Jump to content

Европейский фри-джаз

Дерек Бэйли

Европейский фри-джаз является частью мировой сцены фри-джаза со своим развитием и особенностями. Трудно установить, кто является основателем европейского фри-джаза из-за различий в развитии в разных европейских странах. Однако можно быть уверенным, что европейский фри-джаз взял свое развитие из американского фри-джаза , где такие музыканты, как Орнетт Коулман, произвели революцию в способе игры.

американское происхождение

[ редактировать ]

Фри-джаз получил свое название от альбома Орнетта Коулмана Free Jazz (Atlantic, 1961), описывающего американский авангардный джаз 1960-х годов. [1] Помимо «авангарда», ее называли «Новой волной», «Новой вещью», «экшн-джазом», а в Европе «импровизированной музыкой». [1] Немцы играли форму фри-джаза, которая имела что-то общее с алеаторической музыкой Бернда Алоиса Циммермана и исполнялась Дереком Бейли , Иоахимом Куном , Альбертом Мангельсдорфом , Манфредом Шуфом , Джоном Сурманом и Александром фон Шлиппенбахом . [1]

Фри-джаз был непопулярен и плохо продавался. [1] Это рассматривалось как музыкальная, политическая и социальная реакция на структуру джаза и американского общества того времени. «Для некоторых исполнителей этот стиль был слабо связан с движением «Власть черных» в США, отчасти из-за радикальных политических взглядов некоторых его практиков и защитников (например, Арчи Шеппа и Леруа Джонса , позже известного как Амири Барака), а отчасти из-за к взрывному, экспрессионистскому характеру самой музыки». [2] Из-за отсутствия коммерческого успеха фри-джазовой музыки, а также расовых проблем, таких как Движение за гражданские права , многие американские музыканты фри-джаза начали гастролировать по европейскому континенту, играя и распространяя свой новый авангардный стиль по всей Европе. [3] Джазовые музыканты, такие как Орнетт Коулман, Альберт Эйлер , Дон Черри , Бад Пауэлл , Дон Байас, путешествовали и выступали по всей Европе. [4] В отличие от отсутствия коммерческого успеха в Америке, многие американские музыканты фри-джаза добились как коммерческого успеха, так и признания в Европе, что привело к турне по Европе и расширению резиденций. [5] «Ряд джазовых музыкантов мигрировали в другие части света, где получили противоположный отклик, считая их высшим выражением высокой культуры. Таким образом, многие из них остались в изгнании и пользовались беспримерным успехом во Франции, Германии, Японии. , Скандинавия и Нидерланды после мировых войн». [6]

Хотя большая часть американской публики считала эту музыку бесструктурной, провокационной и нелепой, некоторым европейским слушателям нравилась «диссонирующая и, казалось бы, хаотичная музыка». [7] «Многие европейцы рассматривали фри-джаз как дескриптор, чаще всего используемый средствами массовой информации по обе стороны Атлантики для обозначения музыкального движения, которое вспыхнуло, как вспышка, в афро-американских... и западноевропейских... джазовых сообществах. Социальный контекст в оба случая включали реакцию музыкантов против основной джазовой культуры, которую они считали вступающей в сговор с репрессивной западной гегемонией, которая была по своей сути расистской, исторически империалистической и эксплуататорской, продажно декадентской и порочной, поскольку ее власть была брошена на вызов». [8] Отчасти из-за провокационного характера музыки, а также свободы, которую она предоставляла как музыканту, так и слушателю, многие европейцы связывали негативную реакцию по отношению к американскому обществу, выраженную в фри-джазе, с контркультурными и антиимпериалистическими движениями в Европе в период фри-джаза. конец 1960-х годов.

Европейское признание

[ редактировать ]

Вопреки общественной реакции на фри-джаз, полученной в Соединенных Штатах, многие европейцы (музыканты, критики и молодые люди) отождествляли себя с этим стилем музыки. В то время как многие афроамериканцы ассоциировали этот авангардный стиль с Движением за гражданские права в Америке, многие европейцы 1960-х годов, особенно студенты студенческого возраста, ассоциировали этот стиль музыки с антиколониалистскими движениями, происходящими по всей Европе в то же время.

