Мэри Лу Уильямс
Мэри Лу Уильямс | |
---|---|
![]() Уильямс ок. 1946 год | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Мэри Эльфрида Скраггс |
Рожденный | Атланта, Джорджия, США | 8 мая 1910 г.
Умер | 28 мая 1981 г. Дарем , Северная Каролина, США | ( 71 год
Жанры | Джаз , госпел , свинг , третий поток , бибоп |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик, руководитель группы |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Годы активности | 1920–1981 |
Этикетки | Брансуик , Декка , Колумбия, Савой, Аш , Народные традиции , Виктор , Кинг , Атлантика , Круг , Vogue , Престиж, Светотень, Стипл Чейз, Пабло |
Мэри Лу Уильямс (урожденная Мэри Эльфрида Скраггс ; 8 мая 1910 — 28 мая 1981) [1] ) — американский джазовый пианист, аранжировщик и композитор. Она написала сотни композиций и аранжировок и записала более ста пластинок (в версиях 78, 45 и LP). [2] Уильямс написала и аранжировала для Дюка Эллингтона и Бенни Гудмана , а также была другом, наставником и учителем Телониуса Монка , Чарли Паркера , Майлза Дэвиса , Тэдда Дэмерона , Бада Пауэлла и Диззи Гиллеспи .
Она была известна своим обращением в католицизм в 1954 году , что привело к музыкальному перерыву и более поздней трансформации характера ее музыки. Она продолжала выступать и работать филантропом , педагогом и наставником молодежи до своей смерти от рака мочевого пузыря в 1981 году.
Ранние годы
[ редактировать ]Второй из одиннадцати детей, Уильямс родился в Атланте , штат Джорджия, и вырос в районе Ист-Либерти в Питтсбурге, штат Пенсильвания . [3] , Музыкальный вундеркинд в возрасте двух лет она могла выбирать простые мелодии, а к трем годам мать научила ее игре на фортепиано. [4] [5] Мэри Лу Уильямс играла на фортепиано по необходимости в очень молодом возрасте; ее белые соседи забрасывали ее дом кирпичами, пока Уильямс не начал играть на пианино в их домах. [6] В шесть лет она поддерживала своих десяти сводных братьев и сестер, играя на вечеринках. [7] Она начала выступать публично в возрасте семи лет, когда в Питтсбурге ее восхищали как «Маленькая пианистка». [8] Она стала профессиональным музыкантом в возрасте 15 лет, назвав Лови Остин своим наибольшим влиянием. [9] [6] она вышла замуж за джазового саксофониста Джона Овертона Уильямса . В ноябре 1926 года [3]
Карьера
[ редактировать ]В 1922 году, в возрасте 12 лет, Уильямс отправился в круг «Орфей» театральный . В течение следующего года она играла с Дюком Эллингтоном и его первой небольшой группой Washingtonians. Однажды утром в три часа она играла с командой McKinney's Cotton Pickers в гарлемском ритм-клубе. Луи Армстронг вошел в комнату и остановился, чтобы послушать ее. Уильямс застенчиво рассказал, что произошло: «Луис взял меня на руки и поцеловал». [10]
В 1927 году Уильямс вышла замуж за саксофониста Джона Овертона Уильямса . [11] Она встретила его на выступлении в Кливленде, где он возглавлял свою группу The Syncopators, и переехала с ним в Мемфис, штат Теннесси. Он собрал группу в Мемфисе, в которую входил Уильямс на фортепиано. В 1929 году 19-летняя Уильямс взяла на себя руководство группой из Мемфиса, когда ее муж принял приглашение присоединиться к Энди Кирка группе в Оклахома-Сити. Уильямс присоединилась к своему мужу в Оклахома-Сити, но не играла с группой. Группа «Двенадцать облаков радости» Энди Кирка [11] переехала в Талсу , Оклахома, где Уильямс, когда она не работала музыкантом, работала перевозкой тел для гробовщика . Когда Clouds of Joy заключили давнюю помолвку в Канзас-Сити, штат Миссури , Уильямс присоединилась к своему мужу и начала работать с группой, а также выступать в качестве ее аранжировщика и композитора. Она предоставила Кирку такие песни, как «Froggy Bottom», «Walkin' and Swingin ' », «Little Joe from Chicago», «Roll 'Em» и «Mary's Idea». [12]
