Концерт для валторны № 1 (Моцарт)
Концерт для валторны ре мажор | |
---|---|
№ 1 | |
Моцарта В. А. | |
![]() Композитор в 1790 году | |
Ключ | ре мажор |
Каталог | К. (412+514)/386б |
Жанр | Концерт |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1791 |
Движения | Два ( Аллегро , Рондо – Аллегро ) |
Подсчет очков |
|
Вольфганга Амадея Моцарта , Концерт для валторны № 1 ре мажор К. ( 412+514)/386b, написан в 1791 году. Произведение состоит из двух частей . Необычно то, что каждый механизм получил отдельный номер в первом издании каталога Köchel :
Концерт написан для соло валторны ре мажор, двух гобоев , двух фаготов и струнных . Это один из двух валторнических концертов Моцарта, в которых присутствуют фаготы (второй - Валторный концерт № 3 , К. 447), но в этом он «в первой части относится к ним равнодушно». [ 2 ] Это единственный из валторнических концертов Моцарта, написанный ре мажор (остальные - ми-бемоль мажор ), и единственный, в котором есть всего две части вместо обычных трех (за исключением не полностью партитурного валторного концерта K . 370б+371).
Несмотря на то, что он был первым, на самом деле это был последний из четырех завершенных проектов. По сравнению с тремя другими валторническими концертами, он короче по продолжительности (две части вместо трех) и намного проще как по диапазону, так и по технике, возможно, в знак уважения к продвинутому валторнисту (большому другу Моцарта) Йозефу Лойтгебу . возраст и (предположительно) сниженные возможности на момент составления. показал, что вторая часть, K. 514, Алан Тайсон была закончена учеником Моцарта Францем Ксавером Зюссмайром после смерти Моцарта.
Партитура с автографом Моцарта содержит, расположенное в стратегических местах наброска Рондо, причудливое письменное повествование на итальянском языке, почти наверняка адресованное Лойтгебу: [ 3 ]
Для тебя, господин Осел – Давай – быстрее – приступай к делу – как добрый молодец – будь храбрым – Ты уже закончил? – для тебя – зверь – ох, какой диссонанс – О! – Горе мне!! Молодец, бедняга – ох, боль в яйцах! – Боже, как быстро! – ты меня смешишь – помоги – передохни – давай, продолжай – это немного лучше – еще не закончил? – ты ужасный свинья! Как? прелестный ты! -- милый! -- ослик! -- ха, ха, ха -- вздохни! -- Но сыграй хоть одну ноту, придурок! -- Ага! Браво, браво, ура! — Ты собираешься надоесть мне в четвертый раз, и слава богу, что это последний — Ой, кончай, умоляю тебя! — Черт побери — тоже бравура? — Браво! — ох, овца блеяние — вы закончили? — Слава богу! — Хватит, хватит!
Сравнение черновика Моцарта и версии Зюссмайра показывает, что Зюсмайр использовал очень мало материала Моцарта: такты 1–40 автографа Моцарта почти точно соответствуют тактам 1–44 версии Зюссмайра, а затем они расходятся лишь с несколькими отрывками в Зюссмайре ( такты 59–62, 84–92, 109–116), имеющие какое-либо близкое отношение к материалу Моцарта. [ 4 ] В «Рондо» Зюссмайра также используется простая мелодия ( Lamentationes Ieremiae Prophetae ), и одно из объяснений этого ( Кристофа Вольфа ) состоит в том, что мелодия была скопирована Моцартом, когда он сочинял « Реквием» , который Зюссмайр позже принял за материал для Рондо. [ 5 ]
Учитывая некоторые несоответствия между К. 412 и известными подлинными концертами Моцарта, а также переписку между Констанцей Моцарт и издателем Иоганном Андре , Бенджамин Перл утверждает, что весь концерт, вероятно, на самом деле представляет собой переработку Моцартом утерянного оригинального концерта Лейтгеба. Тогда Моцарт и Зюссмайр работали над одним и тем же черновиком Лейтгеба и исправляли его, который содержал отрывки, общие для их версий. Похожая ситуация и с Романсом из Концерта № 3 для валторны Моцарта, К. 447, который также существует в двух версиях: одна Моцарта, а другая Михаэля Гайдна , которая использует почти ту же тему и имеет много общего. Это также может быть связано с оригинальной композицией Лойтгеба. [ 6 ]
Дискография
[ редактировать ]Учитывая продолжительность (не более 10 минут), Концерт обычно группируют с тремя другими инструментальными произведениями Моцарта. Одной из известных записей является запись Денниса Брэйна в ноябре 1953 года четырёхвалторных концертов на EMI с Филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан-Пьер Марти , Указания темпа Моцарта . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета (1988): 43. «Само отсутствие шестнадцатых также является стимулом к чрезмерно быстрому темпу, и именно поэтому почти всегда исполняются финалы Валторнских концертов K. 386b, 417 и 447. быстрее, чем 88/264».
- ^ Марта Кингдон Уорд, «Моцарт и фагот» Music & Letters 30 , 1 (1949): 9
- ^ Мейнард Соломон (1995) Моцарт: Жизнь . Харпер Коллинз: 357
- ^ Бенджамин Перл (2004). «Сомнительная подлинность валторного концерта Моцарта К 412» . Исторического духового общества Журнал : 67–88.
- ^ Моцарт, Вашингтон (2001). Валторный концерт № 1 ре мажор KV 412. Фортепианная редукция . Хенрик Визе (предисловие). Мюнхен: Г. Хенле Верлаг. п. [ нужна страница ] .
- ^ Моцарт, Вашингтон (2000). Концерт для валторны № 3 ми-бемоль мажор KV 447. Фортепианная редукция . Хенрик Визе (предисловие). Мюнхен: Г. Хенле Верлаг. стр. II–III. ИСМН М-2018-0703-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт в датском языке 412, первая часть : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe
- Концерт в датском языке 412, завершение Зюссмайра : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe
- Концерт для валторны № 1 (В.А. Моцарт) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Анимированная партитура на YouTube , Деннис Брэйн , Филармонический оркестр , Герберт фон Караян (1953)
- Анимационная партитура, Рондо Зюссмайра на YouTube, Алан Сивил , Академия Святого Мартина в полях , Невилл Марринер (из «Четырех валторнских концертов» , 1971/72)