Музыка под рубрикой «фри-джаз» – музыка Орнетта Коулмана, Сесила Тейлора, Альберта Эйлера, Джона Колтрейна, Сан Ра и их групп, если назвать основных пионеров, оказавших наибольшее влияние в Европе – зажгла джазовые сцены там, в Европе. середина-конец 1960-х годов. Последующее движение фри-джаза в их странах было связано с событиями и духом студенческих протестов и беспорядков 1968 года в Париже и Берлине («68-е»), а также с новыми утверждениями черной идентичности в Америке. Расовый конфликт, характерный для Соединенных Штатов, перерос в Европу в международный радикальный левый подход – с молодым белым лицом, а не с сердитым черным лицом – враждебный западному империалистическому капитализму и псевдокультуре. [9]

Поскольку американские музыканты фри-джаза продолжали играть по всей Европе, жанр фри-джаза и связанные с ним культурные движения в Европе также начали распространяться, что побудило многих европейских джазовых музыкантов подражать авангардному стилю игры, а также перенимать его методы. создавать свое индивидуальное звучание. «Отражая свое разное происхождение, эти музыканты часто смешивают личное повествование, напоминающее афрологическую перспективу, с некоторыми звуковыми образами, характерными для европейских форм, охватывающих несколько столетий». [10]

Европейское развитие фри-джаза

[ редактировать ]
По данным Йоргенсманна, 2009 г.

Введение этого нового, авангардного стиля повлияло на многих европейских джазовых музыкантов, таких как немецкий саксофонист Петер Брецманн , который известен как один из первых европейских музыкантов фри-джаза. Основатели европейского фри-джаза обычно исходили из классического джаза, а затем перешли от бибопа и хард-бопа к фри-джазу . Брецманн начал играть фри-джаз в 1964 году и сформировал квинтет с Питером Ковальдом и Свеном-Оке Йоханссоном. В следующем году он гастролировал по Европе в составе квинтета под руководством Майка Мантлера и Карлы Блей, и они начали сотрудничество с Globe Unity Orchestra. это продолжалось до 1981 года». [11]

Брецманн известен своей нервной и быстрой игрой, хотя гармонию в его игре часто упускают из виду. Его соратник Питер Ковальд интерпретировал фри-джаз на контрабасе. Ковальд помог в создании таких организаций, как «FMP (1969), которая спонсирует выступления и выпускает записи фри-джаза, Wuppertal Free Jazz Workshop и 360 ° Spielraum für Ideen, художественную галерею и пространство для выступлений в Вуппертале». [11]

Тромбонист Альберт Мангельсдорф , хотя и имел более классическое происхождение, также имел большое влияние. Он гастролировал по Азии, США и Южной Америке и был одним из «лучших тромбонистов современного джаза». [12]

Александра фон Шлиппенбаха устроил Оркестр Globe Unity скандал во время своего дебюта в Берлине. [13] В Германии некоторые из исполнителей фри-джаза второго поколения происходили из более европейской музыки, например Георг Грю, Тео Йоргенсманн или Ханнес Бауэр . [14] В Восточной Германии тромбонист Конни Бауэр и барабанщик Гюнтер Зоммер распространяли фри-джаз в Социалистическом блоке . [15] Бауэр «сформировал Doppelmoppel, квартет из двух тромбонов и двух гитар». [16] в 1982 году и участвовал в Европейском джазовом ансамбле, который в 1996 году отпраздновал свое 20-летие. [17] В Великобритании саксофонист Эван Паркер , на которого большое влияние оказал Джон Колтрейн , взял на себя роль Брецмана для Британии. Гитарист Дерек Бэйли и тромбонист Пол Резерфорд также развивали британскую сцену. И Пол Резерфорд, и Эван Паркер экспериментировали с сольной импровизацией на протяжении длительных периодов своей карьеры. [18] Слава/Вячеслав/Ганелин из Советской Литвы произвел фурор в конце 70-х, играя с Владимиром Чекасиным и перкуссионистом Владимиром Тарасовым. Лео Фейгин из Leo Records продюсировал десятки своих альбомов, а также других музыкантов из Восточного блока.

