Jump to content

Чарли Паркер

Чарли Паркер
Паркер в джаз-клубе Three Deuces, Нью-Йорк, 1947 год.
Паркер в джаз-клубе Three Deuces, Нью-Йорк, 1947 год.
Справочная информация
Имя при рождении Чарльз Паркер мл.
Также известен как Птица, Дворовая Птица
Рожденный ( 1920-08-29 ) 29 августа 1920 г.
Канзас-Сити, Канзас , США
Умер 12 марта 1955 г. ) ( 1955-03-12 ) ( 34 года
Нью-Йорк , США
Жанры
Род занятий
  • Музыкант
  • композитор
Инструмент(ы) альт и тенор Саксофон
Годы активности 1937–1955
Этикетки
Веб-сайт Чарли ПаркерМузыка

Чарльз Паркер-младший (29 августа 1920 — 12 марта 1955) по прозвищу « Птица » или « Ярдберд » — американский джазовый саксофонист , руководитель группы и композитор. [1] Паркер был весьма влиятельным солистом и ведущей фигурой в развитии бибопа . [2] форма джаза, характеризующаяся быстрым темпом, виртуозной техникой и развитой гармонией. Он был виртуозом и привнес в джаз революционные ритмические и гармонические идеи, в том числе быстрые переходные аккорды, новые варианты измененных аккордов и замены аккордов. Паркер прежде всего играл на альт-саксофоне .

Паркер получил прозвище «Ярдберд» в начале своей карьеры, когда был в туре с Джеем МакШэнном . [3] Эта, а также сокращенная форма «Птица» продолжала использоваться до конца его жизни, вдохновив Паркера на названия ряда композиций, таких как « Ярдберд-сюита », « Орнитология », «Птица получает червяка» и "Райская птица".

Паркер был иконой хипстерской субкультуры, а затем и бит-поколения , олицетворяя джазового музыканта как бескомпромиссного артиста и интеллектуала, а не просто артиста. [4]

Биография

[ редактировать ]

Чарльз Паркер-младший родился в Канзас-Сити, штат Канзас , на Фриман-авеню, 852, вырос в Канзас-Сити, штат Миссури , недалеко от Вестпорта, а позже, в средней школе, недалеко от 15-й и Олив-стрит, в семье Чарльза Паркера-старшего и Аделаиды «Эдди». Бэйли, который имел смешанное происхождение чокто и афроамериканцев. [5] Он учился в средней школе Линкольна. [6] в сентябре 1934 года, но ушел в декабре 1935 года, как раз перед тем, как присоединиться к местному союзу музыкантов и решил продолжить свою музыкальную карьеру на постоянной основе. [7] Его возлюбленная детства и будущая жена Ребекка Раффин окончила среднюю школу Линкольна в июне 1935 года. [ нужна ссылка ]

Паркер начал играть на саксофоне в 11 лет, а в 14 лет присоединился к своему школьному оркестру, где учился у капельмейстера Алонзо Льюиса. Примерно в то же время его мать купила новый альт-саксофон. Его отцу часто приходилось путешествовать по работе, но он оказал некоторое музыкальное влияние, потому что он был пианистом, танцором и певцом в Ассоциации владельцев театров (TOBA), а позже стал официантом Pullman или шеф-поваром на железных дорогах. Мать Паркера, Адди, работала по ночам в местном офисе Western Union . [8] Наибольшее влияние на него в то время оказал молодой тромбонист по имени Роберт Симпсон, который научил его основам импровизации. [9]

Альт-саксофон King Super 20, принадлежавший и используемый Чарли Паркером, сейчас находится в Смитсоновском институте.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В середине 1930-х годов Паркер начал усердно тренироваться. В этот период он освоил импровизацию и развил некоторые идеи, которые привели к более позднему развитию бибопа . В интервью Полу Десмонду Паркер рассказал, что провел три-четыре года, тренируясь по 15 часов в день. [10] [11]

Группы под руководством Каунта Бэйси и Бенни Мотена , безусловно, оказали влияние на Паркера. Он играл с местными группами в джаз-клубах Канзас-Сити, штат Миссури, где совершенствовал свою технику при помощи Бастера Смита , чьи динамичные переходы к двойному и тройному тайму повлияли на развивающийся стиль Паркера. [ нужна ссылка ]

В конце весны 1936 года Паркер играл на джем-сейшне в клубе «Рино» в Канзас-Сити. Его попытка импровизировать провалилась, когда он потерял счет смены аккордов. Это побудило Джо Джонса , барабанщика Count Basie's Orchestra, презрительно вынуть тарелку из своей ударной установки и бросить ее себе под ноги в качестве сигнала покинуть сцену. [12] Вместо того, чтобы разочаровываться, Паркер поклялся тренироваться усерднее; этот инцидент стал поворотным моментом в его карьере, и год спустя он вернулся новым человеком. [13] В том же году Паркер сделал предложение Ребекке Раффин, и 25 июля 1936 года они поженились. [14] Осенью 1936 года Паркер отправился с группой из Канзас-Сити в Озарк на открытие таверны Кларенса Массера к югу от Элдона, штат Миссури. По пути караван музыкантов попал в автокатастрофу, и Паркер сломал три ребра и сломал позвоночник. [15] Несчастный случай привел к серьезным проблемам Паркера с обезболивающими и опиоидами, особенно с героином. Паркер боролся с употреблением наркотиков всю оставшуюся жизнь. [ нужна ссылка ]

