Карл Людвиг Гизеке
Карл Людвиг Гизеке FRSE [ 1 ] (6 апреля 1761 в Аугсбурге — 5 марта 1833 в Дублине ) — немецкий актёр, либреттист , полярный исследователь и минералог . В юности его звали Иоганн Георг Мецлер ; в своей более поздней карьере в Ирландии он был сэром Чарльзом Льюисом Гизеке . Его ложно обвиняют в том, что он был либреттистом « своего друга Моцарта » Волшебной флейты .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Его отцом был Иоганн Георг Мецлер, протестант, работавший портным в Аугсбурге. Его мать звали Сибилла Магдалена Гетц. [ 2 ] Он посещал гимназию в Аугсбурге. [ 3 ] и преуспел в учебе, как известно из сохранившихся замечаний его школьного учителя, рекомендовавшего его для обучения в университете. [ 2 ] Он учился в Геттингенском университете с 1781 по 1784 год, изучая право. У него также появился побочный интерес к минералогии, посещая лекции натуралиста Иоганна Фридриха Блюменбаха . [ 2 ]
В 1781 году он взял псевдоним , под которым известен сейчас. Смена имени была эффективным прикрытием происхождения Гизеке, которое он всегда отказывался обсуждать. Действительно, настоящее имя Гизеке оставалось неизвестным ученым до 1910 года, когда датский геолог К. Й. В. Стенструп обнаружил письмо 1810 года от своей сестры датским властям с вопросом о благополучии ее брата, находившегося тогда в Гренландии; [ 4 ] письмо установило отношения Гизеке с аугсбургскими Мецлерами. Уиттакер предполагает, что он выбрал «Гизеке» (также пишется «Гизеке») в восхищении поэтом Николаусом Дитрихом Гизеке . [ 5 ]
Его карьера в театре
[ редактировать ]В 1784 году он покинул университет, чтобы стать странствующим актером, и в течение шести лет работал в различных театрах. В 1789 году он поступил на работу в Театр ауф дер Виден в Вене, тогда под руководством Иоганна Фриделя . [ 3 ] Когда позднее в том же году труппа Эмануэля Шиканедера приняла театр в качестве нового постоянного резидента, Гизеке был одним из немногих актеров, которых сохранил Шиканедер. [ 3 ]
По воспоминаниям Игнаца Кастелли , Гизеке не был выдающимся актером; у него «нет четкой специальности, и он играет любые роли, которые попадаются ему на пути». [ 6 ] Его ценность для труппы Шиканедера была больше как режиссера и особенно как писателя и поэта. [ 3 ] По словам Буха, в компании было три домописателя: сам Шиканедер, его жена Элеонора Шиканедер и Гизеке. [ 7 ]

Гизеке добился раннего успеха со своей адаптированной версией Софи Сейлер » « Hüon und Amande , основанной на более ранней работе Кристофа Мартина Виланда и положенной на музыку Пола Враницкого . Это была первая опера, исполненная труппой Шиканедера в их новом театре, и она заложила традицию внутри труппы сказочных опер, которая достигла кульминации два года спустя в « знаменитой опере Моцарта Волшебная флейта» . [ 8 ] Оберон похож на «Волшебную флейту» по сюжету и персонажам, и ряд певцов, участвовавших в «Обероне», сыграли аналогичные роли в более поздней опере. [ 8 ] Поскольку Гизеке не признал своего долга перед Софи Сейлер, он подвергся критике за плагиат . По словам Питера Бранскомба , «давно было признано, что Гизеке, названный автор либретто Враницкого, не заслуживает особой похвалы за то, что по большей части является плагиатом», и пришел к выводу, что « Оберон Гизеке, Король эльфов, представляет собой не что иное, как умеренную редакцию произведения Сейлера». книга." [ 9 ]
В более поздних работах Гизеке перевела на немецкий язык итальянские либретти опер Моцарта «Свадьба Фигаро» (1793) и «Così fan tutte» (1794). Всего ему предстояло написать либретти более чем к пятнадцати операм разных композиторов в период с 1789 по 1800 год; см. список ниже.
Как актера Гизеке запомнили тем, что он участвовал в премьере (30 сентября 1791 года) «Волшебной флейты» . Он сыграл самую говорящую роль Первого Раба. оперы Позже он, как говорили, утверждал, что является автором либретто , которое обычно приписывают Эмануэлю Шиканедеру; см. обсуждение ниже.
