Веймарская страсть
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( февраль 2017 г. ) |
« Веймарские страсти» , BWV deest ( BC D 1), — гипотетическая оратория «Страсти» Иоганна Себастьяна Баха , предположительно исполненная в Страстную пятницу 26 марта 1717 года в Готе на основании выплаты 12 талеров 12 апреля 1717 года «Концерт Мейстера Бахена». [ 1 ] Это одна из нескольких таких утраченных страстей. И текст (неизвестного либреттиста), и музыка утеряны, но отдельные части из этого произведения могли быть повторно использованы в более поздних произведениях, таких как « Страсти по Иоанну» . [ 2 ] Одно время считалось [ кем? ] что работа положила главы 26 и 27 Евангелия от Матфея на музыку с вкраплениями хоралов и арий , но нынешний консенсус [ нужна ссылка ] заключается в том, что, возможно, текст отражал конспект двух или более евангельских текстов, а также вкраплений хоралов и арий.
Фон
[ редактировать ]Из пяти постановок «Страстей» Карл Филипп Эммануил Бах и бывший ученик Себастьяна Иоганн Фридрих Агрикола упоминают в некрологе Баха только две, сохранившиеся с какой-либо степенью уверенности: « Страсти по Иоанну» и « Страсти по Матфею» . Третий зафиксирован в виде либретто 1731 г. (опубликовано в 1732 г.) и вновь обнаруженного либретто 1744 г. (находится в Национальной библиотеке в Петербурге [Каталог № 17,139.1.423]). [ 3 ] Четвертые Страсти очевидны в виде рукописной копии Баха и его сына Карла Филиппа Эммануила, датируемой ок. 1730 г. (с дополнением, недавно обнаруженным в руке Баха, датируемым примерно 1745/1746 г.) к анонимным «Страстям по Луке» , которые первоначально приписывались Баху (BWV 246 [BC D 6]), но теперь приписываются еще неизвестному мастеру. который действовал в Тюрингии в начале 18 века (возможно, закончился примерно в 1717 году). Атрибуция Иоганна Мельхиора Мольтера была отклонена на основании того факта, что часть материала в рукописи была написана рукой Карла Филиппа Эммануэля, который уехал из Лейпцига в 1734 году во Франкфурт-на-Одере ). Было высказано много спекуляций по поводу идентичности пятого сеттинга «Страсти». Теории варьировались от однохоровой постановки « Страстей по Матфею» («Eine Paßion nach dem Matthäus, incomplete» была указана в «Verzeichniß des musikalischen Nachlasses des verstorbenen Capellmeisters Carl Philipp Emanuel Bach» (1714–1788), опубликованной Гортлибом Фридрихом. Шнибес в Гамбурге 1790). [ 4 ] Другие [ ВОЗ? ] предположили, что « Веймарские страсти» были пятыми страстями, обсуждаемыми в некрологе. Другие [ ВОЗ? ] предположили, что эта постановка «Страстей» на самом деле вовсе не оратория «Страсти», а скорее постановка «Страсти оратории» на текст Кристиана Фридриха Хенрици, озаглавленный «Воодушевляющие мысли в Великий четверг и Страстную пятницу о страдающем Иисусе» (часть его текстового цикла 1725 года). Сборник воодушевляющих мыслей об обычных воскресеньях и праздниках и о них ).
Бах в 1717 году
[ редактировать ]1717 год оказался поворотным в жизни и карьере Баха, тогдашнего придворного органиста и концертмейстера главного двора Вильгельма Эрнеста, герцога Саксен-Веймарского . В том же году он приобрел некоторую известность за пределами региона, где жил и работал, в современной земле Тюрингия . Иоганн Маттесон , дипломат, музыкант, теоретик музыки, и Кантор (руководитель церковной музыки в старом соборе Святой Марии в Гамбурге опубликовал свой трактат о музыке и музыкантах «Защищенный оркестр», или тот самый Второе открытие: Воринн Не только один) Gallant-homme... но и для многих самих музыкантов самое искреннее и ясное представление о музыкальных науках... В части I, главе V, с. 222 этого трактата, Маттесон заявляет: «У меня есть знаменитый органист из Веймара/грн. Йох. Себастьян Бах/Сахен видел...» («У меня есть органист из Веймара/г-н Йох. Себастьян Бах/видел вещи . .."). [ 5 ] В этой работе он перечисляет известных современных и бывших органистов. Таким образом, впервые в печати появилось имя Иоганна Себастьяна Баха. Осенью того же года Баха пригласили на конкурс клавишных инструментов в столицу Саксонского электората , Дрезден, между ним и французским королевским придворным органистом и клавишником Луи Маршаном . [ 6 ] который тогда приближался к концу длительного концертного тура по Священной Римской империи . Однако когда Бах прибыл, он узнал, что его соперник ушел накануне вечером, тем самым прервав соревнование и по умолчанию признав свою неполноценность по сравнению с навыками Баха.
