Альтовый тромбон
![]() Альтовый тромбон ми мажор ♭ | |
Духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.22 (Скользящий аэрофон озвучивается вибрацией губ) |
Развитый | Конец 16 века |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Альтовый тромбон (немецкий: Altposaune , итальянский, французский: trombone alto ) — альтовый член семейства тромбонов из духовых инструментов , меньший по размеру, чем теноровый тромбон . Его тон почти всегда звучит в ноте E ♭ на кварту выше, чем в теноре, хотя иногда встречаются примеры с нотой F. Альтовый тромбон широко использовался с 16 по 18 века в церковной музыке для усиления альтового голоса, особенно во время мессы . [1] Партии альтового тромбона обычно записываются альтовым ключом .
История
[ редактировать ]
Хотя тромбон впервые появился в своей самой ранней форме мешочка в 15 веке, точное происхождение меньшего по размеру инструмента альта неясно. [2] Первые задокументированные упоминания об альт-тромбоне относятся к 1590 году в Вирджилиано Il Dolcimelo и в «Syntagma Musicum» (1614–20) Майкла Преториуса , которая включает иллюстрацию альтового тромбона во II томе « De Organographia» . [3] Самый ранний сохранившийся альт датируется примерно 1652 годом и хранится в церкви Святой Марии в Гданьске . [4]
Альт-тромбон появляется в самых ранних произведениях для тромбона, где композиторы писали партии альта, тенора и баса, чтобы поддержать соответствующие голоса в церковной литургической музыке. [1] Хотя партии были записаны альтовыми, теноровыми и басовыми ключами, исторически ключ не всегда был надежным индикатором того, какой тип тромбона фактически использовался в исполнении. [3]
Вена 18 века.
[ редактировать ]До недавнего времени о репертуаре тромбонов XVIII века было мало что известно. Недавнее открытие нового репертуара и информация об австрийском виртуозе альтового тромбона Томасе Гшладте показывают, что альтовый тромбон пользовался популярностью в период с 1756 по 1780 год. В 1960-х годах неполный концерт Георга Кристофа Вагенсейля дирижер записал (1715–1777). Николаус Арнонкур : этот концерт требует от исполнителя сложной техники и является первым известным концертом для тромбона. [5] Вскоре после выхода этой записи еще один концерт, написанный Леопольдом Моцартом был обнаружен . Из-за сложной техники (особенно губных трелей), требуемой в этом концерте, он был сочтен слишком сложным для тромбона, и музыковеды пришли к выводу, что он, скорее всего, был написан для валторны. [6] Новая информация о Гшладте показывает, что музыка такой сложности была написана для альтового тромбона в середине-конце 18 века и что музыку, которая раньше считалась невозможной на этом инструменте, можно было играть. Подобно солисту на трубе Баха Готфриду Райхе и солисту на валторне Моцарта Йозефу Лойтгебу , Гшладт представлял лучших из современных солистов-тромбонов. Гшладт был очень близок к Леопольду Моцарту, который написал Серенаду специально для его исполнения - когда Гшладт был недоступен, Моцарт предпочитал вместо этого использовать солиста на альте.
В дополнение к Леопольду Моцарту и Вагенсейлю, Серенада ре мажор Михаэля Гайдна (1764) с ее расширенным диапазоном, трелями, техникой и требованиями к выносливости способствует идее о том, что, возможно, между 1756 и 1780 годами был золотой век альтового тромбона. Это произведение также, скорее всего, было написано для Томаса Гшладта. Серенада присоединяется к этим немногим произведениям, оставшимся от эпохи виртуозного альтового тромбона. [6] [7]
Упадок использования в 19 веке
[ редактировать ]
Берлиоз оказал влияние в 19 веке на распространение тенорового тромбона и духовых инструментов с клапанами во Франции. К 1840-м годам альт практически устарел во Франции и Англии. В Италии и многих других частях Европы клапанные тромбоны быстро стали нормой и вытеснили скользящие тромбоны, включая альт. Усовершенствования инструментов и техники исполнения означали, что тенор-тромбонисты все чаще могли играть первые партии тромбона, предназначенные для альта, а альт считался устаревшим инструментом верхнего регистра. [8]
Современное возрождение
[ редактировать ]Хотя некоторые первые тромбонисты продолжали использовать альтовый тромбон, как указано, он был немодным в оркестрах до конца 20 века, когда он начал переживать своего рода возрождение. [8] Современные композиторы написали сольные произведения для альтового тромбона, в том числе Эрик Эвазен , Кристиан Линдберг , Торстен Нильссон и Ян Сандстрем . [3]
Строительство
[ редактировать ]Диаметр альтового тромбона занимает промежуточное положение между трубой и теноровым тромбоном и аналогичен диаметру тенора с малым диаметром, обычно от 0,450 до 0,500 дюймов (от 11,4 до 12,7 мм) с диаметром отверстия альтового тромбона. Колокольчик 6 + 1 ⁄ 2 или 7 дюймов (17 или 18 см).
