Jump to content

Майкл Гайдн

Портрет Михаэля Гайдна работы Франца Ксавера Хорнока
подпись, написанная чернилами плавным шрифтом

Иоганн Михаэль Гайдн (англ. Немецкий: [ˈhaɪdn̩] ; 14 сентября 1737 — 10 августа 1806) — австрийский композитор классического периода , младший брат Йозефа Гайдна .

Михаэль Гайдн родился в 1737 году в австрийской деревне Рорау , недалеко от венгерской границы. Его отцом был Матиас Гайдн , колесный мастер , который также занимал должность «марктрихтера», должности, похожей на деревенского мэра. Мать Гайдна Мария, урожденная Коллер, ранее работала поваром во дворце графа Гарраха , правящего аристократа Рорау. Матиас был увлеченным народным музыкантом, который в период своей карьеры подмастерьем научился играть на арфе, а также позаботился о том, чтобы его дети научились петь.

Михаэль уехал в Вену в возрасте восьми лет, его раннюю профессиональную карьеру проложил его старший брат Йозеф , чье умелое пение позволило ему занять должность мальчика-сопрано в Венском хоре собора Святого Стефана под руководством Георга Ройтера. , как и Иоганн Георг Альбрехтсбергер и Франц Йозеф Ауманн , [1] оба композитора, с которыми Гайдн позже торговал рукописями. К 12-летию Майкла он подрабатывал в качестве запасного органиста в соборе и, как сообщается, исполнял прелюдии и фантазии собственного сочинения. Писатель начала XIX века Альберт Кристоф Дис , основываясь на воспоминаниях Джозефа позднего периода жизни, писал: [2]

Ройтер был настолько очарован талантами [Иосифа], что заявил отцу, что даже если бы у него было двенадцать сыновей, он позаботился бы обо всех них. Отец увидел, что этим предложением он освободился от тяжкого бремени, согласился на него и примерно через пять лет посвятил братьев Иосифа Михаила, а еще позже Иоганна музыкальной музе. Обоих взяли в певчие, и, к бесконечной радости Джозефа, обоих братьев отдали ему на обучение.

Тот же источник указывает, что Майкл был более способным учеником, чем Джозеф, и что (особенно когда Джозеф вырос достаточно, чтобы иметь проблемы с сохранением своего сопрано) именно пение Майкла вызывало больше восхищения.

Около 1753 года он покинул хоровое училище из-за потери голоса. В 1760 году Михаэль был назначен капельмейстером в Гросвардейне (сегодня Орадя ), а позже, в 1762 году, — концертмейстером. [3] в Зальцбурге , где он пробыл 44 года, в течение которых написал более 360 произведений, включающих как церковную, так и инструментальную музыку. Во время их совместного пребывания в Зальцбурге Гайдн познакомился с Моцартом , который высоко ценил его творчество.

17 августа 1768 года он женился на певице Марии Магдалене Липп (1745–1827); их единственный ребенок, дочь (Алоизия Джозефа, родившаяся 31 января 1770 года), умерла незадолго до своего первого дня рождения, 27 января 1771 года. Хотя женщины в семье Моцарта по какой-то причине не любили Липпа, [4] она все же исполнила роль Barmherzigkeit ([Божественное] Милосердие) в первой музыкальной пьесе Моцарта Die Schuldigkeit des ersten Gebots («Обязательство первой заповеди»), 1767, а позже роль Тамири в его короткой пасторальной опере Il re. пастор 1775 года.

Леопольд Моцарт раскритиковал пьянство Гайдна. [5]

В Зальцбурге Гайдн обучал юного Карла Марию фон Вебера. [6] и Антон Диабелли .

Склеп 54 ( Кладбище Святого Петра , Зальцбург): коммунальный склеп, в котором Мария Анна Моцарт и Михаэль Гайдн. похоронены

Майкл оставался рядом с Джозефом всю свою жизнь. Джозеф высоко ценил музыку своего брата, вплоть до того, что считал, что религиозные произведения Майкла превосходят его собственные (возможно, из-за их религиозной близости, в отличие от монументального и величественного, более секуляризованного симфонического стиля Джозефа). [7] В 1802 году, когда Михаилу «предложили прибыльные и почетные должности» «и от Эстерхази , и от великого герцога Тосканы », он написал Йозефу в Вену, прося совета, принимать или нет кого-либо из них, но в конце концов решил остаться в Зальцбурге. [8] Михаэль и Мария Магдалена Гайдны назвали свою дочь Алоизией Йозефой не в честь брата Михаэля, а в честь Йозефы Добравы фон Добравик, которая при крещении заменила крестную мать графине де Фирмиан.

