Генри Граймс
Генри Граймс | |
---|---|
![]() Граймс в 2005 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Генри Алонсо Граймс |
Рожденный | Филадельфия , Пенсильвания , США | 3 ноября 1935 г.
Умер | 15 апреля 2020 г. Нью-Йорк , США | (84 года)
Жанры | Джаз , авангард |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) | Контрабас, скрипка |
Годы активности | Середина 1950-х – 1969, 2003–2020 гг. |
Этикетки | Atlantic, Ayler, Blue Note, Columbia, ESP-Disk, ILK Music, Impulse!, JazzNewYork Productions, Pi Recordings, Porter, Prestige, Riverside, Verve |
Веб-сайт | www |
Генри Граймс (3 ноября 1935 — 15 апреля 2020) — американский джазовый контрабасист и скрипач.
После более чем десяти лет деятельности и выступлений, особенно в качестве ведущего басиста фри-джаза , Граймс полностью исчез с музыкальной сцены к 1970 году. [1] Часто считалось, что Граймс умер, но его обнаружили в 2002 году и он вернулся к выступлениям. [1]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Генри Алонзо Граймс родился в Филадельфии в семье, родители которой в юности были музыкантами. [2] Он взял в руки скрипку в 12 лет, а затем начал играть на тубе , английском рожке , ударных инструментах , наконец перейдя на контрабас в Технической средней школе Мастбаума . [3] Он продолжил свое музыкальное обучение в Джульярде и к середине 1950-х годов заработал репутацию универсального басиста.
Граймс записывалась или выступала с пианистом Ленни Тристано и саксофонистами Ли Конитцем , Джерри Маллиганом и Сонни Роллинзом , пианистами Телониусом Монком и Маккоем Тайнером , певицей Анитой О’Дэй , кларнетистом Бенни Гудманом и многими другими. [1] Когда басист Чарльз Мингус экспериментировал со вторым басистом в своей группе, именно Граймса он выбрал на эту работу. [1] Одно из его первых появлений в кино запечатлено в документальном фильме Берта Стерна о джазовом фестивале в Ньюпорте 1958 года «Джаз в летний день» . Граймсу было 22 года, и, когда среди музыкантов распространилась молва о его необыкновенной игре, в те выходные он выступил на фестивале с шестью разными группами: Бенни Гудманом , Ли Конитцем , Телониусом Монком , Джерри Маллиганом , Сонни Роллинзом и Тони Скотт . [3] И хотя имя Генри даже не появилось в печатной программе фестиваля, New York Times критик Босли Кроутер обратил внимание на замечательного молодого басиста и назвал его одним из основных исполнителей фестиваля. [4]
Постепенно интересуясь растущим движением фри-джаза , Граймс выступал с большинством известных музыкальных имен, включая пианиста Сесила Тейлора , трубача Дона Черри , саксофонистов Стива Лейси , Фараона Сандерса , Арчи Шеппа и Альберта Эйлера . Он выпустил один альбом, The Call , в качестве лидера трио на звукозаписывающем лейбле ESP-Disk в 1966 году. В альбоме участвуют Перри Робинсон на кларнете и барабанщик Том Прайс, и он считается представителем его карьеры того времени.
Исчезновение и возвращение
[ редактировать ]
В конце 1960-х карьера Граймса остановилась после его переезда в Калифорнию . Принято считать, что Граймс умер; он был указан как таковой в нескольких справочниках по джазу. Тогда Маршалл Марротт, социальный работник и поклонник джаза, решил раз и навсегда узнать судьбу Граймса. В 2002 году он нашел Граймса живым, но почти нищим, без бас-гитары, который снимал крошечную квартирку в Лос-Анджелесе, штат Калифорния , писал стихи и подрабатывал случайными заработками, чтобы прокормить себя. Он оторвался от мира джаза и не знал, что Альберт Эйлер умер в 1970 году, но очень хотел выступить снова. [5] Слухи о возвращении Граймса распространились, и некоторые музыканты и фанаты предложили свою помощь. Басист Уильям Паркер подарил бас-гитару [6] (прозванный «Оливковым маслом» из-за характерного зеленоватого цвета) и с помощью Дэвида Гейджа доставил его из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, а другие помогли с командировочными расходами и организацией выступлений. О возвращении Граймса рассказали в The New York Times и на Национальном общественном радио . Биография Music to Silence to Music была опубликована издательством Northway Books в Лондоне в 2015 году.
