Майкл Гайдн


Иоганн Михаэль Гайдн (англ. Немецкий: [ˈhaɪdn̩] ; 14 сентября 1737 — 10 августа 1806) — австрийский композитор классического периода , младший брат Йозефа Гайдна .
Жизнь
[ редактировать ]Михаэль Гайдн родился в 1737 году в австрийской деревне Рорау , недалеко от венгерской границы. Его отцом был Матиас Гайдн , колесный мастер , который также занимал должность «марктрихтера», должности, похожей на деревенского мэра. Мать Гайдна Мария, урожденная Коллер, ранее работала поваром во дворце графа Гарраха , правящего аристократа Рорау. Матиас был увлеченным народным музыкантом, который в период своей карьеры подмастерьем научился играть на арфе, а также позаботился о том, чтобы его дети научились петь.
Михаэль уехал в Вену в возрасте восьми лет, его раннюю профессиональную карьеру проложил его старший брат Йозеф , чье умелое пение позволило ему занять должность мальчика-сопрано в Венском хоре собора Святого Стефана под руководством Георга Ройтера. , как и Иоганн Георг Альбрехтсбергер и Франц Йозеф Ауманн , [1] оба композитора, с которыми Гайдн позже торговал рукописями. К 12-летию Майкла он подрабатывал в качестве запасного органиста в соборе и, как сообщается, исполнял прелюдии и фантазии собственного сочинения. Писатель начала XIX века Альберт Кристоф Дис , основываясь на воспоминаниях Джозефа позднего периода жизни, писал: [2]
Ройтер был настолько очарован талантами [Иосифа], что заявил отцу, что даже если бы у него было двенадцать сыновей, он позаботился бы обо всех них. Отец увидел, что этим предложением он освободился от тяжкого бремени, согласился на него и примерно через пять лет посвятил братьев Иосифа Михаила, а еще позже Иоганна музыкальной музе. Обоих взяли в певчие, и, к бесконечной радости Джозефа, обоих братьев отдали ему на обучение.
Тот же источник указывает, что Майкл был более способным учеником, чем Джозеф, и что (особенно когда Джозеф вырос достаточно, чтобы иметь проблемы с сохранением своего сопрано) именно пение Майкла вызывало больше восхищения.
Около 1753 года он покинул хоровое училище из-за потери голоса. В 1760 году Михаэль был назначен капельмейстером в Гросвардейне (сегодня Орадя ), а позже, в 1762 году, — концертмейстером. [3] в Зальцбурге , где он пробыл 44 года, в течение которых написал более 360 произведений, включающих как церковную, так и инструментальную музыку. Во время их совместного пребывания в Зальцбурге Гайдн познакомился с Моцартом , который высоко ценил его творчество.
17 августа 1768 года он женился на певице Марии Магдалене Липп (1745–1827); их единственный ребенок, дочь (Алоизия Джозефа, родившаяся 31 января 1770 года), умерла незадолго до своего первого дня рождения, 27 января 1771 года. Хотя женщины в семье Моцарта по какой-то причине не любили Липпа, [4] она все же исполнила роль Barmherzigkeit ([Божественное] Милосердие) в первой музыкальной пьесе Моцарта Die Schuldigkeit des ersten Gebots («Обязательство первой заповеди»), 1767, а позже роль Тамири в его короткой пасторальной опере Il re. пастор 1775 года.
Леопольд Моцарт раскритиковал пьянство Гайдна. [5]
В Зальцбурге Гайдн обучал юного Карла Марию фон Вебера. [6] и Антон Диабелли .

Майкл оставался рядом с Джозефом всю свою жизнь. Джозеф высоко ценил музыку своего брата, вплоть до того, что считал, что религиозные произведения Майкла превосходят его собственные (возможно, из-за их религиозной близости, в отличие от монументального и величественного, более секуляризованного симфонического стиля Джозефа). [7] В 1802 году, когда Михаилу «предложили прибыльные и почетные должности» «и от Эстерхази , и от великого герцога Тосканы », он написал Йозефу в Вену, прося совета, принимать или нет кого-либо из них, но в конце концов решил остаться в Зальцбурге. [8] Михаэль и Мария Магдалена Гайдны назвали свою дочь Алоизией Йозефой не в честь брата Михаэля, а в честь Йозефы Добравы фон Добравик, которая при крещении заменила крестную мать графине де Фирмиан.
Он умер в Зальцбурге в возрасте 68 лет.