Несмотря на почти смертельный опыт по дороге в Озарк в 1936 году, Паркер вернулся в этот район в 1937 году, где провел много времени, собирая дрова и развивая свой звук. [5] [16] В 1938 году Паркер присоединился к Джея МакШанна пианиста группе . [17] Группа гастролировала по ночным клубам и другим заведениям юго-запада, а также Чикаго и Нью-Йорка. [18] [19] Паркер дебютировал в профессиональной записи с группой МакШанна. [20]

Нью-Йорк

[ редактировать ]

В 1939 году Паркер переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить музыкальную карьеру. Он также занимал несколько других должностей. Он работал за девять долларов в неделю посудомойщиком в Jimmie's Chicken Shack, где выступал пианист Арт Татум . [21] Именно в 1939 году в Нью-Йорке Паркер совершил свой музыкальный прорыв, который начался в 1937 году в Миссури Озарк. Проигрывая изменения в песне «Cherokee», Паркер открыл для себя новый музыкальный словарь и звучание, которые изменили ход истории музыки. [22]

В 1940 году он вернулся в Канзас-Сити, чтобы выступить с Джеем МакШанном и присутствовать на похоронах своего отца, Чарльза старшего. он играл в Fairyland Park с группой МакШанна на 75-й улице и Проспекте. Летом [ нужны разъяснения ] для белой аудитории. Положительным моментом лета стало его знакомство с Диззи Гиллеспи сводным приятелем Андерсоном около 19-й улицы и Вайна летом 1940 года. [5] [16]

В 1942 году Паркер покинул группу МакШанна и в течение года играл с Эрлом Хайнсом , в состав группы которого входил Диззи Гиллеспи , который позже играл с Паркером дуэтом. Этот период практически не задокументирован из-за забастовки Американской федерации музыкантов в 1942–1943 годах , во время которой было сделано мало профессиональных записей. [23] Паркер присоединился к группе молодых музыкантов и играл в нерабочих клубах Гарлема, таких как Uptown House Кларка Монро . В число этих молодых иконоборцев входили Гиллеспи, пианист Телониус Монк , гитарист Чарли Кристиан и барабанщик Кенни Кларк . По словам Мэри Лу Уильямс , группа была создана для того, чтобы «бросить вызов практике, когда музыканты из центра города приезжают в центр города и «воруют» музыку». [24] Она вспоминала: «Монк и некоторые из самых умных молодых музыкантов жаловались: «Мы никогда не получим признания за то, что делаем». У них были основания так говорить... В музыкальном бизнесе с оригинальными талантами дела обстоят тяжело. Всех эксплуатируют посредством платной рекламы, и почти каждый может стать великим именем, если сможет себе это позволить. публика верит тому, что читает. Так что настоящим талантам часто бывает трудно пробиться... В любом случае, Монк сказал: «Мы собираемся создать большую группу. Мы собираемся создать что-то, что они не смогут украсть». , потому что они не могут в это играть». [25]

Однажды вечером в 1939 году Паркер играл « Cherokee » на репетиции с гитаристом Уильямом «Бидди» Флитом, когда он наткнулся на метод разработки своих соло, который позволил сделать одно из его главных музыкальных новшеств. Он понял, что 12 полутонов хроматической гаммы могут мелодически вести к любой тональности, нарушая некоторые границы простого джазового соло. Он вспоминал: «Я играл в чили-хаусе на Седьмой авеню между 139-й и 140-й авеню. Это был декабрь 1939 года. Теперь мне наскучили стереотипные изменения, которые в то время использовались постоянно, и я продолжал думать должно быть что-то еще. Иногда я слышал это, но не мог сыграть... Ну, в тот вечер я работал над «Cherokee» и, как и я, обнаружил это, используя более высокие интервалы аккорда. как мелодическую линию и подкрепив их соответствующими изменениями, я мог сыграть то, что услышал, ожив». [22]

На раннем этапе своего развития этот новый тип джаза был отвергнут многими признанными традиционными джазовыми музыкантами, которые презирали своих более молодых коллег. Бибопперы в ответ назвали этих традиционалистов « заплесневелым инжиром ». Однако некоторые музыканты, такие как Коулман Хокинс и Татум, более позитивно относились к его развитию и вместе с его приверженцами участвовали в джем-сейшнах и записях концертов в рамках нового подхода. [ нужна ссылка ]

(слева направо) Паркер с Томми Поттером , Максом Роучем , Майлзом Дэвисом и Дюком Джорданом в клубе «Три двойки», Нью-Йорк, около 1945 года.