Помимо роста популярности музыкантов фри-джаза в Европе, в 1960-е годы произошел «внезапный всплеск критического интереса… появление новой группы критиков – молодых интеллектуалов, таких как Ив Бюэн, Мишель Ле Брис, Ги Копелович и Жан-Луи Комолли – вставший на путь экспериментального джаза». [19] В это время фри-джаз меньше основывался на своем американском происхождении и стал более европейским. [20] Благодаря использованию «спонтанной импровизации, теоретически свободной от диатонической / хроматической и метрической систем, управляющих гармонией, мелодией и ритмом как дофри-джаза, так и другой западной музыки», [21] Европейские музыканты фри-джаза создали интерпретации, основываясь на своем опыте работы в Западной Европе. [22] В Европе этот стиль музыки достиг относительного уровня успеха, которым «боп», «ранний джаз» и «свинг» пользуются [ed] в Америке». [23] в соответствующие музыкальные периоды. По данным Oxford Music Online, «в Европе (особенно в Англии) фри-джаз также известен просто как« импровизационная музыка », особенно в исполнениях, которые подчеркивают стилистическую связь с авангардной художественной музыкой, а не со звуками афроамериканского происхождения». [3]

Фри-джаз как вид искусства в Европе

[ редактировать ]

По мере того как фри-джаз, или «импровизационная музыка», рос и развивался как популярный музыкальный жанр в Европе, росли и его сторонники – как случайные, так и научные. Хотя в Европе всегда существовала тесная связь между фри-джазом и политической и социальной борьбой, многие сторонники этого жанра начали настаивать на деполитизации музыки, призывая слушателей рассматривать фри-джаз как форму искусства, а не просто провокационное заявление об обездоленном обществе. какой-либо реальной музыкальности. Многие слушатели того времени считали, что «фри-джаз был не только музыкальным, но и политическим явлением». [24] В то время существовали опасения, что, если фри-джаз будет рассматриваться только как механизм политических комментариев, он потеряет свою ценность как форма искусства или, в худшем случае, подвергнется цензуре со стороны европейских правительств. [25] Из-за этой возможности среди сообщества фри-джаза возникла тенденция отделять слово «свободный» от политической среды, с которой оно так часто ассоциируется. [26] Помимо деполитизации этого жанра музыки, другие критики утверждали, что «если бы джаз отныне ценился в соответствии с его способностью раскрыть что-то о социальных условиях, в которых он создавался, или о политических убеждениях, которые поддерживали его продюсеры, тогда его актуальность для тех, кто находится за пределами конкретного сообщества, из которого он исходит, будет ограничена. [27] Другими словами, связывая джаз или фри-джаз только с определенной идеологией или мыслительным процессом, фактически только те, кто придерживается аналогичного мыслительного процесса, могут полностью понять или оценить его. Скорее, если бы жанр фри-джаза был отделен от представления о том, что он является просто средством политических комментариев, и вместо этого рассматривался бы объективно как форма искусства, он не только был бы доступен более широкой аудитории, но и позволил бы себя следует оценивать как искусство, а не как политическое заявление, которое оно может или не может пытаться сделать. [28]

Последствия фри-джаза

[ редактировать ]