Работает
[ редактировать ]Музыковед Карл Гейрингер утверждал, что Михаэль Гайдн не получил заслуженного признания от потомков, считая, что его церковная музыка, его хоры для мужских голосов и многие из его инструментальных произведений находятся на достойном уровне и должны быть возрождены. [9]
Михаэль Гайдн никогда не составлял тематический каталог своих работ и никогда не руководил его созданием. Самый ранний каталог был составлен в 1808 году Николаусом Лангом для его «Biographische Skizze» (Биографический очерк). В 1907 Лотар Пергер составил каталог своих оркестровых произведений Perger-Verzeichnis для Denkmäler der Tonkunst в Австрии , который несколько более надежен, чем каталог Ланга, и присваивает номера П. (для Пергера) многим инструментальным произведениям Гайдна. А в 1915 году аналогичную работу для духовной вокальной музыки Михаила предпринял Антон Мария Клафский. В 1982 году Чарльз Х. Шерман, который отредактировал партитуры многих своих симфоний для Доблингера, опубликовал их хронологический каталог, который приняли некоторые звукозаписывающие компании. Позже, в 1991 году, Шерман объединил усилия с Т. Донли Томасом, чтобы опубликовать хронологический каталог полного собрания сочинений Майкла, используя единый непрерывный диапазон номеров, после Людвига Риттера фон Кёхеля новаторского каталога всех произведений Моцарта и Отто Эриха Дойча. аналогичный всеобъемлющий сборник всех произведений Шуберта. Дальнейшие важные поправки в каталог Шермана/Томаса были внесены Дуайтом Блазином. [10]
Задача каталогизации музыки Майкла облегчается тем фактом, что он почти всегда указывает дату завершения в своих рукописях. [11] Догадки о дате были необходимы только в тех случаях, когда рукописи с автографами не сохранились.

Священные хоровые произведения Гайдна обычно считаются его самыми важными; его музыкальный вкус и мастерство лучше всего проявились в его церковных сочинениях, которые уже при его жизни считались старомодными. [12] Некоторые из этих произведений включают Реквием о несуществующем архиепископе Сигизмундо (Реквием по смерти архиепископа Зигмунда) до минор, который сильно повлиял Реквием Моцарта на ; Missa Hispanica (которую он обменял на диплом в Стокгольме ); его великолепная последняя месса Св. Франциска ре минор; мотет Лауда Сион , который он хотел спеть на своих похоронах; и набор постепенных изображений, сорок два из которых перепечатаны в Антона Диабелли » «Ecclesiasticon . Он написал несколько постановок массового ординара на немецком языке Франца Серафа фон Кольбреннера под названием Deutsches Hochamt .
Гайдн также был плодовитым композитором светской музыки, в том числе 41 симфонии и духовых партит, а также множества концертов и камерной музыки , включая струнный квинтет до мажор, который, как считалось, когда-то принадлежал его брату Йозефу. Был еще один случай посмертной ошибочной идентификации с участием Михаэля Гайдна: в течение многих лет симфония соль мажор, известная теперь как Симфония № 25 Михаэля Гайдна, считалась Симфонией № 37 Моцарта и получила обозначение К. 444. Путаница возникла из-за того, что был обнаружен автограф с вступительной частью симфонии в руке Моцарта, а остальная часть - в руке другого. Сейчас известно, что Моцарт написал медленное вступление к первой части, но остальную часть произведения написал Михаэль.
Некоторые произведения Михаэля Гайдна оказали влияние на Моцарта. Три примера: во-первых, Te Deum , «которому Вольфганг позже очень внимательно следовал в К. 141»; [13] во-вторых, финал Симфонии № 23 , повлиявший на финал Квартета соль мажор , К. 387; и, наконец, (фугальная) переходная и (нефугальная) заключительная тема второй сюжетной экспозиции соль мажор финалов Симфонии № 28 Михаила (1784 г.) и последней монументальной Симфонии № 41 Моцарта ( Юпитер ) (1788 г.), оба до мажор.
Список работ
[ редактировать ]Инструментальная музыка
[ редактировать ]- 1.1 Симфонии (43 симфонии + отдельные части симфоний)
- 1.2 Концерты (12 концертов + 1 отдельная часть)
- 1.3 Серенады (21 серенада, кассации, ноктюрны и развлечения)
- 1.4 Случайная музыка (1)
- 1.5 Балеты (3)
- 1.6 Танцев (15 сборников Менуэтти , 3 Менуэттини , 1 английских танцев , 1 немецких танцев )
- 1.7 Марши (15 маршей и фрагментов маршей)
- 1.8 Квинтеты (6)
- 1.9 Квартеты (19; подлинность квартетов MH 308–313 оспаривается. [14] )
- 1.10 Трио-сонаты (10)
- 1.11 Две сонаты (4)
- 1.12 Сольные сонаты (2)
- 1.13 Клавиатура (19 композиций)
- 1.14 Неизвестное оборудование (1)
Духовная вокальная музыка
[ редактировать ]- 2.1 Антифоны (47)
- 2.2 Кантаты (5)
- 2.3 Песнь (65)
- 2.4 Градусы (130)
- 2.5 Гимны (16)
- 2.6 Мессы (47), включая Мессу Святого Франциска Серафима и Мессу во время Великого поста.
