Ленни Тристано
Ленни Тристано | |
---|---|
![]() Тристан, гр. август 1947 г. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Леонард Джозеф Тристан |
Рожденный | Чикаго , Иллинойс, США | 19 марта 1919 г.
Умер | 18 ноября 1978 г. Нью-Йорк , США | (59 лет)
Жанры | Авангардный джаз , бибоп , крутой джаз , фри-джаз , пост-боп |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик, преподаватель музыки |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1940–1969 гг. |
Этикетки | Атлантика , Джаз |
Леонард Джозеф Тристано (19 марта 1919 — 18 ноября 1978) — американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и преподаватель джазовой импровизации.
Тристано получил степень бакалавра и магистра музыки в Чикаго, прежде чем переехать в Нью-Йорк в 1946 году. Он играл с ведущими музыкантами бибопа и сформировал свои собственные небольшие группы, которые вскоре проявили некоторые из его ранних интересов - контрапунктическое взаимодействие инструментов, гармоническая гибкость, и ритмической сложности. Его квинтет в 1949 году записал первые свободные групповые импровизации. Нововведения Тристано продолжились в 1951 году с первыми наложенными импровизационными джазовыми записями, а два года спустя, когда он записал атональную импровизированную сольную фортепианную пьесу, основанную на развитии мотивов, а не на гармониях. В 1960-е годы он развивался через полиритмию и хроматизм , но записывался нечасто.
Тристано начал преподавать музыку, особенно импровизацию, в начале 1940-х годов, а к середине 1950-х годов сосредоточился на преподавании, а не на исполнении. Он преподавал структурированно и дисциплинированно, что было необычно для джазового образования того времени, когда он начинал. Его образовательная роль на протяжении трех десятилетий означала, что он оказал влияние на джаз через своих учеников, в том числе саксофонистов Ли Коница и Уорна Марша .
Музыканты и критики по-разному оценивают Тристано как музыканта. Некоторые описывают его игру как холодную и предполагают, что его нововведения не имели большого эффекта; другие заявляют, что он был мостом между бибопом и более поздними, более свободными формами джаза, и утверждают, что его ценят меньше, чем следовало бы, потому что комментаторам было трудно классифицировать его и потому что он решил не коммерциализировать.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тристано родился в Чикаго 19 марта 1919 года. [1] Его мать, Роуз Тристано (урожденная Малано), также родилась в Чикаго. [2] [примечание 1] Его отец, Майкл Джозеф Тристано, родился в Италии и в детстве переехал в США. [2] Ленни был вторым из четырех братьев. [2]
Ленни начал играть на семейном пианино в возрасте двух или трех лет. [2] Когда ему было восемь лет, у него были уроки классической игры на фортепиано, но позже он отметил, что они скорее препятствовали, чем помогали его развитию. [2] Он родился со слабым зрением, возможно, из-за того, что его мать перенесла пандемию гриппа 1918–1919 годов во время беременности. [4] Приступ кори в шестилетнем возрасте мог усугубить его состояние. [5] а к девяти или десяти годам он полностью ослеп из-за глаукомы . [4] Сначала он посещал стандартные государственные школы, но посещал Иллинойскую школу для слепых в Джексонвилле . примерно десять лет, начиная с 1928 года, [5] В школьные годы он играл на нескольких инструментах, включая саксофон, трубу, гитару и барабаны. [6] В возрасте одиннадцати лет он дал свои первые концерты, играя на кларнете в борделе. [4]
Тристано получил степень бакалавра музыки по исполнительскому мастерству в Американской консерватории в Чикаго с 1938 по 1941 год и остался там еще на два года для дальнейшего обучения. [7] хотя он ушел, не получив степень магистра. [8] Одна из его теток помогала Тристано делать для него конспекты в университете. [8]
Дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]1940-е годы
[ редактировать ]В начале 1940-х годов Тристано играл на тенор-саксофоне и фортепиано в различных выступлениях, в том числе в румба- бэнде. [9] Примерно в то же время он начал давать частные уроки музыки, в том числе саксофонисту Ли Конитцу . [9] С 1943 года Тристано также преподавал в Школе популярной музыки Акселя Кристенсена. [9] Впервые он получил освещение в прессе о своей игре на фортепиано в начале 1944 года, появившись в Beat Down обзоре музыки Metronome в Чикаго того года, а затем в с 1945 года. [10] Он записывался с некоторыми музыкантами из Вуди Хермана группы в 1945 году; Игра Тристано на этих треках «характеризуется его расширенными гармониями, быстрыми однострочными движениями и блок-аккордами ». [11] В том же году он также записал сольные фортепианные пьесы. [11] Тристано также женился в 1945 году; [12] его женой была Джуди Мур, музыкантша, которая пела под его аккомпанемент на фортепиано в Чикаго в середине 1940-х годов. [10] [13]
