Jump to content

Дон Черри (трубач)

Дон Черри
Вишня в Мюнстере, 1987 год.
Вишня в Мюнстере , 1987 год.
Справочная информация
Имя при рождении Дональд Юджин Черри
Рожденный ( 1936-11-18 ) 18 ноября 1936 г.
Оклахома-Сити , Оклахома , США
Умер 19 октября 1995 г. (1995-10-19) (58 лет)
Малага , Андалусия , Испания
Жанры
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы)
  • Корнет
  • труба
  • фортепиано
  • деревянная флейта
  • тамбурица
  • гамелан

Дональд Юджин Черри (18 ноября 1936 г. - 19 октября 1995 г.) [1] был американским джазовым трубачом, руководителем оркестра и мультиинструменталистом. Начиная с конца 1950-х годов, он долгое время выступал в группах саксофониста Орнетта Коулмана , в том числе на новаторских фри-джазовых альбомах The Shape of Jazz to Come (1959) и Free Jazz: A Collective Improvisation (1961). Черри также отдельно сотрудничала с такими музыкантами, как Джон Колтрейн , Чарли Хейден , Сан Ра , Эд Блэквелл , New York Contemporary Five и Альберт Эйлер .

Черри выпустил свой дебютный альбом Complete Communion в качестве руководителя группы в 1966 году. В 1970-х годах он стал пионером в мировой музыке , его работы опирались на музыку Африки, Ближнего Востока и хиндустани . Он был членом ECM группы Codona вместе с перкуссионисткой Наной Васконселос и игроком на ситаре и табле Коллином Уолкоттом . [2] Крис Келси из AllMusic назвал Черри «одним из самых влиятельных джазовых музыкантов конца 20 века». [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Черри родилась в Оклахома-Сити , штат Оклахома , в семье матери происхождения чокто и отца -афроамериканца . [4] Его мать и бабушка играли на фортепиано, а отец играл на трубе. [5] Его отец владел клубом Cherry Blossom Club в Оклахома-Сити, где выступали джазовые музыканты Чарли Кристиан и Флетчер Хендерсон . [6] В 1940 году Черри переехал со своей семьей в район Уоттс в Лос-Анджелесе , где его отец работал в баре в клубе «Плантейшн» на Центральной авеню , который в то время был центром яркой джазовой сцены. [6] [7] [8] Черри вспомнила, как прогуливала школу в средней школе Фремонта , чтобы играть с свинг- бэндом в средней школе Джефферсона . [7] В результате его перевели в среднюю школу Джейкоба Рииса, исправительную школу . [7] где он встретил барабанщика Билли Хиггинса . [9] [10]

К началу 1950-х годов Черри играла с джазовыми музыкантами в Лос-Анджелесе, иногда выступая пианисткой в Арта Фармера . ​​группе [11] : 134  Пока трубач Клиффорд Браун был в Лос-Анджелесе с Максом Роучем , Черри посетила джем-сейшн с Брауном и Ларансом Марабл в Эрика Долфи , а Браун неофициально был наставником Черри. доме [7] Он также гастролировал с саксофонистом Джеймсом Клеем . [12] : 45 

Черри стал широко известен в 1958 году, когда он выступал и записывался с Орнеттом Коулманом , сначала в квинтете с пианистом Полом Блеем , а затем в квартете, записывавшемся для Atlantic Records . В этот период «его линии... во многом обрели свободу движения за счет свободных гармонических структур». [12] : 289  Черри была соруководителем сессии The Avant-Garde , на которой Джон Колтрейн заменил Коулмана в квартете, записывалась и гастролировала с Сонни Роллинзом , была участницей New York Contemporary Five с Арчи Шеппом и Джоном Чикаем , а также записывалась и гастролировала с обоими Альбертом Эйлером. и Джордж Рассел . Его первой записью в качестве лидера была Complete Communion для Blue Note Records в 1965 году. В состав группы входили барабанщик Коулмана Эд Блэквелл, а также саксофонист Гато Барбьери , с которым он познакомился во время турне по Европе с Эйлером, и басист Генри Граймс . [13]

Вишня в парке Ле Кашин, Флоренция , Италия, сентябрь 1975 года.

Покинув квартет Коулмана, Черри часто играла в небольших группах и дуэтах, многие из которых были с бывшим барабанщиком Коулмана Эдом Блэквеллом , во время длительного пребывания в Скандинавии и других местах. Он путешествовал по Европе, Индии, Марокко, Южной Африке и другим местам, исследуя и играя с разными музыкантами. В конце 1960-х он поселился в Тагарпе, Швеция, со своей женой, шведским дизайнером и художницей по текстилю Моки Черри. В 1968 году Дон Черри преподавал музыку с приглашенными лекторами, сотрудниками перформансов и руководителями семинаров со всего мира в Arbetarnas bildningsförbund (ABF) House, образовательном центре, управляемом шведским рабочим движением. В течение десяти лет Дон и Моки Черри жили и вместе работали в заброшенном здании школы в Тагарпе, проводя занятия и выступления, принимая гостей и сотрудников, а также исследуя свою концепцию Общества органической музыки.

