Jump to content

Страсти (Бах)

Как Томаскантор , Иоганн Себастьян Бах исполнял Страстную музыку на службах Страстной пятницы в Лейпциге . Сохранившиеся до нас «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» «Страсти», представляют собой оратории сочиненные Бахом.

Страсти, сочиненные и/или поставленные Бахом

[ редактировать ]

Согласно его « Некрологу », некрологу 1754 года , написанному Иоганном Фридрихом Агриколой и сыном композитора Карлом Филиппом Эммануэлем , Бах написал «пять страстей, одна из которых предназначена для двойного хора». [1] Двойной припев легко определить как « Страсти по Матфею» . « Страсти по Иоанну» — единственное сохранившееся произведение, наверняка сочиненное Бахом. Либретто для « Страстей по Марку» было опубликовано во времена Баха, что позволило провести реконструкцию на основе пьес, которые Бах, как известно, пародировал своей композиции, в то время как дошедшие до нас «Страсти по Луке», вероятно, практически не содержат музыки, написанной Бахом. Какие именно произведения Баха, помимо известных, могли подразумеваться в некрологе, остается неясным. [2]

Страсти по Иоанну короче и имеют более простую оркестровку , чем Страсти по Матфею . « Страсти по Иоанну» описываются как более реалистичные, динамичные и более мучительные, чем задумчивые и смиренные «Страсти по Матфею» . [ нужна ссылка ]

Страсти по Иоанну

[ редактировать ]

« Страсти по Иоанну» , BWV 245, — первые «Страсти», сочиненные Бахом во время его пребывания на посту Томаскантора в Лейпциге, пребывания в должности, начавшегося после пасхального сезона 1723 года. Помимо немецкого перевода частей Евангелия от Иоанна и нескольких лютеранских хоралов , он использовал текст « Страстей по Броксу» для своих арий . Страсти совершались в Страстную пятницу 1724, 1725, 1730 и 1749 годов.

Страсти по Матфею

[ редактировать ]

Двойной хор «Страсти по Матфею» , BWV 244, был написан на либретто Пикандра для Страстной пятницы 1727 и/или 1729 года. После доработки «Страсти» исполнялись снова в 1736 и 1742 годах.

Страсти по Луке

[ редактировать ]

Копия Баха анонимных «Страстей по Луке» , BWV 246, была опубликована в Полном собрании сочинений Баха Gesellschaft (том xlv/2), но считается поддельной, за возможным исключением вступления ко второй половине.

Страсти по Марку

[ редактировать ]

Бах написал « Страсти по Марку» , BWV 247, в 1731 году. Когда-то считалось, что либретто Пикандра к «Страстям» было уничтожено во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны , но восстановленная копия, кажется, показывает, что произведение было пародией на музыку из так называемая Trauer-ода , Laß, Fürstin, laß noch einen Strahl , BWV 198 , и что некоторые хоры использовались также в Рождественской оратории . Существует несколько реконструкций Страстей.

Другие страсти

[ редактировать ]

В своей биографии Баха 1802 года Иоганн Николаус Форкель повторяет то, что написано в «Некрологе», относительно количества сочиненных Бахом «Страстей». В своей биографии Баха 1850 года Карл Л. Хильгенфельдт пытается идентифицировать все пять Страстей, упомянутых в «Некрологе» и Форкеля. После упоминания « Св. Матфея» , « Св. Иоанна» , « Св. Луки» и либретто Пикандра об утраченном святом Марке Хильгенфельдт упоминает «Страсти», которые Бах должен был сочинить в 1717 году, то есть в последний год, когда Бах работал в Веймаре. [3]

Таким образом, «пятые» Страсти, возможно, относятся к музыке Страстей, написанной Бахом до его пребывания на посту Томаскантора в Лейпциге, части которой, возможно, были восстановлены в его дошедших до нас Страстях. [4] Это может также относиться к одной из ораторий «Страсти», в которых участвовал Бах, и / или к постановке « мыслей Пикандера Назидательных в Зеленый четверг и Страстную пятницу о страдающем Иисусе» , опубликованных в 1725 году. [5]

Веймарская страсть

[ редактировать ]

Веймарские страсти , BWV deest, BC D 1, относятся к страстям 1717 года, упомянутым Хильгенфельдтом. Судя по всему, оно было исполнено при дворе Готы в Страстную пятницу 26 марта 1717 года. Похоже, Бах восстановил часть своего материала в более поздних сочинениях, особенно в своих «Страстях по Иоанну» . [6]

Иисус Христос был изранен за наши беззакония

[ редактировать ]