Из-за двухлетнего запрета Союза музыкантов на все коммерческие записи с 1942 по 1944 год, большая часть раннего развития бибопа не была запечатлена для потомков. В результате он получил ограниченное радиооблучение. Музыкантам бибопа было трудно завоевать широкое признание. Лишь в 1945 году, когда запрет на запись был снят, сотрудничество Паркера с Диззи Гиллеспи , Максом Роучем , Бадом Пауэллом и другими оказало существенное влияние на мир джаза. (Одно из их первых совместных выступлений в небольшой группе было заново открыто и выпущено в 2005 году: концерт в ратуше Нью-Йорка 22 июня 1945 года.) Бибоп вскоре приобрел более широкую популярность среди музыкантов и поклонников. [ нужна ссылка ]

26 ноября 1945 года Паркер возглавил рекорд лейбла Savoy , названный «величайшей джазовой сессией всех времен». Записываясь как Reboppers Чарли Паркера, Паркер привлек таких музыкантов, как Гиллеспи и Майлз Дэвис на трубе, Керли Рассел на басу и Макс Роуч на барабанах. Треки, записанные во время этой сессии, включают « Ko-Ko », « Billie's Bounce » и « Now's the Time ». [ нужна ссылка ]

В декабре 1945 года группа Паркера отправилась на неудачный концерт в клубе Билли Берга в Лос-Анджелесе. Большая часть группы вернулась в Нью-Йорк, но Паркер остался в Калифорнии, обналичивая обратный билет, чтобы купить героин. Он испытал большие трудности в Калифорнии и был ненадолго заключен в тюрьму после того, как поджег простыни в своем гостиничном номере в Лос-Анджелесе, а затем в состоянии алкогольного опьянения бегал голым по вестибюлю, после чего его поместили в государственную психиатрическую больницу Камарильо на шесть месяцев. [26] [27]

Когда Паркера выписали из больницы, он был чист и здоров. Перед отъездом из Калифорнии он записал « Relacin' at Camarillo », посвященный своему пребыванию в психиатрической больнице. Однако, вернувшись в Нью-Йорк, он возобновил употребление героина. За это время ему все же удалось записать десятки партий для лейблов Savoy и Dial, которые остаются одними из самых ярких результатов его записанной продукции. Многие из них были с его так называемым «классическим квинтетом», включая Дэвиса и Роуча. [28]

В 1952 году Паркер и Гиллеспи выпустили альбом под названием Bird and Diz . [29]

Чарли Паркер со струнами

[ редактировать ]
Чарли Паркер выступает в Вустере, штат Массачусетс, в 1954 году. Фото Мела Левина.

Давним желанием Паркера было выступление со струнной секцией . Он страстно изучал классическую музыку, и современники сообщали, что его больше всего интересовали музыка и формальные новшества Игоря Стравинского , и он очень хотел принять участие в проекте, похожем на то, что позже стало известно как «Третий поток» , новый вид музыки, включающий в себя как джазовые и классические элементы, а не простое включение струнной секции в исполнение джазовых стандартов. 30 ноября 1949 года Норман Гранц организовал для Паркера запись альбома баллад со смешанной группой музыкантов, состоящих из джаза и камерного оркестра . [30] Шесть основных дублей с этой сессии стали альбомом Charlie Parker with Strings : « Just Friends », « Everything Happens to Me », « April in Paris» , « Summertime », « I Didn't Know What Time », и «I Didn't Know What Time». Если я потеряю тебя ». [ нужна ссылка ]

Джаз в Мэсси Холле

[ редактировать ]

В 1953 году Паркер выступил в Мэсси-холле в Торонто, к нему присоединились Гиллеспи, Мингус, Пауэлл и Роуч. [31] Концерт состоялся одновременно с транслируемым по телевидению боксерским поединком в тяжелом весе между Рокки Марчиано и Джерси Джо Уолкоттом , поэтому музыкальное мероприятие было малопосещаемым. [32] Мингус записал концерт, в результате которого вышел альбом Jazz at Massey Hall . [32] На этом концерте Паркер играл на пластиковом саксофоне Grafton . [33]

Могила Паркера на кладбище Линкольна

Паркер умер 12 марта 1955 года в номере своей подруги и покровительницы баронессы Панноники де Кенигсвартер в отеле «Стэнхоуп» в Нью-Йорке, во время просмотра братьев Дорси » «Сценического шоу по телевидению . Официальными причинами смерти были крупозная пневмония и кровоточащая язва , но у Паркера также был цирроз печени и сердечный приступ. Коронер, проводивший вскрытие, ошибочно оценил тело 34-летнего Паркера в возрасте от 50 до 60 лет. [34]

