Фридерика Софи Сейлер
Фридерика Софи Сейлер | |
---|---|
Рожденный | Фридерика Софи Спарманн 1738 |
Умер | 22 ноября 1789 г. | ( 1789-11-22 )
Другие имена | Фридерика Софи Хензель |
Род занятий | Актриса и драматург |
Заметная работа |
|
Супруги |
Фридерика Софи Сейлер [ а ] (1738, Дрезден — 22 ноября 1789, Шлезвиг ; урожденная Спарманн , ранее замужем за Хензелем) — немецкая актриса , драматург и либреттистка . Наряду с Фридерикой Кэролайн Нойбер она считалась величайшей актрисой Германии 18 века; [ 1 ] Готхольд Эфраим Лессинг описал ее в своей «Гамбургской драматургии» как «несомненно одну из лучших актрис, которых когда-либо видел немецкий театр». [ 2 ]
Внучка архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельмана , она сбежала от жестокого дяди под угрозой принудительного брака, чтобы присоединиться к театру в возрасте шестнадцати лет в 1754 году. В 1760-х годах она зарекомендовала себя как одна из ведущих актрис Германии и получила признание. за изображение страстных, величественных, трагических героинь . С 1767 года она была профессионально и лично связана с театральным режиссером Абелем Зейлером , за которого вышла замуж в 1772 году, как ведущая актриса Гамбургского национального театра , а затем и Театральной труппы Зейлера . Вместе с Сейлером она до самой смерти вела странствующую жизнь, широко выступая по всему немецкоязычному миру. Она также несколько раз пробыла в Венском Бургтеатре между 1757 и 1772 годами. Она была связана со всеми ведущими театрами своей эпохи: Гамбургом, Веной, Веймаром, Готой и Мангеймом. [ 3 ]
Она считается одной из самых выдающихся женщин-драматургов XVIII века, а ее известность как актрисы способствовала популярности ее пьес. Ее либретто к опере «Оберон» (первоначально озаглавленное «Юон и Аманда ») послужило главным источником вдохновения для Эмануэля Шиканедера к либретто опере «Волшебная флейта» ; Слегка адаптированная версия оперы Сейлера была первой оперой, исполненной труппой Шиканедера в их новом театре, Theater auf der Wieden , и положила начало традиции сказочных опер в труппе Шиканедера, которая достигла кульминации два года спустя в «Волшебной флейте». Сейлера , в котором было несколько общих сюжетов, персонажей и певцов с Обероном . [ 4 ] Музыковед Томас Бауман описывает Оберон как «важный импульс для создания поколения популярных зрелищ, торгующих магией и экзотикой. Die Zauberflöte [Волшебная флейта], в частности, разделяет многие черты с Обероном, как музыкальные, так и текстовые». [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Она родилась как Фридерика Софи Спарманн в Дрездене и была единственным ребенком врача Иоганна Вильгельма Спарманна и Луизы Катарины Пёппельманн; ее дедушкой был архитектор Маттеус Даниэль Пёппельманн . Она приехала из неблагополучной семьи; ее родители развелись, когда ей было одиннадцать лет, и ее мать ушла в монастырь . В возрасте двенадцати лет ее отправили жить к жестокому дяде по материнской линии, который обращался с ней так плохо, что она сбежала к другому родственнику, который умер уже в 1753 году. Чтобы избежать брака по расчету , который устроил ее дядя, она сбежала от него, чтобы поступить в театр в шестнадцатилетнем возрасте в 1754 году. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Театральная карьера, 1754–1767 гг.