Уильямс был аранжировщиком и пианистом для записей в Канзас-Сити (1929), Чикаго (1930) и Нью-Йорке (1930). Во время поездки в Чикаго она записала соло на фортепиано «Drag 'Em» и «Night Life». Она использовала имя «Мэри Лу» по предложению Джека Каппа из Brunswick Records . [13] Пластинки быстро продавались, что принесло Уильямсу известность в стране. Вскоре после записи она стала постоянной второй пианисткой Кирка, давая сольные концерты и работая аранжировщиком-фрилансером у Эрла Хайнса , Бенни Гудмана и Томми Дорси . В 1937 году она продюсировала In the Groove (Брансуик) в сотрудничестве с Диком Уилсоном , и Бенни Гудман попросил ее написать блюзовую песню для его группы. Результатом стала "Roll 'Em", пьеса в стиле буги-вуги, основанная на блюзе, которая последовала за ее успешным "Camel Hop", названным в честь спонсора радиошоу Гудмана, сигарет Camel . Гудман пытался заключить с Уильямс контракт писать исключительно для него, но она отказалась, предпочитая вместо этого работать фрилансером. [14]
В 1942 году Уильямс, развевшаяся с мужем, покинула «Двенадцать облаков радости», снова вернувшись в Питтсбург. [15] К ней присоединился коллега по группе Гарольд «Шорти» Бейкер , с которым она сформировала ансамбль из шести человек, в который входил Арт Блейки на барабанах. После выступления в Кливленде Бейкер ушел, чтобы присоединиться к Дюка Эллингтона оркестру . Уильямс присоединилась к группе в Нью-Йорке , затем поехала в Балтимор, где они с Бейкером поженились. Она путешествовала с Эллингтоном и аранжировала для него несколько мелодий, в том числе «Trumpet No End» (1946), ее версию « Blue Skies » Ирвинга Берлина . [16] Она также продала Эллингтону исполнение "Walkin' and Swingin'". Через год она покинула Бейкера и группу и вернулась в Нью-Йорк.

Уильямс устроился на работу в Café Society Downtown и начал еженедельное радиошоу под названием «Фортепианная мастерская Мэри Лу Уильямс». [15] на WNEW и начал наставлять и сотрудничать с более молодыми музыкантами бибопа, такими как Диззи Гиллеспи и Телониус Монк . В 1945 году она написала для Гиллеспи бибоп-хит «In the Land of Oo-Bla-Dee». [17] «В этот период Монк и дети приходили в мою квартиру каждое утро около четырех или забирали меня в кафе после того, как я закончил свое последнее выступление, и мы играли и обменивались идеями до полудня или позже», - вспоминал Уильямс в Создатель мелодий .
, вдохновленную классикой В 1945 году Уильямс сочинила « Зодиакальную сюиту» , в которой каждая из двенадцати частей соответствовала знаку зодиака и, соответственно, была посвящена нескольким ее музыкальным коллегам, включая Билли Холидей и Арта Татума . [18] Она записала сюиту с Джеком Паркером и Элом Лукасом и исполнила ее 31 декабря 1945 года в Ратуше в Нью-Йорке с оркестром и тенор-саксофонистом Беном Вебстером . [19]
В 1952 году Уильямс принял предложение выступить в Англии и на два года остался в Европе. [12] К этому времени ее музыкальная карьера оставила Уильямс морально и физически истощенной.