Во время своего пребывания в Вене Гизеке стал масоном , присоединившись к «Zur krönten Hope», той же ложе, что и Моцарт. [ 3 ] Ему верят [ 10 ] быть либреттистом «Freimaurerkantate» Laut verkünde unsre Freude , KV 623 (1791), произведения, написанного для масонского праздника и исполненного на нем, когда наступала последняя болезнь Моцарта (см. « Смерть Моцарта »). Главой ложи Гизеке был Игнац фон Борн , выдающийся ученый, специализация которого включала минералогию. Членами ложи были и другие выдающиеся минералоги, и членство Гизеке, очевидно, возродило его интерес к этому предмету. [ 5 ]
Когда Гизеке в конце концов уехал из Вены (1800 г.), он сделал это в тени и, возможно, в спешке, поскольку сохранившиеся судебные протоколы показывают судебное разбирательство против него за неуплату годовой арендной платы. Оставленные им личные вещи были проданы в 1801 году, чтобы покрыть этот долг. [ 11 ]
Как минералог
[ редактировать ]Отъезд из Вены совпал с серьезным сдвигом в карьере: Гизеке покинул театр и переключился на минералогию и торговлю минералами. В 1801 году он некоторое время учился у Авраама Готлоба Вернера в Бергакадемии во Фрайберге . [ 12 ] Позже, под титулом королевского прусского минного советника (Königlicher Preussischer Bergrat), [ 13 ] он проводил исследования в Швеции с 1803 по 1804 год и в Норвегии в 1805 году. В конце концов он поселился в Копенгагене, где работал торговцем минералами, коллекционером и наставником. [ 12 ]
Он получил одобрение датского короля Кристиана VII на исследование геологии Фарерских островов , которые он посетил в 1805 году, и Гренландии ; последнее путешествие началось в 1806 году. Гизеке установил дружеские отношения с эскимосскими жителями. [ 14 ] и научились путешествовать на умиаке — судне, которым пользовались эскимосские женщины. [ 14 ] Таким способом он исследовал большую часть береговой линии. По словам Мирского, Гизеке «был бережлив и проводил время, «обтесывая и раскалывая камни с утра до вечера». [ 14 ]
С научной точки зрения путешествие увенчалось успехом; его исследования заложили основу гренландской минералогии. [ 4 ] [ 15 ] Однако он столкнулся со многими трудностями, включая суровые гренландские зимы и болезни. Многие проблемы Гизеке возникли в результате наполеоновских войн , которые достигли своего апогея во время его пребывания. Вернувшись домой, в Копенгаген, существующие коллекции Гизеке были уничтожены, когда британский флот бомбардировал город . В 1806 году Гизеке отправил большую коллекцию материалов на борт датского корабля «Фрейлин» , направлявшегося в Копенгаген. [ 12 ] Корабль был захвачен качестве военного приза в Королевским флотом , а в 1808 году коллекция была продана на аукционе в Эдинбурге. [ 16 ]
Другим последствием войны стало то, что пребывание Гизеке в Гренландии, изначально запланированное всего на два года, [ 14 ] было продлено до семи: британцы захватили датский флот , и Гизеке не смог вернуться домой. Его возможное возвращение в Европу в августе 1813 года было живописным; по словам Дента, «он приземлился в Халле и был, вероятно, похож на Папагено , поскольку его европейская одежда износилась, и он был одет как эскимос, в мехах и перьях». [ 17 ]
Потеря груза 1806 года, возможно, была замаскированным благословением, поскольку в конечном итоге она укрепила репутацию Гизеке в Великобритании. Коллекцию осмотрел минералог Роберт Джеймсон , который, не зная о ее происхождении, пришел к выводу, что она бесполезна. Ниниан Имри и Томас Аллан заподозрили, что белый минерал в коллекции — это редкий криолит , и купили лот. Однако только когда Мортен Вормшельд был задержан в Эдинбурге по пути в Гренландию в 1812 году, он смог идентифицировать коллекционера как Гизеке и происхождение как Гренландию. [ 18 ] Другой минерал в коллекции позже был назван алланитом в честь Томаса Аллана. Таким образом, ценность коллекции была в конечном итоге признана еще до возвращения Гизеке в Европу.
