Jump to content

Модальный джаз

Модальный джаз — это джаз , в котором используются музыкальные лады , часто модулирующиеся между собой для сопровождения аккордов, вместо того, чтобы полагаться на один тональный центр, используемый во всем произведении.

Хотя модальный джаз и оказал влияние на настоящее время, он был наиболее популярен в 1950-х и 1960-х годах, о чем свидетельствует успех композиции Майлза Дэвиса 1958 года « Milestones » и альбома 1959 года Kind of Blue , а также квартета Джона Колтрейна с 1960 по 1965 год. Среди других исполнителей модального джаза — Чик Кориа , Билл Эванс , Херби Хэнкок , Джо Хендерсон , Бобби Хатчерсон , Фароа Сандерс , Вуди Шоу , Уэйн Шортер , Маккой Тайнер и Ларри Янг . [1]

Как в бибопе , так и в хард-бопе музыканты используют аккорды, чтобы создать фон для соло. Пьеса начинается с темы, которая представляет собой серию аккордов для соло. Эти аккорды повторяются на протяжении всего произведения, в то время как солисты играют новые, импровизированные темы поверх повторяющейся последовательности аккордов . К 1950-м годам импровизация под аккорды стала настолько доминирующей частью джаза, что музыкантам во время записи иногда давали не что иное, как список аккордов для игры. [2]

Мерсер Эллингтон заявил, что Хуан Тизоль придумал мелодию для « Каравана » в 1936 году в результате того, что он изучал музыку в Пуэрто-Рико, где они не могли позволить себе много нот, поэтому учитель переворачивал музыку вверх дном после того, как они научились играть. играйте правой стороной вверх. [3] Эта техника «инверсии» привела к модальному звучанию во всем творчестве Тизола. [3]

Сообщается, что Сан Ра репетировал в 1950 году с небольшой группой, состоящей из Гарольда Оусли , Вернеля Фурнье и Уилбура Уэра , которая играла оригинальные модальные песни, в которых мелодия была основана на одном аккорде или вампе - за десять лет до того, как этот подход стал популярным в джазе. [4]

Саксофонист Уэйн Шортер отметил, что композиция пианиста Бада Пауэлла « Glass Enclosure » 1953 года была одной из первых джазовых композиций, в которых использовались лидийские аккорды , основанные на лидийском ладе , который не получил широкого распространения в джазе примерно десять лет спустя. [5] 1951 года В песне Пауэлла Un Poco Loco используются лидийские аккорды и даже используются лидийские аккорды, наложенные поверх каждого, что подразумевает политональность ( ре мажор 7 вместо до мажор 7: CEGBDF#AC#) с импровизацией, основанной на чередовании лидийской политональности и измененной доминанте. аккорд. [6]

К концу 1950-х годов, вдохновленные экспериментами композитора и руководителя группы Джорджа Рассела, музыканты начали использовать модальный подход. Они решили не писать свои произведения, используя обычные смены аккордов, а вместо этого используя лады. Среди музыкантов, использующих эту технику, — Майлз Дэвис, Фредди Хаббард , Билл Эванс, Херби Хэнкок и Уэйн Шортер.

Вступительный аккорд « Maden Voyage »: минорный одиннадцатый аккорд (Am9/D). [7] Играть Использование D Дориана . [8]

Среди значительных композиций модального джаза были « So What » Майлза Дэвиса и « Impressions » Джона Колтрейна. [9] «So What» и «Impressions» следуют одной и той же структуре AABA и были в ре-дорийском стиле для разделов A и модулированы на полтона до ми-бемольного дорийского для раздела B. Дорианский лад – это натуральный минор с повышенной шестой ступенью. » Дэвиса Другие композиции включают « Зарисовки фламенко » Билла Эванса , « Peace Piece » Шортера и « Следы . [9]

Дэвис записал один из самых продаваемых джазовых альбомов всех времен в этой модальной структуре. Kind of Blue – это исследование возможностей модального джаза. [10] [9] Дэвис признал решающую роль, которую сыграл Билл Эванс, бывший участник ансамблей Джорджа Рассела, в его переходе от хард-бопа к модальной игре. Хотя его исследования модального джаза были спорадическими на протяжении 1960-х годов, он включил несколько мелодий из Kind of Blue в репертуар своего второго квинтета.

Колтрейн возглавил широкое исследование границ модальной импровизации и композиции со своим квартетом, в который вошли Элвин Джонс (ударные), Маккой Тайнер (фортепиано), а также Реджи Уоркман и Джимми Гаррисон (бас). Несколько альбомов Колтрейна того периода признаны образцами модального джаза: Africa/Brass (1961), [9] Жить! в Village Vanguard (1962), Crescent (1964), A Love Supreme (1964), [9] и Медитации (1965). Композиции Колтрейна этого периода, такие как «India», «Chasin' the Trane», «Crescent» и «Impressions», вошли в джазовый репертуар вместе с его интерпретациями таких стандартов, как « My Favorite Things » Ричарда Роджерса и традиционными композициями Колтрейна этого периода. « Зеленые рукава ».

  1. ^ Генри Мартин, Кейт Уотерс (2008). Essential Jazz: The First 100 Years , стр. 178–79. ISBN   978-0-495-50525-9 .
  2. ^ «История модального джаза и хип-хопа» . Сращивание . Проверено 11 июня 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б Эллингтон, Мерсер (24 апреля 2011 г.) [1994]. «Мерсер Эллингтон о фортепианном джазе» . Фортепианный джаз (Интервью). Беседовала Мэриан Макпартленд . 13:50 . Проверено 3 декабря 2013 г. Ну, Тизоль написал мелодию и сказал, что, знаете, он раньше слышал эти необычные мелодии, потому что в Пуэрто-Рико, где он учился, они были очень бедны и не могли позволить себе слишком много музыки. Поэтому, чтобы попрактиковаться и получить разнообразные композиции, они переворачивали музыку с ног на голову. И в результате вы получаете тот модальный звук, который исходит от большинства вещей, в которых участвует Тизоль.
  4. ^ Швед, Джон Ф. (1997) Пространство - это место: Жизнь и времена Солнца Ра (глава 2). Нью-Йорк: Книги Патеона.
  5. ^ Мерсер, Мишель (2007) Следы: жизнь и творчество Уэйна Шортера. Пингвин.
  6. ^ ДеМотта, Дэвид Дж. (2015) Вклад Эрла «Бада» Пауэлла в стиль современного джаза. Докторская диссертация, Городской университет Нью-Йорка.
  7. ^ Кернфельд, Барри (1997). Что слушать в джазе , стр.68. ISBN   978-0-300-07259-4 .
  8. ^ Гердер, Рональд (1987). 1000 идей для клавиатуры , стр.75. ISBN   978-0-943748-48-1 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Сутро, Дирк (2011). Джаз для чайников . ISBN   978-1-118-06852-6 .
  10. ^ Миллер, Майкл (2008). «Полный идиотский путеводитель по истории музыки» , [ нужна страница ] . ISBN   978-1-59257-751-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2dd9775af3161faf20e57b0071db0f6__1722802620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/f6/e2dd9775af3161faf20e57b0071db0f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modal jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)