Обращение в католицизм и перерыв
[ редактировать ]Трехлетний перерыв в выступлениях начался, когда она внезапно отошла от фортепиано во время выступления в Париже в 1954 году. [20] Она вернулась в Соединенные Штаты, приняв католицизм в 1954 году вместе с Диззи Гиллеспи женой Лоррейн. Помимо того, что она провела несколько часов на мессе , ее энергия была затем направлена в основном на Фонд Бель Канто , который она инициировала, используя свои сбережения, а также помощь друзей, чтобы превратить свою квартиру в Гамильтон-Хайтс в приют для бедных. как музыканты, боровшиеся с зависимостью; она также в течение более длительного периода времени зарабатывала деньги для приюта на полпути через комиссионный магазин в Гарлеме.
Ее перерыв, возможно, был вызван смертью ее давнего друга и студента Чарли Паркера в 1955 году, который также боролся с зависимостью большую часть своей жизни. [21] Отец Джон Кроули и отец Энтони помогли убедить Уильямса вернуться к музыке. Они сказали ей, что она может продолжать служить Богу и католической церкви, используя свой исключительный дар создания музыки. [6] Более того, Диззи убедил ее вернуться к игре, что она и сделала на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1957 году с группой Диззи. [12] [1]
Отец Питер О'Брайен, католический священник , стал ее близким другом и менеджером в 1960-х годах. [1] Диззи также познакомил ее с епископом Питтсбурга Джоном Райтом . О'Брайен помог ей открыть новые площадки для джазовых выступлений в то время, когда не более двух клубов на Манхэттене предлагали джаз на постоянной основе. Помимо клубной работы, она играла в колледжах, основала собственный звукозаписывающий лейбл и издательские компании, основала Питтсбургский джазовый фестиваль (с помощью епископа) и появлялась на телевидении.
Епископ Райт позволил ей преподавать в средней школе Сетона на северной стороне города. Именно там она написала свою первую мессу под названием «Питтсбургская месса» . В конце концов Уильямс стал первым джазовым композитором, которому церковь поручила сочинить литургическую музыку на джазовой идиоме. [22]
Вернуться к музыке
[ редактировать ]После перерыва первым музыкальным произведением Уильямс стала месса написанная и исполненная ею под названием «Черный Христос Анд» , основанная на гимне в честь перуанского святого Мартина де Порреса , и двух других коротких произведений, «Anima Christi» и «Хвала Господу». . [23] Впервые оно было исполнено в ноябре 1962 года в церкви Св. Франциска Ксаверия на Манхэттене. Она записала его в октябре следующего года. [24]
На протяжении 1960-х годов сочинение Уильямса было сосредоточено на духовной музыке, гимнах и мессах. Одна из месс, «Музыка ради мира», была поставлена Элвином Эйли и исполнена Театром танца Элвина Эйли как месса Мэри Лу в 1971 году . [25] По поводу этой работы Эйли прокомментировала: «Если может быть месса Бернштейна , месса Моцарта , месса Баха , почему не может быть мессы Мэри Лу ?» [26] Уильямс исполнила переработку мессы Мэри Лу, ее самого известного произведения, на шоу Дика Каветта в 1971 году. [27] Она также появилась в качестве гостя на «Улице Сезам» в 1975 году.
Уильямс приложила много усилий для работы с молодежными хорами для исполнения ее произведений, в том числе «Месса Мэри Лу» в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке в апреле 1975 года перед собранием более трех тысяч человек. [6] Это был первый раз, когда в церкви играл джазовый музыкант. [5] Она открыла благотворительную организацию и открыла комиссионные магазины в Гарлеме , направляя доходы, а также десять процентов своего собственного дохода нуждающимся музыкантам. Как пояснялось в статье журнала Time в 1964 году : «Мэри Лу считает себя « соул -исполнителем» — это способ сказать, что она никогда не отклоняется далеко от мелодии и блюза, но скупо занимается евангельской гармонией и ритмом. пальцами, когда я играю, — говорит она, — я слышу этот хороший «душевный звук» и пытаюсь затронуть дух людей». [28] Она выступала на джазовом фестивале в Монтерее в 1965 году с группой джазового фестиваля. [15]
На протяжении 1970-х годов карьера Уильямса процветала. Она выпустила множество альбомов, в том числе в качестве сольной пианистки и комментатора записанной «Истории джаза» . Она вернулась на джазовый фестиваль в Монтерее в 1971 году. Ее также можно было увидеть играющей каждую ночь в Гринвич-Виллидж в The Cookery, новом клубе, которым управляет ее бывший босс из Café Society Барни Джозефсон . Эта помолвка тоже была записана.
