Йозеф Лойтгеб
Йозеф Лейтгеб (или Лейтгеб ; 6 октября [1] 1732 — 27 февраля 1811) — выдающийся валторнист классической эпохи , друг и музыкальный вдохновитель Вольфганга Амадея Моцарта .
Жизнь
[ редактировать ]Лейтгеб родился в Нойлерхенфельде , сегодня пригороде Вены, но о его ранних годах мало что известно. Композитор Карл Диттерс фон Диттерсдорф заявил, что Лойтгеб выступал в Вене в начале 1750-х годов для принца Хильдбургхаузена . В начале 1760-х годов карьера Лойтгеба процветала; по словам Дэниела Харца , он «был самым выдающимся солистом на валторне в Вене и, очевидно, одним из самых популярных исполнителей на любом сольном инструменте». [2] Записано, что в период с 21 ноября 1761 года по 28 января 1763 года он исполнял валторновые концерты Леопольда Хофмана , Михаэля Гайдна и Диттерсдорфа в Бургтеатре .
Харц предполагает, что в это время (1762 г.) Йозеф Гайдн написал свой Концерт ре мажор , Hob. VIId/3D, для Лойтгеба. Вероятно, они были друзьями, поскольку 3 июля 1763 года жена Гайдна стала крестной матерью ребенка Лойтгеба Марии Анны Аполлонии. [3] Михаэль Лоренц показал, что подпись Лойтгеба можно найти на автографе партитуры концерта Гайдна для валторны. [1] В феврале 1763 года Лойтгеб ненадолго стал частью музыкального заведения семьи Эстерхази , которым в то время руководил Гайдн. Ему заплатили «высокую годовую зарплату». [4] но уехал по неизвестным причинам всего через месяц.
В том же году Лейтгеб переехал в Зальцбург и присоединился к музыкальному заведению правящего принца-архиепископа, став таким образом коллегой Леопольда Моцарта и (позже в том же году) концертмейстера Михаэля Гайдна . [5] Он также подружился с семилетним вундеркиндом, сыном Леопольда Вольфгангом . Письмо Леопольда друзьям, путешествующего с семьей в турне (20 августа 1763 г.), включает список людей, по которым Вольфганг сказал Леопольду, что скучает; Лейтгеб был одним из них. [6] В конечном итоге Вольфганг поступил на работу в придворное музыкальное учреждение и, таким образом, стал коллегой Лойтгеба.
Подобно Леопольду и Вольфгангу, Лойтгеб часто брал отпуска с работы, чтобы выступать в других городах, включая Париж, Вену, Франкфурт и города Италии; все трое фактически вместе гастролировали по Италии в феврале 1773 года. [7] В Милане Вольфганг и Леопольд написали домой в Зальцбург о приеме Лойтгеба и предсказали ему большой успех.
В 1777 году Лойтгеб вернулся в Вену и купил небольшой дом в Альтлерхенфельде , получив ссуду от Леопольда; в 1782 году Вольфганг, переехавший туда раньше, писал Леопольду о все еще невыплаченном кредите: «Пожалуйста, проявите немного терпения к бедному Лойтгебу. Если бы вы знали его обстоятельства и видели, как ему приходится выкарабкиваться, вы бы непременно пожалейте его, я поговорю с ним и уверен, что он вам заплатит, во всяком случае в рассрочку». [8]
Лойтгеб продолжал работать валторнистом в Вене (см. следующий раздел), но не ушел из игры в 1792 году. На основании письма Лойтгеба Леопольду старые справочные источники иногда утверждают, что Лойтгеб управлял сырной лавкой; [9] На самом деле это была колбасная мастерская, которой владел его тесть, который до своей смерти в 1763 году работал « Сервеладмахером », производя итальянские колбасы. Колбасная лавка была продана в 1764 году. Лойтгеб никогда не владел сырной лавкой. [1] Лейтгеб умер в Вене.
Обзор прессы одного из выступлений Лойтгеба в Париже ( Mercure de France ) указывает на то, что он был прекрасным исполнителем: рецензент сказал, что Лойтгеб был «превосходным талантом», способным «петь адажио так же прекрасно, как и самые мягкие, интересные и точный голос».
