Валторна в джазе
Хотя валторна в основном используется в классических музыкальных произведениях, в середине 20 века она вошла в мир джаза . Хотя этот инструмент остается относительно редким, роль валторны в джазе развивалась с момента ее появления в 1940-х годах до 2010-х годов . Обратите внимание, что выражение «горны» в джазе часто используется в разговорной речи для обозначения всех духовых инструментов, используемых в джазе (например, трубы, саксофона, тромбона и т. д.).
Начало
[ редактировать ]Оркестр Клода Торнхилла был первой группой, включившей валторну в джазовый ансамбль . В начале 1940 года оркестр Клода Торнхилла переехал в южную Калифорнию. [1] За это время группа Thornhill двигала джаз в совершенно новом направлении, создавая совершенно новое звучание. Первоначальная группа Торнхилла состояла из двенадцати музыкантов, каждый из которых играл на традиционных «джазовых» инструментах. Когда Торнхилл нанял Билла Бордена в качестве аранжировщика, они создали группу с более оркестровым стилем. Их новое звучание заключалось в использовании нетипичных для джаза инструментов и смешении необычного звучания инструментов .
Примерно в то же время Джулиус Уоткинс присоединился к джаз-бэнду из шести человек, играющему на валторне. Уоткинс ранее работал и гастролировал с группой Эрни Филдса в течение трех лет, играя дополнительные партии трубы только по мере необходимости. Группа играла вместе недолго, около года, а затем распалась в 1943 году . После нескольких лет игры в танцевальных коллективах Уоткинсу предложили играть в Милта Бакнера джаз-бэнде в Детройте . Затем он оказался востребованным как единственный джазовый валторнист на Среднем Западе . Уоткинс играл не только с группой Бакнера на концертах, но и с Милта Джексона небольшой группой . Свою первую сольную мелодию он записал с группой Бакнера в 1949 году , песню под названием «Yesterdays» . [2]
В 1950-х годах валторна в джазе была не так распространена, как можно было бы подумать, хотя группы использовали ее уже почти десять лет. Лайонела Хэмптона группа совершенно случайно взяла на вооружение Уилли Раффа, играющего на валторне В 1954 году . После того, как группа Хэмптона выступила на «Шоу Эда Салливана» , Рафф позвонил своему другу Айвори Митчеллу, пианисту группы, который убедил Раффа выступить с группой на концерте на следующий вечер. Сразу после того, как группа закончила выступление, Хэмптон нанял в группу Раффа. [3]
Главные роли
[ редактировать ]После того, как валторна нашла свое применение в более крупных ансамблях, многие музыканты были разочарованы тем, что застряли на второстепенной роли. Многие известные музыканты, играющие на валторне, выступали в небольших группах, давая инструменту роль хедлайнера в джазовых комбо. Хороший отчет о присутствии валторны в джазе содержится в исследовании Рональда Свитмана « Предварительная хронология использования валторны в джазе» , текст дальнейшей редакции 1991 года, Montréal Vintage Society, 1991. ISBN 1-895002-05-2 .
Секстет Джулиуса Уоткинса
[ редактировать ]В 1950 году Уоткинс переехал в Нью-Йорк, чтобы учиться в Манхэттенской музыкальной школе . Работая с группой Милта Бакнера , Уоткинс чувствовал, что он не был должным образом интегрирован в группу с точки зрения аранжировок Бакнера. Он продолжал записываться с такими известными артистами, как Телониус Монк , но больше не был удовлетворен работой в качестве сайдмена . В июле 1954 года секстет Джулиуса Уоткинса родился . В состав команды входили Уоткинс на валторне, Фрэнк Фостер на тенор-саксофоне, Перри Лопес на гитаре, Оскар Петтифорд на басу, Кенни Кларк на барабанах и Джордж Батчер на фортепиано. Вместе секстет записал девять треков на двух альбомах. Сам Уоткинс написал шесть оригинальных композиций, вошедших в эти альбомы.
