Jump to content

Месса си минор

Баха 1748–1749 годов Автограф на «Et incarnatus est», 13-й части его мессы си минор. [1]

Месса си минор ( нем . h-Moll-Messe ), BWV 232, представляет собой расширенную постановку обыкновенной мессы Иоганна Себастьяна Баха . Композиция была завершена в 1749 году, за год до смерти композитора, и во многом основывалась на более ранних произведениях, например, на «Санктусе Бахе», написанном в 1724 году . Разделы, которые были специально составлены для завершения мессы в конце 1740-х годов, включают часть «Et incarnatus est» Кредо .

Как обычно для своего времени, композиция оформлена как неаполитанская месса , состоящая из последовательности хоровых частей с широким оркестровым сопровождением и разделов, в которых более ограниченная группа инструменталистов аккомпанирует одному или нескольким вокальным солистам. Среди наиболее необычных характеристик композиции — ее масштаб: общая продолжительность выступления около двух часов. [2] и партитура, состоящая из двух групп певцов SATB и оркестра с расширенной секцией духовых инструментов , струнных и континуо . Его тональность довольно си минор необычна для композиции с участием натуральных труб в ре мажоре, хотя гораздо больше произведений написано в этой тональности, чем в си миноре. [3]

Еще более исключительным для такого лютеранского композитора, как Бах, является то, что это произведение представляет собой Missa tota . Во времена Баха мессы, сочиняемые для лютеранских богослужений, обычно состояли только из Кирие и Глории. Бах сочинил пять таких месс Кирие-Глории, прежде чем завершил свою мессу си минор: мессы Кирие-Глории, BWV 233–236 , в конце 1730-х годов, и мессу для дрезденского двора , которая стала первой частью его единственного Missa tota, 1733 год. Месса, вероятно, никогда не исполнялась полностью при жизни Баха. Его самое раннее задокументированное полное исполнение состоялось в 1859 году. [4] [5] [6] [7] Имея множество десятков записей , оно входит в число самых популярных вокальных произведений Баха. [2]

В 2015 году личная рукописная рукопись мессы Баха, хранящаяся в Берлинской государственной библиотеке, была включена в реестр ЮНЕСКО » «Память мира . [8] проект по защите и сохранению культурно значимых документов и рукописей.

Предыстория и контекст

[ редактировать ]

1 февраля 1733 года скончался Август II Сильный, король Польши, великий князь литовский и курфюрст Саксонский . Последовали пять месяцев траура, в течение которых все публичное музицирование было приостановлено. Бах воспользовался возможностью поработать над композицией Миссы части литургии, исполняемой на латыни и общей как для лютеранских, так и для римско-католических обрядов. Его целью было посвятить произведение новому суверену Августу III , принявшему католицизм, с надеждой получить титул «Избирательного саксонского придворного композитора». После его завершения Бах посетил Августа III в Дрездене и подарил ему копию мессы Кирие-Глории BWV 232 I (ранняя версия) вместе с прошением о присвоении судебного титула от 27 июля 1733 года; в сопроводительной надписи на обертке мессы он жалуется, что «невинно получил ту или иную травму» в Лейпциге . [9] Петиция не имела немедленного успеха, но Бах в конце концов получил свой титул: в 1736 году он был назначен придворным композитором Августа III. [10]

В последние годы своей жизни Бах расширил Миссу до полного комплекта Latin Ordinary. Неизвестно, что послужило толчком к этому творческому усилию. Вольфганг Остхофф и другие ученые предположили, что Бах предназначал завершенную мессу си минор для исполнения при освящении новой Хофкирхе в Дрездене , католическом соборе, посвященном Святой Троице, строительство которого было начато в 1738 году и близилось к завершению к концу 1740-х годов. . Однако строительство не было завершено до 1751 года, а смерть Баха в июле 1750 года помешала представить его мессу для использования при посвящении. Вместо этого была исполнена Месса ре минор Иоганна Адольфа Хассе , произведение, во многом похожее на Мессу Баха (например, части Кредо в обоих произведениях включают пение поверх идущей басовой партии). [11] В 2013 году Майкл Мол опубликовал исследование, предполагающее, что вместо этого Бах составил его для исполнения в Вене в соборе Святого Стефана (который был римско-католическим) в День Святой Цецилии в 1749 году в результате его сотрудничества с графом Иоганном Адамом фон Квестенберг . [12] Другие объяснения менее привязаны к конкретному событию и включают интерес Баха к «энциклопедическим» проектам (таким как «Искусство фуги »), которые отображают широкий спектр стилей, а также желание Баха сохранить часть своей лучшей вокальной музыки в формате с более широким потенциалом использования в будущем. чем церковные кантаты, в которых они возникли (см. «Движения и их источники» ниже). [10]

Хронология

[ редактировать ]
Автограф первой страницы «Symbolum Nicenum» , начинающийся с григорианского песнопения Credo в теноре.

Хронология Мессы си минор привлекла широкое внимание ученых. Недавняя литература предполагает:

