Пол Враницкий

Пауль Враницкий (чеш. Pavel Vranický , 30 декабря 1756 — 29 сентября 1808) — моравско -австрийский -классик композитор . Его сводный брат Антонин также был композитором.
Жизнь
[ редактировать ]Враницкий родился в Нойрайше ( Новое королевство ) в Габсбургской Моравии . [1] Он учился на богословском факультете Оломоуцкого университета , а затем в духовной семинарии в Вене. В 20 лет, как и многие другие чешские композиторы того периода, он переехал в Вену, чтобы искать возможности в австрийской имперской столице.
С 1790 года он дирижировал обоими оркестрами королевского театра. Его очень уважали Моцарт , Гайдн и Бетховен ; двое последних предпочитали его в качестве дирижера своих новых произведений (например, Первой симфонии Бетховена в 1800 году). [ нужна ссылка ] . Враницкий был плодовитым композитором. Его произведения включают десять опер , 44 симфонии , не менее 56 струнных квартетов (в некоторых источниках их число достигает 73). [ Эта цитата нуждается в цитировании ] и большое количество другой оркестровой и камерной музыки . Его опера «Оберон – Король фей» 1789 года была фаворитом в этом жанре и вдохновила Эмануэля Шиканедера на написание либретто для «Волшебной флейты» Моцарта в 1791 году; в середине 1790-х годов Гете стремился сотрудничать с Враницким над продолжением оперы Моцарта. Сегодня Враницкий считается одним из трех возможных композиторов, которые, как утверждается, написали национальный гимн Австрии (личность настоящего композитора окончательно не известна). [2]
В 1797 году, через четыре года после казни Людовика XVI, Враницкий написал Большую характерную симфонию о мире с Французской Республикой, в которую входит «Траурный марш по казни Людовика XVI». [3]
Враницкий умер в Вене 29 сентября 1808 года. Бетховен написал «Вариации на тему русского танца» (WoO 71), основанные на теме балета Враницкого Das Waldmädchen ( «Лесная дева» ).
Споры
[ редактировать ]Хотя некоторые ученые полагают, что он учился у Гайдна, доказательств этому нет. Однако несомненно, что он учился и находился под влиянием струнных квартетов Гайдна. Как и Гайдн, квартетное письмо Враницкого прошло множество стадий развития, начиная с доклассической и развиваясь до законченной сонатной формы позднего венского классицизма. Большинство его квартетов состоят из трех частей; многие из них разделяют качества парижского четырехголосного концертанта с виртуозным написанием всех четырех частей. В этих работах он исследовал зарождающийся романтический стиль с (на тот момент) смелыми гармоническими прогрессиями, театральными жестами и виртуозной игрой. Основываясь на десяти квартетах Враницкого, которые он изучал, историк музыки и Антона Райха ученый Рон Драммонд пишет: «Я могу смело и с абсолютной уверенностью сказать, что достижения Враницкого как композитора струнных квартетов в целом являются большим достижением, чем достижения Моцарта. Это утверждение может быть понято неправильно, позвольте мне уточнить: просто произведения Враницкого затмевают произведения Моцарта, а качество (зрелых) произведений каждого человека настолько превосходно, что Враницкий выигрывает по чистому количеству». [4]
Описывая музыку Враницкого во второй половине XIX века, бельгийский критик и музыковед Франсуа-Жозеф Фетис вспоминал: «Музыка Враницкого была в моде, когда она была новой, из-за его естественных мелодий и блестящего стиля. Он хорошо обращается с оркестром. , особенно в симфониях. Я помню, что в моей юности его произведения очень хорошо держались по сравнению с произведениями Гайдна. Их преждевременное прекращение сегодня было для меня источником удивления».
Работает
[ редактировать ]Сценические работы
[ редактировать ]Оперы
- Добрая мать (Иоганн Баптист фон Альксингер, Вена, 1795 г.)
- Марокканская империя или Подземные сокровища (1795)
- Долг службы (са)
Оперетты
- Праздник Лазаронов ( Иоахим Перине , Вена, 1794)
Пение игры
- Оберон, король эльфов (либретто Фридерики С. Зейлер , в значительной редакции Карла Людвига Гизеке . Вена, 1789)
- Тройной любовник (Вена, 1791 г.)
- Рудольф фон Фельзек (Й. Коромпай, Вена, 1792 г.)
- Меркурий, сваха, или скряга в копилке (Вена, 1793 г.)