Вернувшись в Веймар, его ситуация с трудоустройством усложнилась. В 1716 году его соработник Эрнест Август I, герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский, женился на принцессе Элеоноре Вильгельмине Ангальт-Кётенской (событие, в котором, вероятно, участвовал Бах и для которого он написал музыку). Брат новой герцогини ( Леопольд, принц Ангальт-Кётенский ), возможно, также присутствовал на мероприятии. Если бы это было так, тогда бы он встретил Баха. Во всяком случае, 5 августа 1717 года Леопольд официально приказал Баху стать его придворным капельмейстером . Примерно в то же время (1717 г.) отношения между соправителями в Веймаре стали еще более натянутыми, чем раньше, вплоть до того, что Вильгельм Эрнст официально запретил своим сотрудникам иметь какие-либо отношения или связи с резиденцией Эрнста Августа Rotes Schloss. . Вильгельм Эрнст также искал преемника на пост капельмейстера при своем дворе, поскольку предыдущий обладатель этого поста, Иоганн Самуэль Дрезе , умер 1 декабря 1716 года. В конце концов на этот пост был выбран сын Дрезе (менее талантливый кандидат). Возможно, из-за этого предполагаемого пренебрежения, а также из-за предполагаемых лучших обстоятельств, ожидающих его в Кётене как в финансовом, так и в престижном плане, Бах начал более яростно требовать его освобождения от Вильгельма Эрнста. Он стал настолько настойчивым, что с 6 ноября по 2 декабря его заключили в тюрьму до того, как было дано окончательное разрешение. В отчете секретаря суда об инциденте говорится следующее: [ 7 ]
6 ноября [1717 года] прежний концертмейстер и органист Бах был заключен в место заключения уездного судьи за слишком упорное навязывание вопроса об увольнении и, наконец, 2 декабря был освобожден из-под ареста с уведомлением о своем невыгодном увольнении.
Во всяком случае, во время этой бурной деятельности Бах также получил заказ от Фридриха II, герцога Саксен-Гота-Альтенбургского, на сочинение и исполнение «Страстей» для своего двора в Страстную пятницу , поскольку его тогдашний Кристиан капельмейстер Фридрих Витт находился на смертном одре. Бах принял заказ и исполнил произведение 26 марта 1717 года в капелле замка Фриденштайн . Выполненная там работа называлась так называемыми «Веймарскими страстями» .