Уильямс выступил на двух фортепиано с авангардным пианистом Сесилом Тейлором в Карнеги-холле. 17 апреля 1977 года [29] Несмотря на напряженные отношения на сцене между Уильямсом и Тейлором, их выступление вошло в концертный альбом Embraced . [30]
Уильямс обучал школьников джазу. [6] Затем она согласилась на должность в Университете Дьюка (с 1977 по 1981 год). постоянного художника [31] преподавал историю джаза с отцом О'Брайеном и руководил джазовым ансамблем Duke . Имея небольшой график преподавания, она также много выступала на концертах и фестивалях, проводила семинары с молодежью, а в 1978 году выступала в Белом доме для президента Джимми Картера и его гостей. [15] В 1978 году она участвовала в концерте в честь 40-летия Бенни Гудмана в Карнеги-холле . [15]
Спустя годы
[ редактировать ]Последняя запись Уильямс, Solo Recital (Джазовый фестиваль в Монтрё, 1978), сделанная за три года до ее смерти, представляла собой смесь, включающую спиричуэлс , рэгтайм , блюз и свинг . Среди других ярких моментов - переработка Уильямс « Чай для двоих », « Жимолость роза » и две ее композиции «Маленький Джо из Чикаго» и «Какова твоя история, Утренняя слава». Другие треки включают «Medley: The Lord Is Heavy», «Old Fashion Blues», « Over the Rainbow », «Offertory Meditation», «Concerto Alone at Montreux» и « The Man I Love ».
В 1980 году она основала Фонд Мэри Лу Уильямс. [32]
В 1981 году Мэри Лу Уильямс умерла от рака мочевого пузыря в Дареме , Северная Каролина, в возрасте 71 года. [15] Диззи Гиллеспи, Бенни Гудман и Энди Кирк присутствовали на ее похоронах в церкви Святого Игнатия Лойолы . [8] Она была похоронена на католическом кладбище Голгофы в Питтсбурге. [33] Вспоминая конец своей жизни, Мэри Лу Уильямс сказала: «Я сделала это, не так ли? Через грязь и грязь». [34] Она была известна как «первая леди джазового клавишника». [35] Уильямс была одной из первых женщин, добившихся успеха в джазе. [36]
Премьера ее последней работы для духовой симфонии « История...» , реконструированной и перекомпонованной преподавателем Дьюка Энтони Келли, состоялась в 2024 году. [37]
Награды и почести
[ редактировать ]- Стипендии Гуггенхайма, 1972 г. [38] и 1977 год.