Исследования в Гренландии помимо минералогии
[ редактировать ]Путешествия Гизеке вверх и вниз по побережью Гренландии оказались важными с точки зрения географии. По возвращении с ним консультировались такие моряки, как Джон Франклин и Уильям Скорсби , которые сыграли роль в конечном открытии Северо-Западного прохода , знаменитого неуловимого морского пути вокруг северной окраины Северной Америки. [ 19 ]
Он также собирал ботанические образцы. В их число входили некоторые виды мохообразных, растущие на камнях. [ 20 ] Гизеке собрал образцы гренландского колокольчика , которые, как он обнаружил, сильно отличались от европейских форм, и отправил их ботанику Лоренцу Хризанту фон Весту . Последний выделил новый вид и назвал его Campanula gieseckiana . в честь Гизеке [ 21 ] Новый вид был официально опубликован Ремером и Шультесом в 16-м издании » Линнея « Systema Vegetabilium .
Наконец, Гизеке внес свой вклад в этнографию и историю человечества Гренландии, наблюдая за эскимосами и вымершими поселениями викингов.
Ряд мест в Гренландии назван в его честь, например , Гизеке Дал на острове Диско , Искеке Исфьорд возле Упернавика и озеро Гизекес Со недалеко от Кангерлуссуака .
Профессор в Дублине
[ редактировать ]
По возвращении из Гренландии Гизеке не хватало не только европейской одежды, но и денег и источника дохода. Но его научные достижения привели к серьезному сдвигу в его судьбе. Томас Аллан уже осознал важность коллекций Гизеке и пригласил Гизеке погостить у него в доме в фешенебельном районе Эдинбурга . Именно в это время портрет Гизеке (показанный выше) был написан известным портретистом Генри Реберном . Через несколько недель Аллан призвал Гизеке подать заявку на новую должность профессора минералогии в Королевском Дублинском обществе . Несмотря на серьезную конкуренцию, Гизеке выиграл это назначение и занял эту должность в 1813 году. [ 23 ]
В начале своего назначения он не знал английского, но его способность к языкам [ 24 ] позволил ему восполнить этот недостаток быстрой учебой; в конце концов он опубликовал много публикаций на английском языке. [ 25 ] Гизеке продолжал сообщать о своих предыдущих исследованиях и других трудах. [ 26 ] В том же 1814 году он был принят в Орден Даннеброга королем Дании Фридрихом VI ; отныне в Ирландии он называл себя «сэр Чарльз Льюис Гизеке», указывая таким образом на датскую честь и используя английские версии немецких «Карл» и «Людвиг». [ 17 ]
Путешествие в Позднюю Вену и «Волшебной флейты» спор об авторстве
[ редактировать ]В 1817 году Гизеке получил отпуск со своей должности и отправился в долгое путешествие. Впервые он посетил Копенгаген, чтобы разобраться с делами, незавершенными после его отъезда туда в Гренландию 11 лет назад. [ 27 ] Там он заболел, и «в его жизни отчаялись» (Берри). [ 27 ] Однако он выздоровел и продолжил путь в свой родной Аугсбург. [ 27 ] и, в конце концов, вернулся к своим старым местам в Вене, с остановками по пути в различных городах Германии.
Основной целью поездки Гизеке в Вену было подарить коллекцию минералогических образцов императору Австрии Франциску I. Там он встретил старых знакомых по театру. тенор и оперный менеджер Юлиус Корне На такой встрече присутствовал (присутствовал также Игнац Зейфрид , старый участник труппы Шиканедера). Корне написал — три десятилетия спустя, в 1849 году, — следующее:
По этому случаю мы узнали много нового о старых временах; среди прочего мы научились видеть в нем (который в то время принадлежал к запрещенному ордену масонов) настоящего автора "Волшебной флейты" (о чем, кстати, уже подозревал Сейфрид). Я рассказываю все это по его собственному утверждению, которое у нас не было причин сомневаться. ... Многие думали, что суфлер Хельмбёк сотрудничал с Шиканедером. Но Гизеке поправил нас и в этом пункте; только фигуру Папагено и его двойника Папагены он приписывал Шиканедеру. [ 28 ]
В другом месте Корнет писал:
И прежде всего истинно немецкая «Волшебная флейта» Шиканедера и Гизеке, члена хора, составившего для него план сюжета, деление сцен и известные простые («наивные») рифмы. [ 29 ]
Последующие исследования вызвали обширные разногласия по поводу того, верить ли Корне, начиная от искреннего одобрения его отчета и заканчивая полным его отклонением, сопровождаемым клеветой на характер Гизеке. [ 30 ] Конечно, собственные показания Моцарта не подтверждают теорию Гизеке; в каталоге собственных произведений Моцарта он внес «Волшебную флейту» как «Немецкую оперу в двух действиях. Эмануэля Шиканедера». [ 31 ] Однако существует также разумная вероятность того, что Гизеке был непризнанным сотрудником Шиканедера; труппа часто практиковала соавторство как средство ускорения создания новых произведений. [ 32 ]
Гизеке вернулся в Дублин в конце лета 1819 года. [ 27 ] и возобновил свои обязанности профессора.