Интерес Тристано к джазу вдохновил его на переезд в Нью-Йорк в 1946 году. [14] В качестве предварительного шага к переезду он остановился во Фрипорте, Лонг-Айленд . [15] где он играл в ресторане с Арнольдом Фишкиндом (бас) и Билли Бауэром (гитара). [16] Это трио, в котором несколько басистов заменили Фишкинда, было записано в 1946–47 годах. [17] фортепиано и гитары Рецензенты того времени отметили оригинальность контрапункта и подход трио к гармонии. [18] Позже Гюнтер Шуллер описал одну из их записей как «слишком опередившую свое время» по своей гармонической свободе и ритмической сложности. [19]

Тристано с саксофонистом Чарли Паркером в 1947 году. [20] Позже в том же году они играли вместе в группах, в состав которых входили бибоп -музыканты Диззи Гиллеспи и Макс Роуч , для радиопередач. [21] Пианист сообщил, что Паркеру нравилась его игра, отчасти потому, что она отличалась от того, к чему Паркер привык, и не копировала стиль саксофониста. [22] В 1948 году Тристано стал реже играть в клубах и добавил в свою постоянную группу Коница и барабанщика, превратив ее в квинтет. [23] Эта группа записала первые партии для лейбла New Jazz, который впоследствии стал Prestige Records . [24] Позже в том же году к группе присоединился Уорн Марш , еще один ученик Тристано, саксофонист. [25]
В 1949 году у группы Тристано было две записи, которые оказались очень важными. [17] [26] Секстет записал оригинальные композиции, в том числе его «Wow» и «Crosscurrent», основанные на знакомых гармониях; рецензенты отметили линейность игры и ее отход от бибопа. [27] Без барабанщика остальные музыканты также записали первые свободные импровизации группы – « Интуиция » и «Отступление». [28] Для этих треков была запланирована последовательность, в которой музыканты присоединялись к игре ансамбля, и примерное время этих выходов. [29] но ничего больше – гармония, тональность, размер, темп, мелодия или ритм – не было подготовлено и установлено. [29] [30] Вместо этого пятеро музыкантов удерживались вместе благодаря контрапунктическому взаимодействию. [29] Оба трека получили высокую оценку критиков, хотя их выпуск задержался – "Intuition" вышла в конце 1950 года, а "Digregation" - только в 1954 году. [31] Паркер и композитор Аарон Копленд также были впечатлены. [32] Однако многие другие музыканты того времени считали музыку Тристано слишком прогрессивной и эмоционально холодной и предсказывали, что она не будет пользоваться популярностью у публики. [33]
Секстет изо всех сил пытался найти достаточно работы, но все же сыграл на премьере Birdland «Путешествие через джаз», последующем пятинедельном выступлении в этом клубе, а также на различных других площадках на северо-востоке США в конце 1949 года. . [34] На этих концертах они исполняли бесплатные пьесы, а также Баха . фуги [35] но со временем им стало трудно продолжать играть со свободой, которую они чувствовали изначально. [36]
1950-е годы
[ редактировать ]С периодическими кадровыми изменениями секстет продолжал выступать до 1951 года. [37] В том же году место проведения уроков Тристано переместилось из его дома во Флашинге, Квинс, в лофт на Манхэттене. [38] часть которого он превратил в студию звукозаписи. [39] Здесь также часто проводились джем-сейшны с участием различных приглашенных музыкантов. [40] Этот адрес стал названием одной из его композиций – «317 East 32nd Street». [13] Примерно в то же время Тристано основал звукозаписывающий лейбл Jazz Records. [41] Они выпустили "Ju-ju" и "Pastime" на 45-м альбоме в 1952 году, прежде чем Тристано отказался от проекта из-за нехватки времени и проблем с распространением. [42] Эти два трека были записаны в трио-сессии с басистом Питером Индом и барабанщиком Роем Хейнсом . [43] [44] и содержал наложенные вторые фортепианные партии, добавленные позже Тристано. [43] Инд описал их как первые импровизированные джазовые записи с наложением. [45] Первые рецензенты по большей части не осознавали, что использовалось наложение. [46] Студия звукозаписи Тристано продолжала использоваться и была местом первых сессий Debut Records , соучредителями которой являются Роуч и басист Чарльз Мингус . [47]
В 1952 году группа Тристано время от времени выступала, в том числе в составе квинтета в Торонто. [48] Летом того же года Кониц присоединился к группе Стэна Кентона , разбив ядро давнего квинтета/секстета Тристано, хотя саксофонист время от времени снова играл с Тристано. [49]
Запись Тристано 1953 года "Descent to the Maelstrom" стала еще одним новшеством. [50] Это было музыкальное изображение Эдгара Аллана По , одноименного рассказа импровизированное сольное фортепианное произведение, в котором использовалась мультитрековость и не было предвзятой гармонической структуры, а вместо этого было основано на развитии мотивов. [50] Его атональность предвосхитила гораздо более поздние работы таких пианистов, как Сесил Тейлор. [51] и Бора Бергман . [52]