Дуэт Митчелл-Рафф
[ редактировать ]Рафф и Айвори Митчелл решили сформировать дуэт Митчелл-Рафф после ухода из Лайонела Хэмптона группы . Как выяснилось, Рафф и Митчелл играли вместе, когда находились на авиабазе Локборн недалеко от Колумбуса , штат Огайо. Впервые в дуэте играли Митчелл на фортепиано и Рафф на басу, которых он взял для выступления по просьбе Митчелла. На этот раз Рафф играл на валторне, иногда на басу, а также на фортепиано Митчелла. Они работали не покладая рук и играли вместе со многими популярными группами, выступая в антракте в Café Bohemia для Макса Роуча , Стэна Гетца , Хораса Сильвера , Джей Джей Джонсона и Джимми Смита .
Дуэт переехал из Café Bohemia в Birdland, когда они были приглашены в качестве группы Каунта Бэйси антрактной . Бэйси Зная, что они не могут напрямую конкурировать с жестким блюзом , дуэт извлек выгоду из своего контраста со звуком Бэйси, играя мягким и сочным звуком. Демонстрируя свое разное звучание, Рафф и Митчелл продолжали получать заказы от Birdland на выступления в антрактах для других известных групп, таких как Майлз Дэвис , Диззи Гиллеспи , Сара Вон , Лестер Янг , Дина Вашингтон и другие. [3]
Влияние Гила Эванса
[ редактировать ]Поработав с Клодом Торнхиллом и аранжируя его оркестр, он начал аранжировать Майлза Дэвиса . В 1948 году была основана группа Miles Davis Nonet, звучание которой совершенно не отличалось от всего, что слушатели джаза слышали раньше. Первоначальная идея нонета заключалась в том, чтобы добиться звучания, подобного оркестру Торнхилла, но с меньшим количеством персонала. Группа направила джаз на новый путь, в сторону от огромного биг-бэнда , который был популярен в то время. Однако они приняли новый инструментарий с валторной, который оставался в аранжировках Эванса на протяжении всей его карьеры.
Майлз Дэвис Нонет записывал « Birth of the Cool » с января 1949 по март 1950 года, и на записи чередовались три разных валторниста: Гюнтер Шуллер , Джуниор Коллинз и Сэнди Сигельштейн.
Гил Эванс продолжал аранжировать и сочинять музыку после того, как покинул Майлза Дэвиса. Он создал более крупный джазовый оркестр, насчитывающий более 16 музыкантов. Эванс аранжировал и записывал песни вплоть до 1980-х годов . В большинстве его записей с оркестром использовалась валторна и другие нетрадиционные джазовые инструменты. Эванс позволил валторнистам играть более стабильную роль в исполнении и записи джаза. [4]
Третий поток
[ редактировать ]Термин « третий поток » был придуман в 1957 году Гюнтером Шуллером , композитором и валторнистом , для описания слияния джазовой импровизации и классической музыки . [5] Этот новый жанр дал валторне более постоянное место, которое не могли предложить традиционные джазовые группы.
Джон Грас
[ редактировать ]Джон Граас – один из выдающихся оркестровых джазовых аранжировщиков . До аранжировки Граас играл на валторне со многими известными джазовыми музыкантами, такими как Пол Уайтмен , Стэн Кентон и Гленн Миллер . В начале 1950-х он начал сочинять музыку третьего направления, еще до того, как появился термин для его определения. За свою карьеру он аранжировал и исполнил множество популярных джазовых саундтреков . Однако его величайшим достижением являются джазовые композиции для оркестра с валторной.
Гюнтер Шуллер
[ редактировать ]С юных лет Шуллер слушал как джаз, так и классическую музыку. Выросший в семье своего отца- скрипача , он изначально считал классическую музыку более качественной в музыкальном и культурном отношении, чем джаз. Однажды вечером, , к Шуллеру пришло прозрение слушая Дюка Эллингтона : джаз не так уж примитивен , как первоначально считал его отец. Он начал расшифровывать записи Эллингтона и изучать его работы, что было очень похоже на то, как он начинал с классических записей. Через некоторое время Шуллер начал играть в джазовых коллективах, в то время, когда валторн в джазовых коллективах было еще относительно мало. [6]
Шуллер начал заниматься дирижированием , работая в группе с Джей Джей Джонсоном . Джонсон писал огромные многочастные произведения, и Шуллеру, как единственному дирижеру, оставалось взять их на себя. Затем он занялся сочинением музыки и аранжировкой , хотя сочинять начал раньше, не получив признания. Его первое произведение «Jumpin in the Future» представляло собой атональную джазовую композицию, основанную на 12-тоновой музыке .