Полевые работы в Ирландии
[ редактировать ]В 1820-е годы Гизеке предпринял поездки в сельскую Ирландию с целью минералогических исследований: 1825 г. (Голуэй, Мейо, остров Ахилл), 1826 г. (Донегол) и 1828 г. (Лондондерри, Антрим, Тайрон, Даун); [ 27 ] см. «Работы» ниже.
Смерть
[ редактировать ]Гизеке остался на своем посту в Дублине и дожил до 72 лет. Его кончина была внезапной; по словам Дента, «5 марта 1833 года, несмотря на слабое здоровье, он пошел обедать с другом в Дублин; после ужина, когда они сидели за вином, он упал на спинку стула и умер». [ 33 ] Музей РДС в Ленстер-Хаусе закрылся на две недели в знак уважения. [ 34 ]
Гизеке никогда не был женат и, видимо, не оставил детей. [ 33 ] Он похоронен в церкви Св. Георгия на кладбище на Уитворт-роуд в Дублине.
Оценка
[ редактировать ]Посмертная репутация Гизеке, похоже, основана больше на его научных вкладах, чем на работе в театре. Его коллекции сейчас можно найти во многих музеях Европы. Часть из них была передана Австрийскому государству непосредственно Гизеке. Сейчас они находятся в Этнологическом музее Берлина . Остальные части хранятся в Копенгагене. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Театральный
[ редактировать ]дает Оперный словарь Гроува следующий список театральных произведений Гизеке: [ 35 ]
- (1789) Оберон, король эльфов ( Зингшпиль ), Пауль Враницкий (адаптированная версия или плагиат Хюона и Аманды Софи Сейлер )
- (1791) Wiener Zeitung (Зингшпиль), Франц Ксавер Герл и Бенедикт Шак
- (1792) Das Schlaraffenland (Зингшпиль), Герл и Шак
- (1794) Травестит Гамлет (пьеса), Винценц Тучек
- (1795) Идрис и Зенида , Франц Ксавер Зюссмайр
- (1796) Двенадцать спящих служанок , пьеса с песнями, Маттеус Стегмайер
- (1796) Глекляйн Уриэля , Стегмайер
- (1796) Die Belagerung von Cythère («Осада Китеры»), перевод Cythère assiégée Кристофа Виллибальда Глюка с дополнениями Франца Антона Хоффмайстера
- (1798) Амадис, Странствующий рыцарь Галлии , Г. Стенцерль
- (1798) Агнес Бернауэрин (бурлеск), Игнац фон Зейфрид
- (1799) Die Pfaueninsel («Остров павлинов»), Зейфрид и Стегмайер
- (1799) Травестит Эней (фарс), Сейфрид и Стегмайер
- (1800) Эней в аду (травестия), Стегмайер
- (1801) Дева Солнца (травестия), Сейфрид и Стегмайер
Научный
[ редактировать ]- (1819) О временных проживаниях гренландцев в зимний сезон и о населении северной и южной Гренландии. Эдинбург: А. Констебль.
- (1822) О криолите; Фрагмент журнала. Эдинбургский философский журнал 6: 141–4.
- (1823) К минералогии острова Диско. Труды Королевского общества Эдинбурга , 9: 263–272.
- (1824 г.) О норвежских поселениях на восточном побережье Гренландии, или Остербигде, и их положении. Труды Королевской ирландской академии 14: 47–56.
- (1826) Отчет о минералогической экскурсии в графство Донегол . Дублин: Королевское Дублинское общество.
- (1828) Второй отчет о минералогической экскурсии в графства Донегол, Мейо и Голуэй . Дублин: Королевское Дублинское общество.