В следующем году секстет Тристано выступил на первом джазовом фестивале в Ньюпорте . [53] Возможно, это было его единственное выступление на джазовых фестивалях – он считал их слишком коммерческими. [54] Марш покинул группу летом 1955 года. [55]
Тристано записал свой первый альбом на Atlantic Records в 1955 году; ему было разрешено контролировать процесс записи и то, что выпускать. [54] В одноименный альбом вошли сольные и трио-треки, содержавшие дальнейшие эксперименты с мультитрековостью («Реквием» и «Турецкое мамбо»). [17] и измененная скорость ленты («Line Up» и «32-й Восток»). [56] Использование наложения и манипулирования пленкой вызывало в то время споры у некоторых критиков и музыкантов. [57] «Реквием», дань уважения Паркеру, умершему незадолго до этого. [58] имеет чувство глубокого блюза – стиль, который обычно не ассоциируется с Тристано. [59] По словам биографа Ынми Шим, в "Line Up" и " East 32nd " использование Тристано хроматической гармонии... обеспечивает ему позицию пионера в расширении гармонического словаря джазовой импровизации". [60]
К середине 1950-х годов Тристано больше сосредоточил свою энергию на музыкальном образовании. В 1956 году ему пришлось покинуть свою студию на Манхэттене; [17] он основал новый в Холлисе, Квинс . [61] Некоторые из его основных учеников переехали в Калифорнию после того, как база Тристано была перенесена. [62] Это, в сочетании с расставанием с женой в том же году из-за его неверности, означало, что он был физически более изолирован от музыкальной сцены Нью-Йорка. [63] Он давал меньше концертов, чем раньше, но в 1958 году у него было первое из иногда длительных выступлений в нью-йоркском клубе Half Note после того, как владельцы убедили его выступить, отчасти заменив пианино Steinway в их клубе новым Bechstein по выбору Тристано. . [64] Позже они сообщили, что в конце 1950-х и начале 1960-х годов наибольшей популярностью в их клубе пользовались Джон Колтрейн , Зут Симс и Тристано: «Колтрейн привел массы, Зут привел музыкантов, а Ленни привел интеллектуалы». [65] В 1959 году квинтет Тристано снова выступил в Торонто, на этот раз в «Famous Door». [66]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]Второй альбом Тристано для Atlantic был записан в 1961 году и выпущен в следующем году. [67] «Новый Тристано» , как было подчеркнуто на обложке альбома, полностью состоял из фортепианных соло, без наложения или манипуляций со скоростью ленты. [68] Треки содержат басовые партии для левой руки, которые придают структуру каждому исполнению, а также являются контрапунктом для игры правой рукой; [69] появляются также блок-аккорды, неясные гармонии и контрастные ритмы. [70] Другие сольные фортепианные записи, сделанные Тристано в 1961 году, не выпускались до 1970-х годов. [71]
Тристано и его жена официально развелись в 1962 году. [72] Их сын Стив, родившийся в 1952 году, встретил своего отца только один раз после их первоначального расставания в 1956 году. [72] Тристано снова женился в начале 1960-х годов. [73] Его второй женой была Кэрол Миллер, одна из его учениц. [73] У них родился сын Бад и две дочери Таня и Кэрол. [73] Пара развелась в 1964 году, и позже Тристано проиграл битву за опеку над детьми со своей бывшей женой. [73]
В 1964 году пианист реформировал свой квинтет с Конитцем и Маршем для двухмесячного выступления в Half Note и выступлений в Coq D'Or в Торонто. [74] Два года спустя квартет, в котором не было Коница, выступил в клубе Cellar Club в Торонто. [75] Тристано время от времени играл в Half Note Club до середины 1960-х годов. [17] и гастролировал по Европе в 1965 году. [17] Его европейское турне проходило в основном в качестве пианиста-солиста. [76] и игра была в стиле его записей The New Tristano . [77] Он выступал с Индом и другими на концертах в Великобритании в 1968 году; они были хорошо приняты, и Тристано вернулся в следующем году. [77] Его последнее публичное выступление в США состоялось в 1968 году. [78]
Тристано отклонил предложения выступить в 1970-х годах; он объяснил, что не любит путешествовать и что требование к карьерному музыканту давать концерты - это не то, чему он хотел следовать. [79] Он продолжал преподавать и помогал организовывать концерты для некоторых своих учеников. [80] Еще один альбом, Descent to the Maelstrom , вышел в 1970-х годах; он состоял из записей, сделанных между 1951 и 1966 годами. [81]
В 1970-х годах Тристано перенес ряд заболеваний, в том числе боль в глазах и эмфизему (большую часть своей жизни он курил). [82] 18 ноября 1978 года он умер от сердечного приступа дома. [83] на Ямайке, Нью-Йорк . [17]
Личность и взгляды на музыку