Наверстывая упущенное время, Граймс выступил на более чем двух дюжинах музыкальных фестивалей и других выступлениях в 2003 году. Он получил прием вернувшегося героя на фестивале Vision , ориентированном на фри-джаз , и начал давать уроки и семинары для басистов. Его появление в ноябре 2003 года на альбоме трубача Денниса Гонсалеса « Nile River Suite» стало второй записью басиста за более чем 35 лет. [7] первой была запись сольного концерта JazzNewYork, который Граймс сыграл в эфире WKCR-FM студии в Колумбийском университете в Нью-Йорке через несколько недель после своего возвращения в Нью-Йорк. В 2004 году он записывался в качестве лидера с Дэвидом Мюрреем и Хамидом Дрейком ; и в 2005 году с гитаристом Марком Рибо , который также написал введение к первой книге Граймса « Знаки вдоль дороги» , опубликованной в марте 2007 года джазовым изданием Buddy's Klog в Кёльне , Германия , сборник стихов Граймса , в котором он представляет свою подборку стихов. записи с тысяч страниц его сочинений в течение долгих лет, когда он не музицировал. Также в 2007 году Граймс записался с барабанщиком Рашидом Али , с которым он отыграл полдюжины концертов дуэта и трио с Мэрилин Криспелл , а в 2008 году с Полом Данмоллом и Эндрю Сириллом , трио соруководителей под названием Profound Sound Trio, среди другие. После своего возвращения в 2003 году Граймс играл на многих площадках Нью-Йорка, а также гастролировал по США, Канаде и 30 странам Европы, Дальнего Востока и Бразилии; часто работая в качестве лидера, Граймс создавал музыку вместе с Рашид Али , Маршалл Аллен , Фред Андерсон , Мэрилин Криспелл , Тед Керсон , Эндрю Сайрил , Билл Диксон , Дэйв Дуглас , Эндрю Лэмб , Джо Ловано , Роско Митчелл , Уильям Паркер , Первосвященник (из Консорциума Anti-Pop ), Вадада Лео Смит , Сесил Тейлор (с которым Граймс возобновил игру в октябре 2006 года спустя 40 лет), Джон Чикай и многие другие.

В 2011 году в Художественном музее Челси прошла реконструкция перформанса «Черный ноль» , хеппенинга, созданного в 1960-х годах новаторским медиа-художником Альдо Тамбеллини . Тамбеллини несколько раз исполнял мультимедийное произведение в период с 1965 по 1968 год, часто в сотрудничестве с такими джазовыми музыкантами, как Билл Диксон и Сесил Макби . Перфоманс в Художественном музее Челси организовал швейцарский художник-концептуалист Кристоф Дрегер , который пригласил Граймса присоединиться. Граймс играл с Беном Мореа , сопровождая одновременную демонстрацию слайдов и фильмов Альдо Тамбеллини, а также звукозаписи радикальной поэзии покойного Кэлвина Хернтона . [8] Всего с момента возвращения Генри Граймса в мир музыки в 2003 году до своего 80-летия в 2016 году он отыграл более 640 концертов, включая множество фестивалей, в 30 странах.
В свои последние годы Граймс также провел ряд резиденций и предлагал семинары и мастер-классы в крупных кампусах, включая Городской колледж Нью-Йорка , Музыкальный колледж Беркли , Гамильтон-колледж , Консерваторию Новой Англии , Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн , , Мичиганский университет в Анн-Арборе Глостерширский университет в Челтнеме , Хамбер-колледж и другие. Он выпустил или сыграл на дюжине новых записей, дебютировал на втором инструменте (скрипке) вместе с Сесилом Тейлором в Линкольн-центре в возрасте 70 лет и создавал иллюстрации для сопровождения своих новых записей и публикаций. За последние годы Граймс получила множество наград, в том числе четыре гранта «Знакомство с композитором». Его можно услышать почти на 90 записях на различных лейблах, включая Atlantic, Ayler Records, Blue Note , Columbia , ESP-Disk , ILK Music , Impulse! , JazzNewYork Productions, Pi Recordings , Porter Records , Prestige , Riverside и Verve . Граймс проживала в Нью-Йорке, и у нее был плотный график выступлений, посещений и международных туров.