  • В 1724 году Бах сочинил « Санктус» для шести вокальных партий для использования на рождественской службе. Бах переработал его, когда повторно использовал его в Мессе, изменив начальный размер с сократить время к общее время, а также озвучка от SSSATB до SSAATB. [13]
  • Как отмечалось выше, в 1733 году Бах сочинил Миссу (Кирие и Глория) во время пятимесячного периода траура после смерти 1 февраля курфюрста Августа II и до 27 июля, когда Бах вручил преемнику, Августу III Польскому , Мисса как совокупность инструментальной и вокальной партии. Вполне возможно, что «Кирие» предназначалась как траурная музыка по Августу II, а «Глория» - как празднование воцарения Августа III.
  • В середине 1740-х гг. (ок. 1743–46). [14] Бах повторно использовал все три части из «Глории» в кантате ко Дню Рождества ( Gloria in excelsis Deo , BWV 191 ) с небольшими изменениями как нот, так и текстов. Грегори Батлер утверждает, что на той же службе (которую он приурочил к Рождеству 1745 года в честь Дрезденского мира ) Бах также использовал Sanctus 1724 года, [15] и что это повторное посещение Миссы 1733 года предложило композитору дальнейшее развитие.
  • В «последние три года или около того» своей жизни [14] Бах написал/собрал «Symbolum Nicenum» и остальную часть произведения; многие ученые, в том числе Кристоф Вольф , полагают, что он сделал это в 1748–1749 годах. Эта датировка частично отражает исследования Ёситаке Кобаяси, который датирует раздел «Symbolum Nicenum» августом – октябрем 1748 года, основываясь на все более жестком и тяжелом почерке Баха. [16] Вольф, среди других, утверждает, что движение «Et incarnatus est» было последним значительным сочинением Баха. [17] Слова были включены в предыдущий дуэт, но затем Бах решил трактовать их как отдельную часть хора, придав словам дополнительный вес и улучшив симметрию Кредо. [18] Джон Батт утверждает, что точной конечной датой можно назвать 25 августа 1749 года, поскольку в этот день К.П.Е. Бах завершил оформление Магнификата припевом «Аминь», который «демонстрирует явное сходство» с «Gratias» из Мисса и «Et ожидаемо» из « Symbolum Nicenum ». [19] CPE Бах позже сообщил, что он исполнил этот Магнификат (Wq 215) в 1749 году в Лейпциге «на Марианском фестивале ... при жизни своего ныне покойного отца». [20]

Заголовок

[ редактировать ]

Бах не дал мессе си минор названия. Вместо этого он разложил рукопись 1748–1749 годов по четырем папкам, каждая со своим названием. То, что содержит Кирие и Глорию, он назвал «1. Мисса »; тот, который содержит Кредо, он назвал «2. Symbolum Nicenum »; третью папку, содержащую Санктус, он назвал «3. Санктус »; а оставшуюся часть, в четвертой папке, он озаглавил: «4. Осанна | Бенедикт | Agnus Dei et | Dona nobispacem ». Джон Батт пишет: «Кажется, формат специально разработан таким образом, чтобы каждый из четырех разделов можно было использовать отдельно». [21] С другой стороны, части в рукописи пронумерованы от 1 до 4, а обычная завершающая формула Баха (SDG = Soli Deo Gloria ) встречается только в конце Dona Nobis Pacem . Далее Батт пишет: «Что наиболее примечательно в общей форме Мессы си минор, так это то, что Баху удалось сформировать последовательную последовательность частей из разнообразного материала». [22] Задница [23] и Джордж Стауффер [24] подробно о том, как Бах придал произведению общее музыкальное единство.

Первое общее название, данное произведению, было присвоено в 1790 году недавно умершему К. П. Е. Баху, который унаследовал партитуру. Там она называется «Die Grosse Catholische Messe» («Великая католическая месса»). Так его называют и в поместье его последнего наследника в 1805 году, что наводит Штауффера на мысль, что «этот эпитет отражает устную традицию в семье Бахов». [25] В первой публикации Кирие и Глории в 1833 году швейцарским коллекционером Хансом Георгом Нэгели в издательстве Simrock она упоминается как «Мессе». [10] [26] Наконец, Нагели и Симрок выпустили первую публикацию в 1845 году, назвав ее «Высокая месса си минор» ( Hohe Messe in h-moll ). [27] Бетховена На прилагательное «высокий», утверждает Батт, «сильное влияние оказало монументальное воздействие « Торжественной мессы» ». [23] Вскоре оно вышло из обихода, но предложная фраза «си минор» сохранилась, хотя в некотором смысле и вводит в заблуждение: только пять из 27 частей произведения написаны си минор, а двенадцать, включая заключительные части каждой из четыре основных раздела написаны в ре мажоре ( относительный мажор си минора). Однако вступительная Kyrie находится си минор, Christe Eleison ре мажор, а вторая Kyrie - фа-диез минор; как указывает Батт, эти тональности очерчивают аккорд си минор. [28]

оркестровка

[ редактировать ]

Пьеса оркестрована для двух флейт , двух гобоев д'амур (дублирование на гобоях ), двух фаготов , одной натуральной валторны (в D), трех натуральных труб (в D), литавр , скрипок первой и второй , альтов и бассо континуо ( виолончели, контрабасы, фаготы, орган и клавесин). Для Санктуса требуется третий гобой.

История выступлений

[ редактировать ]

При жизни Баха

[ редактировать ]

Бах дирижировал «Санктусом» в его первой версии на рождественской службе 1724 года в Лейпциге и повторно использовал его на рождественских службах в середине 1740-х годов. [15] Ученые расходятся во мнениях относительно того, исполнял ли он когда-либо Миссу 1733 года. Арнольд Шеринг (в 1936 г.) утверждал, что оно было исполнено в Лейпциге 26 апреля 1733 г., когда город посетил Август III Польский, но современные ученые отвергают его аргумент по нескольким причинам:

  1. предложенная дата пришлась на официальный период траура, «когда концертная музыка была запрещена в саксонских церквях»; [29]
  2. дошедшие до нас части (на которых Шеринг основал свою гипотезу) написаны на бумаге, найденной только в документах Дрездена, поэтому, вероятно, были скопированы в Дрездене, когда Бах приехал туда в июле; [30] и
  3. переписчиками были не обычные Баха, а Бах и ближайшие члены семьи, поехавшие с ним в Дрезден: его жена Анна Магдалена и сыновья Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануэль . Судя по всему, семья Бахов наняла в помощь переписчика в Дрездене. [31] [32]

Однако ученые расходятся во мнениях относительно того, исполнялась ли Миса в июле в Дрездене. Кристоф Вольф утверждает, что 26 июля 1733 года в Софиенкирхе в Дрездене, где с июня органистом был Вильгельм Фридеман Бах, она «определенно была исполнена... о чем свидетельствуют сохранившиеся дрезденские исполнительские партии и надпись на титульной обертке. «отдано королю на следующий день. [33] Ганс-Иоахим Шульце обосновал это, указав на использование прошедшего времени в надписи на обертке: «Его королевскому величеству была продемонстрирована вложенная Мисса... смиренная преданность автора И.С. Баха». [34] Однако Джошуа Рифкин отвергает этот аргумент, указывая, что формулировка прошедшего времени была типичной для формального обращения, часто не связанного с исполнением. [35] Скептически настроен и Питер Уильямс , который отмечает, что «нет никаких записей об исполнителях, собиравшихся на такое мероприятие, а в августе 1731 года Фридеман сообщил, что орган Софиенкирхе сильно расстроен». [36] Однако есть свидетельства органного концерта Баха в Софиенкирхе 14 сентября 1731 года, а Фридеман Бах был выбран органистом этого учреждения только 23 июня 1733 года. Он снова исполнит двухчасовой органный концерт 1 декабря 1736 года в Фрауэнкирхе Дрездена на открытии нового органа Готфрида Зильбермана .