- Номинант премии «Грэмми» 1971 года в категории «Лучшее джазовое исполнение» — группа за альбом Giants , Диззи Гиллеспи, Бобби Хэкетт, Мэри Лу Уильямс [39]
- Почетная степень Фордхэмского университета в Нью-Йорке, 1973 г. [26]
- Почетная степень колледжа Рокхерст в Канзас-Сити в 1980 году. [40]
- В 1981 году получил Премию Тринити Университета Дьюка за заслуги перед университетом - награду, за которую проголосовали студенты Университета Дьюка. [7] [8]
Наследие
[ редактировать ]- В 1983 году Университет Дьюка основал Центр черной культуры Мэри Лу Уильямс. [41]
- С 1996 года в Центре Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия, ежегодно проводится фестиваль Мэри Лу Уильямс «Женщины в джазе». [42]
- С 2000 года ее архивы хранятся в Рутгерса Университета Институте джазовых исследований в Ньюарке . [43]
- Исторический указатель штата Пенсильвания установлен по адресу Линкольн-авеню, 328, начальная школа Линкольна, Питтсбург, Пенсильвания, отмечая ее достижения и расположение школы, которую она посещала. [44]
- В 2000 году трубач Дэйв Дуглас выпустил альбом Soul on Soul как дань уважения ей, в который вошли оригинальные аранжировки ее музыки и новые произведения, вдохновленные ее творчеством. [45]
- В альбом «Впечатления Мэри Лу» пианиста Джона Хикса 2000 года вошли восемь ее композиций. [46]
- Голландский джазовый оркестр исследовал и исполнил заново открытые произведения Уильямса на своем альбоме 2005 года Lady Who Swings the Band . [47]
- В 2006 году коллектив Мэри Лу Уильямс из Джери Аллен выпустил альбом Zodiac Suite: Revisited . [48]
- В 2010 году был опубликован исторический роман для молодежи, основанный на Мэри Лу Уильямс и ее молодости, под названием « Девушка джаза» Сары Брюс Келли. [49]
- В 2010 году была опубликована детская книга Энн Ингаллс и Мэриэнн Макдональд по мотивам Мэри Лу Уильямс под названием «Маленькая пианистка» с иллюстрациями Жизель Поттер. [47]
- В 2013 году был опубликован сборник стихов Йоны Харви под названием «Hemming the Water» , вдохновленный Уильямсом и содержащий стихотворение «Общение с Мэри Лу Уильямс». [50]
- В 2013 году Американское музыковедческое общество » Мэри Лу Уильямс опубликовало « Избранные произведения для биг-бэнда , сборник из 11 партитур ее биг-бэнда. [47]
- состоялась премьера отмеченного наградами документального фильма « Мэри Лу Уильямс: Леди, которая качает оркестр», продюсера и режиссера Кэрол Баш, В 2015 году на американском общественном телевидении который был показан на различных отечественных и международных кинофестивалях. [51] [52] [53]
- В 2018 году в подкасте женской истории What'sHerName был показан эпизод «МУЗЫКАНТ Мэри Лу Уильямс». [54] с приглашенным экспертом «Мэри Лу Уильямс: Леди, которая качает оркестр», продюсером и режиссером Кэрол Баш. [55]
- В 2021 году биг-бэнд Умлаут выпустил двойной компакт-диск «Идеи Мэри» (Umlaut Records), включающий редкие и недавно обнаруженные произведения Мэри Лу Уильямс, основанный на исследованиях ее рукописей. В него вошли аранжировки и композиции для Дюка Эллингтона, Бенни Гудмана, отрывки из « Зодиакальной сюиты» в оркестровой аранжировке 1945 года, а также отрывки из «Истории джаза» для духовой симфонии , последней и незаконченной композиции Мэри Лу Уильямс. [56]
- Мэри Лу Уильямс Лейн, улица рядом с 10-й улицей и Пасео в Канзас-Сити , штат Миссури, была названа в честь известной джазовой исполнительницы. [40] [57]
- Она одна из трех женщин, появившихся на знаменитой фотографии великих джазменов « Великий день в Гарлеме» .
