Натуральная труба
![]() Натуральная труба ре мажор, Германия, 1790 г. | |
Классификация | Духовой инструмент |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.121 ( Натуральные трубы - нет никаких средств изменения высоты звука, кроме губ игрока; трубы с торцевым выдувом - отверстие для рта обращено к оси трубы.) |
Связанные инструменты | |
Кларион , Горн |
Натуральная труба — это безклапанный духовой инструмент , способный воспроизводить ноты гармонического ряда .
История
[ редактировать ]- См.: Кларион
Естественная труба использовалась как военный инструмент для облегчения общения (например, разбивка лагеря, отступление и т. д.).
Еще до периода позднего барокко естественная труба была принята в западную художественную музыку. Имеются сведения, например, о широком использовании ансамблей труб в венецианской церемониальной музыке XVI века. Хотя ни Андреа , ни Джованни Габриэли не писали музыку специально для трубы , они были хорошо знакомы с ее техническими возможностями. [ нужна ссылка ]
Позже талантливые исполнители, такие как композитор раннего барокко Джироламо Фантини, продемонстрировали это, играя в крайнем верхнем регистре и «приглаживая» ноты 11-й и 13-й гармоник (то есть сглаживая или обостряя эти нечистые гармоники в тон амбушюру ) , можно было играть диатонические мажорные и минорные гаммы (и, следовательно, настоящие мелодии , а не арпеджио на натуральной трубе ). Самые талантливые музыканты с помощью этого процесса даже могли воспроизводить определенные хроматические ноты вне гармонического ряда (например, переносить естественную C до B), хотя эти ноты в основном использовались в качестве коротких переходных тонов. (В Германии эту технику называли Heruntertreiben , что буквально означает «движение вниз».) Большинство композиторов избегали других «нечистых» гармоник (таких как 7-я и 14-я – B ♭ на инструменте с нотой C, которые очень плоские). но иногда использовались намеренно, например, там, где их необычные звуковые качества дополняли бы сопроводительный текст в священном произведении.

Композиторы эпохи барокко, такие как Антонио Вивальди , Георг Филипп Телеман , Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах , часто использовали трубы в духовных, оркестровых и даже сольных произведениях. Многие из этих партий трубы технически довольно сложно играть на натуральном инструменте, и они часто писались с расчетом на конкретного исполнителя-виртуоза, такого как Готфрид Райх (главный трубач Баха и герой знаменитой картины той эпохи) или Валентин Сноу. , для которого Гендель сочинил некоторые из своих наиболее известных партий трубы. Действительно, высококвалифицированные трубачи были ценным товаром в ту эпоху, пользовались большим уважением и жадным спросом среди музыкальных покровителей.
Подавляющее большинство партий трубы в стиле барокко было написано для естественного инструмента с тональностью C или D, хотя были и редкие исключения. И. С. Бах, например, призывает к использованию трубы в B ♭ в своих кантатах №№ 5 и 90, трубы в E ♭ в первой версии своего «Магнификата» и, что наиболее известно, соло на трубе в высоком фа в его Бранденбургском концерте № 1. 2 . В 18 веке предпринимались различные попытки преодолеть ограничения в нотах, доступных для натуральных труб. Еще во времена Баха между мундштуком и корпусом были введены изгибы (дополнительные трубки), которые понижали высоту звука инструмента и позволяли использовать его в различных тональностях. Во второй половине XVIII века были опробованы боковые отверстия, закрытые ключами и раздвижным механизмом. Позже Антон Вейдингер , придворный трубач в Вене, изобрел пятиклавишную трубу. Однако эти эксперименты не были полностью успешными, поскольку боковые отверстия, которые хорошо работают на инструментах с коническим отверстием, таких как Корнеты и горны вызывают приглушенный звук у инструментов с цилиндрическим каналом ствола. [ 1 ]