Ученые сходятся во мнении, что при жизни Баха не было никаких других публичных выступлений, хотя Батт предполагает, что в конце жизни Баха могло иметь место частное исполнение или чтение «Symbolum Nicenum». [37]

Позже 18 века

[ редактировать ]

Первое публичное исполнение раздела «Symbolum Nicenum» (под названием «Кредо или Никейский символ веры») состоялось через 36 лет после смерти Баха, весной 1786 года, под руководством его сына Карла Филиппа Эммануила Баха на благотворительном концерте для Медицинского института. Бедняки в Гамбурге . [38] У одного из поклонников Баха Йозефа Гайдна был экземпляр произведения вместе с «Хорошо темперированным клавиром» .

Как рассказал Джордж Стауффер, [39] следующее задокументированное выступление (не публичное) в девятнадцатом веке произошло, когда Карл Фридрих Цельтер — ключевая фигура в возрождении Баха в XIX веке — возглавил Берлинскую певческую академию на прочтении «Великой мессы» в 1811 году, посвященной Кирие; в 1813 году он провел чтение всего произведения. Первое публичное выступление за столетие — только секции «Кредо» — состоялось во Франкфурте в марте 1828 года, с участием более 200 исполнителей и множества инструментальных дополнений. В том же году в Берлине Гаспаре Спонтини возглавил секцию «Кредо», добавив 15 новых хоровых партий и множество инструментов. В последующие десятилетия в Европе состоялся ряд представлений отдельных частей Мессы, но первое засвидетельствованное публичное исполнение Мессы полностью состоялось в 1859 году в Лейпциге с Карлом Риделем и Ридель-Ферейн. Первое исполнение мессы в Великобритании было дано Хором Баха , недавно созданным для этой цели дирижером Отто Гольдшмидтом , в 1876 году в Сент-Джеймс-холле в Лондоне.

Хор Баха из Вифлеема исполнил американскую премьеру всей мессы 27 марта 1900 года в Вифлееме, штат Пенсильвания , хотя есть свидетельства того, что части мессы исполнялись в Соединенных Штатах еще в 1870 году. [40]

С начала века такие авторы, как Альберт Швейцер , Арнольд Шеринг и Фредерик Сменд, призывали к уменьшению производительных сил, а эксперименты с (относительно) меньшими группами начались в конце 1920-х годов. [41]

Первая полная запись произведения была сделана в 1929 году большим хором и Лондонским симфоническим оркестром под руководством Альберта Коутса . [42] По состоянию на 2013 год в базе данных насчитывается более 200 записей с разными типами усилий и стилями исполнения. [43] Произведение сыграло центральную роль в «движении исторического исполнения»: Николаус Арнонкур сделал первую запись с «историческими инструментами» в 1968 году, свою вторую хоровую запись Баха. Первая запись Джошуа Рифкина с использованием предлагаемой им вокальной партитуры «один голос на партию» была сделана в 1982 году. [44] и выиграл премию «Граммофон» в 1983 году .

Значение

[ редактировать ]

Месса си минор широко считается одним из высших достижений классической музыки . Альберто Бассо резюмирует работу следующим образом:

Месса си минор — это освящение всей жизни: начатая в 1733 году по «дипломатическим» причинам, она была закончена в самые последние годы жизни Баха, когда он уже ослеп. Это монументальное произведение представляет собой синтез всего стилистического и технического вклада лейпцигского кантора в музыку. Но это также самая поразительная духовная встреча между мирами католического прославления и лютеранским культом креста. [45]

Ученые предположили, что Месса си минор принадлежит к той же категории, что и «Искусство фуги» , как итог глубокой вовлеченности Баха на протяжении всей жизни в музыкальную традицию - в данном случае, в хоровую постановку и теологию. Исследователь Баха Кристоф Вольф описывает это произведение как «резюме его сочинений для голоса, не только с точки зрения разнообразия стилей, композиционных приемов и диапазона звучности, но также и с точки зрения высокого уровня технического совершенства… Могучая обстановка Баха сохранена». музыкальное и художественное кредо его создателя для потомков». [46]

Месса была описана в XIX веке редактором Хансом Георгом Нэгели как «Объявление о величайшем музыкальном произведении всех времен и всех народов». [47] Несмотря на то, что Месса исполнялась редко, она была оценена некоторыми из величайших последователей Баха: к началу XIX века у Форкеля и Гайдна были копии. [48]

Автографы и издания

[ редактировать ]

Существуют два источника автографов: части разделов «Кирие» и «Глория», которые Бах передал в Дрездене в 1733 году, и партитура полного произведения, составленного Бахом в 1748–1750 годах и унаследованного К. П. Е. Баха (автограф опубликован в факсимиле). из источника в Государственной библиотеке Берлина ). [49] Однако для своего публичного исполнения «Symbolum Nicenum» в 1786 году К.П.Е. Бах, как это было типично для того времени, внес дополнения к партитуре для автографа исполнения, добавив вступление из 28 тактов, заменив ныне устаревший гобой д'амур на более новый. инструменты (кларнеты, гобои или скрипки) и вносить другие изменения в инструменты по своим эстетическим соображениям. CPE также написал свои собственные решения для чтения некоторых отрывков, которые стали почти неразборчивыми из-за проблем с почерком его отца в позднем возрасте. [50] [51]