[ редактировать ]По мнению Инда, Тристано «всегда был таким нежным, таким обаятельным и говорил так тихо, что его прямота могла нервировать». [84] Эту прямоту отметили и другие, в том числе басист Чабби Джексон , который заметил, что Тристано почти не обладал тактом и не беспокоился о том, что будет груб или заставит других почувствовать себя некомпетентными. [85] Некоторые из его учеников описывали Тристано как властного, но другие указывали, что это впечатление возникло из-за его требовательной дисциплины в обучении и отношения к музыке. [86]
Писатель Барри Уланов в 1946 году заметил, что Тристано «недостаточно просто чувствовать что-то, их." [87] Тристано раскритиковал фри-джаз, зародившийся в 1960-х годах, за отсутствие музыкальной логики, а также за выражение негативных эмоций. [88] «Если вы злитесь на кого-то, ударьте его по носу – не пытайтесь играть злую музыку», - прокомментировал он; «Выражайте все позитивное. Красота – это позитивная вещь». [89] Он расширил эту тему, отделив эмоции от чувств, и предположил, что воспроизведение определенной эмоции было эгоистичным и лишенным чувств. [90]
Тристано также жаловался на коммерциализацию джаза и на то, что он считал требованием отказаться от артистической части игры, чтобы зарабатывать на жизнь выступлениями. [91] Более поздние комментаторы предположили, что эти жалобы игнорировали свободу, которую ему предоставила Atlantic, и обвиняли других в том, что во многих случаях было результатом его собственных карьерных решений. [92]
Влияния и стиль игры
[ редактировать ]Саксофонисты Паркер и Лестер Янг оказали большое влияние на развитие Тристано. [93] Другой важной фигурой был пианист Арт Татум : Тристано практиковал сольные произведения Татума в начале своей карьеры. [94] прежде чем постепенно отойти от этого влияния в поисках собственного стиля. [95] Бибоппер Бад Пауэлл также повлиял на игру и преподавание Тристано, поскольку он восхищался артикуляцией и выразительностью молодого пианиста. [96]
Продвинутое понимание гармонии Тристано вывело его музыку за пределы сложностей современного движения бибоп: [97] из своих ранних записей он стремился развить использование необычных для того периода гармоний. [98] Его игру назвали « крутым джазом ». [99] но это не отражает диапазон его игры. [100] Ынми Шим резюмировала изменения в игре Тристано за время его карьеры:
Записи трио 1946 года демонстрируют новый подход к линейному взаимодействию фортепиано и гитары, приводящий к контрапункту, полиритмии и наложенным гармониям. Записи секстета 1949 года отличаются слаженной ансамблевой игрой и сольным исполнением, свободными групповыми импровизациями, основанными на спонтанном групповом взаимодействии и контрапунктическом принципе. В 1950-х годах Тристано применил передовую концепцию джазовой импровизации, называемую боковым скольжением или внешней игрой , которая создает форму временной битональности, когда хроматическая гармония накладывается на стандартные гармонические прогрессии. Тристано активизировал использование контрапункта, полиритмии и хроматизма в 1960-х годах. [17]
Grove Music прокомментировал некоторые аспекты стиля Тристано, которые отличались от большинства современного джаза: «Нерегулярным акцентам бопа Тристано предпочитал ровный ритмический фон, на котором можно было сконцентрироваться на линии и сосредоточить свои сложные изменения музыкального размера. соло состояли из необычайно длинных, угловатых, почти ровных дрожащих струн, снабженных тонкими ритмическими отклонениями и абразивными политональными эффектами. Он был особенно искусным в использовании различных уровней двойного такта и был мастером стиля блок-аккордов». [78]
Его коллега-пианист Итан Айверсон утверждал, что «Как пианист Тристано находился на высшем уровне технических достижений. Он родился вундеркиндом и неустанно работал, чтобы стать лучше». [101] У Тристано «были, казалось бы, маленькие, но чрезвычайно гибкие руки, которые могли феноменально расширяться», что позволяло ему достигать больших интервалов. [102]
Обучение
[ редактировать ]Тристано считается одним из первых, кто структурированно преподавал джаз, особенно импровизацию. [17] [103] Он обучал музыкантов независимо от их инструмента. [100] и структурированные уроки для удовлетворения потребностей каждого человека. [104] Уроки обычно длились 15–20 минут. [105] Он не учил чтению музыки или особенностям разных стилей джаза. [106] вместо этого бросайте вызов ученикам таким образом, чтобы они могли найти и выразить свои собственные музыкальные чувства или стиль. [107]
Основополагающими элементами обучения учащегося были концепции (в основном диатонические [108] ) масштабируется как музыка и основа гармонии. [109] Одним из средств обучения, часто использовавшихся Тристано, в том числе и для гамм, был метроном . [110] Учащийся сначала установил метроном на самую медленную настройку или около нее и постепенно увеличивал ее скорость, позволяя развить чувство времени, а также уверенность в размещении каждой ноты. [110]