[ редактировать ]В 1754 году она присоединилась к труппе Арлекина Кирша . В 1755 году, в возрасте семнадцати лет, она вышла замуж за коллегу-актера, 27-летнего Иоганна Готлиба Хензеля (1728–1787), и в конце 1755 года они оба присоединились к труппе Франца Шуха в Бреслау , где она заслужила признание как актриса. В 1757 году они присоединились к Конрада Эрнста Аккермана компании в Гамбурге. Позже в 1757 году она поехала в Вену , чтобы выступить в Бургтеатре , несмотря на то, что подписала однолетний контракт с Аккерманном. С этого момента она жила отдельно от мужа, и позже они официально развелись. До 1765 года она выступала в Вене, Франкфурте и Хильдбургхаузене . Какое-то время она подумывала бросить актерское мастерство из-за болезни, но наконец вернулась в труппу Аккермана в Гамбурге в 1765 году. [ 6 ] [ 7 ]
Гамбургский национальный театр, Театральная труппа Зейлера и брак с Абелем Зейлером
[ редактировать ]1767 год ознаменовал начало ее профессионального и личного сотрудничества на протяжении всей жизни с Абелем Сейлером , который позже стал ее вторым мужем. В том же году группа гамбургских купцов во главе с Абелем Зейлером захватила здание театра «Комёдиенхаус» у труппы Аккермана и основала Гамбургский национальный театр — первую попытку создать национальный театр в Германии на основе Людвига Хольберга идей . Горячий поклонник Фридерики Софи Хензель, Абель Зейлер был бывшим банкиром и «красивым бонвиваном », который потерпел сенсационное банкротство на огромную сумму после амстердамского банковского кризиса 1763 года и который позже стал одним из великие деятели театра Европы XVIII века. Во многом именно его восхищение Фридерикой Софи Хензель, которой к тому времени было 29 лет, побудило его с 1767 года посвятить себя театру; В результате ее соперничества с 22-летней Каролиной Шульце Фридерика Софи Хензель оказалась в центре интриги, которая побудила ее поклонника Зейлера «создать для нее театр, где она могла бы править бесспорно, не опасаясь никакого соперничества». [ 9 ]
Фридерика Софи Хензель была ведущей актрисой Гамбургского национального театра, в котором Конрад Экхоф также был главным актером мужского пола и де-факто художественным руководителем, а Готхольд Эфраим Лессинг - драматургом . Лессинг написал свой влиятельный труд по драме, давший название области драматургии , «Гамбургская драматургия» , как сборник комментариев к пьесам; ее выдающаяся роль в национальном театре задокументирована Лессингом в « Гамбургской драматургии» , где Лессинг назвал ее одной из лучших актрис Германии. Гамбургскому национальному театру пришлось закрыться в 1769 году, когда после двух лет щедрых расходов у Абеля Зейлера закончились деньги.
В 1769 году Абель Зейлер основал передвижную театральную труппу Зейлера , эффективного преемника национального театра, сохранив Конрада Экхофа и Фридерику Софи Хензель в качестве ведущих актеров. Труппа зарекомендовала себя как ведущая театральная труппа в немецкоязычной Европе в 1770-х годах, и ей приписывают популяризацию пьес Шекспира в немецкоязычной Европе, а также продвижение драматургов «Штурм и натиск» и серьезной немецкой оперной традиции . Первоначально базирующаяся в Ганновере , компания оставалась в течение трех лет при дворе покровительницы искусств герцогини Анны Амалии в Веймаре с 1771 по 1774 год, что совпало с зарождением культурной эпохи, известной как Веймарский классицизм . Фридерика Софи Хензель выступала с труппой Зейлера с 1769 года, но оставалась в венском Бургтеатре с 1771 по 1772 год. В 1772 году она воссоединилась со своим давним любовным увлечением Зейлером и вышла за него замуж в ноябре 1772 года в Османштедте недалеко от Веймара. С 1772 года она профессионально аккомпанировала Абелю Сейлеру, выступая в основном в возглавляемых им театрах. После 1774 г. Пожар в Веймаре , компания Seyler переехала в герцогский двор Готы и базировалась в Лейпциге и Дрездене с 1775 по 1777 год. С 1777 по 1779 год компания Seyler в основном базировалась во Франкфурте и Майнце и много путешествовала в Кельн , Ханау , Мангейм. , Гейдельберг и Бонн .
В 1779 году труппа Зейлер сформировала ядро нового Мангеймского национального театра , художественным руководителем которого стал ее муж. В Мангейме ее муж поставил несколько шекспировских постановок и оставил после себя прочное наследие, а Фридерика Софи сыграла ключевые роли Шекспира, такие как Леди Макбет . В 1781 году ее ревность спровоцировала неприятный инцидент; в ответ на неоднократные дерзкие высказывания во время репетиций в театре ее ученицы Элизабет Тоскани , муж дал Тоскани пощечину, что привело к его отставке с режиссерского поста. Затем пара Зейлер покинула Мангейм и с 1781 по 1783 год оставалась в Шлезвиге , где ее муж был художественным руководителем Шлезвигского придворного театра. С 1785 по 1787 год она снова выступала в Comödienhaus в Гамбурге под руководством Фридриха Людвига Шредера , при этом ее муж иногда работал суфлером в театре. В 1787 году она переехала с мужем в Шлезвиг, где он снова стал директором Шлезвигского придворного театра и где она выступала до своей смерти в 1789 году.