По этой и другим причинам Месса си минор представляет собой серьезную проблему для будущих редакторов, и в разных изданиях, даже в критических уртекстовых изданиях, можно отметить существенные различия. Издание Bach Gesellschaft под редакцией Юлиуса Ритца было опубликовано в 1856 году на основе нескольких источников, но без прямого доступа к автографу. Когда позже был получен доступ, текстовые проблемы стали настолько очевидными, что в следующем году общество опубликовало исправленное издание. Издание 1857 года было стандартом для следующего столетия, но позже было признано даже менее точным, чем версия 1856 года, из-за непреднамеренного включения в автограф изменений К.П.Е. Баха. [52] Аналогичным образом, в течение пяти лет после публикации было обнаружено, что издание Фридриха Сменда для Neue Bach-Ausgabe 1954 года имело серьезные недостатки. [53]

Издание Кристофа Вольфа, опубликованное издательством CF Peters в 1997 году, [54] использует две копии рукописи 1748–1750 годов, сделанные до фальсификаций CPE Баха, чтобы попытаться реконструировать оригинальные чтения Баха, и пытается восстановить детали исполнения, используя все доступные источники, включая части кантаты, которые Бах переработал в мессе си минор. [55] Издание Джошуа Рифкина, опубликованное издательством Breitkopf & Härtel в 2006 году. [56] также стремится удалить поправки CPE Баха, но отличается от Вольфа, утверждая, что работа 1748–1750 годов, цитируя Джона Батта, «по существу отличается от Миссы 1733 года, и что комбинация «лучших» чтений из обеих действительно не соответствует окончательной (и практически завершенной) концепции произведения Баха»; [57] Версия Рифкина стремится соответствовать этой окончательной версии.

В издании Уве Вольфа , опубликованном Bärenreiter в 2010 году, используется технология рентгеновского спектрографа, позволяющая отличить почерк И.С. Баха от дополнений, сделанных К.П.Е. Бахом и другими. [58] [59] Издание Ульриха Лейзингера , опубликованное Carus в 2014 году, принимает некоторые поправки CPE Баха и использует дрезденские партии 1733 года в качестве основного источника для Кирие и Глории. [60] [61]

Движения и их происхождение

[ редактировать ]

Работа состоит из 27 разделов. Темповая и метрическая информация, а также пародируемые источники кантат взяты из критического urtext-издания Кристофа Вольфа 1997 года, а также из книги Джорджа Стауффера « Бах: Месса си минор» . [62] за исключением случаев, когда это указано. Что касается источников, Штауффер, подводя итоги текущих исследований по состоянию на 1997 год, заявляет, что «конкретные модели или фрагменты могут быть точно определены для одиннадцати из двадцати семи частей произведения» и что «две другие части ["Domine Deus" и "Et resurrexit"] скорее всего, происходят из конкретных, ныне утраченных источников». [63] Но Штауффер добавляет, что «несомненно, заимствований гораздо больше». Исключением являются первые четыре такта первой Кирие. [64] И он был и Конфитором воплощением [65]

Батт отмечает, что «только с музыкальной эстетикой, более поздней, чем у Баха, концепция пародии (адаптации существующей вокальной музыки к новому тексту) предстает в неблагоприятном свете», тогда как во времена Баха она была «почти неизбежной». [66] Далее он отмечает, что «абстрагируя части из того, что он, очевидно, считал одними из своих лучших вокальных произведений, первоначально исполнявшихся по особым случаям и по воскресеньям в течение церковного года, он, несомненно, пытался сохранить эти пьесы в более прочном контексте Latin Ordinary. " [67] Подробности пародируемых движений и их источники приведены ниже.

I. Кирие и Глория («Мисса»)

[ редактировать ]
  1. Кирие Элисон (1-й)
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) си минор, отмеченный Адажио (в четырехтактном хоровом вступлении), а затем Ларго в основной части с автографом тактового размера. общее время или общее время.
Джошуа Рифкин утверждает, что, за исключением первых четырех тактов, часть основана на предыдущей версии до минор, поскольку изучение источников автографов выявляет «ряд очевидных ошибок транспозиции». [68] Джон Батт соглашается: «Конечно, большая часть механизма — как и многие другие механизмы, модели которых не известны — похоже, была скопирована с более ранней версии». [69] Батт предполагает, что первые четыре такта изначально предназначались только для инструментов. [70] но Гергели Фазекас подробно описывает случай, основанный на рукописи, историческом контексте и музыкальной структуре, что «Бах мог бы сочинить настоящее вступление в более простой форме для оригинальной версии до минор», но «мог бы сделать внутреннюю текстуру более плотной только для 1733 B минорная версия». [71]
  1. Крист Элисон
Дуэт (Сопрано I и II) ре мажор со скрипками облигато , без указания темпа автографа, тактовый размер общее время.
  1. Кайри Элисон (2-й)
Четырехчастный припев (сопрано, альт, тенор, бас) фа минор alla , с пометкой breve и (в партитуре 1748–50) «stromenti in unisono». Размер автографа есть сократить время. Джордж Стауффер отмечает (стр. 49), что «четырёхголосное вокальное письмо… указывает на модель, задуманную вне контекста пятиголосной мессы».

Обратите внимание на девять (тринитарных, 3 × 3) движений, которые имеют в основном симметричную структуру, и Domine Deus в центре.