Он умер в Зальцбурге в возрасте 68 лет.

Работает

[ редактировать ]

Музыковед Карл Гейрингер утверждал, что Михаэль Гайдн не получил заслуженного признания от потомков, считая, что его церковная музыка, его хоры для мужских голосов и многие из его инструментальных произведений находятся на достойном уровне и должны быть возрождены. [9]

Михаэль Гайдн никогда не составлял тематический каталог своих работ и никогда не руководил его созданием. Самый ранний каталог был составлен в 1808 году Николаусом Лангом для его «Biographische Skizze» (Биографический очерк). В 1907 Лотар Пергер составил каталог своих оркестровых произведений Perger-Verzeichnis для Denkmäler der Tonkunst в Австрии , который несколько более надежен, чем каталог Ланга, и присваивает номера П. (для Пергера) многим инструментальным произведениям Гайдна. А в 1915 году аналогичную работу для духовной вокальной музыки Михаила предпринял Антон Мария Клафский. В 1982 году Чарльз Х. Шерман, который отредактировал партитуры многих своих симфоний для Доблингера, опубликовал их хронологический каталог, который приняли некоторые звукозаписывающие компании. Позже, в 1991 году, Шерман объединил усилия с Т. Донли Томасом, чтобы опубликовать хронологический каталог полного собрания сочинений Майкла, используя единый непрерывный диапазон номеров, после Людвига Риттера фон Кёхеля новаторского каталога всех произведений Моцарта и Отто Эриха Дойча. аналогичный всеобъемлющий сборник всех произведений Шуберта. Дальнейшие важные поправки в каталог Шермана/Томаса были внесены Дуайтом Блазином. [10]

Задача каталогизации музыки Майкла облегчается тем фактом, что он почти всегда указывает дату завершения в своих рукописях. [11] Догадки о дате были необходимы только в тех случаях, когда рукописи с автографами не сохранились.

Церковь Святого Петра в Зальцбурге и вход в библиотеку Михаэля Гайдна

Священные хоровые произведения Гайдна обычно считаются его самыми важными; его музыкальный вкус и мастерство лучше всего проявились в его церковных сочинениях, которые уже при его жизни считались старомодными. [12] Некоторые из этих произведений включают Реквием о несуществующем архиепископе Сигизмундо (Реквием по смерти архиепископа Зигмунда) до минор, который сильно повлиял Реквием Моцарта на ; Missa Hispanica (которую он обменял на диплом в Стокгольме ); его великолепная последняя месса Св. Франциска ре минор; мотет Лауда Сион , который он хотел спеть на своих похоронах; и набор постепенных изображений, сорок два из которых перепечатаны в Антона Диабелли » «Ecclesiasticon . Он написал несколько постановок массового ординара на немецком языке Франца Серафа фон Кольбреннера под названием Deutsches Hochamt .

Гайдн также был плодовитым композитором светской музыки, в том числе 41 симфонии и духовых партит, а также множества концертов и камерной музыки , включая струнный квинтет до мажор, который, как считалось, когда-то принадлежал его брату Йозефу. Был еще один случай посмертной ошибочной идентификации с участием Михаэля Гайдна: в течение многих лет симфония соль мажор, известная теперь как Симфония № 25 Михаэля Гайдна, считалась Симфонией № 37 Моцарта и получила обозначение К. 444. Путаница возникла из-за того, что был обнаружен автограф с вступительной частью симфонии в руке Моцарта, а остальная часть - в руке другого. Сейчас известно, что Моцарт написал медленное вступление к первой части, но остальную часть произведения написал Михаэль.

Некоторые произведения Михаэля Гайдна оказали влияние на Моцарта. Три примера: во-первых, Te Deum , «которому Вольфганг позже очень внимательно следовал в К. 141»; [13] во-вторых, финал Симфонии № 23 , повлиявший на финал Квартета соль мажор , К. 387; и, наконец, (фугальная) переходная и (нефугальная) заключительная тема второй сюжетной экспозиции соль мажор финалов Симфонии № 28 Михаила (1784 г.) и последней монументальной Симфонии № 41 Моцарта ( Юпитер ) (1788 г.), оба до мажор.