С 1950 года Паркер жил в Нью-Йорке со своей гражданской женой Чан Берг , матерью его сына Бэрда (1952–2014), [35] и его дочь При (умерла в 3 года). [36] Он считал Чан своей женой, хотя никогда не женился на ней и не развелся со своей предыдущей женой Дорис, на которой женился в 1948 году. Его семейное положение усложняло урегулирование наследства Паркера и в конечном итоге расстроило его желание быть тихо похороненным. в Нью-Йорке. [ нужна ссылка ]

Диззи Гиллеспи оплатил организацию похорон [37] и организовал лежачее положение [ нужны разъяснения ] , Гарлемское шествие, возглавленное конгрессменом и преподобным Адамом Клейтоном Пауэллом-младшим , а также мемориальный концерт. Тело Паркера было доставлено обратно в Миссури в соответствии с желанием его матери. Берг раскритиковал Дорис и семью Паркера за то, что они устроили ему христианские похороны, хотя они знали, что он атеист . [38] Паркер был похоронен на кладбище Линкольна в Миссури, в деревне, известной как Блю-Саммит , расположенной недалеко от I-435 и Ист-Трумэн-роуд. [ нужна ссылка ]

Поместьем Паркера управляет компания Jampol Artist Management. [39]

Некоторые споры продолжились после похорон Паркера в районе Канзас-Сити. На его могиле было выгравировано изображение тенор-саксофона, хотя Паркер в первую очередь ассоциируется с альт-саксофоном. Позже некоторые люди хотели переместить останки Паркера, чтобы усилить реконструкцию исторической 18-й улицы и района Вайн. [40]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Жизнь Паркера была пронизана проблемами психического здоровья и пристрастием к героину . [41] Хотя неясно, что было первым, его пристрастие к опиатам началось в 16 лет, когда он получил травму в автокатастрофе, и врач прописал ему морфин от боли. Зависимость, возникшая в результате этого инцидента, привела к тому, что он пропустил выступления и стал считаться ненадежным. [41] На джазовой сцене было широко распространено употребление героина, и это вещество можно было легко приобрести. [42]

Хотя за этот период он выпустил множество блестящих записей, поведение Паркера становилось все более хаотичным. Героин было трудно достать, когда он переехал в Калифорнию, где наркотика было меньше, поэтому в качестве замены он использовал алкоголь. Запись для лейбла Dial от 29 июля 1946 года свидетельствует о его состоянии. Перед этим сеансом Паркер выпил литр [ нужны разъяснения ] виски. Согласно примечаниям Чарли Паркера к первому тому Dial , Паркер пропустил большую часть первых двух тактов своего первого припева на треке "Max Making Wax". Когда он наконец вошел, он дико покачнулся и однажды развернулся, прочь от микрофона. В следующей песне « Lover Man » продюсер Росс Рассел физически поддержал Паркера. В "Bebop" (последний трек, записанный Паркером тем вечером) он начинает соло с уверенных первых восьми тактов; Однако на вторых восьми тактах он начинает бороться, и отчаявшийся Говард МакГи , трубач на этой сессии, кричит: «Дуй!» на него. Чарльз Мингус считал эту версию "Lover Man" одной из величайших записей Паркера, несмотря на ее недостатки. [43] Тем не менее Паркер ненавидел эту запись и так и не простил Россу Расселу ее выпуск. Он перезаписал мелодию в 1951 году для Verve . Жизнь Паркера резко ухудшилась в марте 1954 года, когда его трехлетняя дочь При умерла от муковисцидоза и пневмонии . [36] В 1954 году он дважды пытался покончить жизнь самоубийством, что снова привело его в психиатрическую больницу. [44]

Артистизм

[ редактировать ]

Стиль композиции Паркера включал интерполяцию оригинальных мелодий в существующие джазовые формы и стандарты - практика, известная как контрафакт и до сих пор распространенная в джазе. Примеры включают « Ornithology » (которая заимствует последовательность аккордов джазового стандарта « How High the Moon » и, как говорят, написана в соавторстве с трубачом Литтлом Бенни Харрисом) и « Moose The Mooche » (одна из многих композиций Паркера, основанных на последовательность аккордов « I Got Rhythm »). Эта практика не была редкостью до появления бибопа, но она стала визитной карточкой движения, поскольку артисты начали отходить от создания популярных стандартов и переходить к сочинению собственного материала. Пожалуй, самый известный контрафакт Паркера — «Koko», основанный на смене аккордов популярной бибоп-мелодии «Cherokee», написанной Рэем Ноублом. [45]

В то время как такие мелодии, как «Now's The Time», « Billie's Bounce », « Au Privave », «Barbados» , «Relaxin' at Camarillo», « Bloomdido » и «Cool Blues», были основаны на обычных 12-тактовых блюзовых изменениях, Паркер также создал уникальную версию 12-тактного блюза для таких мелодий, как « Blues for Alice », «Laird Baird» и «Si Si». Эти уникальные аккорды известны в народе как « Bird Changes ». Как и его соло, некоторые из его композиций характеризуются длинными, сложными мелодическими линиями и минимумом повторений, хотя в некоторых мелодиях он действительно использовал повторения, особенно в «Now's The Time». [ нужна ссылка ]