  1. Слава в вышних
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) ре мажор, отмеченный Виваче в партиях первой скрипки и виолончели 1733 года, 3
8-
ми размерный размер. В середине 1740-х годов Бах повторно использовал этот припев в качестве вступительного припева кантаты « Глория in excelsis Deo» , BWV 191 .
  1. И мир на земле
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) ре мажор, без указания темпа автографа, тактовый размер общее время; в автографах его не отделяет двойная черта от предыдущего раздела о Глории. И снова Бах повторно использовал музыку во вступительном припеве BWV 191.
  1. Мы хвалим вас
Ария (Сопрано II) ля мажор со скрипкой облигато, без указания темпа автографа, тактовый размер общее время. Уильям Х. Шайде утверждает, что Бах основал это движение на вступительной арии своей утраченной свадебной кантаты (теперь у нас есть только текст) Sein Segen fliesst daher wie ein Strom , BWV Anh. мне 14 [72]
  1. Мы благодарим вас
Четырехчастный припев (сопрано, альт, тенор, бас) ре мажор, с пометкой alla breve, тактовый размер сократить время. Музыка представляет собой переработку второй части кантаты Баха «Ratswechsel» (Инаугурация городского совета) 1731 года Wir danken dir, Gott, wir danken dir , BWV 29 , в которой тактовый размер представляет собой цифру 2 с косой чертой. (Стауффер добавляет, что оба могут иметь более ранний общий источник.)
  1. Господь Бог
Дуэт (I сопрано, тенор) соль мажор с облигато флейты и приглушенными струнами, без указания темпа автографа, тактовый размер общее время. Музыка появляется дуэтом в BWV 191.
В партиях 1733 года Бах указывает на «ломбардский ритм» в невнятных двухнотных фигурах в партии флейты; он не указывает его ни в окончательной партитуре, ни в BWV 191. Штауффер указывает (стр. 246), что этот ритм был популярен в Дрездене в 1733 году. Возможно, Бах добавил партии 1733 года, чтобы понравиться вкусам дрезденского двора. и что он больше не хотел, чтобы оно использовалось в 1740-х годах, или что он все еще предпочитал его, но больше не считал необходимым отмечать это.
  1. Кто берет на себя грехи мира
Четырехчастный хор (Сопрано II, Альт, Тенор, Бас) си минор, отмеченный адажио в двух партиях первой скрипки с 1733 года и ленте в партиях виолончели, континуо и альта с 1733 года; 3
4
тактовый размер. Никакая двойная черта не отделяет его от предыдущей части автографа. Хор представляет собой переработку первой половины вступительной части кантаты 1723 года Schauet doch und sehet, ob irgend ein Schmerz sei , BWV 46 .
  1. Тот, кто сидит по правую руку Отца
Ария (альт) си минор с гобоем д'амур форза, без указания темпа автографа, 6
8-
ми размерный размер.
  1. Потому что ты один свят
Ария (бас) ре мажор с партиями облигато для соло corno da caccia (охотничьего рога или вальдхорна) и двух фаготов, без указания темпа автографа, 3
4
тактовый размер.
Штауффер отмечает, что необычная партитура показывает, что Бах писал специально для сильных сторон дрезденского оркестра: хотя Бах не писал музыки для двух фаготов-облигато в своих лейпцигских кантатах, такая партитура была обычным явлением для произведений, написанных другими в Дрездене, «которые могли похвастаться целым количеством пять фаготистов», [73] и что Дрезден был известным центром игры на валторне. Питер Дамм утверждал, что Бах разработал соло на валторне специально для дрезденского солиста валторны Иоганна Адама Шиндлера, которого Бах почти наверняка слышал в Дрездене в 1731 году. [74]
Что касается утерянных оригинальных источников, Стауффер говорит: «Некоторые авторы рассматривают чистый внешний вид «Quoniam» и детально детализированные инструкции по исполнению в автографе как признаки того, что это движение также является пародией ». [75] Клаус Хафнер [76] утверждает, что партии фагота в оригинале были написаны для гобоя, и что в этом оригинале солирующим инструментом была труба, а не валторна. Джон Батт соглашается, добавляя в качестве доказательства, что Бах первоначально записал обе партии фагота неправильными ключами, обе указывая диапазон на октаву выше, чем в окончательной версии, а затем исправил ошибку, и добавив, что «партии гобоя почти наверняка были бы партитурированы с труба, а не рожок». [77] Уильям Х. Шайде подробно утверждал, что это пародия на третью часть утраченной свадебной кантаты. Поэтому Его благословение льется ручьем , BWV Anh I 14. [78] Штауффер, однако, допускает возможность того, что это может быть новая музыка. [79]
  1. Со Святым Духом
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) ре мажор, с пометкой Vivace, 3
4
тактовый размер.
Бах повторно использовал музыку в измененной форме в качестве заключительного припева BWV 191. Что касается происхождения, Дональд Фрэнсис Тови утверждал, что она основана на утраченной хоровой части, из которой Бах удалил вступительную инструментальную ритурнель , сказав: «Я настолько уверен, насколько могу». быть чем угодно». [80] Хафнер соглашается и, как и Тови, предложил реконструкцию утраченной ритурнели; [76] он также указывает на ошибки в обозначениях (снова связанных с ключами), предполагая, что утерянный оригинал состоял из четырех частей и что Бах добавил линию Сопрано II при преобразовании оригинала в припев Cum Sancto Spiritu . На основании аккуратного почерка инструментальных частей окончательной партитуры Рифкин утверждает, что эта часть основана на утраченном оригинале, а на основании музыкальной структуры, включающей две фуги, он утверждает, что оригинал, вероятно, представлял собой утерянную кантату середины или конца партитуры. 1720-е годы, когда подобными сооружениями особенно интересовался Бах. [68] Штауффер придерживается агностического мнения по этому вопросу. [75]

II. Кредо («Никейский символ веры»)

[ редактировать ]

Обратите внимание на девять движений с симметричной структурой и распятием в центре.