Работа
[ редактировать ]Текст и музыка « Веймарских страстей» утеряны. В недавних исследованиях были идентифицированы девять частей из этого произведения, поскольку Бах повторно использовал их в разных функциях. Они заключаются в следующем:
- Хоральная фантазия на тему « O Mensch, bewein dein dein Sin Gross », ре мажор , для хора SATB , flauto traverso I/II, гобоя I/II, скрипки I/II, альта, континуо (вкл. люто и органо)
- Ария с хоралом « Himmel reiße, Welt erbebe », фа-диез минор , для баса соло, хорального сопрано, флауто траверсо I/II, континуо
- Ария Разрушьте меня, скалы и холмы ваши , ля мажор , для тенора соло, скрипки I/II, альта, континуо
- Ария Ой, не извивайтесь так, измученные души , до минор , для тенора соло, гобоя I/II, бассоно, континуо
- , Хор : Альт Непрерывный SATB, Через флейту I/II, Гобой I/II, Скрипка I/II,
- Хорал « Christus, der uns selig macht », BWV 283 (BC F 31.1), ля минор , SATB, траверсо флейты I/II, гобой I/II, скрипка I/II, альт, континуо
- Ария Эрбарме дич! , ре минор , для тенора, поперечной флейты, континуо
- Речитатив Erbarme dich! , си-бемоль мажор , для тенора, I/II скрипки, альта, континуо
- Хорал « Я сразу ушла от тебя », B ♭ мажор, SATB, flauto traverso I/II, гобой I/II, скрипка I/II, альт, континуо
7 февраля 1723 года упомянутая выше пятая часть была снова использована после проповеди в качестве четвертой и последней части второй пробной пьесы, которую Бах написал для своего заявления на пост кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге и директора Chori musici в Лейпциге. , кантата Du wahrer Gott und Davids Sohn , BWV 23 . Для этого произведения (BC A 47b) Бах переложил его на фа-диез минор . Произведение было снова возрождено (с той же обстановкой и тональностью) 20 февраля 1724 года ( Quinquagesima или Estomihi Sunday), на этот раз с духовыми инструментами (Корнетто, Тромбон I-III, all calla voce Корнет с сопрано , Тромбон I с альтом , Тромбон II с тенором и Тромбон III с басом (тип голоса) ).
В 1725 году Бах возродил (вероятно, решение, принятое в последнюю минуту) свои «Страсти по Иоанну» . Возможно, он имел в виду возрождение « Веймарских страстей» , но понимал, что это невозможно, тем более что лейпцигская литургия требовала постановки «Страстей» в двух частях, обрамляющих проповедь. Однако это не помешало Баху повторно использовать материал из Веймарского произведения в новой обстановке «Страстей». Из девяти частей, упомянутых в приведенном выше списке, Бах использовал пять во второй версии « Страстей по Иоанну» :
- Хоральная фантазия « O Mensch, bewein dein Sünde groß » ми ♭ мажор (Коро: SATB, Flauto traverso I/II, Гобой I/II, Скрипка I/II, Альт, Континуо), заменяющая оригинальную Часть I 1724 года («Герр, unser Herrscher", соль минор, Коро: SATB, Гобой I/II, Скрипка I/II, Альт, Континуо). Движения 2-11 из 1724 работают = Движения 2-11 из 1725 работают.
- Ария с хоралом «Himmel reiße, Welt erbebe» фа ♯ минор (Соло: B, Coro: S, Flauto traverso I/II, Continuo) — Новая часть 12. Часть 12 произведения 1724 года = Часть 13 произведения 1725 года. Механизм 13 работы 1724 года = заменен механизмом ниже.
- Ария «Zerschmettert mich, ihr Felsen und ihr Hügel» ля мажор (Соло: T, Скрипка I/II, Альт, Континуо) — Новая Часть 14 (заменяющая Часть 13 произведения 1724 года). Части 14–19 произведения 1724 года = Части 15–20 произведения 1725 года (Часть 20 произведения 1724 года исключена, Часть 19 произведения 1724 года заменена новой арией [см. Ниже])
- Ария «Ach Windet euch nicht so, geplagte Seelen» до минор (Соло: T, Гобой I/II, Continuo) — Новая Часть 20 (заменяющая Часть 19 произведения 1724 года). Части 21–40 из 1724 года = Части 21–40 из 1725 года, Часть 40 заменена новым хоралом (см. ниже)
- Фантазийный хор " Christe, du Lamm Gottes " соль минор (Припев: SATB, Через флейту I/II, Гобой I/II, Скрипка I/II, Скрипка, Непрерывная)
17 ноября 1726 года Бах сочинил кантату к 22-му воскресенью после Троицкого воскресенья « Ich Armer Mensch, ich Sündenknecht» , BWV 55 , для тенора соло, SATB, флауто траверсо, гобоя, скрипки I/II, альта, органо и континуо, в Соль минор . Для последних трех частей произведения, последовательности арий, речитативов и хорала, Бах использовал части с 7 по 9 из вышеупомянутого списка частей Веймарских страстей . Хорал BWV 283, номер 6 в приведенном выше списке, позже был включен в сборник хоралов, составленный Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом и Иоганном Филиппом Кирнбергером и опубликованный Иоганном Готтлобом Иммануэлем Брайткопфом между 1784 и 1787 годами (BWV 253-438).