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]Год | Заголовок | Этикетка |
---|---|---|
1945 | Люкс «Зодиак» | Аш отчеты |
1945 | Ратуша '45: Сюита «Зодиак» | Винтажная джазовая классика 1993) |
1951 | Мэри Лу Уильямс | Атлантический |
1953 | Первая леди фортепиано | Мода |
1953 | История клавиатуры | Джазстон |
1954 | Мэри Лу | ЭмАрси |
1959 | Мессинский тур на Монмартре | Сторивилль |
1964 | Мэри Лу Уильямс / Черный Христос Анд | Мэри/ Народные обычаи |
1970 | Музыка ради мира | Мэри |
1975 | Месса Мэри Лу | Мэри |
1970 | От всего сердца | Светотень |
1974 | Зонирование | Мэри / Народные обычаи |
1975 | Свободные духи | бег с препятствиями |
1976 | В прямом эфире в кулинарии | Светотень 1994 |
1977 | В объятиях с Сесилом Тейлором | Пабло Лайв |
1977 | Моя мама прикрепила мне розу | Пабло 1978 |
1977 | В прямом эфире в Keystone Corner | Хайноте 2002 |
1977 | Великая ночь для свингеров | Высокая нота, 2008 г. |
1978 | Сольный концерт | Пабло |
1978 | Фортепианный джаз Мэриан Макпартленд с гостем Мэри Лу Уильямс | Джаз Альянс 2004 |
1978 | Хороший джаз 1978 | Черное и синее 2016 |
1979 | В Rick’s Café Americain | Сторивилль, 1999 г. |
Как признанный артист
[ редактировать ]- Диззи Гиллеспи в Ньюпорте (Verve, 1957)
- Гиганты (Восприятие, 1971) с Бобби Хэкеттом
- Бадди Тейт и его приятели (Светотень, 1973)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Унтербринк, Мэри (1983). Джазовые женщины за клавишными . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Издательства. стр. 31–51. ISBN 0-89950-074-9 .
- ^ Кернодл, Тэмми Л. Душа на душе: Жизнь и музыка Мэри Лу Уильямс (2004); ISBN 1-55553-606-9
- ^ Перейти обратно: а б Франк., Дриггс (2005). Джаз Канзас-Сити: от рэгтайма до бибопа: история . Хаддикс, Чак. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 67 . ISBN 9780195307122 . OCLC 57002870 .
- ^ «Мэри Лу Уильямс» . Биография . Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ранняя королева джаза Канзас-Сити умирает в 71 год». Звезда Канзас-Сити . 29 мая 1981 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Мэри Лу Уильямс, миссионерка джаза» . NPR.org . Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Джон С. (30 мая 1981 г.). «Умерла Мэри Лу Уильямс, великая джазовая певица» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мэри Лу Уильямс: Джаз для души» . Смитсоновские народные записи . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Даль, Линда. Утренняя слава: биография Мэри Лу Уильямс, Pantheon Books, стр. 29 (2000); ISBN 0-375-40899-1
- ^ «Никакого котёнка на ключах» . Время . 26 июля 1943 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2016 года . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конрадс, Дэвид (13 октября 2017 г.). «Мэри Лу Уильямс» . Годы Пендергаста - Публичная библиотека Канзас-Сити . Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мэри Лу Уильямс | Американский музыкант, композитор и педагог» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Макс Джонс говорит о джазе: профили, интервью и другие риффы о джазовых музыкантах, Da Capo Press, 2000, стр. 190; ISBN 0-306-80948-6
- ^ Карин Пендл, Американские женщины-композиторы, Routledge, 1997, стр. 117; ISBN 90-5702-145-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кляйн, Александр (1 апреля 2011 г.). «Мэри Лу Уильямс (1910–1981)» . Архивировано из оригинала 6 марта 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Музыка Дюка Эллингтона - моя любовница, Da Capo Press, 1976, стр. 169; ISBN 0-306-80033-0
- ^ СМИ, Гора. «В ЗЕМЛЕ ОО-БЛА-ДИ» . Ejazzlines.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Гриффин, Фара Жасмин (2013). Гарлемский Ноктюрн . Книги BasicCivitas. п. 163. ИСБН 978-0-465-01875-8 .