  1. Я верю в единого Бога
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) в ля- миксолидийском стиле , без указания темпа автографа, сократить время. Штауффер идентифицирует более раннее Credo в хоре unum Deum соль мажор, вероятно, датируемое 1748–1749 годами.
  1. всемогущий отец
Припев из четырех частей (сопрано, альт, тенор, бас) ре мажор, без указания темпа в автографе, тактовый размер 2 с косой чертой в рукописи с автографом. Музыка представляет собой переработку вступительного припева Gott, wie dein Name, so ist auch dein Ruhm , BWV 171 .
  1. И в одном Господе
Дуэт (I сопрано, альт) соль мажор, с пометкой Анданте, общее время. Штауффер заимствовал его из «утраченного дуэта, считавшегося «Ich bin deine», BWV 213/11 (1733). Первоначальная версия также включала «Et incarnatus est»; две части были разделены, когда Бах собрал полную Миссу в 1748 году. 49.
  1. И он воплотился
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) си минор, без указания темпа автографа, 3
4
тактовый размер. Вольф, среди других, утверждает, что движение «Et incarnatus est» было последним значительным сочинением Баха. [17]
  1. Распятие
Четырехчастный припев (Сопрано II, Альт, Тенор, Бас) ми минор , без указания темпа автографа, 3
2
тактовый размер. Музыка представляет собой переработку первой части первого припева кантаты 1714 года Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen , BWV 12 .
  1. И он снова воскрес
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) ре мажор, без указания темпа автографа, 3
4
размера, ритмы полонеза .
  1. И в Духа Святого
Ария (бас) ля мажор с обязательным обоем д'амур, без указания темпа автографа, 6
8-
ми размерный размер. Уильям Х. Шайде утверждал, что это пародия на шестую часть утраченной свадебной кантаты. Поэтому Его благословение льется потоком , BWV Anh I 14 (= BWV 1144 ). [78] Штауффер, однако, допускает возможность того, что это может быть новая музыка. [79]
  1. признаюсь
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) фа минор, без указания темпа автографа (до переходной музыки в такте 121, которая помечена как «адажио»), сократить время тактовый размер.
Джон Батт отмечает, что «единственное положительное свидетельство того, что Бах действительно сочинял заново всю партитуру мессы, находится в разделе «Confiteor», под которым он имеет в виду «сочинение музыки непосредственно в автографе. Даже самый неопытный глаз может это заметить». увидеть разницу между этим и окружающими движениями»; одна часть финальной переходной музыки «все еще неразборчива... и требует догадок разумного редактора». [81]
  1. И я жду
Пятичастный припев (Сопрано I и II, Альт, Тенор, Бас) ре мажор, с пометкой Vivace ed allegro, неявно в сократить время (поскольку в автографе Конфитера он не отмечен двойной чертой). Музыка представляет собой переработку второй части кантаты Баха «Инаугурация городского совета» ( Ratswechsel ) 1728 года Gott, man lobet dich in der Stille , BWV 120 на слова Jauchzet, ihr erfreute Stimmen .

III. Святой

[ редактировать ]
  1. Святой
Шестичастный припев (Сопрано I и II, Альт I и II, Тенор, Бас) ре мажор, без указания темпа автографа, общее время тактовый размер; ведущий сразу — без двойной черты в источниках — в Pleni sunt coeli , отмеченный Vivace, 3
8-
ми размерный размер. Заимствовано из более раннего произведения из трех сопрано и одного альта, написанного в 1724 году и повторенного и слегка измененного на Пасху 1727 года; в том Санктусе 1724/1727 года первый раздел был отмечен в сократить время, возможно, предполагая более быстрый темп, чем тот, который задумал Бах, когда он наконец повторно использовал его в мессе.
Автограф партитуры Бенедикта , ария для тенора и флейты облигато.

IV. Осанна, Бенедикт, Агнец Божий и дай нам мир

[ редактировать ]
  1. Осанна
Двойной припев (обе четыре части) ре мажор, без указания темпа автографа, 3
8-
ми размерный размер. Переработка части А припева Да здравствует король , BWV Anh 11/1 (1732 г.) или Preis dein Glücke , BWV 215 (1734 г.).
  1. Благословенный
Ария для тенора с инструментом облигато (флейта или скрипка) си минор, без указания темпа автографа, 3
4
тактовый размер.
Батт пишет, что Бах «забыл указать инструмент» для облигато; [82] Стауффер добавляет, что, возможно, Бах не решил, какой инструмент использовать, или что он был «безразличен» и оставил выбор открытым. [83] В издании Баха -Аусгабе оно присвоено скрипке, и Штауффер предполагает, что на этот выбор могло повлиять использование Бетховеном скрипки в Бенедикте его Торжественной мессы . Современные редакторы и исполнители отдали предпочтение флейте; как отмечает Батт, в этой партии никогда не используется стринги скрипки, а современные комментаторы «считают, что диапазон и стиль больше подходят для поперечной флейты ».
Уильям Х. Шайде утверждал, что это пародия на четвертую часть утраченной свадебной кантаты . Его благословение струится, как поток , BWV Anh I 14, текст которого начинается словами «Эйн Мара уходит от тебя». [78] Штауффер, однако, допускает возможность того, что это может быть новая музыка. [79]
  1. Осанна (с самого начала)
Как указано выше.
  1. Агнус Деи
Ария для альта соль минор со скрипкой облигато, без указания темпа автографа, общее время тактовый размер. Пародия на арию «Entfernet euch, ihr kalten Herzen» («Уходите, холодные сердца») из утраченной свадебной серенады (1725). Бах также повторно использовал свадебную арию для арии альта «Ach, bleibe doch» из своей оратории «Вознесение Лобета Готта» 1735 года в seinen Reichen , BWV 11 ; Альфред Дюрр продемонстрировал, что Бах адаптировал и «Ach, bleibe doch», и Agnus dei непосредственно из арии утраченной серенады, а не от одной к другой. [84]
  1. Дай нам мир
Припев из четырех частей ре мажор, без указания темпа автографа, сократить время тактовый размер. Музыка почти идентична «Gratias agimus tibi» из « Глории » .