Между 1728 и 1731 годами Бах снова возродил свою кантату Quinquagesima Du wahrer Gott und Davids Sohn . На этот раз он установил ее до минор , удалил партии духовых инструментов из финальных частей и переработал вокальные партии.
Наконец, 29 марта 1736 г., 23 марта 1742 г. и между 1743–1746 гг. Бах возродил свои «Страсти по Матфею» в новой форме. В этой версии он заменил исходную хоральную постановку из четырех частей, которая завершает Часть I, хоральной фантазией, которую он использовал как в « Веймарских страстях» , так и в качестве первой части (второй) версии « Страстей по Иоанну» 1725 года . На этот раз он написал ее ми мажор для двух хоров, двух оркестров, двух органов (и хора рипьено-сопрано в версиях 1742 и 1743–1746 годов).
Вокальные и инструментальные силы
[ редактировать ]Предполагаемая партитура произведения (основанная на партитуре вышеупомянутых частей, которые были повторно использованы в других формах): солисты-теноры и басы, хор SATB, флауто-траверсо I/II, гобой I/II, скрипка I/II, альт. , бассо континуо. [ 8 ] Есть свидетельства (в виде платежных записей), что континуо также состояло из одной или двух лютней . Таким образом, всего будет 20 инструменталистов, к которым добавятся органист и клавесинист. Бах, вероятно, был бы клавесинистом, так как, согласно сохранившимся сведениям о его дирижерской позиции, он часто дирижировал с клавесина. Однако не исключено, что Бах мог руководить ансамблем со скрипкой, как и в других исполнениях Веймарского периода. [ 9 ] В пассионарной музыке не было бы труб и литавр. Вокальный состав потребует 12-16 певцов (по 3-4 на партию).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Веймарская страсть BWV; БК Д 1 / Страсть
- ^ Вольф 2001 , с. 178
- ^ Шабалина, Татьяна. «Тексты о музыке» в Петербурге - дальнейшие находки». Ежегодник Баха, т. 95 (2009). С. 11–48.
- ^ Шнибес, Гортлиб Фридрих. Справочник музыкального имения покойного капельмейстера Карла Филиппа Эммануила Баха (1714-1788). Гамбург: Гортлиб Фридрих Шнибес, 1790. с. 81. Получено 13 мая 2011 г. с http://www.cpebach.org/cpeb/resources.html. Архивировано 14 апреля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Мэтисон, Джон. Защищенный оркестр, или второе его открытие, дающее не только настоящему галантному человеку... но и самим многим музыкантам самое искреннее и ясное представление о музыкальной науке.... Гамбург, Шиллер-Верлаг , 1717. с. 222. Получено 12 мая 2011 г. с веб-сайта Münchener Digitale Bibliotek.
- ^ на самом деле Луи-Клод Маршан
- ^ Дэвид, Мендель и Вольф 1998 , стр. 80
- ^ Получено 17 мая 2011 г. с http://www.bach-digital.de/receive/BachDigitalWork_work_00001533 .
- ^ Вольф 2001 , с. 157
Ссылки
[ редактировать ]- Глекнер, Андреас (1995), «Новые следы «Веймарских» страстей Баха», Вклад в исследование Баха 1, Хильдесхайм (на немецком языке), стр. 33–46.
- Дэвид, Ханс Т.; Мендель, Артур; Вольф, Кристоф (1998), Новый читатель Баха: жизнь Иоганна Себастьяна Баха в письмах и документах , Нортон
- Вольф, Кристоф (2001), Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , Нью-Йорк: WW Norton, ISBN 0-393-32256-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BWV 23b (либретто). Архивировано 25 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine на сайте bachdiskographie.
- BWV 23c (либретто). Архивировано 25 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine на сайте bachdiskographie.
- BWV 245, вторая версия 1725 года (либретто). Архивировано 25 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine на сайте bachdiskographye.