- ^ Яноу, Скотт (2000). Качать . Миллер Фриман. стр. 220–. ISBN 978-1-61774-476-1 . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ «Мэри Лу Уильямс | Американский музыкант, композитор и педагог» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Кернодл, Тэмми (12 сентября 2019 г.). «Женское место: важность квартиры Мэри Лу Уильямс в Гарлеме» . NPR.org . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Салливан, Марк (21 ноября 2008 г.). «Забытая история: джаз обретает религию в Питтсбурге» . Питтсбургский католик . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Гатрайт, Дженни (7 августа 2017 г.). «Шокирующие упущения: хоровой шедевр Мэри Лу Уильямс» . NPR.org . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Гатрайт, Дженни (7 августа 2017 г.). «Шокирующие упущения: хоровой шедевр Мэри Лу Уильямс» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Месса Мэри Лу» . Американский театр танца Элвина Эйли . 16 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Столетие Мэри Лу Уильямс на JazzSet» . NPR.org . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Бриско, Джеймс Р. (1997). Современная антология женской музыки . Индианаполис: Издательство Университета Индианы . п. 388. ИСБН 0-253-21102-6 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «Молящийся» . Время . 21 февраля 1964 года. Архивировано из оригинала 1 января 2009 года . Проверено 13 ноября 2008 г.
- ^ Даль, Линда (19 июля 2019 г.). «Мэри Лу Уильямс и Сесил Тейлор: Обними тебя?» . ДжазТаймс . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Даль, Линда. «Мэри Лу Уильямс и Сесил Тейлор: Обними тебя?» . ДжазТаймс . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Уилсон, Джон С. (30 мая 1981 г.). «Умерла Мэри Лу Уильямс, великая джазовая певица» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 18 мая 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ «Мэри Лу Уильямс» . Фонд Мэри Лу Уильямс . 2006. Архивировано из оригинала 29 июня 2006 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Иезуиты в Британии» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Даль, Линда. Утренняя слава: биография Мэри Лу Уильямс (2001), с. 379.
- ^ «Мэри Лу Уильямс, первая леди клавишного джаза» . NPR.org . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Хэнди, Д. Антуанетта; Уильямс, Мэри Лу (1980). «Первая леди джазового клавишника». Черная перспектива в музыке . 8 (2): 195–214. дои : 10.2307/1214051 . JSTOR 1214051 .
- ^ Примечания к программе, выступление Duke Wind Symphony, 13 апреля 2024 г.
- ^ Кернодл, Тэмми Линн (2004). Душа на душе: жизнь и музыка Мэри Лу Уильямс . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета . п. 247. ИСБН 1-55553-606-9 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «Конверт: Голливудские награды и инсайдер индустрии» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мэри Лу Уильямс» . Годы Пендергаста . 13 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Центр черной культуры Мэри Лу Уильямс. Архивировано 19 июля 2011 года в Wayback Machine , Университет Дьюка.
- ^ Женщины Мэри Лу Уильямс на джазовом фестивале. Архивировано 10 октября 2007 года в Wayback Machine , Центр Кеннеди.
- ↑ Мэри Лу Уильямс. Архивировано 1 сентября 2005 г., в Wayback Machine на сайте rutgers.edu.
- ^ «Мэри Лу Уильямс - исторические маркеры Пенсильвании» . Waymarking.com . 3 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г. Проверено 2 июля 2013 г.
- ^ Маргасак, Питер (апрель 2000 г.). «Дэйв Дуглас: Душа на душе: в честь Мэри Лу Уильямс» . ДжазТаймс . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Бейкер, Дак (май 2001 г.). «Джон Хикс: Впечатления от Мэри Лу» . ДжазТаймс . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мэри Лу Уильямс, 1910–1981». Архивировано 26 февраля 2015 года в Wayback Machine , Библиотека Карнеги в Питтсбурге .
- ^ Конрад, Томас (25 апреля 2019 г.). «Коллектив Мэри Лу Уильямс: Зодиакальная сюита: Возвращение» . ДжазТаймс . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Келли, Сара (2010). Джазовая девочка . Бель Канто Пресс. ISBN 978-0-615-35376-0 .
- ^ Харви, Йона (2013). Замалчивание воды . Книги четырех путей. ISBN 978-1935536321 .
- ↑ Проект Мэри Лу Уильямс. Архивировано 8 марта 2018 г. в Wayback Machine Paradox Films, 2014 г.
