Jump to content

Абель Сейлер

Абель Сейлер
Силуэт Абеля Сейлера
Силуэт Абеля Сейлера
Рожденный ( 1730-08-23 ) 23 августа 1730 г.
Листаль , Швейцария
Умер 25 апреля 1800 г. (1800-04-25) (69 лет)
Реллинген , Гольштейн
Национальность швейцарский
Эра Эпоха Просвещения
Известный Банкир ( Сейлер и Тиллеманн ) и руководитель театра ( Гамбургский национальный театр и Театральная труппа Сейлера )
Супруги
Дети
Подпись

Абель Зейлер (23 августа 1730, Листаль - 25 апреля 1800, Реллинген ) был театральным режиссером швейцарского происхождения и бывшим торговым банкиром , который считался одним из величайших театральных руководителей Европы 18 века. Он сыграл ключевую роль в развитии немецкого театра и при жизни считался «ведущим покровителем немецкого театра». [1] Он поддерживал разработку новых произведений и экспериментальных постановок, помогая сделать Гамбург центром театральных инноваций и создать финансируемую государством театральную систему в Германии. Работая с некоторыми из выдающихся немецких актеров и драматургов своей эпохи, ему приписывают создание нового, более реалистичного стиля игры. [2] знакомя с Шекспиром немецкоязычной публики и продвигая концепцию национального театра в традициях Людвига Хольберга , драматургов «Штурма и натиска» и серьезной немецкой оперы , став «главным агентом перемен на немецкой оперной сцене» в конец 18 века. [3] Уже при жизни его называли «одним из самых выдающихся деятелей немецкого искусства». [4]

Сын базельского реформатского переехал в Лондон , а затем в Гамбург священника, Сейлер в молодости и в 1750-х годах зарекомендовал себя как торговый банкир. Во время Семилетней войны и сразу после нее его банк Seyler & Tillemann участвовал в постоянно растущей и сложной, «злонамеренной» спекуляции с финансовыми инструментами и обанкротился с огромными долгами после банковского кризиса в Амстердаме 1763 года , в результате чего за десятилетие обширных судебных разбирательств. [5] Хотя Сейлер и его деловой партнер были богатыми банкирами, они «никоим образом не были представителями гамбургской буржуазии». [6] Яркий весельчак , к которому в Гамбурге относились с подозрением, Сейлер символизировал новую, более агрессивную форму капитализма.

Восхищение Сейлера трагической актрисой Софи Хензель (Сейлер) , которая позже стала его второй женой, побудило его с 1767 года полностью посвятить себя театру. Оставшиеся средства он использовал, чтобы стать главным акционером, благотворителем и эффективным руководителем идеалистического Гамбургского национального театра , который стал ведущим культурным учреждением Германии. В его театре Лессинг был первым в мире драматургом , кульминацией которого стала работа «Гамбургская драматургия» , определившая эту область и давшая ей название. В 1769 году Зейлер основал передвижную театральную труппу Зейлера , которая стала одной из самых известных театральных трупп Европы в период 1769–79 годов и считалась «лучшей театральной труппой Германии того времени». [7] Компания в значительной степени была сосредоточена вокруг его будущей жены и его близкого соратника Конрада Экхофа , самой известной актрисы и актера Германии того времени соответственно. Первоначально он имел ганноверскую привилегию в качестве директора театра, а его труппа позже оставалась в течение трех лет при дворе герцогини Анны Амалии в Веймаре и в течение года при герцогском дворе в Готе . Прибытие его компании в Веймар считается самой ранней отправной точкой веймарского классицизма . С 1779 по 1781 год он был художественным руководителем-основателем Мангеймского национального театра . Он заказал такие произведения, как «Штурм и натиск» ( Клингера давший название эпохе), «Ариадна на Наксосе» и Бенды « Альцеста , » Швейцера считавшиеся «первой серьезной немецкой оперой». [8] Сейлер в основном сосредоточился на художественном, экономическом и административном управлении своей театральной труппой; отсутствие у него актерского образования и прежняя профессия торгового банкира выделяли его среди руководителей театра своей эпохи в профессии, которая только начинала приобретать респектабельность. ) его жены 1789 года «Зингшпиль Хуон и Аманда » (или Оберон оказали большое влияние на «Волшебную флейту» .