Однако как только Шуллер начал сочинять музыку, он перестал играть на валторне. Когда он провел слишком много времени вдали от инструмента, он решил, что у него больше нет сил продолжать играть. Тем не менее, большинство его работ третьего потока включают партии духовых инструментов.
Современная валторна в джазе
[ редактировать ]Многие современные джазовые валторнисты сделали себе имя в 70-х , 80-х , 90-х и 00-х годах . Некоторых популярных джазовых валторнистов обучали в частном порядке выдающиеся джазовые валторнисты. Помимо упомянутых ниже, среди других важных джазовых валторнистов Роберт Рауч, Адам Ансворт, Джим Раттиган, Ричард Тодд , Аркадий Шилклопер , Джованни Хоффер, Шэрон Фриман , Питер Гордон и Маршалл Сили.
Музыканты
[ редактировать ]Джон Кларк
[ редактировать ]Джон Кларк, пожалуй, самый важный валторнист в джазе после Джулиуса Уоткинса , он играет на многих джазовых и студийных концертах и действует до сих пор.
Адам Ансуорт
[ редактировать ]Солист и записывающийся исполнитель Адам Ансворт — доцент Хорна в Мичиганском университете в Анн-Арборе . Как исполнитель он занимается заказом и исполнением произведений ныне живущих композиторов с целью расширения репертуара и переопределения границ валторны. Его последний релиз под названием Balance представляет собой джазовую запись для валторны, джазового квинтета и камерного оркестра , в которой представлены аранжировки его оригинальных композиций.
Том Бэкон
[ редактировать ]Том Бэкон считается одним из основоположников современной джазовой игры на валторне. После смерти Джулиуса Уоткинса Том Бэкон подхватил его идею использовать валторну в джазовой обстановке. Он виртуоз , начавший свою профессиональную карьеру в 18 лет с Чикагским гражданским оркестром . вдохновили его Хотя большая часть музыкального образования Бэкона не связана с джазом, такие великие музыканты, как Дюк Эллингтон и Элла Фицджеральд, играть джаз. Он записал альбом The Flipside, в который вошли произведения, написанные исключительно для сольной джазовой валторны; семь произведений были написаны специально для Бэкона, а две - им самим.
Том Варнер
[ редактировать ]Том Варнер сейчас является одним из самых известных джазовых музыкантов, играющих на валторне. Он учился у Джулиуса Уоткинса в 1970-х годах . Поработав в качестве помощника со многими известными джазовыми музыкантами и группами , он смог возглавить собственную группу. Начиная с 1980-х годов он основал собственные группы, играющие на валторне. Даже сегодня он сочиняет и ведет записи. После многих лет жизни в Нью-Йорке Варнер переезжает в Сиэтл, работая в Корнуоллском колледже искусств . [7]
Винсент Ченси
[ редактировать ]Другой ученик Джулиуса Уоткинса , Винсент Ченси, является еще одним примером современных артистов, демонстрирующих свои навыки игры на валторне в джазе. Сыграв в качестве помощника на более чем 150 записях, Ченси начал записывать свои собственные джазовые альбомы с участием валторны. Его первый альбом, выпущенный в 1993 году, под названием Welcome, Mr. Chancey, включал квартет , в котором Ченси играл на валторне, электрогитаре , басу и барабанах . В 1996 году он выпустил второй альбом Vincent Chancey and Next Mode с собой и четырьмя другими инструментами: тенор-саксофоном , фортепиано , басом и ударными. [8]
Аркадий Шилклопер
[ редактировать ]родился в Москве и Шилклопер освоил расширенную технику игры на валторне и альфорне . По словам Леонарда Физера , его владение валторной и его творческий потенциал установили новый стандарт. [9] https://en.wikipedia.org/wiki/Arkady_Shilkloper
Марк Тейлор