Тристано поощрял своих учеников изучать мелодии джазовых стандартов , напевая их, затем играя их, прежде чем приступать к их исполнению во всех тональностях. [111] Он также часто заставлял своих учеников учиться петь и играть импровизированные соло некоторых из самых известных имен в джазе, включая Паркера и Янга. [17] [112] Некоторые студенты сначала пели соло с записи, замедленной до половины нормальной скорости; со временем они научились петь и играть на них с нормальной скоростью. [113] Тристано подчеркнул, что студент не учится подражать художнику, [114] но следует использовать этот опыт, чтобы понять передаваемое музыкальное чувство. [17] Такие занятия подчеркивали ценность тренировки слуха и идею о том, что чувство имеет основополагающее значение для музыкального выражения. [17] Все это предшествовало возможности импровизировать во время уроков. [115]
Наследие
[ редактировать ]Критики расходятся во мнениях относительно важности Тристано в истории джаза. [116] Макс Харрисон отметил, что пианист имел ограниченное влияние за пределами своей группы музыкантов; [117] Роберт Палмер , который отметил, что на момент его смерти был в печати только один из альбомов Тристано, [83] предположил, что он сыграл решающую роль в переходе от современного джаза 1940-х годов к более свободным стилям последующих десятилетий; и Томас Олбрайт также считал, что его импровизации подготовили и открыли новую почву в истории музыки. [118]
Элементы ранней игры Тристано – контрапункт, регармонизация и строгий ритм – повлияли на Майлза Дэвиса , «Birth of the Cool» а также на игру саксофониста Джерри Маллигана и пианиста Дэйва Брубека . [119] Ранние, более основанные на чувствах выступления Тристано также повлияли на стиль пианиста Билла Эванса . [59] который также использовал наложение и мультидорожку в своих собственных записях после того, как Тристано экспериментировал с этими методами. [120] Авангардный музыкант Энтони Брэкстон часто упоминал Тристано и некоторых его учеников как оказавших на него влияние. [121]
Пианист Моуз Эллисон отметил, что Тристано и Пауэлл «были основателями современной игры на фортепиано, поскольку почти каждый находился под влиянием того или иного из них». [122] Олбрайт отметила, что Тристано оказал влияние на пианистов Пола Блея , Эндрю Хилла , Мэла Уолдрона и Тейлора. [118] , после смерти Тристано джазовое фортепиано все чаще перенимало аспекты его ранней игры По мнению Теда Джойи : «более молодые музыканты приходили к тем же самым конечным точкам не потому, что они слушали Тристано… а потому, что эти разработки были логическим продолжением идиома современного джаза». [123]
По мнению Инда, наследие Тристано «это то, что он технически добавил к джазовому словарю и своему видению джаза как серьезного музыкального ремесла». [124] Резюме Grove Music таково : «Влияние Тристано наиболее сильно ощущается в творчестве его лучших учеников… и в его примере великодушия и перфекционизма, характеристик, которые предполагали для джаза самые высокие стандарты музыки как искусства». [78] Шим тоже считал свое преподавание частью своего наследия: некоторые части его подхода к преподаванию джаза стали стандартной практикой; и «самое количество учеников, которых он обучал, которое легко может превысить тысячу», связанное с тем, что некоторые из них продолжают использовать то, чему они научились, в своей игре и педагогике, иллюстрирует его влияние. [106] Обучение Тристано также повлияло на искусство художника Роберта Раймана , который брал уроки музыки у пианиста: «Техника Раймана не только аналогична музыке в целом, но и разделяет принципы кинестетического и мультисенсорного внимания к деталям, которые характеризовали преподавание Ленни Тристано». [125]
Шим предположил, что общая недооценка Тристано отчасти объясняется тем, что его стиль необычен и слишком сложен для классификации джазовыми комментаторами. [78] Инд также считал, что репутация Тристано стала менее заслуженной: «Он придерживался своих убеждений и не хотел коммерциализировать. Его преданность делу, а также отсутствие общей оценки со стороны многих джазовых критиков неизбежно привели к тому, что он был отодвинут на второй план». [126]
Награды
[ редактировать ]Тристано был признан по версии Metronome в 1947 году. музыкантом года [78] В 1979 году он был избран в бита . даун - Зал славы [127] В 2013 году Тристано был занесен в Зал славы Грэмми за альбом Crosscurrents , альбом записей 1949 года. [128] Он был добавлен в Зал славы Эртегуна в 2015 году. [129]
Дискография
[ редактировать ]В списке только альбомы.
Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]Год записи | Заголовок | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|
1945–49 | Вживую в Birdland 1949 г. | Джаз | Некоторые треки соло на фортепиано; несколько треков квинтета с Уорном Маршем (тенор-саксофон), Билли Бауэром (гитара), Арнольдом Фишкиндом (бас), Джеффом Мортоном (ударные); на концерте; выпущен в 1979 году |
1946–70 | Личные записи 1946–1970 гг. | Время точек / Мозаика | Некоторые треки соло на фортепиано; другие треки с разными другими |
1949 | Перекрестные течения | Капитолий | Некоторые треки квартета с Билли Бауэром (гитара), Арнольдом Фишкиндом (бас), Гарольдом Грановски (ударные); некоторые треки секстета, с добавлением Уорна Марша (тенор-саксофон) и Ли Коница (альт-саксофон); некоторые треки - секстет, в котором Дензил Бест (ударные) заменяет Грановски; некоторые треки квинтетные, без ударных; выпущен с записями Бадди ДеФранко [130] в 1972 году [131] |
в. 1950 год | Ух ты | Джаз | Секстет с Уорном Маршем (тенор-саксофон), Ли Конитцем (альт-саксофон), Билли Бауэром (гитара), неизвестным (бас), неизвестным (ударные); на концерте |
1951 | Чикаго, апрель 1951 года. | Аптаун Джаз | Секстет с Уорном Маршем (тенор-саксофон), Ли Конитцем (альт-саксофон), Уилли Деннисом (тромбон), Бюргером «Бадди» Джонсом (бас), Домиником «Микки» Симонеттой (ударные); на концерте; выпущен в 2014 году |
1951–66 | Спуск в Водоворот | Внутренний город | Некоторые треки соло на фортепиано; трио некоторых треков с Питером Индом (бас), Роем Хейнсом (ударные); трио некоторых треков с Сонни Далласом (бас), Ником Стабуласом (ударные); выпущен в 1970-х годах |
1952 | Жить в Торонто | Джаз | Квинтет с Ли Конитцем (альт-саксофон), Уорном Маршем (тенор-саксофон), Питером Индом (бас), Элом Левиттом (ударные); на концерте |
1954–55 | Ленни Тристано | Атлантический | Некоторые треки соло на фортепиано; трио некоторых треков с Питером Индом (бас), Джеффом Мортоном (ударные); несколько треков квартета с Ли Конитцем (альт-саксофон), Джином Рэми (бас), Артом Тейлором (ударные); выпущен в 1956 году |
1955 | Квартет Ленни Тристано | Атлантический | Квартет с Ли Конитцем (альт-саксофон), Джином Рэми (бас), Артом Тейлором (ударные); на концерте; выпущен c. 1982 год |
1955–56 | Нью-Йоркские импровизации | Электра | Трио с Питером Индом (бас), Томом Вейберном (ударные); выпущен c. 1983 год; [132] также выпущен как Manhattan Studio компанией Jazz |
1958–64 | Непрерывность | Джаз | Некоторые треки квартета с Уорном Маршем (тенор-саксофон), Генри Граймсом (бас), Полом Мотианом (ударные); несколько треков квинтета с Маршем (тенор-саксофон), Ли Конитцем (альт-саксофон), Сонни Далласом (бас), Ником Стабуласом (ударные); на концерте |
1961 | Новый Тристан | Атлантический | Фортепиано соло; выпущен в 1962 году |
1964–65 | Примечание к примечанию | Джаз | Трио с Сонни Далласом (бас) и Кэрол Тристано (ударные, добавлено в 1993 году) [133] |
1965 | Концерт в Копенгагене | Джаз | Только фортепиано; на концерте |
1965 | Ленни Тристано Соло в Европе и Квартет Ли Коница в Европе | Уникальный джаз | Некоторые треки соло на фортепиано; трио некоторых треков с Нильсом-Хеннингом Орстедом Педерсеном (бас), Конни Кей (ударные) |
1965–74 | Бетти Скотт поет с Ленни Тристано | Джаз | Дуэт с Бетти Скотт (вокал) |
в. 1967 – ок. 1976 год | Дуэт-сессии | Время точки | Дуэты с Конни Кротерс (фортепиано), Роджером Манкузо (ударные), Ленни Попкином (тенор-саксофон); выпущен в 2020 году [134] [135] |
Как помощник
[ редактировать ]Год записи | Лидер | Заголовок | Этикетка |
---|---|---|---|
1945 | Эрл Своп | Потерянная сессия | Джазовая гильдия |
1947 | Билл Харрис | Рыцарь в деревне | Джазовая витрина |
1947 | Различный | Колыбельная в ритме | Спотлайт |
1947 | Различный | Антропология | Спотлайт |
1949 | Различный | Звездные группы Metronome | РКА |
1949 и 1950 годы | Ли Конитц | Подсознание-Ли | Престиж |
1950 | Различный | Эпоха свинга | Гармония |
1951 | Чарли Паркер | Еще неизданное, Том. 1 | Королевский джаз |
Основные источники: [83] [136] [137] [138]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индия 2005 г. , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д и Шим 2007 , с. 5.
- ^ Шим 2007 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б с Шим 2007 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 7.
- ^ Гитлер 2001 , с. 229.
- ^ Шим 2007 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Шим 2007 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 20.
- ^ Шим 2007 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Индия 2005 г. , с. 33.
- ^ Шим 2007 , с. 24.
- ^ Шим 2007 , с. 27.
- ^ Шим 2007 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шим, Ынми, Тристано, Ленни , Словарь американской музыки Grove, 2-е издание. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press , получено 9 сентября 2014 г.
- ^ Шим 2007 , с. 32.
