Пасхальная оратория
Пасхальная оратория | |
---|---|
БВВ 249 | |
Оратория Баха И.С. | |
Родное имя | Пасхальная оратория (Приходи, спеши и беги) |
Повод | Пасха |
Текст кантаты | Пикандер ? |
На основе | БВВ 249а |
Выполненный | 1 апреля 1725 г. Лейпциг : |
Движения | 11 |
Подсчет очков | САТБ , инструменты Солисты и хор |
Пасхальная оратория (нем. Oster-Oratorium ), BWV 249 , — оратория Иоганна Себастьяна Баха , начинающаяся с Kommt, eilet und laufet («Приди, спеши и беги»). Бах сочинил ее в Лейпциге и впервые исполнил 1 апреля 1725 года.
История
[ редактировать ]Первая версия произведения была завершена как кантата к пасхальному воскресенью в Лейпциге 1 апреля 1725 года под названием Kommt, gehet und eilet . [1] Она была названа «оратория» и получила новое название только в версии, пересмотренной в 1738 году. В более поздней версии, в 1740-х годах, третья часть была расширена от дуэта до четырехголосного хора. [1] В основу произведения легла светская кантата, так называемая Shepherd Cantata Entfliehet, verschwindet, entweichet, ihr Sorgen , BWV 249a , которая сейчас утеряна, хотя либретто сохранилось. Ее автор – Пикандер , который, вероятно, также является автором текста оратории. Произведение открывают две инструментальные части, вероятно, взятые из концерта Кётенского периода. Кажется возможным, что третья часть основана на финале концерта. [1]
Структура
[ редактировать ]В отличие от « Рождественской оратории» , « Пасхальная оратория» не имеет рассказчика, но имеет четырех персонажей, закрепленных за четырьмя голосовыми партиями: Симона Петра ( тенор ) и Иоанна Апостола ( бас ), появляющихся в первом дуэте, спешащих к могиле Иисуса и обнаруживающей ее пустой; встреча там Марии Магдалины ( альт ) и «другой Марии», Марии Якобы ( сопрано ). Хор присутствовал только в финальной части до более позднего выступления в 1740-х годах, когда вступительный дуэт был частично рассчитан на четыре голоса. Музыка празднично исполняется для трех труб , литавр , двух гобоев , гобоя д'амур , фагота , двух блокфлейт , поперечной флейты , двух скрипок , альта и континуо .
Нет. | Первая линия | ||
---|---|---|---|
1 | Симфония | ||
2 | Адажио | ||
3 | Воздух | тенор, бас | Иди, торопись и беги (1-я версия, Иди, иди и торопись ), 3-я и 4-я версии с припевом |
4 | Речитатив | сопрано, альт, тенор, бас | О, холодные люди |
5 | Воздух | сопрано | Душа, твои специи |
6 | Речитатив | альт, тенор, бас | Вот могила |
7 | Воздух | тенор | Моя агония будет нежной |
8 | Речитатив | сопрано, высокое | Тем временем мы вздыхаем |
9 | Воздух | высокий | Скажи мне, скажи мне быстро |
10 | Речитатив | бас | Мы в восторге |
11 | Хор | САТБ | Цена и спасибо |
Музыка
[ редактировать ]Оратория открывается двумя контрастирующими инструментальными частями: Allegro Concerto Grosso всего оркестра с сольными партиями для труб, скрипок и гобоев, а также мелодией гобоя Адажио на мотивах «Seufzer» (вздохи) в струнных (в 3-й версии, сольный инструмент). это флейта ).
В более поздней версии первый дуэт учеников был создан для хора, при этом средняя часть осталась дуэтом. Многие прогоны иллюстрируют движение к могиле.
Saget, saget mir geschwinde , ария Марии Магдалины, основана на словах из Песни Песней , вопрошающих, где найти возлюбленную, без которой она « ganz verwaiset und betrübt » (совершенно осиротевшая и одинокая), поставленная в середине раздел как Адажио, отличный от оригинала. Слова близки к открывающим вторую часть « Страстей по Матфею» .
Заключительная часть в двух контрастирующих частях напоминает Санктус, сочиненный к Рождеству 1724 года, а затем часть Мессы си минор . [1]
Записи
[ редактировать ]- Генрих-Шютц-Хор Хайльбронн , Камерный оркестр Пфорцхайма , Эдит Селиг , Клаудия Хеллманн , Гельмут Кребс , Якоб Штемпфли , дирижер Фриц Вернер , Эрато 1964
- Южногерманский хор «Мадригал» , Южногерманский камерный оркестр , Тереза Жилис-Гара , Патрисия Джонсон , Тео Альтмейер , Дитрих Фишер-Дискау , дирижер Вольфганг Генненвайн , HMV 1965
- Амстердамский барочный оркестр и хор , Лиза Ларссон , Элизабет фон Магнус , Герд Тюрк , Клаус Мертенс , дирижер Тон Купман , Эрато , 1998
- Габриэли Консорт и игроки , дирижер Пол МакКриш , Archiv Produktion , 2001 г.
Литература
[ редактировать ]- Маркус Рэти: Основные вокальные произведения Баха: музыка-драма-литургия. Лондон: Издательство Йельского университета, 2016, 138–165.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Альфред Дюрр . 1971. Кантаты Иоганна Себастьяна Баха , Bärenreiter (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Партитура с автографом в оцифрованных коллекциях Берлинской государственной библиотеки и в цифровой версии Баха.
- Пасхальная оратория : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Oster-Oratorium BWV 249 / Kommet, история eilet und laufet , озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, сайт кантат Баха
- BWV 249 - BWV 249 - «Придите, поторопитесь и бегите, мимолетные ноги» / (Пасхальная оратория). Архивировано 17 марта 2008 г. в Wayback Machine. Английский перевод, обсуждение, Emmanuel Music.
- BWV 249 Приходите, торопитесь и бегите, мимолетные ноги (Пасхальная оратория) Английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 249 Приходите, спешите и бегите, мимолетные ноги (Пасхальная оратория), текст, оценка, Университет Альберты
- Траупман-Карр, Кэрол. «Пасхальная оратория (Остер-Ораториум) BWV 249» . Хор Баха в Вифлееме. Архивировано из оригинала 22 ноября 2011 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- Пасхальная оратория на YouTube , Государственный университет музыки и исполнительских искусств Штутгарта , дирижер Ханс-Кристоф Радеманн