[ редактировать ]родился в Чаттануге , штат Теннесси, и Марк Тейлор является представителем «следующего поколения» джазовых валторнистов. После аспирантуры у Дэйва Холланда и Джорджа Рассела в консерватории Новой Англии в Бостоне Марк переехал в Нью-Йорк, где выступал и записывался со множеством современных гигантов и выпустил три компакт-диска в качестве лидера : QuietLand на Mapleshade Records и Circle Squared и At. What Age на собственном лейбле Taymons Music. Марк работал с легендой джаза Максом Роучем в качестве солиста, а также с признанными критиками передовыми композиторами Генри Тредгиллом ( «Очень очень цирк» ), Мухалом Ричардом Абрамсом и Энтони Брэкстоном , среди других. Он выступал в джаз-клубах , на фестивалях и концертных залах от Финляндии до Сирии , а также был приглашенным исполнителем на самом первом фестивале джазовых рожков Джулиуса Уоткинса в Нью-Йорке на Трикотажной фабрике . [10]
Алекс Брофски
[ редактировать ]После записи более «традиционных» джазовых стилей с такими известными артистами, как Сонни Роллинз , Майлз Дэвис и Гил Эванс , Алекс Брофски перенес валторну в эйсид-джаз . Он экспериментировал со многими разными стилями и добился успеха со своей эйсид-джаз-группой AB+. Его последняя работа — совместная работа с вокалистом Майклом Слэттери (Helen's Funeral Band — Living Slowly). Он также собирается выпустить альбом на британском лейбле Adaptation Music. [11] Алекс Брофски фигурирует в Сталли альбоме «Огайо » в 2014 году . Он написал и сыграл 73 партии валторны и Роудса под бит Д. А. Домана для песни «What it Be Like». Трек был спродюсирован Дэвидом Д.А. Доманом для Maybach Music при участии Стэлли и Нипси Хассла .
Джазовый фестиваль валторны Джулиуса Уоткинса
[ редактировать ]Джазовый фестиваль Джулиуса Уоткинса валторны был организован Томом Варнером и проводился ежегодно с 1994 по 1998 год в Нью-Йорке , начиная с Трикотажной фабрики . [12] Фестиваль был создан, чтобы почтить наследие Уоткинса и способствовать дальнейшему развитию искусства джазовой валторны. В первые пять лет существования в число исполнителей и докладчиков входили Варнер, Джон Кларк , Винсент Ченси , Марк Тейлор , Дэвид Амрам , Дуг Хилл, Дебора Терлоу, Роберт Рауч, Маршалл Сили, Алекс Брофски и Рэй Вонг. После 11-летнего перерыва фестиваль был возрожден в 2009 году Томом Варнером в Сиэтле в Корнуоллском колледже искусств с участием Варнера, Винсента Ченси, Джона Кларка и Адама Ансворта , ведущих валторнистов современного джаза. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейн Криз, Стефани (2002). Гил Эванс: Вышел из себя . Чикаго: Книги а капеллы. стр. 71–75 . ISBN 1-55652-425-0 .
- ^ Смит, Патрик. «Джулиус Уоткинс и эволюция жанра джазовой валторны» (PDF) . Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Рафф, Вилли (1991). Призыв к собранию . ISBN 0-670-83800-4 .
- ^ Хоррикс, Раймонд (1984). Гил Эванс . Hippocrene Books Inc. Нью-Йорк: ISBN 0 88254 909 Х .
- ^ «Джаз» . Британика Онлайн.
- ^ «Гюнтер Шуллер: Несколько потоков» . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ «Биография Тома Варнера» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 г. Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ «Винсент Ченси» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «Ein Ensemble mit Profil – Джаз в Германии» . Jazzpages.com (на немецком языке). 01.05.2000. Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 г. Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Чаттануга приобрела новый облик, чтобы отметить своих выдающихся музыкантов» . www.knoxvilledailysun.com . 14 апреля 2015 г. Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Алекс Брофски» . Архивировано из оригинала 22 июня 2011 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ Уотрус, Питер (27 января 1994 г.). «Обзор/Джаз; Фестиваль валторны на одну ночь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Джазовый фестиваль валторны Джулиуса Уоткинса» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 г. Проверено 25 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Набор ссылок о джазе на валторне с сайта Харлана Файнштейна