Паркер внес большой вклад в современное джазовое соло, в котором триоли и звукосниматели использовались неортодоксальными способами для перехода к аккордовым тонам, что давало солисту больше свободы в использовании проходящих тонов , чего солисты раньше избегали. Паркером восхищались его уникальный стиль фразировки и новаторское использование ритма. Благодаря его записям и популярности посмертно опубликованного «Омнибука Чарли Паркера» узнаваемый стиль Паркера доминировал в джазе на долгие годы вперед. [ нужна ссылка ]

Среди других известных композиций Паркера — « Ah-Leu-Cha », «Anthropology» (написанная в соавторстве с Гиллеспи), «Confirmation» , «Constellation» , « Moose the Mooche », « Scrapple from the Apple » и « Yardbird Suite». ", вокальная версия которого называется "What Price Love" на слова Паркера. [ нужна ссылка ]

Майлз Дэвис однажды сказал: «Историю джаза можно описать четырьмя словами: Луи Армстронг . Чарли Паркер». [46]

Дискография

[ редактировать ]

Признание

[ редактировать ]
Скульптура Роберта Грэма «Птица жива» в Канзас-Сити, штат Миссури.

Премия Грэмми

премии Грэмми История [47]
Год Категория Заголовок Жанр Этикетка Результат
1974 Лучшее выступление солиста Первые записи! Джаз Оникс Победитель

Зал славы Грэмми

Записи Чарли Паркера были занесены в Зал славы Грэмми — специальную награду Грэмми, учрежденную в 1973 году в честь записей возрастом не менее двадцати пяти лет и имеющих «качественное или историческое значение».

Награды Зала славы Грэмми [48]
Год записи Заголовок Жанр Этикетка Год вступления в должность
1945 " Прыжок Билли " Джаз (Сингл) Савойя 2002
1953 Джаз в Мэсси Холле Джаз (Альбом) Дебют 1995
1946 " Орнитология " Джаз (Сингл) Циферблат 1989
1950 Чарли Паркер со струнами Джаз (Альбом) Меркурий 1988

Индукции

Год вступления в должность Заголовок
2004 Джаз в Линкольн-центре: Зал джазовой славы Несухи Эртегун
1984 Премия Грэмми за заслуги перед жизнью
1979 Зал славы биг-бэнда и джаза

Правительственные награды

[ редактировать ]

В 1995 году Почтовая служба США выпустила памятную почтовую марку стоимостью 32 цента в честь Паркера. [49]

В 2002 году Библиотека Конгресса удостоила его записи « Ко-Ко » (1945), добавив ее в Национальный реестр звукозаписей . [ нужна ссылка ]

Резиденция Чарли Паркера

[ редактировать ]
Резиденция Чарли Паркера
151 авеню Б в 2011 году
Чарли Паркер находится в Нью-Йорке.
Чарли Паркер
Расположение 151 Авеню Б
Манхэттен, Нью-Йорк
Координаты 40 ° 43'36 "N 73 ° 58'50" W  /  40,72667 ° N 73,98056 ° W  / 40,72667; -73,98056
Построен около 1849 г.
Архитектурный стиль Готическое возрождение
Номер ссылки NRHP . 94000262
Значимые даты
Добавлено в НРХП 7 апреля 1994 г. [51]
Назначен NRHP 7 апреля 1994 г.
Назначен NYCL 18 мая 1999 г. [50]

С 1950 по 1954 год Паркер жил с Чаном Бергом на первом этаже таунхауса на авеню B, 151, напротив парка Томпкинс-сквер Манхэттена в Нижнем Ист-Сайде . Здание в стиле готического возрождения , построенное около 1849 года. [52] был добавлен в Национальный реестр исторических мест в 1994 году. [53] и был признан достопримечательностью Нью-Йорка в 1999 году. Авеню B между Восточной 9-й и Восточной 10-й улицами получила почетное название «Чарли Паркер Плейс» в 1992 году. [ нужна ссылка ]

Музыкальные дани

[ редактировать ]