Происхождение и детство

[ редактировать ]
Место его рождения Листаль в Швейцарии (1780 г.).

Абель Зейлер родился в 1730 году в Листале недалеко от Базеля в Швейцарии . Он был сыном реформатского священнослужителя доктора Теола. Абель Зейлер (Зейлер) (старший) (1684–1767), который был приходским священником Френкендорф-Мунцах в Листале с 1714 по 1763 год, и Анна Катарина Буркхардт (1694–1773). Он вырос в ученой и набожной реформатской семье и происходил из всех наиболее известных патрицианских семей Базеля или был их близким родственником по обе стороны родителей. Его мать принадлежала к известной семье Буркхардтов , которая считалась самой влиятельной семьей в кантоне Базель в 17 и начале 18 века. [9] Он был внуком по отцовской линии богослова Фридриха Зейлера и Элизабет Социн , члена дворянской семьи итальянского происхождения, и был назван в честь своего прадеда, базельского судьи и посланника при французском дворе Абеля Социна (1632–1695). . Он также происходил из семей Мериан и Фаеш . Он был потомком по материнской линии Юстины Фробен, дочери гуманиста Иоганна Фробена ; таким образом, он принадлежал к той же материнской линии, что и Анна Катарина Бишофф . У него была сестра Элизабет Зейлер (1715–1798), вышедшая замуж за приходского священника Дэниела Мериана. [10] Он был дальним родственником кардинала Йозефа Феша , Наполеона дяди ; оба они происходили от базельского торговца шелком, политика и дипломата Иоганна Рудольфа Фаеша (умер в 1659 г.), который был бургомистром Базеля и возглавлял профранцузскую фракцию города.

Хотя его родители принадлежали к семьям, пользовавшимся большим уважением в Базеле, Абель Сейлер вырос в довольно скромных материальных условиях. Приход его отца был небольшим, а приходская церковь и дом приходского священника находились в плохом состоянии. Его отец также потерпел неудачу в попытке восстановить церковь. Будучи приходским священником, его отец не имел фиксированного дохода, но, по-видимому, жил за счет церковных служб, подарков и периодических государственных пожертвований. И только когда он вышел на пенсию в 1763 году, его отец получил фиксированный доход — пенсию в размере 600 фунтов. [11]

Сейлер как торговый банкир

[ редактировать ]
Генрих Карл фон Шиммельман , деловой партнер Сейлера, ставший датским государственным деятелем.

В молодости Сейлер уехал из Базеля сначала в Лондон , а затем в Гамбург , где он работал торговым банкиром до 1766 года. В то время Гамбург превращался в один из ведущих мировых центров торговли и финансов, и эту позицию он сохранит. до конца XVIII века. Вместе со своими деловыми партнерами Иоганном Мартином Тиллеманном и Эдвином Мюллером он основал родственные компании Seyler & Tillemann и Müller & Seyler, которые занимались постоянно растущей и сложной спекуляцией с финансовыми инструментами во время Семилетней войны в 1750-х и начале 1760-х годов. Seyler & Tillemann имела тесные связи с банком братьев Де Неввилль в Амстердаме и считалась одним из самых спекулятивных и аморальных банков той эпохи. В 1761 году Зейлер и Тиллеманн, действуя в качестве агентов своего близкого делового партнера Генриха Карла фон Шиммельмана , арендовали монетный двор в Ретвише у обедневшего Фридриха Карла, герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Плен , члена кадетского отделения датской королевская семья, производить обесцененные монеты в последние годы Семилетней войны. [12] Seyler & Tillemann обанкротилась после банковского кризиса в Амстердаме 1763 года с долгами в 3–4 миллиона марок Banco , огромной суммой. Обширный гражданский процесс, связанный с банкротством, был начат в 1763 году и продолжался до 1773 года, а дело дошло до Императорского камерального трибунала . Большая критика была направлена ​​​​на деловую этику и экстравагантный образ жизни Сейлера и Тиллемана.