7 июня 2016 года он получил Премию за выслугу от фестиваля Arts for Art/Vision в день открытия в Мемориальной церкви Джадсона в Нью-Йорке. Он прекратил выступать в 2018 году из-за неуклонного прогрессирования последствий болезни Паркинсона, вызвавшей тяжелую инвалидность. [2]
Смерть
[ редактировать ]Генри Граймс умер 15 апреля 2020 года в возрасте 84 лет от осложнений, вызванных COVID-19 . [2] Дату его смерти и ее причину подтвердила его жена Маргарет Дэвис-Граймс Джазовому фонду Америки . [9]
Дискография
[ редактировать ]В качестве лидера или соруководителя
[ редактировать ]- 1966: Зов ( ESP-Диск )
- 2005: Концерт на джазовом фестивале Керава ( Ayler Records )
- 2007: Сила света (не два)
- 2008: Going to the Ritual (с Рашидом Али , Porter Records)
- 2009: Opus de Life (с Полом Данмоллом и Эндрю Сириллом в роли трио Profound Sound, Porter Records)
- 2009: Соло (ILK Music)
- 2010: Spirits Aloft (с Рашидом Али, Porter Records)
- 2014: The Tone of Wonder (соло, контрабас и скрипка, Uncool Edition)
Как помощник
[ редактировать ]- Я люблю жизнь, которой живу ( Колумбия , 1960)
- Духи (дебют, 1964)
- Духи радуются (ESP, 1965)
- Альберт Эйлер в Гринвич-Виллидж (Импульс!, 1967) - концертная запись в 1966–67 годах.
- Swing Low Sweet Spiritual (Osmosis, 1981) - записано в 1965 году.
- Вестсайдская история Босса Нова (Бесстрашный, 1963)
- Ожоги кожи ( Рулетка , 1963)
- Полное причастие (Blue Note, 1966) - записано в 1965 году.
- Симфония для импровизаторов (Blue Note, 1967) - записана в 1966 году.
- Где находится Бруклин? (Blue Note, 1969) - записано в 1966 году.
- Джазовые впечатления Лоуренса Аравийского (Бесстрашный, 1963)
- Дебютные раритеты, том. 3 (записано в 1957 году, Нью-Йорк, секстетом Шафи Хади; [10] выпущен как компакт-диск Original Jazz Classics OJCCD-1821-2 в 1993 году)
- После полудня (Импульс!, 1962)
- Спокойствие (Воодушевление, 1957)
- Будь моим гостем ( Панорама )
- Группа Кармен Леджио (Jazz Unlimited)
- Сборник песен Джерри Маллигана (World Pacific, 1957)
- Воссоединение с Четом Бейкером ( World Pacific , 1957) — с Четом Бейкером
- Энни Росс поет песню с Маллиганом! (World Pacific, 1957) - с Энни Росс
- Реквием (Splasc(H), 2006) – с Чарльзом Гейлом
- Духовное единство ( Pi Recordings , 2005)
- В прямом эфире в Village Vanguard (Пи, 2014)
- Брасс и трио (1958)
- В Стокгольме (1959)
- Джазовый вечер с: Олео (1959)
- Сонни встречает Хоука! (1963)
- Монотеизм (Импульс! 1967)
- Дальше Огненная Музыка (Импульс!)
- В эту ночь (Импульс!)
- Аптаун (Риверсайд, 1960)
- Разогреваемся! (Риверсайд, 1960)
- Into the Hot (Impulse! – выпущено под именем Гила Эванса)
- Конкистадор! ( Синяя нота )
- Структуры подразделений (синяя записка)
- Непрерывность ( Джазовые отчеты )
- Достижение четвертого места (Импульс!)