Художественное наследие
[ редактировать ]Фридерика Софи Зейлер считалась величайшей немецкой актрисой своего времени и величайшей немецкой актрисой 18-го века наряду с Фридерикой Кэролайн Нойбер . Она осваивала разноплановые роли, но особое признание получила за изображение страстных, величественных трагических героинь, таких как Клитемнестра , Медея и Гертруда в «Гамлете» . Готхольд Эфраим Лессинг описал ее в своей «Гамбургской драматургии» как «несомненно одну из лучших актрис, которых когда-либо видел немецкий театр». [ 2 ] Он похвалил легкость и точность ее декламаций, а также тонкую игру. Он был особенно впечатлен тем, как она освоила сцену смерти в роли героини в его собственной пьесе « Мисс Сара Сэмпсон» , написав, что «нельзя требовать от искусства большего, чем то, что мадам Хензель делает в роли Сары». Рассказывая о своей игре в « » Франсуазы де Граффиньи , Сении Лессинг отмечала, что «ни одно слово не падает из ее уст на землю. То, что она говорит, она не выучила, это исходит из ее собственной головы, из ее собственного сердца. Ей нравится говорить, или она не любит говорить, ее игра продолжается непрерывно, я знал только одну ошибку, но это очень редкая ошибка; актриса слишком велика для этой роли. Актер Август Вильгельм Иффланд назвал ее одним из своих величайших образцов для подражания. [ 9 ]
Хотя ее считали самой выдающейся из ныне живущих актрис Германии, она также имела репутацию необычайно тщеславной и трудной в работе женщины. [ 10 ] Она чувствовала себя серьезно оскорбленной малейшей критикой ее игры, даже в целом очень положительными отзывами Лессинга; ее тщеславие, карьерные амбиции, востребованность самых заметных ролей и соперничество с другими актрисами вызывали напряженность на протяжении всей ее карьеры. Ричард Э. Шаде описывает ее как «красивую, хотя и довольно крепко сложенную и властную ведущую леди». [ 11 ] По словам Филлис Хартнолл , «даже Лессинг, которая ее ненавидела, была вынуждена признать, что она была прекрасной актрисой. В частной жизни она была злобной и интригующей, ее характер способствовал краху гамбургского предприятия». [ 12 ]
Фридерика Софи Сейлер как драматург
[ редактировать ]Фридерика Софи Сейлер написала всего две пьесы; тем не менее, она считается одной из самых важных женщин-драматургов 18 века и была одной из очень немногих женщин-драматургов своей эпохи. При жизни она была больше известна как актриса, чем драматург. Энн Флейг отмечает, что ее известность как актрисы сыграла важную роль в современном влиянии ее пьес. [ 3 ] Она также перевела с французского две пьесы. [ 3 ]
Похищение или нежная мать
[ редактировать ]Ее первая пьеса называлась Die Familie auf dem Lande и была опубликована в 1770 году. Переработанная версия пьесы была опубликована в 1772 году под названием Die Entführung oder die zärtliche Mutter (Похищение, или Нежная мать). Пьеса представляла собой драматическую адаптацию романа 1767 года « Заключение мемуаров мисс Сидни Бидульф» (1767) Фрэнсис Шеридан , практически забытой писательницы, который был продолжением ее более раннего романа « Мемуары мисс Сидни Бидульф» . [ 3 ] Последний роман сам был вдохновлен Памелой; или «Добродетель вознаграждается» Ричардсона Сэмюэля . Пьеса написана в стиле популярной у женщин-драматургов комедии лармоянте , где за трагическим повествованием следует счастливый финал. [ 13 ]
Юон и Аманда или Оберон
[ редактировать ]Как драматург Фридерике Софи Сейлер больше всего запомнилась влиятельным романтиком Зингшпилем «Юон и Аманда» ( нем . Hüon und Amande ), более известным как Оберон . Вдохновленная « поэмой Виланда Оберон» и одной из самых ранних пьес, основанных на сказках , она была опубликована в 1789 году, в год ее смерти, и посвящена давнему другу и соратнику ее и ее мужа, актеру Фридриху Людвигу Шредеру. . Оно было опубликовано в новом издании после ее смерти в 1792 году под названием «Оберон, или Король эльфов» ( нем . Oberon oder König der Elfen ). Спектакль на оригинальную музыку Карла Ханке имел большой успех в Гамбурге; Ханке была нанята ее мужем в качестве музыкального руководителя в Comödienhaus в Гамбурге в 1783 году. Вскоре после этого ее либретто было повторно адаптировано Карлом Людвигом Гизеке для театральной труппы Эмануэля Шиканедера с новой музыкой Пауля Враницкого . Пьеса Зейлера на музыку Враницкого стала первой оперой, исполненной труппой Шиканедера в Театре ауф дер Виден , и положила начало традиции сказочных опер внутри труппы Шиканедера, кульминацией которой стал Опера Моцарта и Шиканедера «Волшебная флейта» два года спустя. «Оберон» , написанный Софи Сейлер и основанный на Гизеке, похож на «Волшебную флейту» по сюжету и персонажам, и ряд певцов, участвовавших в постановке Шиканедера «Оберона» Сейлера/Враницкого, сыграли аналогичные роли в более поздней опере. По словам Питера Бранскомба , «давно было признано, что Гизеке, названный автор либретто Враницкого, не заслуживает особой похвалы за то, что по большей части является плагиатом», и пришел к выводу, что « Оберон Гизеке, король эльфа » представляет собой не что иное, как умеренную переработку либретто Враницкого. Книга Сейлера». После театрального успеха плагиатной версии Гизеке (а также после смерть), оригинал Сейлера был переименован в «Оберон» и исполнялся под этим названием. [ 14 ]
Пьесы
[ редактировать ]- Семья в деревне , 1770 год.