Натуральные трубы продолжали использоваться в классическую эпоху и даже в ранний романтический период. Но изменение музыкальных стилей вместе с растущей нехваткой достаточно способных исполнителей положило конец высоким, витиеватым и сложным партиям, типичным для музыки барокко . Некоторые композиторы переходного периода, такие как Михаэль Гайдн , Леопольд Моцарт и Иоганн Мольтер , написали концерты для натуральных труб в раннюю классическую эпоху. Фактически, можно утверждать, что концерты Гайдна и Мольтера представляют собой зенит естественной трубы с точки зрения технических требований, поскольку они содержат некоторые из самых высоких нот, когда-либо написанных для трубы в симфонических произведениях (в случае Гайдна , соль выше высокой до – 24-я гармоника натурального инструмента). Однако в течение многих последующих десятилетий большая часть оркестрового сочинения на трубе состояла из базовой гармонической поддержки (то, что многие трубачи насмешливо называют «стуками и ударами») и пассажей, похожих на фанфары, с очень небольшим количеством мелодии. Было несколько заметных исключений, таких как Моцарта Симфония № 39 ми ♭ мажор, где трубы интонируют основную тему вступительной части; Гайдна ми Симфония № 103 -бемоль мажор («Барабанная дробь»), где трубы часто обрисовывают мелодию во всех четырех частях; или Бетховена Симфонию № 9 , в которой трубы удваивают мелодию знаменитой «Оды к радости» в финале произведения.
После непродолжительной попытки разработать клавишную трубу , инструмент, для которого Йозеф Гайдн и Иоганн Непомук Гуммель написали свои знаменитые концерты, разработка более универсальной клапанной трубы (ок. 1815 г.) ознаменовала окончательный упадок естественной трубы в западной музыке. до своего возрождения в 20 веке. На протяжении первой половины XIX века натуральная труба без клапанов и труба с клапаном (также корнет ) соперничали за место в оркестре, при этом труба с клапаном заняла постоянное положение только во второй половине. Например, еще в 1843 году Вагнер писал для бесклапанных труб свою оперу «Летучий голландец» .
В современных исполнениях произведений барокко и классики старинными оркестрами используемые трубы обычно представляют собой измененные копии натуральных инструментов того периода с добавлением анахроничных узловых «тональных отверстий» (также называемых «вентиляционными отверстиями»), используемых для облегчения и точно исправить интонацию инструмента и использование измененных копий мундштуков или современных, вдохновленных барокко. (Существует растущее согласие называть эти инструменты « трубами в стиле барокко », чтобы отличить их от чистых «натуральных труб».) Использование отверстий для пальцев при реконструкциях натуральных труб восходит к Отто Штайнкопфу, который в начале 20 века обнаружил дырки на нескольких музейных оригиналах. Однако оказывается, что эти отверстия обычно располагались в пучностях и, таким образом, предназначались для предотвращения звучания ноты, а не для того, чтобы позволить ей играть в гармонии.
Хотя современные реконструкции с узловыми отверстиями для пальцев не могут быть полностью аутентичными по сравнению с оригиналами, они, тем не менее, позволяют близко приблизить звучание натуральной трубы (и ее способность легче сочетаться с другими инструментами в ансамбле) без «причуд». интонации, к которой современное ухо не привыкло. Хотя такие вентилируемые инструменты были нормой в старинных оркестрах на протяжении десятилетий, в последние годы такие ансамбли, как La Petite Bande , и такие солисты, как Жан-Франсуа Мадеф, выступали и записывались, используя чистые натуральные трубы.
В обычных (непериодических) оркестрах высшие партии трубы в стиле барокко обычно исполняются на современной трубе-пикколо — инструменте, который обеспечивает твердую поддержку диапазона, атаки и интонации, производя при этом более яркий звук, сильно отличающийся от естественной трубы, которую использовали композиторы. имел в виду.