В начале 1710-х годов Бах поставил в Веймаре «Иисус Христос изранен за наши беззакония» — «Страсти по Марку». [7] Бах добавил некоторые свои хоральные настройки. К «Страстям», написанным, вероятно, Готфридом Кайзером, [7] (старые авторства оригинальной работы принадлежат Райнхарду Кайзеру , сыну Готфрида, а затем Фридриху Николаусу Браунсу ). [8] Эта веймарская версия известна как BC 5a. [7]

Он поставил новую версию этой пастиччо «Страсти по Марку» , BC 5b, в Лейпциге в 1726 году. [9] и, наконец, дополнен некоторыми ариями из , » Генделя «Страстей по Броксу снова в последние годы его жизни ( BNB I/K/2). [8] [10]

Воодушевляющие мысли в Зеленый четверг и Страстную пятницу о страдающем Иисусе

[ редактировать ]

Пикандера, Текст «Страстей», включенный в «Sammlung Erbaulicher Gedanken» был опубликован примерно в то время (или незадолго до этого), как Бах начал свое сотрудничество с этим либреттистом. Бах использовал шесть частей этого либретто «Страстей» в своих «Страстях по Матфею» , но нет никаких указаний на то, что он вставил что-то еще из этого либретто. Таким образом, либретто «Страстей» было отнесено к числу произведений, ложно приписываемых Баху в Анханге (Приложении) к « Бах-Верке-Верцеихнис» как BWV Anh. 169. [11]

Кто тот, кто родом из Эдома?

[ редактировать ]

Wer ist der, so von Edom kömmt , оратория Pasticcio Passion, возможно, составленная зятем Баха Иоганном Кристофом Альтниколем , содержит несколько частей, приписываемых Баху, в том числе ариозо для баса BWV 1088 и Der Gerechte kömmt um (аранжировка мотета SSATB, приписываемого Иоганну Кунау ). Пастиччо, возможно, исполнялось в Лейпциге в конце 1740-х и/или начале 1750-х годов. [12]

Штёльцель « Овечка идет и берет вину на себя»

[ редактировать ]
Первая страница рукописной копии « Эйна Леммляйна» Готфрида Генриха Штельцеля примерно 1750 года идет и несет вину оратория «Страсти» (1720) [13]

Бах исполнил » Готфрида Генриха Штельцеля в «Страдание и умирающую любовь Иисуса Страстную пятницу 1734 года. Эта оратория «Страсти», написанная для Готы в 1720 году, также известна по началу ее вступительного припева, постановке Пауля Герхардта » « Страстей . маленький ягненок идет и берет на себя вину ». Бах аранжировал одну из своих арий «Крест твой, жених души моей», как хочу признаться его имя , BWV 200 . Эта аранжировка, датированная примерно 1742–1743 годами, возможно, была частью кантаты на праздник Очищения Девы Марии . [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

Оратории-страсти (или кантаты-страсти) Грауна.

[ редактировать ]

Бах также знал несколько ораторий-страстей, сочиненных Карлом Генрихом Грауном . Грауна Где-то в 1730-1740-х годах он исполнил «Эйн Ламмляйн идет и несет вину» и даже имел копию партитуры в своей библиотеке. То же и с его «Великими страстями». Подойди сюда и посмотри . [23]

Страстные оратории Телемана

[ редактировать ]

Бах также знал несколько ораторий-страстей Георга Филиппа Телемана (его друга и крестного отца Карла Филиппа Эммануила). Помимо «Страстей по Брокесу» Телемана , есть свидетельства того, что Бах исполнил оригинальную (гамбургскую) версию своего « Размышления о страданиях и смерти Иисуса Христа» TWV 5:2a между 1732 и 1735 годами. [24]

Страстная оратория Генделя.

[ редактировать ]

Бах также знал об оформлении Георгом Фридрихом Генделем текста «Страстей» Бартольда Генриха Брокеса ( «Страсти по Брокесу» ). Примером этого является рукописная копия Баха и одного из его главных переписчиков, датированная 1746–1748 годами. Известно, что Бах исполнил это произведение в Страстную пятницу 1746 года и использовал 7 арий из него в своих последних «Страстях-Пастиччио» на Гамбургской улице. .Марк Пассион (БНБ I/K/2).

Службы Страстной пятницы в Лейпциге

[ редактировать ]

страсти» Баха «Лейпцигские исполнялись на вечерне в Страстную пятницу попеременно в главных церквях Св. Фомы (нечетные годы) и Св. Николая (четные годы). Порядок обслуживания был: [2]

  1. Гимн: С тех пор, как Иисус стоял на кресте
  2. Страсть , часть 1
  3. Проповедь
  4. Страсть , часть 2
  5. Ходы : Посмотрите, как он умирает в Джейкоба Хэндла. сеттинге
  6. Сбор и благословение
  7. Гимн: Теперь все благодарите Бога.