По состоянию на 2015 год На кантаты Баха перечислено 237 записей, начиная с первой записи соответствующего симфонического оркестра и хора под управлением Альберта Коутса . [43] Начиная с конца 1960-х годов исторически обоснованные выступления проложили путь к записям с небольшими группами, хорами мальчиков и ансамблями, играющими на «исторических инструментах», и, в конечном итоге, к записям с использованием партитуры «один голос на вокальную партию», впервые предложенной Джошуа Рифкин в 1982 году. [85]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "DB Mus.ms. Bach P 180" . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 13 января 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Иоганн Себастьян Бах: Месса си минор, BWV 232 на сайте ArkivMusic .
  3. ^ Стокигт, Дженис Б. (2013). Баха " Мисса BWV 232" я в контексте католической мессы в Дрездене, 1729–1733». В Томите, Йо; Ливер, Робин А.; Смачны, Ян (ред.). Исследование си-минорной мессы Баха . Cambridge University Press. стр. 39–53. .ISBN  978-1-107-00790-1 .
  4. ^ «Месса Баха си минор» . СТЛ Симфония. Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 г. Проверено 27 мая 2012 г.
  5. ^ «Билеты на мессу си минор – Расписание концертного тура на мессу си минор – Билетный брокер на мессу си минор» . Coasttocoasttickets.com. 26 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2005 г. Проверено 27 мая 2012 г.
  6. ^ «Бах: Месса си минор, Рим» . это: Classictic.com . Проверено 27 мая 2012 г.
  7. ^ «Месса Баха си минор » Церковь Святого Иакова» . Cityrecitalhall.com. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 г. Проверено 27 мая 2012 г.
  8. ^ «Автограф h-Moll-Messe (Месса си минор) Иоганна Себастьяна Баха» . ЮНЕСКО . 2015 . Проверено 22 января 2022 г.
  9. Английский перевод письма дан в книге Ханса Т. Дэвида и Артура Менделя, «Чтец Баха: жизнь Иоганна Себастьяна Баха в письмах и документах» , WW Norton & Company, 1945, стр. 128. (Также в «Новом читателе Баха: Жизнь Иоганна Себастьяна Баха в письмах и документах», в редакции Кристофа Вольфа, WW Norton & Co Inc, 1998, ISBN   978-0-393-04558-1 , с. 158.)
  10. ^ Jump up to: а б с Маркус Рэти . 2016. Основные вокальные произведения Баха. Музыка, драма, литургия , издательство Йельского университета
  11. ^ Штауффер, стр. 258–59.
  12. Майкл Мол, «Великая католическая месса»: Бах, граф Квестенберг и музыкальная конгрегация в Вене», «Йо Томита», Робин А. Ливер и Ян Смачный, Исследование си-минорной мессы Баха (Кембридж: Cambridge University Press, 2013). ), ISBN   9781107007901
  13. ^ Кристоф Вольф, Бах: ученый музыкант, WW Norton, 2000, стр. 265, ISBN   0-393-04825-X
  14. ^ Jump up to: а б Питер Уильямс, Дж. С. Бах: Жизнь в музыке , Cambridge University Press, 2007, стр. 259, ISBN   978-0-521-87074-0
  15. ^ Jump up to: а б Грегори Батлер, «Глория в превосходном исполнении Deo BWV 191 Иоганна Себастьяна Баха: Музыка для Лейпцигского фестиваля благодарения», Bach Jahrbuch 78 (1992), стр. 65–71.
  16. ^ Ёситаке Кобаяси, «О хронологии поздних произведений, композиции и исполнительской деятельности Иоганна Себастьяна Баха 1736–1750 годов» Bach-Jarbuch 74 (1988): 7–72
  17. ^ Jump up to: а б Кристоф Вольф, Бах: Очерки его жизни и музыки , издательство Гарвардского университета, 1991: стр. 332
  18. ^ Кристоф Вольф , Месса си минор [ постоянная мертвая ссылка ] , Берлинская филармония, 12 октября 2006 г.
  19. ^ Джон Батт, Бах: Месса си минор (Кембриджские музыкальные справочники), Cambridge University Press, 1991, ISBN   978-0-521-38716-3 , стр. 20–21.
  20. ^ "на Марианском празднике... при жизни ныне блаженного отца". Документы Баха III, 703.
  21. ^ Джон Батт, «Месса си минор», в Oxford Composer Companions: JS Bach , изд. Малкольм Бойд и Джон Батт, Oxford University Press, 1999, стр. 284
  22. ^ Джон Батт, «Месса си минор», в Oxford Composer Companions: JS Bach , изд. Малкольм Бойд и Джон Батт, Oxford University Press, 1999, стр. 286
  23. ^ Jump up to: а б Джон Батт, Бах: Месса си минор, Cambridge University Press, 1991, стр. 92–101.
  24. ^ Джордж Б. Стауффер, Бах: Месса си минор , Schirmer Books, 1997, стр. 250–55.
  25. ^ Джордж Стауффер, Бах: Месса си минор , с. 180
  26. ^ «Бах: Месса I си минор» . Центральная библиотека Цюриха.
  27. ^ «Бах, Иоганн Себастейн» . Invaluable.com .
  28. ^ Джон Батт, «Месса си минор», в Oxford Composer Companions: JS Bach , изд. Малкольм Бойд и Джон Батт, Oxford University Press, 1999, стр. 287
  29. ^ Джордж Ф. Стауффер, Бах, Месса си минор: Великая католическая месса , издательство Йельского университета, 2003, ISBN   978-0-300-09966-9 , с. 34.
  30. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , стр. 34.
  31. ^ Штауффер, Бах, Месса си минор: Великая католическая месса с. 34.
  32. ^ Джон Батт, Бах: Месса си минор (Кембриджские музыкальные справочники), Cambridge University Press, 1991, ISBN   978-0-521-38716-3 , стр. 10–11.
  33. ^ Кристоф Вольф, Бах: ученый музыкант , WW Norton, 2000, стр. 368–370, ISBN   0-393-04825-X
  34. ^ "Против /С..Королевского Высочества и/Кур Княжеского Высочества в/Саксонии/одержимой вложенной/Миссой...Самая смиренная преданность автору И.С.Баху"; перевод Джон Батт, Бах: Месса си минор, стр. 11–12.
  35. ^ Джошуа Рифкин, Обзор факсимильных изданий мессы Баха си минор, Примечания 44 (1988), стр. 787–98.
  36. ^ Питер Уильямс, Дж. С. Бах: Жизнь в музыке , Cambridge University Press, 2007, стр. 219–20, ISBN   978-0-521-87074-0