- (1829) Отчет о минералогической экскурсии в графство Антрим . Дублин: Королевское Дублинское общество.
- (1832) Описательный каталог новой коллекции материалов в музее Королевского Дублинского общества. К этому добавляется ирландская минералогия . Дублин: Королевское Дублинское общество.
- (1861) Каталог геолого-географической коллекции минералов арктических областей от мыса Прощания до Баффиновой бухты, лат. от 59⁰ 14’ с.ш. до 76⁰ 32’ с.ш. Дублин: МакГлашан и Гилл.
- (1878) Минералогическое путешествие Гизеке в Гренландию, автор Ф. Джонструп. С приложением Х. Ринка о написании и этимологии гренландских топонимов. Издание: Прилагается 3 карты. Копенгаген: Типография Б. Луноса.
- (1910) Отчет о минералогической поездке в Гренландию. («Отчет о минералогическом путешествии в Гренландию») Meddelelser om Grønland 35: 1–478.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биографический указатель бывших членов Эдинбургского королевского общества 1783–2002 гг. (PDF) . Королевское общество Эдинбурга. Июль 2006 г. ISBN. 0-902-198-84-Х .
- ^ Jump up to: а б с Уиттакер (2007, 149)
- ^ Jump up to: а б с д и Хонолка и Поли (1990, 142)
- ^ Jump up to: а б Гизеке, КЛ (1910). KJV, Стенструп (ред.). Минералогический путевой журнал Карла Людвига Гизеке о Гренландии 1806–1813 гг. (Содержание: К. Я. Стенструп: Введение и биографические заметки; К. Л. Гизеке: Минералогический путевой журнал о Гренландии (1806–1813 гг.); К. Л. Гизеке: Несколько слов о возникновении Гренландии и в его пользу. Смиренно посвящен Его Королевскому Величеству (1818 г. О.Б.); Бёггильд: Места, упомянутые Гизеке: Уильям Тальбитцер: Гренландские топонимы в путевом журнале Гизеке) ; Meddelelser om Grønland . Том 35. Копенгаген.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Уиттакер (2007, 150)
- ^ Цитируется по Хонолке и Поли (1990, 142).
- ^ Бух (2007, ix)
- ^ Jump up to: а б Книга 2008, 293)
- ^ Питер Бранскомб , В. А. Моцарт: Волшебная флейта , издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 28
- ^ См. Whittaker (2007, 153), который приписывает эту точку зрения Х. К. Роббинсу Лэндону .
- ^ Уиттакер (2001, 454)
- ^ Jump up to: а б с Сладкий (1974, 27)
- ^ Йоргенсен, Гунни (1983). «Карл Людвиг Гизеке – от певца Моцарта до пионера Гренландии (от певца Моцарта до пионера Гренландии)» (PDF) . Гренландия . 1983 (6): 183–188.
- ^ Jump up to: а б с д Мирский (1998, 224)
- ^ Гизеке, КЛ (1878 г.). Ф., Джонструп (ред.). Гренландии Минералогическое путешествие по (на датском языке). Копенгаген. стр. 372 стр.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сладкий (1974, 28)
- ^ Jump up to: а б Дент (1913, 352)
- ^ Свит, Дж. М. (1972). «Мортен Вормшельд: ботаник (1783–1845)». Анналы науки . 28 (3): 293–305. дои : 10.1080/00033797200200201 .
- ^ Уиттакер (2007, 159)
- ^ Например, Jungermannia sphacelata Giesecke ex Lindenb. в Nova Acta Phys.-Med. акад. Цес. Леоп.-Кэрол. Нат. Кур., 14, Приложение: 76 (1829)
- ^ Бёхер, TW (1960). «Тикиуссак – гренландский колокольчик» (PDF) . Гренландия . 1960 (8): 306–311.
- ^ Международный указатель названий растений . Гизеке .
- ^ Источник этого абзаца: Уиттакер (2007, 157).
- ↑ Он уже знал немецкий, итальянский, французский, датский и гренландский эскимосский ; Уиттакер (2007, 151).
- ^ Частичную библиографию см. Whittaker (2007, 160).
- ^ Гизеке, КЛ (1815 г.). Программа минеральной системы курса лекций . Дублин.