В 1969 году Черри играла на трубе и других инструментах на пластинке поэта Аллена Гинзберга 1970 года «Songs of Innocence and Experience» , музыкальной адаптации Уильяма Блейка одноименного сборника стихов . [14] Он появился на пластинке Коулмана « Научная фантастика» 1971 года , а с 1976 по 1987 год воссоединился с выпускниками Блэквелла и Коулмана Дьюи Редманом и Чарли Хейденом в роли «Старые и новые мечты » [15] Old and New Dreams записали четыре альбома (два для ECM и два для Black Saint ), где была отмечена «тонкость ритмического расширения и сжатия» Черри. [12] : 290 

Дон Черри в 1989 году

В 1970-х Черри отважилась заняться развивающимся жанром мировой музыки фьюжн. Черри включил в свою игру влияние ближневосточной, африканской и индийской музыки. Он изучал индийскую музыку у Васанта Рая в начале семидесятых. С 1978 по 1982 год он записал три альбома для ECM с «мировой джазовой» группой Codona , состоящей из Черри, перкуссионистки Наны Васконселос и на ситаре и табле игрока Коллина Уолкотта . [9]

Черри также сотрудничала с классическим композитором Кшиштофом Пендерецким над альбомом Actions 1971 года . написал музыку к Алехандро Ходоровски фильму «Святая гора» В 1973 году он вместе с Рональдом Франжипаном и Ходоровски .

В конце 1970-х трио Organic Music Theater (с Джан Пьеро Прамаджоре и Наной Васконселос ) вело интенсивную живую деятельность в Италии и Франции.

В 1980-х Черри выпустила запись El Corazon , дуэтный альбом 1982 года с Эдом Блэквеллом. В качестве руководителя группы он также записал два альбома: Home Boy (Sister Out) в 1985 году и Art Deco в 1988 году. Черри снова записала с оригинальным квартетом Орнетта Коулмана альбом Коулмана 1987 года In All Languages ​​.

Другие возможности для игры в его карьере появились в Карлы Блей , «Escalator over the Hill» а также в качестве сайдмена на записях Лу Рида , Яна Дьюри , Rip Rig + Panic и Sun Ra .

В 1994 году Черри появилась на Red Hot Organization компакт-диске-сборнике «Stolen Moments: Red Hot + Cool » на треке «Apprehension» вместе с Watts Prophets . [16] Альбом, призванный повысить осведомленность об эпидемии ВИЧ/СПИДа «Альбомом года» в афроамериканском обществе, был назван журналом Time .

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Черри умерла от рака печени в Малаге , Испания, 19 октября 1995 года в возрасте 58 лет. [5]

Черри была введена в Зал джазовой славы Оклахомы в 2011 году. [17]

Семья и личная жизнь

[ редактировать ]

Он был женат на Монике Карлссон ( Моки Черри ), шведском художнике и художнике по текстилю, которая также иногда играла на танпуре в своих записях и джемах. [18] Его падчерица, Нене Черри , [18] его падчерицы Мэйбл и Тайсон и его сыновья Дэвид Орнетт Черри, Кристиан Черри и Орлиный Глаз Черри также являются музыкантами. Дэвид Орнетт Черри умер от приступа астмы в возрасте 64 лет 20 ноября 2022 года. [19]

Дон Черри практиковал Ваджраяны буддизм . [20] [21] [22]

Инструменты

[ редактировать ]

Черри научилась играть на различных духовых инструментах в старшей школе. [11] : 134  На протяжении всей своей карьеры он играл на карманном корнете (хотя он идентифицировал это как карманную трубу ), трубе, корнете , флюгельгорне и горне . [23] [24]

Черри начал свою карьеру как пианист и продолжил играть на фортепиано и органе. [23]

Вернувшись из музыкального и культурного путешествия по Африке, он часто играл на донсо нгони , арфе-лютне с тыквенным корпусом, происходящей из Западной Африки (см. нгони ). Во время своих международных путешествий Черри также собирал множество незападных инструментов, которые он освоил и часто играл на выступлениях и в записях. Среди этих инструментов были беримбау , бамбуковые флейты и различные ударные инструменты. [23]

Техника и стиль

[ редактировать ]