- Похищение или нежная мать , пьеса в пяти действиях, 1772. Wehrhahn Verlag Laatzen (2-е изд. 2004 г.). ISBN 3-86525-012-2 . Переработанная версия « Семьи в деревне» .
- Юон и Аманда , романтический Зингшпиль в пяти действиях, 1789; второе издание 1792 года под названием «Оберон, или Король эльфов» ; оригинальная музыка Карла Ханке , новая музыка Пола Враницкого
Библиография
[ редактировать ]- Вильгельм Кош , «Зейлер, Фридерика Софи», в Немецком биографическом словаре , ред. Вальтер Килли и Рудольф Вирхаус , Том. 9, редактор Вальтера де Грюйтера , 2005 г., ISBN 3110966298 , с. 308
- Пол Шлентер: Абель Сейлер . В общей немецкой биографии (ADB). Том 34, Duncker & Humblot, Лейпциг, 1892 г., с. 778-782.
- Сюзанна Корд: « Фридерик Софи Зейлер . Взгляд за кулисы: немецкоязычные женщины-драматурги XVIII и XIX веков (стр. 312–314). Springer-Verlag, 2016 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ее звали Фридерике Софи , но звали Софи . В письменных произведениях ее имя иногда переводится как Фридерике Софи , иногда Софи Фридерике , иногда Софи , а иногда сокращается до Ф.С. Она родилась Спарманн и была известна под фамилией по браку от первого брака Хензель с 1755 по 1772 год. С 1772 года она была известная под фамилией по браку от второго брака, Сейлер , иногда пишется Сейлер . В соответствии с традициями той эпохи фамилия иногда передавалась в женском роде, что обозначалось окончанием -ин. Следовательно, ее фамилия иногда переводилась как Henselin и Seylerin / Seilerin соответственно, иногда с добавлением определенного артикля вместо имени, как die Henselin и die Seilerin .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сюзанна Корд (1993). Добродетель в центре внимания: Фридерика Софи Хензель в роли актрисы и драматурга. Немецкий ежеквартальный журнал , 66(1):1–19.
- ^ Jump up to: а б Гамбургская драматургия , Четвертая пьеса. В: Работы Лессинга , изданные Георгом Витковским, Том 4, с. 355, 1766 г.
- ^ Jump up to: а б с д Анна Фляйг: « Фридерик Софи Хензель: Похищение, или: нежная мать (1772) ». В пространстве действия-игры: драмы авторов-женщин в театре конца XVIII века (стр. 145–167), Königshausen & Neumann, 1999.
- ^ Бух, Дэвид (2008) Волшебные флейты и заколдованные леса: сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века (стр. 293). Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-07810-8 .
- ^ Бауман, Томас . «Оберон, король дер Эльфов». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б Хайнц, Андреа, « Зейлер, Софи Фридерике » в: Neue Deutsche Biography 24 (2010), стр. 301
- ^ Jump up to: а б Кюршнер, Йозеф, « Хензель, Софи Фридерика » в: Allgemeine Deutsche Biography 11 (1880), стр. 787–789.
- ^ Вильгельм Кош , «Зейлер, Фридерика Софи», в Немецком биографическом словаре , ред. Вальтер Килли и Рудольф Вирхаус , Том. 9, Вальтер де Грюйтер , 2005 г., ISBN 3110966298 , с. 308
- ^ Jump up to: а б Сюзанна Корд: « Фридерик Софи Зейлер . Взгляд за кулисы: немецкоязычные женщины-драматурги XVIII и XIX веков (стр. 312–314). Springer-Verlag, 2016 г.
- ^ Ян Филипп Реемтсма , Лессинг в Гамбурге: 1766-1770 , CHBeck, 2007
- ^ Ежегодник Лессинга XII, 1980, стр. 81
- ^ Филлис Хартнолл , Оксфордский компаньон театра , с. 386, Издательство Оксфордского университета , 1983 г.
- ^ Сюзанна Корд (1996). «Все хорошо, что хорошо кончается? Брак, безумие и другие счастливые финалы в женских комедиях восемнадцатого века». Ежегодник Лессинга 28 (1996): 181–197.
- ^ Питер Бранскомб , В. А. Моцарт: Волшебная флейта , издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 28