- ^ Jump up to: а б с д и Берри (1915, 166)
- ^ Цитата из «Die Oper in Deutschland» Корне («Опера в Германии», Гамбург, 1849 г.); источник: Дент (1913, 345); перевод: из Уиттакера (2009, 322). Оригинал на немецком языке гласит: «По этому случаю мы так много узнали из старых дней; среди прочего, мы также узнали в нем настоящего автора «Волшебной флотилии» (который принадлежал к ордену масонов, что крайне не одобрялось). в то время) (о чем, однако, Сейфрид догадывалась). Но Гизеке и в этом нас разочаровал, Гизеке лишь уступил Шиканедеру фигуру Папагено и его жены». (Бэтли 1965, 234)(
- ^ Перевод Уиттакера (2009, 322). Оригинал на немецком языке гласит: «И прежде всего истинно немецкая «Волшебная флейта» Шиканедера и его хориста Гизеке, давшая ему план сюжета, разделение сцен и известные наивные рифмы». ((Бэтли 1965, 233))
- ^ Обсуждение и совокупность различных научных мнений см. в Abert (2007, 1253); Хонолка и Поли (1990, 138–146).
- ^ Хонолка и Поли (1990, 143)
- ^ См. Жижек и Долар (2002, 101), Хонолка и Поли (1990, 145–146); также Бенедикт Шак
- ^ Jump up to: а б Дент (1913, 355)
- ^ Мари., Бурк (2011). История ирландских музеев, 1790-2000: культура, идентичность и образование . Корк: Издательство Коркского университета. ISBN 9781859184752 . OCLC 698911816 .
- ^ Оперный словарь Grove , онлайн-издание, статья «Гизеке, Иоганн Георг Карл Людвиг». Статью написал Томас Бауман.
Библиография
[ редактировать ]- Аберт, Герман (2007) В. А. Моцарт (перевод Стюарта Спенсера с новыми примечаниями Клиффа Эйзена ). Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07223-6 .
- Бэтли, EM (1965) Эмануэль Шиканедер: либреттист «Волшебной флейты». Музыка и письма 46: 231–236.
- Берри, Генри Фитц-Патрик (1915) История Королевского Дублинского общества . Лонгманс, Грин и Ко.
- Бух, Дэвид (редактор) (2007) Философский камень . Том 76 « Недавних исследований музыки классической эпохи» . АР Издания, Инк. ISBN 0-89579-616-3 .
- Бух, Дэвид (2008) Волшебные флейты и заколдованные леса: сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-07810-8 .
- Дент, Эдвард Джозеф (1913) Оперы Моцарта: критическое исследование . Макбрайд, Наст и компания.
- Хонолка, Курт и Рейнхард Г. Поли (1990) Папагено: Эмануэль Шиканедер, человек театра во времена Моцарта . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 0-931340-21-7 .
- Мирский, Жаннет (1998) В Арктику!: История освоения Севера с древнейших времен . 2-е изд. Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-53179-1 .
- Свит, Джесси М. (1974) «Роберт Джеймсон и исследователи: поиск северо-западного прохода, часть I». Анналы науки 31: 21–47.
- Уиттакер, Альфред (2001) Карл Людвиг Гизеке: его жизнь, деятельность и достижения . Сообщения Австрийского минералогического общества 146: 451–479.
- Уиттакер, Альфред (2007) «Путешествия и страдания сэра Чарльза Льюиса Гизеке». В изд. Патрика Уайза Джексона « Четыре столетия геологических путешествий: поиск знаний пешком, на велосипеде, в санях и на верблюдах» . Том 287 специального издания Геологического общества. Геологическое общество. ISBN 1-86239-234-X .
- Уиттакер, Альфред (2009) «Карл Людвиг Гизеке: его альбомы и его вероятное участие в написании либретто оперы Моцарта «Волшебная флейта ». Сообщения Австрийского минералогического общества 155 (2009).
- Жижек, Славой и Младен Долар (2002) Вторая смерть оперы . Рутледж. ISBN 0-415-93017-0 .
- Немецкие геологи XIX века
- Немецкие ботаники XIX века
- Ботаники, работающие в Арктике
- Люди, связанные с Национальным музеем Ирландии
- Немецкие актеры-мужчины XVIII века
- Немецкие актеры мужского пола
- Эмигранты в Соединенном Королевстве
- Либреттисты Вольфганга Амадея Моцарта
- Волшебная флейта
- 1761 рождений
- 1833 смерти
- Похороны на церковном кладбище Святого Георгия в Дублине.