Более подробная схема чиновной вечерни Страстной пятницы выглядит следующим образом: [25]

# Конгрегация Хор Проповедник и служители
1 Звон колоколов Как песня " de Tempore "
« С тех пор, как Иисус стоял на кресте »
2 Страсть ( фигуральная ), Часть I
3 Песня
« О Агнец Божий, Невинный »
4 Священник выходит на кафедру
Приветствие кафедры
Объявление проповеди
5 Песня
« Господи Иисусе Христе, обратись к нам »
6 Молитва Господня молилась молча
7 Чтение текста проповеди.
«Гармония страстей» Иоганна Бугенхагена из раздела «Погребение Иисуса»
8 Проповедь (около 1 часа)
9 Благословение кафедры
10 Страсть, Часть II
11 Мотет «Вот, как умирает праведник» Иакова Галла
12 Песня
« О печаль, о горе »
13 Собирать
Благословение
14 Песня
" Монахиня данкет алле Готт "

Впервые согласованные Страсти в двух частях были исполнены по этому порядку службы в 1721 году, когда Иоганн Кунау , предшественник Баха, получил разрешение исполнить сочиненные им Страсти в церкви Св. Фомы. Четырьмя годами ранее » Георга Филиппа Телемана , «Страсти по Брокесу TWV 5:1, исполненные в Новой церкви , были первой ораторией «Страсти», поставленной в Лейпциге. [26]

Структура

[ редактировать ]

Первая особенность структуры «Страстей», написанных Бахом для Лейпцига, вытекает из порядка службы: «Страсти» должны были состоять из двух частей, для исполнения до и после проповеди. Второй структурной особенностью, специфичной для Лейпцига, является декламация неизмененного текста Евангелия, поскольку в Лейпциге не разрешалось перефразировать презентации «Евангелия в Страстях»: по этой причине неизменная обстановка « Страстей по Брокесу» , которая содержала множество подобных перефразирований в свободной форме. на основе всех четырех евангельских текстов «Страстей Христовых» было невозможно, хотя Бах часто возвращался к тексту Брокеса, выбирая части его поэзии в качестве текстов для комментариев арий после чтения евангельского текста. По этой причине «Страсти по Лейпцигу» Баха названы в честь евангелиста, из Евангелия которого использован текст «Страстей».

Еще одной особенностью «Страстей» Баха являются четырехголосные хоралы, которые часто повторяются на протяжении всего произведения. Эти хоралы, представляющие лютеранскую традицию, были хорошо узнаваемы как по тексту, так и по мелодии среди публики, для которой он написал свои «Страсти». Предполагается даже, что Бах хотел, чтобы публика участвовала в пении вместе с хоралами, которые они знали.

«Страсти Баха» созданы для оркестра со струнными, деревянными духовыми инструментами, такими как гобой и флейта, и континуо, включающим орган. Однако период Великого поста не позволял использовать (праздничные) духовые инструменты, такие как трубы. В состав вокальных сил входят хор САТБ (или двойной хор САТБ для Страстей по Матфею ) и вокальные солисты. Во времена Баха среди вокалистов не было женщин: высокие голосовые партии традиционно исполнялись дискантными хористами.

Евангельские чтения, поставленные как секко-речитатив Евангелиста , дополненные речитативами и турба-припевами персонажей и групп, имеющих в тексте прямую речь, представлены частями из нескольких стихов, чередующихся с комментирующими хоралами и/или ариями с текст свободного стиха. В большинстве случаев ариям предшествуют неевангельские речитативы аккомпаньято. Помимо этих разделов, Бах сочинял грандиозные хоровые части, которыми открывал или закрывал две части своих «Страстей».

Схематически структура «Страстей» Баха такова:

  • Часть первая :
    • Торжественное открытие хора всеми силами оркестра и хора.
      • Чтение нескольких стихов из евангельского текста в виде речитатива (секко), завершающегося турбой, хоралом и/или (речитативом и) арией.
      • Чтение следующего раздела евангельского текста аналогично и завершается таким же образом.
      • (...продолжить с аналогичными единицами...)
      • Последний речитатив первой части: этот блок всегда завершается частью с припевом.
  • Часть вторая :
    • Движение с хором и/или вокалистом, открывающее вторую часть.
      • (...последовательность единиц, как в первой части...)
    • Заключительная часть «Страстей», включая большую хоровую часть.