Современные инструменты иногда оснащаются клапаном для понижения высоты звука либо на полутон до D (известный как клапан «трели»), либо на кварту до B ♭ , аналогично конфигурации клапана B ♭ / F, встречающейся на теноре и бас-тромбоны. Клапан B ♭ делает доступными альтернативные положения слайда для нот в более длинных позициях и позволяет диапазону над педалями расширяться от A 2 до F 2 .
Многие производители предлагают модели альт в своей линейке тромбонов, включая Yamaha , Bach , Conn , SE Shires, Thein, Rath и другие.
Альтовые клапанные тромбоны в E ♭ иногда изготавливались, но остаются редкими экземплярами, обычно в музеях. [9]
Характеристики и ассортимент
[ редактировать ]
Тесситура 2 альтового тромбона E ♭ варьируется от A до E ♭ 5 она редко опускается ниже E ♭ 3 . , хотя в классическом репертуаре [10] В хороших руках диапазон может достигать G 5 . Звуки педалей могут воспроизводиться от E ♭ 2 до A 1, но они используются редко.
Поскольку слайд короче, чем у тенора и бас-тромбона B ♭ , семь позиций слайда пропорционально расположены ближе друг к другу. AB ♭ Приставка клапана расширяет нижний диапазон ниже A 2 в седьмой позиции до F 2 , хотя она наиболее полезна для обеспечения удобных альтернативных положений слайда для нот в среднем регистре, позволяя исполнителю избегать самых длинных 6-й и 7-й позиций.
Тембр альта ярче , чем у тенора или бас-тромбона, и составляет его главную силу и отличие. Его яркий, чистый верхний регистр способен передать большую выразительность и красоту тона.
Репертуар
[ редактировать ]Альт-тромбон в основном использовался в хоровых, оркестровых и оперных постановках и приобрел некоторую известность в начале 19 века, особенно в симфониях Шуберта, Шумана, Брамса и Мендельсона. С XVIII века в Вене он также известен как сольный инструмент.
Современные композиторы заново открыли для себя этот инструмент, и альт-тромбон стал все чаще появляться в современных небольших композициях. Бриттен использовал альт-тромбон в своей камерной опере 1966 года «Горящая огненная печь» . Сегодня ожидается, что профессиональные оркестровые тромбонисты-теноры первой кафедры будут играть на альтовом тромбоне, когда это необходимо.
Известные произведения, написанные для этого инструмента, перечислены в следующей таблице.