Мэри Линдеманн отмечает, цитируя заседания Императорского камерального трибунала 1765–1773 годов и мемуары Джона Пэриша:

[] Важное дело против нескольких деловых партнеров дошло до Имперского камерального трибунала (Reichskammergericht) в 1765 году. Оно предлагает отличную перспективу в отношении «обманных схем», и особенно в отношении мошенничества со счетами двух компаний: Müller & Seyler и Seyler & Tillemann. Хотя представленные здесь голоса принадлежат их кредиторам, документы, тем не менее, показывают, как современники относились к деловой практике «злонамеренных банкротов» и как эта практика принимала в их сознании особенно губительные формы. Адвокаты кредиторов подробно изложили подоплеку дела. Мюллер и Сейлер были новыми людьми; Эдвин Мюллер приехал из Ганновера несколько лет назад, а Абель Зейлер родился в одном из швейцарских кантонов. Однако оба «научились своему делу» и поженились в Гамбурге. [примечание 1] «Если бы можно было доверять их книгам», их фактический стартовый капитал составлял не более тридцати восьми тысяч марок. Bco., «из которых, однако, более половины было потрачено на приобретение мебели для двух домашних хозяйств, [на покупку] одежды, драгоценностей, серебряной посуды и других нужд для себя, своих жен и детей. , [а также] для карет, лошадей и так далее». Их бизнес с самого начала был недостаточно капитализирован. В 1750-х годах это казалось незначительной проблемой, поскольку получить кредит было легко. Когда денежный поток иссяк, они попытались быстро получить деньги посредством торговли векселями. Поскольку их свободные средства не могли покрыть их расходы и долги, их средства стали «самой дерзкой [формой] Виндханделя ». По мере того как их бизнес рос — когда они брали на себя все больше комиссионных за импорт и экспорт товаров, инвестировали в сахарный завод и давали деньги взаймы нескольким людям — они одновременно занимались торговлей векселями и заметно расширяли ее.
В 1757 году у них появился новый партнер по имени Тиллеман, который, однако, внес в их капитал «ни одного Крейцера», но это не помешало им энергично расширять свое дело. Хотя их предприятия, казалось, процветали в конце 1750-х годов, они делали это только «за счет других [...], потому что им всегда не хватало достаточных средств». Торговля векселями была опасной игрой, «в которой даже самый осторожный [практик] обычно теряет около 10%, а иногда и 12–14%». Затем партнеры создали воображаемую компанию за подписью Эрвина Мюллера «и сообщили миру, что таким образом он основал свою собственную фирму». Конечно, - сухо заметил адвокат, - "это было прекрасное дело, прославившее своего изобретателя, чему, однако, никто из тех, кто ценит правду и честность, не мог смириться!"
Они фактически обанкротились к августу 1762 года, задолго до «великого краха» 1763 года. Однако они не остановились, а рванули вперед (как писал Пэриш), готовя новые сделки по мере того, как на кухне становилось все жарче. Сейлер и Тиллеманн продолжали торговать бесполезными бумагами и скупили большое количество серебра и монет на комиссионных. Мюллер, к тому времени отделенный от фирмы, был по уши занят этим «ветренным бизнесом» («он разбросал по миру векселями на полтора миллиона марок Bco»). Он был доведен до такого «отчаяния», что Сейлеру и Тиллеманну, а также нескольким другим местным и иностранным банкам и предприятиям (главным образом в Брауншвейге и Амстердаме), которые все вместе занимались торговлей векселями и дисконтированием векселей, пришлось приехать. ему на помощь. Ради собственной безопасности они просто не могли позволить ему упасть. Тем не менее, к концу 1762 года они тоже оказались «полностью неплатежеспособными».
Когда рухнул амстердамский дом Де Неввиля, рухнула и компания Seyler & Tillemann. Общая причина банкротств, от гиганта De Neufville до менее известных партнерств, таких как Seyler & Tillemann, заключалась, как утверждалось, в «чрезмерной торговле векселями, в вексельных махинациях и, в частности, в криминальной торговле векселями». ««ветренная торговля», которой занимались [такие как] Seyler & Tillemann». «Торговля ветром» этих лет – и последовавшие за ней банкротства – потрясли до основания крупные коммерческие центры, «и многие капиталисты, стремившиеся получить прибыль от высокой учетной ставки и менявшие свои деньги на бумагу, оказались оголенными. » [5]