- Почтовая станция, или Нежданная встреча (С.Ф. Кюнстлер, 1793)
- Плотник ( Август фон Коцебу , Вена, 1799)
- Три горбуна (Варшава, 1808 г.)
Другие виды оперных произведений
- Quadro Musicale Romantico : Йоханна фон Монфокон (Август фон Коцебу, Вена, 1799 г.)
- Спектакль : Сострадание ( Фридрих Трейчке , Вена, 1804 г.)
- дивертисмент : «Пикник богов» (Шенбрунн, 1804 г.); Признание (Вена, 1804 г.)
- маскировочные мелологи : Медея ; Макбет
Балеты
- Сбор винограда (Вена, 1794 г.)
- Зефир и Флора (Вена, 1795 г.)
- Лесная девушка (Вена, 1796 г.)
- Аэронавты (Вена, 1797 г.)
- Кир и Томирис (1797)
- Сирота из горной пещеры (Вена, 1810 г.)
- Вальмир и Гертрауд (ок. 1800 г.)
- Суд Париса (Вена, 1801 г.)
- Похищение сабинянок (Вена, 1804 г.)
- Удовлетворенность больше, чем богатство (Вена, 1805 г.)
- Зелина и Горано (Вена, 1806 г.)
Театральная музыка
- Роллас Тод (Август фон Коцебу, Вена, 1795 г.)
- Ахмет и Зенида ( Август Вильгельм Иффланд )
- Иоланта
- Месть
- Сири-Браге
Другие работы
[ редактировать ]- 1 кантата
- 56 симфоний: 29 опубликованных симфоний, 27 симфоний в рукописях.
- 3 сонаты для фортепиано
- 1 поражение
Концерты
- Для фортепиано
- Концерт для скрипки с оркестром до мажор
- Концерт для скрипки с оркестром ре мажор
- Концерт для скрипки фа мажор
- Концерт для скрипки с оркестром соль мажор
- Концерт для виолончели до мажор, соч. 27
- Концерт для флейты ре мажор, соч. 24/соч. 1
- Концерт для гобоя солью мажор
- Концерт для флейты и гобоя до мажор, соч. 39
- Концертино для гобоя и виолончели ре мажор (утеряно)
- Концерт для двух флейт соль мажор (утерян)
Другие произведения оркестра
- Увертюра, Дивертисменты , Тафельмузыка , танцы
Камерная музыка
- Струнное трио соль мажор, соч. 3 № 3 (записано The Vivaldi Project на MSR Classics 1623) [5]
- Квартеты, квинтеты и т.д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слонимский, Николас (1978). «Враницкий, Павел». Биографический словарь музыкантов Бейкера (6-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 1918. ISBN 0028702409 .
- ^ Дидерихс, Иоахим [на немецком языке] (2018). «От кого взялась мелодия австрийского гимна?» [От кого написана мелодия австрийского гимна?]. Австрийский музыкальный журнал (на немецком языке). Вена: Hollitzer Verlag. стр. 79–82. Архивировано из оригинала 7 июня 2019 г. Проверено 7 июня 2019 г. , 73 год
- ^ Уилл, Ричард. «Характерная симфония эпохи Гайдна и Бетховена». Введение. Издательство Кембриджского университета (2010). ISBN 9780511481895 . стр. 5
- ^ «Чешский классицизм - Пот бровей» , Приложение C к «Струнным квартетам Антона Райхи» Рона Драммонда
- ^ «Название каталога | MSR Classics» . 14 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оперные композиторы: W , Стэнфордский университет
- Проект Враницкого - включает биографию, каталог произведений и ноты.
- Биография
- Бесплатные партитуры Пола Враницкого в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Струнный квартет Пауля Враницкого, соч. 23 № 5 «Король Пруссии» , звуковые фрагменты и информация
- 1756 рождений
- 1808 смертей
- Люди из Нового Королевства
- Музыканты Маркграфства Моравии
- австрийское дворянство
- Музыканты XVIII века из Богемии
- Чешские композиторы классического периода
- Чешские композиторы-мужчины-классики
- Чешские оперные композиторы
- Оперные композиторы-мужчины
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы-классики XVIII века
- Австрийские музыканты XVIII века
- Австрийские музыканты-мужчины XVIII века
- Выпускники Университета Палацкого в Оломоуце
- Авторы национального гимна
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы Священной Римской империи.