- ↑ Мэри Лу Уильямс: Леди, которая управляет оркестром. Архивировано 3 октября 2017 года в службе независимого телевидения Wayback Machine (ITVS). Проверено 2 февраля 2018 г.
- ↑ Мэри Лу Уильямс: Премьера «Леди, которая управляет группой» на общественном телевидении в апреле 2015 г. Архивировано 3 февраля 2018 г. в службе независимого телевидения Wayback Machine (ITVS). 17 марта 2015 г.
- ^ «МУЗЫКАНТ: Мэри Лу Уильямс» . Whatshernamepodcast.com . 5 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Наши гости» . Whatshernamepodcast.com . Архивировано из оригинала 23 марта 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Идеи Мэри: Биг-бэнд Умлаут играет Мэри Лу Уильямс (двойной альбом)» . Умлаут записи . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Мэри Лу Уильямс | Черная история Канзас-Сити» . КС Черная история . Проверено 10 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюрер, Теодор Э., изд. (2013). Идеи Мэри: развитие Мэри Лу Уильямс как лидера биг-бэнда . Музыка Соединенных Штатов Америки (MUSA) об. 25. Мэдисон, Висконсин: AR Editions.
- Кернодл, Тэмми Л. «Уильямс, Мэри Лу» . Гроув Арт онлайн .
- Кернодл, Тэмми Л. (2020) [2004]. Душа на душе: жизнь и музыка Мэри Лу Уильямс . Урбана: Издательство Университета Иллинойса . OCLC 1142759993.
- «Drag 'Em»: как движение сформировало музыку Мэри Лу Уильямс
- Душа на душе: Эллисон Миллер и Деррик Ходж в честь Мэри Лу Уильямс
- Как Мэри Лу Уильямс сформировала звучание эпохи биг-бэндов
- Плейлист «Мир Мэри Лу Уильямс: переворачивание столов»
- Мэри Лу Уильямс о фортепианном джазе
- Мэри Лу Уильямс: «Мэри Лу Уильямс: 1927–1940»
- Мэри Лу Уильямс, «Вечно современный»
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коллекция Мэри Лу Уильямс, Институт джазовых исследований, Библиотека Даны, Университет Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси
- Концерт Мэри Лу Уильямс для детей, Ванкувер, 1977 г. (включая 60-минутную аудиозапись). Архивировано 17 мая 2011 г., в Wayback Machine.
- Мэри Лу Уильямс: Леди, которая качает оркестр (фильм, 2015 г.).
- Наследие Мэри Лу Уильямс (видеопрезентация 2010 г. Тэмми Кернодл, доцента кафедры музыковедения Университета Майами , Огайо)
- Джаз в Линкольн-центре: Семейный концерт: Кто такая Мэри Лу Уильямс? Архивировано 20 мая 2021 года в Wayback Machine.
- «Красивый и грубый»: непримиримо черный, красивый и смелый: разговор с Шейлой Джексон об участии чернокожих женщин в культурном производстве в 1970-е годы» Jstor
- Записи Мэри Лу Уильямс в Дискографии американских исторических записей .
- Веб-сайт черной истории KC
- 1910 рождений
- 1981 смертей
- Афро-американские католики
- Афро-американские джазовые пианисты
- Афро-американские пианисты
- Афроамериканские женщины-музыканты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые пианисты
- Смертность от рака в Северной Каролине
- Смертность от рака мочевого пузыря в США
- Музыканты из Атланты
- Основные джазовые пианисты
- Страйд-пианисты
- Свинг-пианисты
- Женщины-джазовые композиторы
- Женщины-джазовые пианистки
- Обращается в католицизм
- Артисты Atlantic Records
- Артисты Decca Records
- Артисты King Records
- Исполнители Sue Records
- Джазовые музыканты из Питтсбурга
- Американские пианистки XX века
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Американские женщины-композиторы 20-го века
- Исполнители HighNote Records
- Афроамериканки 20-го века