Список работ

[ редактировать ]

Инструментальная музыка

[ редактировать ]
  • 1.1 Симфонии (43 симфонии + отдельные части симфоний)
  • 1.2 Концерты (12 концертов + 1 отдельная часть)
  • 1.3 Серенады (21 серенада, кассации, ноктюрны и развлечения)
  • 1.4 Случайная музыка (1)
  • 1.5 Балеты (3)
  • 1.6 Танцев (15 сборников Менуэтти , 3 Менуэттини , 1 английских танцев , 1 немецких танцев )
  • 1.7 Марши (15 маршей и фрагментов маршей)
  • 1.8 Квинтеты (6)
  • 1.9 Квартеты (19; подлинность квартетов MH 308–313 оспаривается. [14] )
  • 1.10 Трио-сонаты (10)
  • 1.11 Две сонаты (4)
  • 1.12 Сольные сонаты (2)
  • 1.13 Клавиатура (19 композиций)
  • 1.14 Неизвестное оборудование (1)

Духовная вокальная музыка

[ редактировать ]

Светская вокальная музыка

[ редактировать ]
  • 3.1 Арии (8)
  • 3.2 Пушки (65)
  • 3.3 Кантаты (14)
  • 3.4 Партии песен (97)
  • 3.5 Оперы (1)
  • 3.6 Серенады (1)
  • 3.7 Пение Игры (11)
  • 3.8 Песни (46)
  • Михаэль Гайдн: Симфонии N.1–12,15,16,18,25–28 (1998, CPO) - Словацкий камерный оркестр под управлением Богдана Вархала
  • Михаэль Гайдн: Правда природы (2018, CPO) – Salzburger Hofmusik от Вольфганга Бруннера
  • Михаэль Гайдн: Endimione (2021, CPO) - Salzburger Hofmusik под управлением Вольфганга Бруннера
  • Михаэль Гайдн: Кайзер Константин I (2022, Accent ACC26504) – Хор Перселла и оркестр Orfeo под управлением Дьёрдя Вашедьи
  • Михаэль Гайдн: Missa Sancti Aloysii (2022, Brilliant Classics) - Вокальный ансамбль Генуи и Accademia Vocaledi Genova под управлением Роберты Паранинфо

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Андерсон, Роберт (август 1982 г.). «В основном неизвестно». Музыкальные времена . 123 (1674): 556. дои : 10.2307/962794 . JSTOR   962794 .
  2. ^ Умирает 1810 , с. 86.
  3. ^ «Майкл Гайдн | Немецкий музыкант» . 6 августа 2023 г.
  4. ^ Кеньон , с. 142.
  5. ^ Кеньон , с. 154: «Майкл Гайдн действительно, по словам Леопольда, пил. Иногда он находился под его влиянием за органом во время высокой мессы...»
  6. ^ Кеньон , с. 197: «В январе 1798 года Михаэль Гайдн, сменивший одну из второстепенных должностей Леопольда Моцарта, должность учителя мальчиков в соборном хоре, нашел среди вновь прибывших симпатичного и многообещающего мальчика 11 лет по имени Карл Мария фон Вебер».
  7. ^ Розен 1997 , с. 366.
  8. ^ HC Роббинс Лэндон , Сборник корреспонденции и лондонские записные книжки Йозефа Гайдна (Fair Lawn, New Jersey: Essential Books, 1959; 214), черновик письма брату Гайдна, Иоганну Михаэлю, в Зальцбург с использованием немецкого знакомого второго лица " Форма «Ду» (Вена, 22 января 1803 г.).
  9. ^ Гейрингер, Карл (сентябрь 1952 г.). «Обзор Михаэля Гайдна». Примечания . Вторая серия. 9 (4): 619. дои : 10.2307/890157 . JSTOR   890157 .
  10. ^ Дуайт Блазин, «Майкл Гайдн и« традиция Гайдна »: исследование атрибуции, хронологии и передачи источников» (докторская диссертация, Нью-Йоркский университет, 2004), 235–354
  11. ^ Х. К. Роббинс Лэндон , Симфонии Йозефа Гайдна (Лондон: Universal Edition & Rockliff, 1955): «Майкл ... датировал свои рукописи с наиболее удовлетворительной точностью».
  12. ^ К., М. (апрель 1953 г.). «Обзор Михаэля Гайдна: Ein Vergessener Meister Ганса Янчика». Музыка и письма . 34 (2). Издательство Оксфордского университета: 160–161. JSTOR   730844 .
  13. ^ Кеньон , с. 44.
  14. ^ Дуайт Блазин, «Майкл Гайдн и« традиция Гайдна »: исследование атрибуции, хронологии и передачи источников» (докторская диссертация, Нью-Йоркский университет, 2004), 98

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шерман, Чарльз Х.; Томас, Т. Донли (1993). Иоганн Михаэль Гайдн (1737–1806), хронологический тематический каталог его произведений . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fd9a266f3a8c98abe92b83faa42d4c5__1722305940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/c5/5fd9a266f3a8c98abe92b83faa42d4c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Michael Haydn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)