Другие дань уважения

[ редактировать ]
  • нью-йоркский ночной клуб Birdland В 1949 году в его честь был назван . Три года спустя Джордж Ширинг написал « Колыбельную страны птиц », названную в честь Паркера и ночного клуба. [ нужна ссылка ]
  • В рассказе Джеймса Болдуина 1957 года «Блюз Сонни» рассказывается о виртуозе, играющем джаз / блюз, который называет Берда «величайшим» джазовым музыкантом, стилю которого он надеется подражать. [ нужна ссылка ]
  • В 1959 году Джек Керуак завершил свое единственное полнометражное поэтическое произведение « Блюз Мехико » двумя стихотворениями о важности Паркера, написав в этих произведениях, что вклад Паркера в музыку сопоставим с вкладом Людвига ван Бетховена . [59]
  • В комедийном альбоме битников 1959 года « How to Speak Hip» , написанном комиками Дель Клоуз и Джоном Брентом , перечислены три самых «некрутых» действия (как в аудиозаписи, так и в примечаниях к обложке): «Не круто заявлять, что вы использовали в комнату с Птицей. Не круто заявлять, что у тебя есть топор Птицы . Еще менее круто спрашивать: «Кто такой Птица?» [60]
  • Мемориал Паркеру был открыт в 1999 году в Канзас-Сити на 17-й Террасе и Пасео, недалеко от Музея американского джаза , расположенного на 18-й улице и Вайн, с бронзовой головой высотой 10 футов (3 м), созданной Робертом Грэмом . [ нужна ссылка ]
  • Джазовый фестиваль Чарли Паркера — это бесплатный двухдневный музыкальный фестиваль, который проводится каждое лето в последние выходные августа на Манхэттене, Нью-Йорк, в парке Маркуса Гарви в Гарлеме и парке Томпкинс-сквер в Нижнем Ист-Сайде, спонсируемый Джазовым фестивалем Чарли Паркера. некоммерческая организация City Parks Foundation . [ нужна ссылка ]
  • Ежегодный праздник Чарли Паркера — это ежегодный фестиваль, который проводится в Канзас-Сити, штат Канзас, с 2014 года. Он проводится в течение 10 дней и отмечает все аспекты жизни Паркера, от живой джазовой музыки и учебных лагерей до экскурсий по его местам в городе и выставок в Американский музей джаза. [61]
  • В сборнике рассказов Las Armas Secretas ( «Секретное оружие ») Хулио Кортасар посвятил «El perseguidor» («Преследователь») Чарли Паркеру. Эта история рассматривает последние дни наркозависимого саксофониста глазами его биографа. [ нужна ссылка ]
  • В 1981 году историк джаза Фил Шаап начал вести Bird Flight на WKCR в Нью-Йорке, полностью посвященное музыке Паркера. радиошоу [62] Программа продолжит транслироваться на WKCR в 2022 году. [63]
  • В 1984 году хореограф современного танца Элвин Эйли пьесу « For Bird – With Love» поставил в честь Паркера . В произведении рассказывается о его жизни, начиная с начала карьеры и заканчивая ухудшением здоровья. [ нужна ссылка ]
  • биографический фильм « Птица » с Форестом Уитакером в роли Паркера и режиссером Клинтом Иствудом . В 1988 году вышел [ нужна ссылка ]
  • В 1999 году испанская метал-группа Saratoga создала песню Charlie se Fue в честь Чарли Паркера для альбома Vientos de Guerra .
  • В 2005 году производитель саксофонов Selmer Paris заказал специальную «Дань птице». [64] альт-саксофон, посвященный 50-летию со дня смерти Паркера (1955–2005).
  • Исполнение Паркером «I Remember You» (записано на Clef Records в 1953 году с квартетом Чарли Паркера, в состав которого входят Паркер на альт-саксофоне, Эл Хейг на фортепиано, Перси Хит на басу и Макс Роуч на барабанах) и « Parker's Mood » ( записанная для лейбла Savoy в 1948 году с Паркером на альт-саксофоне, Джоном Льюисом на фортепиано, Керли Расселом на басу и Максом Роучем на барабанах) были выбраны литературным критиком Гарольдом Блумом для включения в его шорт-лист «Американских возвышенных людей двадцатого века». ", величайшие произведения американского искусства, созданные в 20 веке. Вокальная версия "Parker's Mood" имела большой успех для King Pleasure . [ нужна ссылка ]
  • Жан-Мишель Баския создал множество картин в честь Чарли Паркера, в том числе «Карл Первый» , «CPRKR» , «Птица на деньгах» , «Райская птица». Архивировано 14 мая 2021 года в Wayback Machine и «Дискография I» . [ нужна ссылка ]
  • Чарли Уоттс , барабанщик группы Rolling Stones , написал детскую книгу под названием « Ода высоко летящей птице» как дань уважения Паркеру. Уоттс отметил, что Паркер оказал большое влияние на его жизнь, когда он был мальчиком, изучавшим джаз. [ нужна ссылка ]
  • В фильме 2014 года «Хлыст» неоднократно упоминается инцидент 1937 года в клубе «Рино», меняя точку прицеливания тарелок на его голову и указывая на это как на доказательство того, что гений не рождается, а создается в результате неустанной практики и безжалостных сверстников. [ нужна ссылка ]