После популярности конца 1960-х и 1970-х годов в Европе импровизационная музыка начала оказывать влияние и на другие музыкальные жанры. [29] В США, Европе и остальном мире музыканты продолжали играть импровизационную музыку, но в поисках вдохновения они также обращались к другим жанрам. Этот термин «импровизационная музыка», конечно, можно использовать в обычном словарном смысле, и он особенно полезен в отношении панжанрового эклектизма, который характеризовал большую часть музыкального творчества, начиная с 1980-х годов, поскольку музыканты свободно черпали из или объединить воедино не только джаз и современное искусство, но и аспекты различных популярных музыкальных направлений (блюз, рок, соул, поп), хэви-метал и мировую музыку (этнические традиции). [29]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Робинсон, Дж. Брэдфорд (2002). Кернфельд, Барри (ред.). Джазовый словарь New Grove . Том. 1 (2-е изд.). Нью-Йорк: Словари Гроува. стр. 848–849. ISBN  1-56159-284-6 .
  2. ^ Робинсон. Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн.
  3. ^ Перейти обратно: а б Робинсон. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  4. ^ Росс, стр. 92
  5. ^ Росс, стр. 84
  6. ^ Коньерс, стр. 91
  7. ^ Харрис, стр. 312
  8. ^ Хеффли, стр. 1
  9. ^ Хеффли, стр. 3
  10. ^ Льюис, стр.111
  11. ^ Перейти обратно: а б Ианнаполло и Адамс. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  12. ^ Вольфрам. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  13. Макси Сикерт, «Quietschend веселый», Die Zeit (онлайн), 10 ноября 2006 г ..
  14. ^ Статья о Грубенклангорчестере в Westdeutsche Allgemeine Zeitung ; Эссен , 7 мая 1982 года.
  15. ^ Основная статья Джаз в Германии .
  16. ^ Ноглик и Кернфельд. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  17. ^ Ноглик и Кернфилд. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  18. ^ Адамс и Гилберт. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн
  19. ^ Кинг, стр. 551
  20. ^ Хеффли, Северное Солнце, Южная Луна, стр. 3
  21. ^ Хеффли, Северное Солнце, Южная Луна, стр. 3
  22. ^ Хеффли, Северное Солнце, Южная Луна, стр. 3
  23. ^ Хеффли, Северное Солнце, Южная Луна, стр. 3
  24. ^ Кинг, стр. 555
  25. ^ Кинг, стр. 560
  26. ^ Кинг, стр. 560
  27. ^ Кинг, стр. 561
  28. ^ Кинг, стр. 561
  29. ^ Перейти обратно: а б Кернфельд. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн.
  • Адамс, Саймон. «Резерфорд, Пол». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Коньерс, Джеймс. Афроамериканский джаз и рэп: социальные и философские исследования экспрессивного поведения чернокожих . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2001. 91. Печать.
  • Дротт, Эрик. «Свободный джаз и французский критик». Журнал Американского музыковедческого общества 61.3 (2008): 541–81. Распечатать.
  • Europe Jazz Network, 24 апреля 2012 г.
  • Гилберт, Марк. «Паркер, Эван». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Харрис, Уильям. «Как ты звучишь?? Амири Барака пишет бесплатный джаз». Разговор в верхней части города: новые исследования джаза . (2004): 3115–25. Распечатать.
  • Хеффли, Майк. Северное Солнце, Южная Луна . 1-е изд. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2005. Печать.
  • Ианнаполло и Адамс. «Брёцманн, Питер». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Ианнаполло и Адамс. «Ковальд, Питер». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Кернфельд, Барри. «Импровизационная музыка». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Кернфельд и Ноглик. «Бауэр, Конрад». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Кнауэр, Вольфрам. «Не хватает, Альберт». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Льюис, Джордж. «Импровизационная музыка после 1950 года: афрологические и еврологические перспективы». Журнал исследований черной музыки . 16.1 (1996): 91–112. Распечатать.
  • Робинсон, Дж. «Свободный джаз». Гроув Музыка онлайн . 2-е издание. Веб. 24 апреля 2012 г.
  • Росс, Ларри. Афро-американские джазовые музыканты в диаспоре . 1-е изд. Льюистон, Нью-Йорк: The Edwin Mellen Press, 2003. Печать.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcc48a21f6e0281181f0f1905d54baf9__1710958080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/f9/dcc48a21f6e0281181f0f1905d54baf9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
European free jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)