  37. ^ Джон Батт, Бах: Месса си минор , стр. 20–21.
  38. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , стр. 182–83.
  39. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , стр. 187–98.
  40. ^ Батт, с. 31.
  41. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , стр. 198–203.
  42. ^ «Месса си минор, BWV 232 (Тери Ноэль Тау)» .
  43. ^ Jump up to: а б «Месса си минор BWV 232 - Записи, часть 1: 1900–1949» . bach-cantatas.com . Проверено 23 февраля 2015 г.
  44. ^ Нет такого 79036-2, 1982 г.
  45. ^ «Большая месса си минор» в буклете к записи Филиппа Херревеге и Collegium Vocale Gent, выпущенной Harmonia Mundi, HML5901614.15, 1999. [1]
  46. ^ Кристоф Вольф, Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , WW Norton & Company, 2000, ISBN   0-393-32256-4 , стр. 441–42.
  47. ^ «Маркус Рэти, Месса си минор Иоганна Себастьяна Баха: величайшее произведение всех времен и всех людей. Лекция Тангемана, прочитанная 18 апреля 2003 г.
  48. ^ Джон Батт Месса си минор - единственная полная постановка Баха латинского ординарного мессы. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  49. ^ «Факсимильное извещение» .
  50. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , стр. 183–85.
  51. ^ Батт, Бах: Месса си минор , с. 26.
  52. ^ Батт, Бах: Месса си минор , стр. 30-31.
  53. ^ Георг фон Дадельсен (1959). Издание Фридриха Сменда мессы си минор И.С. Баха (на немецком языке). Том 12. Музыкальные исследования . стр. 315–34.
  54. ^ Иоганн Себастьян Бах, Месса си минор BWV 232. Новое издание (CF Peters: Франкфурт-на-Майне, 1997), 408 стр.
  55. ^ Джордж Стауффер, Бах: Месса си минор , Ширмер, 1997, с. 268
  56. ^ «Breitkopf & Härtel – Бах, Иоганн Себастьян (1685–1750): Месса си минор BWV 232» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 18 мая 2013 г.
  57. ^ Джон Батт. «примечания к записи мессы си минор Dunedin Consort, Linn CDK 354» . Проверено 18 мая 2013 г.
  58. ^ Иоганн Себастьян Бах, Месса си минор BWV 232, версия New Bach Edition (версия NBA), Bärenreiter: 2010.
  59. ^ Уве Вольф, Много проблем, различные решения: редактирование мессы си-минор Баха , содержится в книге «Изучение мессы си-минор Баха», изд. Йо Томита, Робин А. Ливер, Ян Смачны (Издательство Кембриджского университета: 2013)
  60. ^ Ульрих Лейзингер (редактор), Бах: Месса си минор BWV 232 (Carus: Штутгарт, 2014).
  61. ^ Йо Томита, Обзор издания Лейзингера (26 октября 2015 г.), Библиография Баха, Интернет-обзоры книг и превью, [2] (посещение 6 мая 2017 г.)
  62. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , с. 294.
  63. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , стр. 48–49.
  64. ^ Батт, с. 44.
  65. ^ Батт, с. 56.
  66. ^ Джон Батт, Бах: Месса си минор (Кембриджские музыкальные справочники), Cambridge University Press, 1991, ISBN   978-0-521-38716-3 , с. 42.
  67. ^ Джон Батт, «Месса си минор», из книги Oxford Composer Companions: Дж. С. Бах, изд. Малкольм Бойд и Джон Батт, Oxford University Press, 1999, стр. 285
  68. ^ Jump up to: а б Джошуа Рифкин, «Месса си-минор и ее исполнение», аннотации к записи произведения Рифкина, None such 79036-2, 1982.
  69. ^ Джон Батт, «Месса си минор», в Oxford Composer Companions: JS Bach, изд. Малкольм Бойд и Джон Батт, Oxford University Press, 1999, стр. 285
  70. ^ Джон Батт, Бах: Месса си минор, с. 44
  71. ^ Гергели Фазекас, «Формальные отклонения в первой кирие мессы си минор», «Понимание Баха», 3017, том. 12, стр. 22–36, URL= http://bachnetwork.co.uk/ub12/ub12-fazekas.pdf.
  72. ^ Уильям Х. Шайде, "BWV Anh. I 14: Источник пародируемых арий в си-минорной мессе?" стр. 69–77 в книге «О Бахе» под редакцией Грегори Дж. Батлера, Джорджа Б. Стауффера и Мэри Далтон Грир (University of Illinois Press, 2007), ISBN   978-0-252-03344-5
  73. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , с. 90
  74. ^ Питер Дамм, «Об исполнении «Corne da Caccia» в Quoniam Missa B минор И. С. Баха», Bach Jahrbuch 70 (1984), стр. 91–105.
  75. ^ Jump up to: а б Штауффер, Бах: Месса си минор , с. 95
  76. ^ Jump up to: а б Клаус Хафнер, «О происхождении двух частей мессы си минор», Bach-Jarbuch 63 (1977): 55–74.
  77. ^ Джон Батт, Бах: Месса си минор, с. 49
  78. ^ Jump up to: а б с Уильям Х. Шайде, «BWV Anh. I 14: Источник пародируемых арий в си-минорной мессе?» стр. 69–77 в книге «О Бахе» под редакцией Грегори Дж. Батлера, Джорджа Б. Стауффера и Мэри Далтон Грир (University of Illinois Press, 2007), ISBN   978-0-252-03344-5 ,
  79. ^ Jump up to: а б с Штауффер, Бах: Месса си минор , с. 92
  80. ^ Дональд Фрэнсис Тови, Очерки музыкального анализа , Oxford University Press, 1935–39, том. 5, стр. 34–35.
  81. ^ Батт, Бах: Месса си минор, с. 56
  82. ^ Батт, Бах: Месса си минор , с. 58
  83. ^ Штауффер, Бах: Месса си минор , с. 159
  84. ^ Альфред Дюрр, «"Далеко вы, холодные сердца": Возможности и ограничения реконструкций арии Баха» Musikforschung 39 (1986): стр. 32–36
  85. ^ «Месса си минор BWV 232 - Записи, часть 5: 1980–1989» . bach-cantatas.com . Проверено 23 февраля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b22d4d6bdcd88ea8dab163b03b629ef8__1711210800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/f8/b22d4d6bdcd88ea8dab163b03b629ef8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass in B minor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)