  • Паркер упоминается в видеоигре Marvel's Spider-Man 2 2023 года . В игре есть побочная миссия, в которой у Паркера украден саксофон, который должен вернуть Майлз Моралес/Человек-паук . После выздоровления персонаж обсуждает музыку Паркера, ссылаясь на его песню «Орнитология» и обсуждая его влияние на джаз и хип-хоп. [ нужна ссылка ]
  • Паркер упоминается в комиксе «Дальняя сторона» , и Гэри Ларсон предлагает своей аудитории найти развлечение в том, что он воспринимает как презрение Паркера к интроспективной или медленной музыке Нью-Эйдж ; подразумевая, что легендарному саксофонисту это показалось бы «адски» пресным. [ нужна ссылка ]
  1. ^ «Биография Чарли Паркера - факты, день рождения, история жизни» . Биография.com . Проверено 17 февраля 2014 г.
  2. ^ «100 джазовых профилей: Чарли Паркер» . Радио Би-би-си 3 . Проверено 10 февраля 2023 г.
  3. ^ «Дворовая птица» . Birdlives.co.uk. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 19 декабря 2013 г.
  4. ^ Войдек, Карл (2015). Чарли Паркер . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190268787 .
  5. ^ Jump up to: а б с Хаддикс 2013 .
  6. ^ Войдек 1998 , с. 4.
  7. ^ Хаддикс 2013 , с. 19.
  8. ^ Гиддинс 2013 , стр. 21–23.
  9. ^ Войдек 1998 , с. 8.
  10. ^ «Пол Десмонд берет интервью у Чарли Паркера (1954)» . Боб Рейнольдс . 17 апреля 2014 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
  11. ^ «Пол Десмонд берет интервью у Чарли Паркера» . Puredesmond.ca . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
  12. ^ Хаддикс 2013 , с. 21.
  13. ^ Фордхэм, Джон (16 июня 2011 г.). «В подростка Чарли Паркера кинули тарелку» . Хранитель .
  14. ^ Диксон, Анита. «Чарли Паркер: «Я был его первым, он был моим первым, все это было особенным», Pitch Weekly (KCMO), 10 апреля 1996 г.
  15. ^ Хаддикс 2013 , с. 24.
  16. ^ Jump up to: а б Крауч 2013 .
  17. ^ Войдек 1998 , с. 18.
  18. ^ «pbs.org» . pbs.org . Проверено 10 марта 2011 г.
  19. ^ amb.cult.bg. Архивировано 21 декабря 2007 г., в Wayback Machine.
  20. ^ «Дискография Чарли Паркера» . www.jazzdisco.org . Проверено 13 марта 2024 г.
  21. ^ См. Джаз , Эпизод 7: «Посвященный хаосу: 1940–1945».
  22. ^ Jump up to: а б Гиддинс 1998 , с. 264.
  23. ^ ДеВо, Скотт (весна 1988 г.). «Бибоп и звукозаписывающая индустрия: пересмотр запрета на запись AFM 1942 года». Журнал Американского музыковедческого общества . 41 (1): 126–165. дои : 10.2307/831753 . JSTOR   831753 .
  24. ^ Келли, Робин (2009). Телониус Монк: Жизнь и времена американского оригинала . Свободная пресса. п. 118.
  25. ^ Уильямс, Мэри Лу (22 мая 1954 г.). «Безумный монах» . Создатель мелодий . п. 11 . Проверено 8 сентября 2020 г.
  26. ^ Комара, Эдвард М. (1998). «Историческое повествование» . В сером, Майкл (ред.). Циферблатные записи Чарли Паркера: Дискография . Серия дискографий. Том. 76. Гринвуд, Коннектикут, США: Greenwood Press . п. 27. ISBN  9780313291685 . OCLC   528877878 – через Google Книги .
  27. ^ Чейз, Рональд (7 октября 2013 г.). «9. Две государственные больницы (1959—1960)» . Шизофрения: брат находит ответы в биологии . Балтимор, Мэриленд, США: Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 76. ИСБН  9781421410913 . OCLC   827119755 – через Google Книги .
  28. ^ Гюнтерн, Готлиб (2010). Дух творчества: основные механизмы творческих достижений . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки. п. 245. ИСБН  9780761850519 . В конце 1940-х годов классический квинтет Чарли Паркера, в который входили трубач Майлз Дэвис, барабанщик Макс Роуч, басист Томми Поттер и пианист Бад Пауэлл, выпустил серию шедевров, достигших вершин рейтинговых шкал.
  29. ^ «Птица и Диз — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи» . Вся музыка .
  30. ^ Рассел 1973 , с. 273.
  31. ^ Кук, Ричард ; Мортон, Брайан (2008). Путеводитель Penguin по джазовым записям (9-е изд.). Пингвин . п. 1119. ИСБН  978-0-141-03401-0 .
  32. ^ Jump up to: а б Хаддикс 2013 , стр. 149–152.
  33. ^ Фордхэм, Джон (23 октября 2009 г.). «50 великих моментов в джазе: Квинтет - Джаз в Мэсси-холле» . Хранитель .
  34. ^ Рейснер 1977 , с. 133.
  35. ^ Чарльз Бэрд Паркер 61 Сын великого джаза . Филли.com . Проверено 29 июня 2016 г.
  36. ^ Jump up to: а б Чарли Паркер: настоящий гений . TheGuardian.com . 21 марта 2010 г. Проверено 18 декабря 2018 г.
  37. ^ «Кен Бернс берет интервью у Чана Паркера» (PDF) . Pbs.org . Проверено 10 марта 2011 г.
  38. ^ Рассел 1973 , с. 361.