Хронология

[ редактировать ]

Бах был Томаскантором в Лейпциге с конца мая 1723 года до своей смерти в 1750 году. Страстная музыка, которую он запрограммировал для служб Страстной пятницы, широко задокументирована. « Страсти по Матфею» с двойным хором и оркестром, скорее всего, были написаны для церкви Св. Фомы, хотя в ней было два органных чердака, хотя позже Бах также создал версию, в которой континуо-инструментом второго хора был клавесин (вместо орган), так что выступление в Св. Николае (только с одним органом) стало возможным.

Первая презентация «Страстей» Баха, « Страсти по Иоанну» 1724 года, привела к его первому задокументированному конфликту с городским советом Лейпцига. Из-за плохого состояния органного чердака и его инструментов (органа и клавесина) Бах не захотел ставить свои « Страсти по Иоанну» в церкви Св. Николая, несмотря на то, что настала очередь этой церкви проводить службу Страстной пятницы. После объявления плана между Бахом и официальными органами города последовало резкое общение, при этом Бах напечатал объявления о том, что служба будет проводиться в Сент-Томасе. В конце концов городской совет решил оплатить срочные репарации в Св. Николае, а также за перепечатку объявлений, в которых было объявлено о службе в Св. Николае. [27]

  • 1724 (7 апреля): Страсти по Иоанну , 1-я версия. [28]
  • 1725 (30 марта): Страсти по Иоанну , 2-я версия. [28]
  • 1726 г. (19 апреля): Иисус Христос изранен за наши беззакония , с дополнительными хоралами, сочиненными Бахом. [8]
  • 1727 (11 апреля): Страсти по Матфею , BWV 244b . [29]
  • 1728 (26 марта): (?) Страсти по Иоанну , 3-я версия. [30]
  • 1729 (15 апреля): Страсти по Матфею , BWV 244b . [29]
  • 1730 (7 апреля): Страсти по Луке , BWV 246. [31]
  • 1731 (23 марта): Страсти по Марку , BWV 247. [32]
  • 1732 (11 апреля): (?) Страсти по Иоанну , 3-я версия. [28]
  • 1733 г. (3 апреля): Страсти не проводились из-за саксонского траура после смерти Августа II Сильного . [33]
  • 1734 г. (23 апреля): Страстная оратория Штельцеля «Маленький ягненок идет и несет вину» . [14] [18]
  • 1735 (8 апреля): Страсти по Луке , BWV 246. [31]
  • 1736 г. (30 марта): Страсти по Матфею , исправленная версия (BWV 244). [29]
  • Телемана 1739 (27 марта): (?) Страсти по Брокесу , TWV 5:1. [28]
  • 1742 г. (23 марта): Страсти по Матфею , исправленная версия (BWV 244). [29]
  • 1744 г. (27 марта): Страсти по Марку , BWV 247 (исправленная версия). [34]
  • 1745 (16 апреля): (?) Страсти по Луке , BWV 246 (исправленная версия). [31]
  • после 1745 года: (?) Кто тот, кто происходит из Эдома , пастиччио, содержащее некоторые части Баха. [35]
  • Георга Фридриха Генделя 1746 (8 апреля): «Страсти по Брокесу» , HWV 48. [28]
  • 1747 (31 марта) или 1748 (12 апреля): пастиччио оратория «Страсти», основанная на Иисусе Христе, израненном за наше беззаконие Генделя , семью ариями из «Страстей по Брокесу» . [8] [28]
  • 1749 (4 апреля): Страсти по Иоанну , 4-я версия. [28]
  • 1750 (27 марта): Страсти по Иоанну , 4-я версия. [36] (вероятно, во главе с префектом)
  1. ^ Карл Филипп Эммануил Бах и Иоганн Фридрих Агрикола . « Некролог » (полное название: «VI. Мемориал трем умершим членам Общества музыкальных наук; C. Третий и последний — высокоблагородный г-н Иоганн Себастьян Бах, всемирно известный в игре на органе, королевский полнишер и избирательный саксонский двор». Композитор и музыкальный руководитель в Лейпциге» ), стр. 158–176 в Лоренца Кристофа Мизлера » «Musikalische Bibliothek [ de ] , Volume IV No. 1. Лейпциг, Mizlerischer Bücherverlag, 1754, с. 168
  2. ^ Jump up to: а б Бойд, Малькольм, изд. (1999). Оксфордские компаньоны композиторов И. С. Бах . ОУП. ISBN  0-19-860620-6 .
  3. ^ Карл Л. Хильгенфельдт. Жизнь, творчество и творчество Иоганна Себастьяна Баха: вклад в историю искусства восемнадцатого века . Лейпциг: Фридрих Хофмейстер, 1850, стр. 113–114.
