лад I гаммы до мелодик минор) |
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гармония и оркестровка для танцевального оркестра, Роберт де Керс (де) (1906–1987), Брюссель : Éditions musices Charles Bens (1944); OCLC 35083146 , 930383216 , 1456272 и ОСЛК 757363748 , 915601359
- Теория аккордовой гаммы и джазовая гармония, Барри Л. Неттлз (1942 г.р.) и Ричард Граф, Advance Music (1997); ОСЛК 39925889 , ISBN 3-89221-056-X
- Популярная и джазовая гармония для композиторов, аранжировщиков и исполнителей (переработанная редакция), Дэниел Энтони Ричильяно, Нью-Йорк : Donato Music Publishing Company (1969); ОСЛК 24031 , 756982208
- Замена джазовой гитары DOG EAR Tritone , автор Р. Кен, Amazon Digital Services, Inc. (2012); ASIN: B008FRWNIW
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Складывание третей» . Как играть на блюзовой гитаре. 29 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2008 г. Проверено 6 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роберт Роулинз, Нор Эддин Бахха (2005). Джазология: Энциклопедия теории джаза для всех музыкантов , Хэл Леонард , стр. 11 , 13 , 42 ; ОСЛК 82480053 , ISBN 0-634-08678-2 .
- ^ «Теория джаза и гармония поп-музыки: обучение импровизации» . 19 апреля 2012 года . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Питер Спитцер (2001). Справочник по теории джаза , публикации Мела Бэя , стр. 30; ISBN 0-7866-5328-0 .