- ^ Джоя 1997 , с. 250.
- ^ Шим 2007 , с. 40.
- ^ Шим 2007 , с. 41.
- ^ Шим 2007 , с. 42.
- ^ Шим 2007 , с. 46.
- ^ Шим 2007 , с. 47.
- ^ Шим 2007 , с. 48.
- ^ Шим 2007 , стр. 48–49.
- ^ Шим 2007 , с. 49.
- ^ Шим 2007 , стр. 50, 178–179.
- ^ Jump up to: а б с Шим 2007 , с. 50.
- ^ Харрисон, Макс (1991). Джазовая ретроспектива . Квартет. п. 70 . ISBN 0-7043-0144-Х .
- ^ Шим 2007 , с. 52.
- ^ Шим 2007 , стр. 53–54.
- ^ Шим 2007 , стр. 56–58.
- ^ Шим 2007 , стр. 60–62.
- ^ Шим 2007 , с. 61.
- ^ Шим 2007 , с. 54.
- ^ Шим 2007 , с. 71.
- ^ Шим 2007 , стр. 77–78.
- ^ Индия 2005 г. , с. 32.
- ^ Индийский 2005 г. , стр. 33–34.
- ^ Шим 2007 , с. 78.
- ^ Шим 2007 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б Индия 2005 г. , с. 35.
- ^ Шим 2007 , с. 81.
- ^ Индия 2005 г. , с. 36.
- ^ Шим 2007 , стр. 81–82.
- ^ Шим 2007 , с. 83.
- ^ Шим 2007 , стр. 83–84.
- ^ Шим 2007 , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 87.
- ^ Яноу, Скотт. «Спуск в водоворот» . Вся музыка . Проверено 17 сентября 2014 г.
- ^ Дэвис, Джон С. (2012). Исторический словарь джаза . Пугало. п. XXI. ISBN 978-0-8108-6757-4 .
- ^ Индия 2005 г. , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 88.
- ^ Шим 2007 , с. 85.
- ^ Юрек, Том. «Коллекционирование Ленни Тристано» . Вся музыка . Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Гитлер 2001 , с. 237.
- ^ Шим 2007 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Аткинс, Рональд (ноябрь 1982 г.) «Великие джазовые пианисты - 7 Ленни Тристано». Музыка и музыканты . п. 11.
- ^ Шим 2007 , с. 91.
- ^ Индийский 2005 г. , с. 57.
- ^ Шим 2007 , с. 97.
- ^ Шим 2007 , стр. 96–97.
- ^ Gitler 2001 , pp. 244–245.
- ^ Уилсон, Джон С. (2 декабря 1973 г.) «Джазмен находит дом». Нью-Йорк Таймс . п. 142.
- ^ Шим 2007 , стр. 101–102.
- ^ "Ленни Тристано/Новый Тристано" [примечания на обложке компакт-диска]. Носорог. Р2 71595.
- ^ Зак, Альбин (2001). Поэтика рок-композиции: многодорожечная запись как композиционная практика . Издательство Калифорнийского университета. п. 7. ISBN 978-0-520-21809-3 .
- ^ Шим 2007 , с. 103.
- ^ Шим 2007 , стр. 104–105.
- ^ Шим 2007 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Шим 2007 , с. 102.
- ^ Шим 2007 , с. 110.
- ^ Шим 2007 , с. 112.
- ^ Шим 2007 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д и Робинсон, Дж. Брэдфорд, Тристано, Ленни , Grove Music Online. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press , получено 9 сентября 2014 г.
- ^ Шим 2007 , с. 118.
- ^ Уилсон, Джон С. (20 декабря 1978 г.). «Ленни Тристано, 59-летний пианист, был новатором в эпоху крутого джаза». Нью-Йорк Таймс . п. Д12.
- ^ Шим 2007 , с. 119.
- ^ Шим 2007 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с Палмер, Роберт (24 января 1982 г.). «Ленни Тристано – забытый джазмен». Нью-Йорк Таймс . п. Д25.
- ^ Индия 2005 г. , с. 101.
- ^ Шим 2007 , с. 58.
- ^ Шим 2007 , стр. 160–161.
- ^ Уланов, Барри (август 1949 г.). «Мастер в творчестве». Метроном . п. 12.
- ^ Шим 2007 , стр. 106–107.
- ^ Шим 2007 , с. 107.
- ^ Шим 2007 , с. 108.
- ^ Шим 2007 , стр. 115–116.
- ^ Шим 2007 , с. 116.
- ^ Шим 2007 , с. 77.
- ^ Гитлер 2001 , с. 230.
- ^ Шим 2007 , с. 15.
- ^ Шим 2007 , стр. 151–152.
- ^ Шим 2007 , с. 184.
- ^ Индия 2005 г. , с. 106.
- ^ Берендт, Иоахим (1976). Джазовая книга . Паладин. стр. 20. ISBN 978-0-7018-0890-7 .
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 2.