Отношения с Моцартом
[ редактировать ]Лейтгеб был, скорее всего, любимым валторнистом Моцарта, так как для него был написан ряд произведений композитора. К ним относятся Концерты для валторны К. 417, К. 495 и К. 412/386b (514) и «вероятно» [4] Валторнический квинтет К. 407/386c. Они датируются периодом пребывания Моцарта в Вене после его переезда туда в 1781 году. Концерты составляют основу литературы для сольных валторн и сегодня широко исполняются. Эти работы были написаны для натурального валторны , а клапанный инструмент был изобретен только после 1814 года, когда Генрих Штельцель изобрел клапан, запатентованный в 1818 году. Таким образом, Лойтгебу нужно было хорошо контролировать губы, а также использовать технику остановки рук (рука в колокольчике). ) для воспроизведения хроматических нот.
У Моцарта были любопытные шутливые отношения с Лойтгебом, что видно, например, по насмешливым комментариям, которые он помещал в партии валторны Лойтгеба. К. 417 имеет шутливое посвящение: «Вольфганг Амаде Моцарт жалеет Лойтгеба, осла, быка и простака, в Вене, 27 марта 1783 года». [10] В одном месте он отмечает оркестровую партию «Аллегро» и сольную партию «Адажио», возможно, высмеивая склонность духовых нот вступать поздно, затягивая темп. [11] Другой возможный пример см. К. 412 . Разноцветные чернила в K. 495 часто воспринимаются как своего рода шутка, хотя биограф Моцарта Конрад Кюстер утверждал, что у них была цель, а именно «сделать несколько музыкальных предложений переводчикам». [12]
Письма конца жизни Моцарта позволяют предположить, что Лейтгеб не возражал против поддразнивания и что у них была хорошая дружба. В письме Моцарта от 6 июня 1791 года указывается, что, пока его жена Констанца отсутствовала, он оставался на несколько ночей у Лойтгеба, «потому что я выписал [горничную] Леонору, и я остался бы совсем один дома, что не было приятно». [13] Позже в том же году, после весьма успешной премьеры своей оперы «Волшебная флейта» , Моцарт неоднократно приглашал друзей и родственников на представления и писал в письме (8–9 октября): «Лейтгеб умолял меня взять его во второй раз, и я сделал это». так." [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лоренц 2013 .
- ^ Хартц 1995 , с. 277.
- ^ Писаровиц 1970 , с. 22 Вопреки предположению Харца (1995 , с. 277) и Фукса (2009) , Гайдн не выступал крестным отцом дочери Лейтгеба ( Лоренц 2013 ).
- ^ Jump up to: а б Морли-Пегге и Хиберт 2001 .
- ↑ Назначение Гайдна вступило в силу 14 августа 1763 года; New Grove «Майкл Гайдн» Статья
- ^ Секстон 1996 , с. 227.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 276.
- ^ Перевод из Zaslaw & Cowdery 1990 , стр. 154.
- ^ Эта история описана, например, во влиятельной биографии Отто Яна середины XIX века ( Ян 1891 , стр. 337).
- ^ Ян 1891 , с. 338.
- ^ Соломон 1995 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Секстон 1996 , стр. 231–232.
- ^ Писаровиц 1970 , с. 25.
- ^ Соломон 1995 , с. 487.
Ссылки
[ редактировать ]- Фукс, Ингрид [на немецком языке] (2009). Йозеф Гайдн, Концерт для валторны ре мажор, VIId:3. Факсимиле автографа партитуры (1762 г.) . Вена: Общество любителей музыки .
- Харц, Дэниел (1995). Гайдн, Моцарт и венская школа . Нортон.
- Ян, Отто (1891). Жизнь Моцарта . Том. 2. Перевод Полины Д. Таунсенд. Лондон: Новелло, Эвер.
- Кюстер, Конрад (1996). Моцарт: Музыкальная биография . Перевод Мэри Уиттолл. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Лоренц, Майкл (2013). «Небольшое исследование Лейтгеба» . michaelorenz.blogspot.co.at . Вена.
- Морли-Пегге, Реджинальд; Хиберт, Томас (2001). «Лейтгеб [Лейтгеб], Йозеф [Игнац]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16499 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Писаровиц, Карл Мария (1970). «Шноррер Лойтгеб Моцарта; Его основная биография». Объявления Международного фонда Моцартеум . VIII (3–4): 21–26.
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Документальная биография . ХарперКоллинз.
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета.
- Заслав, Нил ; Каудери, Уильям (1990). Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк: Нортон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харц, Даниэль «Лейтгеб и валторновые концерты Йозефа и Иоганна Михаэля Гайднов 1762 года», Ежегодник Моцарта 1987/88 , Кассель: Bärenreiter 1988, 59–64.