Натуральная труба отличается от другого медного духового инструмента без клапанов, горна, тем, что она почти в два раза длиннее. Это помещает высшие гармоники (начиная с 8-й гармоники, которые ближе друг к другу по высоте) в воспроизводимый диапазон, позволяя исполнять диатонические мелодии. Горн, напротив, полезен только для исполнения простых фанфар и военных призывов (таких как « Стуки ») в более низком диапазоне (обычно с использованием только гармоник со 2-й по 6-ю), основанных на нотах мажорного трезвучия (например, ноты B ♭ , D и F на горне с нотой B ♭ ).
Инструменты периода
[ редактировать ]Некоторые из лучших сохранившихся образцов труб добарокко и эпохи барокко датируются 1580-ми годами и были изготовлены Антоном Шнитцером из Нюрнберга . [ 2 ] Среди других известных производителей труб - семья Хайнлайн из Нюрнберга, семья Хаас из Нюрнберга, семья Эхе из Нюрнберга и Уильям Булл из Лондона . [ 3 ] Все эти производители инструментов создали то, что сейчас называют натуральными трубами. [ когда? ] Однако в то время эти инструменты назывались просто трубами, а не «естественными трубами», поскольку клапанный инструмент еще не был разработан.
Современные реплики
[ редактировать ]Во второй половине 20-го века, когда в моду вошли исторически обоснованные исполнения, современные производители инструментов начали создавать инструменты на основе исторических инструментов. Среди пионеров были Meinl & Lauber, Адольф Эггер, Роберт Барклай, Фрэнк Томес. В число активных создателей с 2021 года входят Мэтью Паркер, Грэм Николсон, Маркус Раке, Герт Ян ван дер Хайде, Кристиан Боск, Райнер Эггер, Бернхард (Эвальд) Мейнл, Тони Эспарис, Николай Мянттари, Натаниэль Вуд и Гюнтер Коген. [ нужна ссылка ]
Строительство
[ редактировать ]У натуральной трубы есть мундштук , который вставляется в трубку. Приемник крепится к длинной трубке, называемой первым двором, с помощью короткого разъема, называемого наконечником . Первый ярд соединяется обоймой с первым луком, за ним следует еще одна обойма и второй ярд. Второй рей прикрепляется обоймой ко второму луку. На барочной трубе вентиляционные отверстия расположены в верхней части второго двора и, возможно, на второй луке. После второго лука идут трубка, шар, колокол, гирлянда и ободок. Колокол и первый двор разделены деревянным бруском, над которым протянут шнур для привязки. [ 2 ]
Игроки
[ редактировать ]Среди известных ныне живущих исполнителей на естественной трубе Дон Смитерс и Жан-Франсуа Мадеф . Среди ныне живущих трубачей в стиле барокко — Роберт Фарли, Анна Фриман , Элисон Болсом , Криспиан Стил-Перкинс , Фридеман Иммер , Никлас Эклунд , Дэвид Блэкэддер , Уилл Рот и Джон Тиссен. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Апель, Вилли, изд. (1969). Гарвардский музыкальный словарь (2-е изд.), стр. 874. Кембридж, Массачусетс: Издательство Белкнап Пресс Гарвардского университета. ISBN 0-674-37501-7 .
- ^ Jump up to: а б Барклай, Роберт. 1992. Искусство трубача . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Бейт, Филип. 1978. Инструменты оркестра: труба и тромбон . Лондон: Эрнест Бенн.
- ↑ Уилкокс, Беверли (20 мая 2008 г.). Чудо Узлового Вентилятора . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 6 марта 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии, обсуждение и образцы звука натуральной трубы 1760 года (из коллекции исторических музыкальных инструментов Эдинбургского университета, страница поиска по запросу «натуральная труба»)
- Ранняя история трубы и связь с натуральной трубой эпохи барокко
- Происхождение трезвучий и героических фанфар в диатонической гамме.
- Жан-Франсуа Мадюф исполняет 3-ю часть Бранденбургского концерта № 2 фа мажор на натуральной трубе на живом концерте.