- ^ Айверсон, Итан «Все в миксе» . Архивировано 11 июня 2016 г. в Wayback Machine . занимаюсь математикой. Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Шим 2007 , с. 149.
- ^ Индия 2005 г. , с. 132.
- ^ Индийский 2005 г. , стр. 198–199.
- ^ Шим 2007 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 168.
- ^ Шим 2007 , стр. 127–128.
- ^ Шим 2007 , с. 167.
- ^ Индия 2005 г. , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , стр. 155–156.
- ^ Индия 2005 г. , с. 134.
- ^ Индия 2005 г. , с. 21.
- ^ Шим 2007 , стр. 135–138.
- ^ Шим 2007 , с. 165.
- ^ Шим 2007 , с. 145.
- ^ Кересман, Марк (июль 2015 г.) «Чикаго, апрель 1951 г. - Ленни Тристано (центр города)». Нью-Йоркский джазовый рекорд . п. 31.
- ^ Шим 2007 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Шим 2007 , с. 198.
- ↑ Палмер, Роберт (11 октября 1977 г.) «Джаз: пианист школы Тристано». Нью-Йорк Таймс . п. 41.
- ^ Кук, Ричард; Мортон, Брайан (2010). Путеводитель по джазу Penguin: история музыки в 1001 лучшем альбоме . Пингвин. ISBN 978-0-14-104831-4 .
- ↑ Айверсон, Итан (15 мая 2008 г.) «Свободный джаз (и поэзия) Тристано» . Пункт назначения: Выход.
- ^ Джек, Гордон (2004). Разговор о джазе пятидесятых: устная ретроспектива . Пугало. п. 14. ISBN 978-0-8108-4997-6 .
- ^ Джоя 1997 , с. 249.
- ^ Индия 2005 г. , с. 108.
- ^ Колаицци, Витторио (весна 2007 г.) «Как это работает: штрих, музыка и минимализм в ранних картинах Роберта Раймана». (весна 2007 г.). Американское искусство . Том. 21, № 1. с. 34.
- ^ Индия 2005 г. , с. 198.
- ^ «Зал славы Даунбита» . Даун Бит . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Тамаркин, Джефф (21 ноября 2012 г.). «Записи Колтрейна, Мингуса, Тристано отмечены Залом славы Грэмми: Луи Джордан, Джеймс Браун, Рэй Чарльз также награждены» . ДжазТаймс . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года.
- ^ «Зал славы Эртегуна» . Джазовая академия . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Харрисон, Макс; Такер, Эрик; Николсон, Стюарт (2000). Основные джазовые пластинки: от модернизма к постмодернизму . Мэнселл. п. 131. ИСБН 978-0-7201-1722-6 .
- ^ Шим 2007 , с. 268.
- ↑ Фордхэм, Джон (1 сентября 1983 г.) «Рог изобилия». Хранитель . п. 10.
- ^ «Ленни Тристано – Примечание к примечанию» . Джазовые пластинки. Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ Тамаркин, Джефф (16 мая 2020 г.). «Ленни Тристано: Сессии дуэта (Dot Time)» . ДжазТаймс . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ «Ленни Тристано: Сеансы дуэта» . dottimerecords.com . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Тристано, Ленни , Энциклопедия популярной музыки. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press , получено 9 сентября 2014 г.
- ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям . Пингвин. стр. 1417–18. ISBN 978-0-141-03401-0 .
- ^ "Дискография Ленни Тристано" . Jazzdisco.org Проверено 28 октября 2014 г.
Библиография
- Джоя, Тед (1997). История джаза . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509081-9 .
- Гитлер, Ира (2001). Мастера бибопа: Руководство для слушателя (обновленное издание). Де Капо. ISBN 978-0-306-81009-1 .
- Инди, Питер (2005). Видения джаза: Ленни Тристано и его наследие . Равноденствие. ISBN 978-1-84553-281-9 .
- Шим, Ынми (2007). Ленни Тристано – Его жизнь в музыке . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11346-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- lennietristano.com – сайт, посвященный Тристано, со статьями, форумом и т. д.
- Коллекция Симпозиума Ленни Тристано .
- «Двенадцать основных треков Ленни Тристано» , выбранные Тедом Джойя.
- Ленни Тристано на IMDb
- 1919 рождений
- 1978 смертей
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые преподаватели
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Американцы итальянского происхождения
- Артисты Atlantic Records
- Джазовые пианисты-авангардисты
- Бибоп-пианисты
- Слепые музыканты
- крутые джазовые пианисты
- Педагоги из Иллинойса
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Джазовые музыканты из Чикаго
- Музыканты из Квинса, Нью-Йорк
- Люди из Флашинга, Квинс
- Люди из Холлиса, Квинс
- Люди из Ямайки-Эстейтс, Квинс
- Пианисты пост-бопа
- Артисты Prestige Records
- Артисты Savoy Records
- Американские композиторы 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка (штат)
- Американские слепые
- Слепые педагоги
- Американские музыканты с ограниченными возможностями