  4. ^ Амати-Кампери, Александра. Архивировано 10 июля 2015 г. на Wayback Machine «JS BACH: Страсти по Йоханнесу» . Архивировано 12 июля 2015 г. на сайте Wayback Machine на сайте хора Баха в Сан-Франциско. Март 2008 года.
  5. ^ Пикандер (= Кристиан Фридрих Хенрици). «Воодушевляющие мысли в Зеленый четверг и Страстную пятницу о Страдающем Иисусе», стр. 293 и далее в сборнике воодушевляющих мыслей об обычных воскресеньях и праздниках и в них . Лейпциг: 1725 г. (сборник различных текстов Пикандра, опубликованный между Адвентом 1724 г. и Адвентом 1725 г.)
  6. ^ Цифровая работа Баха 01533 на www. .bachdigital .из
  7. ^ Jump up to: а б с Цифровая работа Баха 01534 на www. .bachdigital .из
  8. ^ Jump up to: а б с д Фридрих Николаус Браунс: Страсти по Марку на www .бах-кантаты
  9. ^ Цифровая работа Баха 01535 на www. .bachdigital .из
  10. ^ Цифровая работа Баха 01680 на www. .bachdigital .из
  11. ^ Поучительные мысли о Зеленом четверге и Страстной пятнице о Страдающем Иисусе BWV Anh 169 на www . .bachdigital .из
  12. ^ Кто тот, кто происходит из Эдома , автор Иоганн Кристоф Альтниколь и др. : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
  13. ^ Маленький ягненок идет и несет вину: Passions-Oratorio di Stölzel на сайте Берлинской государственной библиотеки .
  14. ^ Jump up to: а б Шабалина 2008 , стр. 77–84.
  15. ^ РИСМ   452511199
  16. ^ Маленький ягненок идет и несет вину (Штельцель, Готфрид Генрих) : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
  17. ^ «Страдание и умирающая любовь Иисуса / «Ягненок идет и несет вину» / Страстная оратория Готфрида Генриха Штельцеля» . Академия пения в Берлине . Проверено 14 марта 2018 г.
  18. ^ Jump up to: а б Горбун 2009г .
  19. ^ Шейтлер, Ирмгард (2005). Либретти оратории на немецком языке: от начала до 1730 г. (на немецком языке). Шёнинг. стр. 338–345 . ISBN  3506729551 .
  20. ^ Цифровая работа Баха 00250 на www. .bachdigital .из
  21. ^ ДБ Н. Муз. РС. 307 на www .bachdigital .из
  22. ^ БВВ 1998, с. 202
  23. ^ Клаус Штеффен. «Оратория «Страсти» Карла Генриха Грауна в музыкальной библиотеке Иоганна Себастьяна Баха?» в Ежегоднике Баха за 2008 год .
  24. ^ Фишер, доктор Георг и Арье Орон. «Даты лютеранской церкви в год «Карфрайтаг» (Страстной пятницы)» . Сайт кантат Баха . Орон, Арье . Проверено 24 января 2017 г.
  25. ^ Вечерня в главных церквях Лейпцига в Страстную пятницу. Взято 23 апреля 2016 г. с сайта http://www.s-line.de/homepages/bachdiskografie/liturgie_bach/vesp_ord_karfreitag.html. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Эдвард МакКью. "The Passion Tradition". Архивировано 16 июля 2015 г. в Wayback Machine в boulderbachbeat. .org
  27. ^ Эйдам, Клаус (2001). Истинная жизнь Иоганна Себастьяна Баха . Нью-Йорк: Основные книги . ISBN  0-465-01861-0 . Глава XVI.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бартольд Генрих Брокес (либреттист) на www .бах-кантаты
  29. ^ Jump up to: а б с д Страсти по Матфею BWV 244 на www .бах-кантаты
  30. ^ Вольф, Кристоф. Бах, ученый музыкант. 2000 г.
  31. ^ Jump up to: а б с Lukas-Passion BWV 246 на www .бах-кантаты
  32. ^ Markus-Passion BWV 247 на www .бах-кантаты
  33. ^ Шабалина 2008 , с. 78.
  34. ^ Цифровая работа Баха 00313 на www. .bachdigital .из
  35. ^ GF Telemann-CH Graun-JS Bach-JC Altikol-J. Kuhnau Passions-Pasticcio на www. .бах-кантаты
  36. ^ Йоханнес-Passion BWV 245 на www .бах-кантаты

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec9ef246234d698b3bab8a88319e4d10__1711805640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/10/ec9ef246234d698b3bab8a88319e4d10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Passions (Bach) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)