Композитор Работа Год Тип Монтеверди Орфей 1607 опера И.С. Бах Христос лежал в узах смерти, BWV 4 1707 кантата И.С. Бах В глубокой скорби я взываю к тебе, BWV 38. 1724 кантата Глюк Альцеста 1767 опера В. А. Моцарт Большая месса до минор 1782–1783 (незаконченный) концертная месса В. А. Моцарт Реквием 1791 г. (незаконченный) концертная месса В. А. Моцарт Дон Жуан 1787 опера В. А. Моцарт Идоменей 1781 опера В. А. Моцарт Волшебная флейта 1791 опера Гайдн Создание 1796–1798 оратория Гайдн Времена года 1801 оратория Бетховен Симфония № 5 1804–1808 симфония Бетховен Симфония № 6 1804–1808 симфония Бетховен Симфония № 9 1817–1824 симфония Бетховен Торжественная месса 1823 концертная месса Шуберт Симфония № 7 1821 г. (незаконченный) симфония Шуберт Симфония № 8 «Неоконченная» 1822 г. (незаконченный) симфония Шуберт Симфония №9 «Великая» 1826–1827 симфония Шуберт Месса № 5 ля ♭ мажор 1822 концертная месса Шуберт Месса № 6 ми ♭ мажор 1828 концертная месса Берлиоз Фантастическая симфония 1830 симфония Ф. Мендельсон Песня хвалы («Симфония №2») 1840 симфония-кантата Ф. Мендельсон Симфония № 5 «Реформация» 1830 симфония Ф. Мендельсон Элайджа 1846 оратория Ф. Мендельсон Увертюра до минор «Рюи Блаз» 1839 увертюра Шуман Симфония №1 «Весна» 1841 симфония Шуман Симфония № 2 1845–1846 симфония Шуман Симфония № 3 «Рейнская» 1850 симфония Шуман Симфония № 4 1841 г., переработка 1851 г. симфония Брамс Симфония № 1 1876 симфония Брамс Симфония № 2 1877 симфония Брамс Симфония № 3 1883 симфония Брамс Симфония № 4 1885 симфония Брамс Увертюра академического фестиваля 1880 увертюра Брамс Трагическая увертюра 1880 увертюра Брамс Немецкий реквием 1868 вокал/оркестровая работа Шенберг Песни Гурре 1911 вокал/оркестровая работа Шенберг Пеллеас и Мелисанда 1903 симфоническая поэма Берг Воццек 1922 опера Берг Три пьесы для оркестра 1913–1915 оркестровая работа Стравинский Трени 1958 вокал/оркестровая работа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Герберт 2006 , глава 2.
- ^ Кимбалл, Уилл. «Хронология истории альт-тромбона» . Кимбалл Тромбон . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Йео 2021 , стр. 9–10, «альтовый тромбон».
- ^ Герберт 2006 , с. 313.
- ^ Оливер, Джейсон Л. (2010). Создание исполнительского издания Концерта для тромбона Георга Кристофа Вагенсейля с вниманием к сохранившимся рукописям и первоисточникам исполнительской практики середины восемнадцатого века (диссертация DMA). Университет Северного Техаса. Архивировано из оригинала 18 января 2018 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линдберг, Кристиан (2004). Классические концерты для тромбона (буклет на компакт-диске). Окерсберга: BIS Records . п. 7. Компакт-диск БИС-1248 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Вигнесс, Клайд Роберт (1978). Сольное использование тромбона в Вене восемнадцатого века . Нэшвилл: Brass Press. ISBN 9780914282020 . OCLC 754593554 .
- ^ Перейти обратно: а б Шифрин, Кен (2000). «Альтовый тромбон в оркестре: 1800-2000» . Тонкюнстлер-на-Бунде. Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 31 марта 2022 г. На основании его кандидатской диссертации, Шифрин, Кен (2000). Оркестровая тромбонная практика в девятнадцатом веке с особым упором на альт-тромбон (докторская диссертация). Оксфордский университет . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Альтовый клапанный тромбон, ми-бемоль . Национальный музыкальный музей Университета Южной Дакоты . 1900 [ок. 1895–1912 гг., Изготовлено в Богемии; с печатью Lyon & Healy, Chicago.] 03245 . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Герберт, Майерс и Уоллес 2019 , с. 483, Приложение 2: Диапазоны лаброзонов.
Библиография
[ редактировать ]- Герберт, Тревор (2006). Тромбон . Йельская серия музыкальных инструментов. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300235-75-3 . OCLC 1007305405 . ОЛ 30593699М . Викиданные Q111039091 .
- Герберт, Тревор; Майерс, Арнольд; Уоллес, Джон, ред. (2019). Кембриджская энциклопедия духовых инструментов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781316841273 . ISBN 978-1-316-63185-0 . OCLC 1038492212 . ОЛ 34730943М . Викиданные Q114571908 .
- Йео, Дуглас (2021). Иллюстрированный словарь для современного тромбона, тубы и эуфониума . Словари для современного музыканта. Иллюстратор: Ленни Петерсон. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-538-15966-8 . LCCN 2021020757 . OCLC 1249799159 . ОЛ 34132790М . Викиданные Q111040546 .