- Трио Фрэнка Райта (ESP-Диск)
- Полные записи ESP-Disk (ESP-Disk)
Дополнительные недавние выпуски компакт-дисков можно найти по адресу |url= https://henrygrimes.com/store . Архивировано 11 июня 2020 г. на Wayback Machine ].
Книги
[ редактировать ]- Генри Граймс, Знаки вдоль дороги ( джазовое издание Buddy's Knife , 2007)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Вайс, Кен (сентябрь 2004 г.). «Интервью Генри Граймса, 12 июля 2003 г.». Журнал Каденс . 30 (9). Редвуд, Нью-Йорк : Cadnor Ltd.: 5–10. ISSN 0162-6973 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шудель, Мэтт (23 апреля 2020 г.). «Генри Граймс, джазовый басист, вернувшийся в музыку после 30-летнего отсутствия, умирает в 84 года от коронавируса» . Бостон Глобус . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Расс, Валери (25 апреля 2020 г.). «Генри Граймс, 84 года, басист, игравший с великими джазменами» . Филадельфийский исследователь . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Биографии Генри Граймса» . Генри Граймс.com . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ↑ Штраус, Нил (26 мая 2003 г.), «30 лет молчания, джазмен снова появляется; покинул Нью-Йорк в 1968 году, сегодня вечером снова играет» , The New York Times . Проверено 26 мая 2008 г.
- ^ Анселл, Дерек (23 апреля 2020 г.). «Некролог: Генри Граймс» . Джазовый журнал . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Греха, Скотт (16 июля 2004 г.). «Нью-Йоркский полуночный люкс + люкс «Река Нил» (обзор)» . Одно последнее замечание . Скотт Греха. Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года . Проверено 30 декабря 2006 г.
- ^ "Снова в Нью-Йоркской канавке!" Архивировано 29 ноября 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Басист Генри Граймс умер в возрасте 84 лет» . ДаунБит . 18 апреля 2020 г. . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ арвульф, арвульф. «Дебютные раритеты, Том 3» . Проверено 25 апреля 2020 г.
В дискографических указателях группа указана под названием Секстет Шафи Хади.
Библиография
[ редактировать ]- Френц, Барбара (2015). Музыка к тишине к музыке: биография Генри Граймса , предисловие Сонни Роллинза . Лондон: Northway Publications , ISBN 978-0-9928222-5-5 .
- Перо, Леонард Г. (1966). Энциклопедия джаза шестидесятых , Horizon Press, стр. 146, ISBN 0-517-20465-7 .
- Карр, Ян , Дигби Фэйрвезер и Брайан Пристли (1995). Джаз: The Rough Guide, 1-е изд. , Rough Guides, Ltd, стр. 253, ISBN 1-85828-137-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Дискография Генри Граймса Майкла Фицджеральда на сайте Jazzdiscography.com .
- Генри Граймса Дискография на Discogs
- Нил Штраусс, «30 лет молчания, джазмен снова появляется» , статья в «Нью-Йорк Таймс» , 26 мая 2003 г.
- NPR Репортаж Феликса Контрераса.
- Интервью Рашида Али и Генри Граймса, проведенное Монком Роу, в джазовом архиве Филлиуса Гамильтон-колледжа .
- Эссе «Музыка к тишине под музыку» Пьера Крепона в пункте отправления .
- Генри Граймс на IMDb
- Документы Генри Граймса, 1957–2018 гг., Хранящиеся в Музыкальном отделе Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- 1935 рождений
- 2020 смертей
- Афро-американские музыканты
- Американские джазовые контрабасисты
- Американские мужчины-контрабасисты
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Выпускники Джульярдской школы
- Джазовые музыканты из Филадельфии
- Люди с биполярным расстройством
- Контрабасисты XXI века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Исполнители Ilk Records
- Смертность от пандемии COVID-19 в Нью-Йорке (штат)
- Афроамериканские музыканты XXI века