- 2.7 Мотеты (7)
- 2.8 Предложения (65)
- 2.9 Оратории (7)
- 2.10 Настройки псалма (19)
- 2.11 Реквием (2, 1 завершен только для Кирие, завершен в 1839 году Паулем Гюнтером Кронекером OSB (1803–1847))
- 2.12 Другое (42)
Светская вокальная музыка
[ редактировать ]- 3.1 Арии (8)
- 3.2 Пушки (65)
- 3.3 Кантаты (14)
- 3.4 Партии песен (97)
- 3.5 Оперы (1)
- 3.6 Серенады (1)
- 3.7 Пение Игры (11)
- 3.8 Песни (46)
Записи
[ редактировать ]- Михаэль Гайдн: Симфонии N.1–12,15,16,18,25–28 (1998, CPO) - Словацкий камерный оркестр под управлением Богдана Вархала
- Михаэль Гайдн: Правда природы (2018, CPO) – Salzburger Hofmusik от Вольфганга Бруннера
- Михаэль Гайдн: Endimione (2021, CPO) - Salzburger Hofmusik под управлением Вольфганга Бруннера
- Михаэль Гайдн: Кайзер Константин I (2022, Accent ACC26504) – Хор Перселла и оркестр Orfeo под управлением Дьёрдя Вашедьи
- Михаэль Гайдн: Missa Sancti Aloysii (2022, Brilliant Classics) - Вокальный ансамбль Генуи и Accademia Vocaledi Genova под управлением Роберты Паранинфо
Примечания
[ редактировать ]- ^ Андерсон, Роберт (август 1982 г.). «В основном неизвестно». Музыкальные времена . 123 (1674): 556. дои : 10.2307/962794 . JSTOR 962794 .
- ^ Умирает 1810 , с. 86.
- ^ «Майкл Гайдн | Немецкий музыкант» . 6 августа 2023 г.
- ^ Кеньон , с. 142.
- ^ Кеньон , с. 154: «Майкл Гайдн действительно, по словам Леопольда, пил. Иногда он находился под его влиянием за органом во время высокой мессы...»
- ^ Кеньон , с. 197: «В январе 1798 года Михаэль Гайдн, сменивший одну из второстепенных должностей Леопольда Моцарта, должность учителя мальчиков в соборном хоре, нашел среди вновь прибывших симпатичного и многообещающего мальчика 11 лет по имени Карл Мария фон Вебер».
- ^ Розен 1997 , с. 366.
- ^ HC Роббинс Лэндон , Сборник корреспонденции и лондонские записные книжки Йозефа Гайдна (Fair Lawn, New Jersey: Essential Books, 1959; 214), черновик письма брату Гайдна, Иоганну Михаэлю, в Зальцбург с использованием немецкого знакомого второго лица " Форма «Ду» (Вена, 22 января 1803 г.).
- ^ Гейрингер, Карл (сентябрь 1952 г.). «Обзор Михаэля Гайдна». Примечания . Вторая серия. 9 (4): 619. дои : 10.2307/890157 . JSTOR 890157 .
- ^ Дуайт Блазин, «Майкл Гайдн и« традиция Гайдна »: исследование атрибуции, хронологии и передачи источников» (докторская диссертация, Нью-Йоркский университет, 2004), 235–354
- ^ Х. К. Роббинс Лэндон , Симфонии Йозефа Гайдна (Лондон: Universal Edition & Rockliff, 1955): «Майкл ... датировал свои рукописи с наиболее удовлетворительной точностью».
- ^ К., М. (апрель 1953 г.). «Обзор Михаэля Гайдна: Ein Vergessener Meister Ганса Янчика». Музыка и письма . 34 (2). Издательство Оксфордского университета: 160–161. JSTOR 730844 .
- ^ Кеньон , с. 44.
- ^ Дуайт Блазин, «Майкл Гайдн и« традиция Гайдна »: исследование атрибуции, хронологии и передачи источников» (докторская диссертация, Нью-Йоркский университет, 2004), 98
Источники
[ редактировать ]- Умирает, Альберт Кристоф (1810). «Биографические отчеты Йозефа Гайдна». Гайдн: Два современных портрета . Перевод Вернона Готвальса. Милуоки: Университет Висконсина.
- Кеньон, Макс. Моцарт в Зальцбурге: исследование и руководство . Нью-Йорк: Патнэм.
- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-31712-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шерман, Чарльз Х.; Томас, Т. Донли (1993). Иоганн Михаэль Гайдн (1737–1806), хронологический тематический каталог его произведений . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Михаэля Гайдна в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Михаэля Гайдна в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Проект Михаэля Гайдна () - Биография, произведения, литература и т. д. Михаэля Гайдна и его современников.
- Михаэль Гайдн , Классические архивы
- "Jubileumsmesse" в формате MP3 (лицензия Creative Commons)
- 1737 рождений
- 1806 смертей
- Австрийские музыканты XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Австрийские классические музыканты
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские эмигранты в Венгрии
- Австрийцы венгерского происхождения
- Австрийские католики
- Католические литургические композиторы
- Классические композиторы церковной музыки
- Композиторы для карильона
- Композиторы из Зальцбурга
- Йозеф Гайдн
- Жители округа Брук-ан-дер-Лейта
- Музыканты из Нижней Австрии
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы оратории