На трубу Черри оказали влияние Майлз Дэвис , Фэтс Наварро , Клиффорд Браун и Гарри Эдисон . [23] Журналист Говард Мандель предлагает Генри «Рыжего» Аллена в качестве прецедента (учитывая «шумное, а не нахальное звучание медных духовых инструментов Аллена, веселые непредсказуемые мелодические потоки, сжатые и / или полуклапанные эффекты и репертуар, включая новый вокал») [25] в то время как Эккехард Йост цитирует Дикого Билла Дэвисона . [11] : 138 

Некоторые критики отметили недостатки в технике Черри. [9] [11] : 137  [23] Рон Винн пишет, что «техника [Черри] не всегда самая эффективная; часто его быстрые соло содержат множество пропущенных или приглушенных нот. Но он мастер в изучении выразительных, голосовых свойств трубы и корнета; отмечает, добавляет оскорбления и клеветы, а его извилистые соло тщательно построены и исполнены, несмотря на их недостатки». [23] Йост отмечает склонность писателей сосредотачиваться на «технической незащищенности» Черри, но утверждает, что «проблема заключается в другом. Идеальный технический контроль в чрезвычайно быстром темпе был более или менее безрисковым, пока импровизатору приходилось иметь дело со стандартными изменениями, которые были ему знакомы по годам работы с ними... В музыке квартета Орнетта Коулмана — «новооткрытой земли», где не действуют законы и привычки функциональной гармонии — нет никакой пользы в шаблонах, которые было разработано на этой основе». [11] : 137 

Майлз Дэвис поначалу пренебрежительно относился к игре Черри, утверждая, что «любой может сказать, что этот парень не трубач - это просто ноты, которые выходят, и к каждой ноте, которую он играет, он смотрит серьезно, и люди пойдут на это, особенно белые люди». " [25] Однако, по словам Черри, когда Дэвис посетил выступление Орнетта Коулмана в Five Spot Café в Гринвич-Виллидж , он был впечатлен игрой Черри и сидел с группой, используя карманную трубу Черри. [25] Позже, во время теста DownBeat с завязанными глазами в 1964 году, Дэвис указал, что ему нравится игра Черри. [26]

Дискография

[ редактировать ]

В качестве лидера или соруководителя

Дата записи Дата выпуска Альбом Этикетка Примечания
1960 1966 Авангард Атлантический С Джоном Колтрейном
1965 1966 Единение Жесткий Также выпущен как Гато Барбьери и Дон Черри.
1965 2020 Вишневый джем Коробка передач EP
1965 1966 Полное причастие Синяя нота
1966 2007 Концерт в кафе Монмартр, 1966, том 1 ESP-Диск
1966 2008 Концерт в кафе Монмартр, 1966, том 2 ESP-Диск
1966 2009 Концерт в кафе Монмартр, 1966, том 3 ESP-Диск
1966 1967 Симфония для импровизаторов Синяя нота
1966 1969 Где находится Бруклин? Синяя нота
1968 2021 Летние сессии Пустые формы
1968/1971 2013 Жить в Стокгольме Каприз
1968 1969 Вечный ритм МПС
1969 1969 Му первая часть СОЗДАТЬ записи С Эдом Блэквеллом
1969 1970 Му вторая часть СОЗДАТЬ записи С Эдом Блэквеллом
1969 1978 Живая Анкара Сонет
1969-1970 1970 Человеческая музыка Летучий голландец С Джоном Эпплтоном
1971 1971 Действия Филипс С Кшиштофом Пендерецким
1971 1974 Восток СОЗДАТЬ записи
1971 1974 Голубое озеро СОЗДАТЬ записи
1972 1972 Общество органической музыки Каприз
1972 2019 Универсальная тишина Красивая музыка С Карлосом Уордом и Dollar Brand
1972 2021 Театральный фестиваль органической музыки De Jazz De Chateauvallon, 1972 г. Пустые формы С Наной Васконселос
1973 1973 Люкс «Относительность» СКОА С оркестром джазового композитора
1973 1974 Вечное сейчас Сонет
1975 1975 Коричневый рис Горизонт Также выпущен как Дон Черри
1976 1977 Слушай и сейчас Атлантический
1976 2020 Ом Шанти Ом Черный пот
1977 2014 Современное искусство Меллотронен
1982 1982 Сердце ЕСМ С Эдом Блэквеллом
1985 1985 Домашний мальчик (сестра ушла) Барклай
1986 2002 Ню: Концерт на джазовом фестивале в Брэкнелле, 1986 г. Барклай
1987 2021 Ню: Живите в Глазго Марк Гелиас выпустил себя самостоятельно
1988 1989 Арт Деко ЯВЛЯЮСЬ
1988-1990 1990 Мультикультурный ЯВЛЯЮСЬ
1993 1994 Донья Ностра ЕСМ

Со старыми и новыми мечтами

С Кодоной

Как помощник

[ редактировать ]