  39. ^ «Jampol Artist Management | Клиенты» . Wemanagelegends.com .
  40. ^ «Птичья броухаха, или Тяжёлая ситуация Чарли Паркера» . Лос-Анджелес Таймс . 18 декабря 1998 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
  41. ^ Jump up to: а б Haddix 2013 , стр. 2–3.
  42. ^ Haddix 2013 , стр. 117, 139–140.
  43. ^ Гитлер, Ира (2001). Мастера бибопа: Руководство для слушателя . Да Капо Пресс. п. 33 . ISBN  0-306-81009-3 . Чарльз Мингус однажды выбрал его, когда его попросили назвать его любимые записи Паркера. «Мне нравятся все, — сказал он, — не больше другого, но мне придется выбрать «Любовника» из-за чувства, которое он испытывал тогда, и его способности выражать это чувство».
  44. ^ nyakuti5 (24 декабря 2007 г.), The Charlie Parker Story , заархивировано из оригинала 4 января 2019 г. , получено 7 февраля 2018 г. {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  45. ^ «История «Ко Ко» Чарли Паркера » . NPR.org .
  46. ^ Гриффин, Фара Жасмин; Вашингтон, Салим (2008). На пределе крутости: Майлз Дэвис, Джон Колтрейн и величайшее джазовое сотрудничество всех времен . Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. п. 237 . ISBN  9780312327859 .
  47. ^ «Номинации и победители премии» . Грэмми.com . 30 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2015 г.
  48. ^ «База данных Зала славы Грэмми» . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года.
  49. ^ Ричард Такер. «Чарли Паркер: памятная марка 32 цента» . Esperstamps.org. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 10 марта 2011 г.
  50. ^ «Отчет о назначении места жительства Чарли Паркера» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2012 года . Проверено 23 апреля 2011 г.
  51. ^ «Паркер, Чарли, Резиденция» в базе данных NRHP.
  52. ^ Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка ; Долкарт, Эндрю С .; Постал, Мэтью А. (2009). Постал, Мэтью А. (ред.). Путеводитель по достопримечательностям Нью-Йорка (4-е изд.). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-470-28963-1 . , с. 69
  53. ^ «Чарли Паркер: Резиденция Чарли Паркера, Нью-Йорк» . Charlieparkerresidence.net. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 10 марта 2011 г.
  54. ^ «Аарон Джонсон» . РеверберацияНация .
  55. ^ Яноу, Скотт . «Джо Пасс: Я помню Чарли Паркера» . AllMusic.com . Проверено 1 июля 2016 г.
  56. ^ Филадельфия, Опера. «ЯРДБИРД Чарли Паркера – ЯРДБИРД Чарли Паркера» . Опера Филадельфия .
  57. Уолл, М., « Фантастически ярко, непостижимо круто: как The Yardbirds сформировали рок-н-ролл », Loudersound.com , 2 января 2018 г. Проверено 26 августа 2019 г.
  58. ^ «Энтони Брэкстон – Секстет (Паркер) 1993» . Discogs.com . 2 марта 2018 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
  59. ^ Джек Керуак (1990). Мехико Блюз . Гроув Вайденфельд. стр. 242–243 . ISBN  9780802130600 .
  60. ^ « Как говорить модно» - Mercury Records, 1959» . Iotaillustration.posterous.com. 7 января 2011. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 10 марта 2020 г.
  61. ^ «Второй ежегодный праздник Чарли Паркера начинается в четверг в Канзас-Сити» . КШБ. 20 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
  62. ^ Гензлингер, Нил (8 сентября 2021 г.). «Фил Шаап, джазовый диджей и историк, лауреат премии Грэмми, умер в возрасте 70 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 9 сентября 2021 г.
  63. ^ Пейдж, Тим (8 сентября 2021 г.). «Фил Шаап, джазовый ученый, историк и телеведущий, умирает в 70 лет» . Вашингтон Пост . Проверено 9 сентября 2021 г.
  64. ^ [1] Архивировано 9 февраля 2012 г., в Wayback Machine.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эберсольд, Джейми , редактор (1978). Омнибук Чарли Паркера . Нью-Йорк: Майкл Х. Голдсен.
  • Кох, Лоуренс (1999). Yardbird Suite: Сборник музыки и жизни Чарли Паркера . Бостон, Издательство Северо-Восточного университета. ISBN   1-55553-384-1
  • Паркер, Чан (1999). Моя жизнь в ми-бемоль . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN   1-57003-245-9
  • Войдек, Карл, редактор (1998). Компаньон Чарли Паркера: шесть десятилетий комментариев . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN   0-02-864714-9
  • Ямагучи, Масая, редактор (1955). Оригиналы Yardbird . Нью-Йорк: Чарльз Колин, переиздано в 2005 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d785261e211818260b97f63acf0385f__1720414440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/5f/7d785261e211818260b97f63acf0385f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charlie Parker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)