С Орнеттом Коулманом

С нью-йоркской современной пятеркой

С Альбертом Эйлером

С Карлой Блей

С Полом Блеем

С Бонгуотером

С Чарльзом Брекином

С Алленом Гинзбергом

С Чарли Хейденом

С Абдуллой Ибрагимом

С Клиффордом Джорданом

Со Стивом Лейси

С Майклом Мантлером

С Санни Мюррей

С Джимом Пеппером

С Сонни Роллинзом

С Джорджем Расселом

С Сунь Ра

С Лу Ридом

С Чарли Роузом

С другими

  1. ^ Кернфельд, Барри (20 января 2001 г.). «Черри, Дон (старый Юджин)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05535 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  2. ^ Шац, Адам (6 июня 2019 г.). «Апостол настоящего». Нью-Йоркское обозрение книг . LXVI (10): 30–32.
  3. ^ Келси, Крис . «Биография и история» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2021 г.
  4. ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе: Бхайрави . Нью-Йорк: Континуум. п. 317. ИСБН  0826418155 . Проверено 12 марта 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Олшер, Дин (20 октября 1995 г.). «Мир джаза помнит трубача Дона Черри» . Все учтено . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 г. Получено 28 сентября 2012 г. - через HighBeam Research .
  6. ^ Перейти обратно: а б Перо, Леонард ; Гитлер, Ира (1999). Биографическая энциклопедия джаза . Оксфорд: Оксфорд UP . п. 124. Архивировано из оригинала 16 июля 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Силсби, Кирк (апрель 2003 г.). «Интервью Дона Черри (25 апреля 1984 г.)». Каденс . 29 (4). Редвуд, Нью-Йорк : Cadnor Ltd.: 5–11. ISSN   0162-6973 .
  8. ^ Карр, Рой (2006) [1997], «Прохлада на побережье» , Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной , Лондон: Хэмлин, стр. 92–105 , ISBN  0-681-03179-4
  9. ^ Перейти обратно: а б с Воус, Стив (21 октября 1995 г.). «Некролог: Дон Черри» . Независимый . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 г. Получено 28 сентября 2012 г. - через HighBeam Research .
  10. ^ Крауч, Стэнли (1976). "Биография". Коричневый рис (Примечания СМИ). Дон Черри. Лос-Анджелес : A&M . 397 001-2.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Йост, Эккехард (1994) [1974]. Исследования в области джазовых исследований 4: Фри-джаз . Да Капо . ISBN  0-306-80556-1 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Литвейлер, Джон (1984). Принцип свободы: джаз после 1958 года . Да Капо. ISBN  0-306-80377-1 .
  13. ^ «Дискография – Генри Граймс» . Генригримс.com . Проверено 19 августа 2016 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Юрек, Том (2017). «Полное собрание песен невинности и опыта — Аллен Гинзберг» . Вся музыка . Проверено 28 апреля 2019 г.
  15. ^ Старые и новые мечты на AllMusic
  16. ^ «Украденные моменты: Red Hot & Cool: Различные исполнители: Музыка» . Амазонка . Проверено 28 марта 2012 г.
  17. ^ «Дон Черри» . okjazz.org . 2019 . Проверено 6 июля 2019 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Мартин (18 июня 2021 г.). «Органические мечты Дона и Моки Черри стали реальностью» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 18 июня 2021 г.
  19. ^ «Музыкальные гиганты штата Орегон Томас Свобода и Дэвид Орнетт Черри умирают» . Орегон ArtsWatch . 22 ноября 2022 г. . Проверено 21 декабря 2022 г.
  20. ^ https://allenginsberg.org/2013/09/ginsberg-cherry-rowan-buddhism-in-song/
  21. ^ https://www.nybooks.com/articles/2019/06/06/don-cherry-apostle-now-ness/
  22. ^ https://www.overgrownpath.com/2014/09/nada-brahma-sound-is-god.html
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Винн, Рон (1994), Рон Винн (редактор), All Music Guide to Jazz , М. Эрлевайн, В. Богданов, Сан-Франциско: Миллер Фриман, стр. 147 , ISBN  0-87930-308-5
  24. ^ «Карманные игроки» . Pocketcornets.com . Проверено 19 августа 2016 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Мандель, Ховард (декабрь 1995 г.). «Дон Черри». Прослушка (142): 26–29. ISSN   0952-0686 .
  26. ^ Перо, Леонард (18 июня 1964 г.). «Тест с завязанными глазами: Майлз Дэвис». Даун Бит . Перепечатано в Фрэнк Алкиер, изд. (2007). Читатель Майлза Дэвиса: интервью и статьи из журнала DownBeat . Хэл Леонард . п. 59. ИСБН  978-1-4234-3076-6 . Проверено 28 сентября 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c47d87622bee208810fed11818c0b19__1721692080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/19/8c47d87622bee208810fed11818c0b19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Don Cherry (trumpeter) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)