Сейлера описывали как «красивого весельчака ». [13] Несмотря на «сенсационное банкротство на огромную сумму [...] ни один из них [Сейлер и Тиллеманн] не потерял ни хорошего настроения, ни вкуса к легкой жизни». [14] Хотя они были богатыми банкирами, Зейлер и Тиллеман «ни в коем случае не были представителями гамбургской буржуазии, а скорее относились к ним с подозрением по разным причинам» местной гамбургской элитой. [6] В строго лютеранском Гамбурге к кальвинистам , таким как Зейлер, относились с таким же подозрением, как и к католикам того времени. Сейлер и его друзья также были людьми, добившимися самостоятельно, иммигрантами в Гамбурге и мало уважали ценности и условности консервативной гамбургской буржуазии; они символизировали новую форму капитализма. [5]

Сейлер как руководитель театра

[ редактировать ]

Гамбургский национальный театр (1767–1769)

[ редактировать ]
Его вторая жена Фридерика Софи Зейлер , самая известная актриса Германии конца 18 века, картина Антона Граффа.

После банкротства своего банка Зейлер посвятил себя театру и стал главным акционером, благотворителем и эффективным руководителем Гамбургского национального театра . [15] идеалистическая попытка создания национального театра, основанного на идеях Людвига Хольберга . Театр принадлежал «консорциуму двенадцати бизнесменов города, а также триумвирату Сейлера, Бабберса и Иоганна Мартина Тиллемана, делового партнера Сейлера. Но на практике это было дело одного человека, поскольку Сейлер доминировал над всеми». [16] Он арендовал здание Comödienhaus и в значительной степени был преемником Конрада Эрнста Акермана театральной труппы . Национальный театр нанял Готхольда Эфраима Лессинга в качестве первого в мире драматурга и привлек таких выдающихся актеров, как Конрад Экхоф и Фридрих Людвиг Шредер ; самая известная актриса Германии конца XVIII века Фридерика Софи Хензель (Зейлер) Ведущей актрисой театра была , которая впоследствии стала второй женой Зейлера. По признанию Лессинг, ее считали «очень прекрасной актрисой, но она была беспокойным и вспыльчивым персонажем», всегда находившимся в центре интриг. [17] Во многом именно восхищение Сейлера Фридерикой Софи Хензель, которой тогда было 29 лет, побудило его посвятить себя театру; в результате соперничества Хензеля с Каролиной Шульце она оказалась в центре интриги, которая побудила ее поклонника Сейлера «создать для нее театр, где она могла бы править бесспорно, не опасаясь никакого соперничества». [18]

Карл Манциус отметил:

Восхищение Сейлера прекрасной актрисой легко перенеслось и на театр вообще, то есть на театр, который образовал рамку вокруг его любимицы. Таким образом образовалась коалиция торговли, литературы и искусства, в которой каждая партия имела свои личные интересы, но которая внешне стремилась к возвышенной цели — отмене делового руководства, вредившего истинному искусству. [19]

Номинально Иоганн Фридрих Лёвен ) , состоящего из трех человек, занимал должность директора театра, но он не имел большого влияния, поскольку Сейлер в качестве основного акционера и главы «административного комитета» ( Verwaltungsausschuß принимал все управленческие решения, в то время как Экхоф на практике взял на себя художественное руководство. Новый режим Сейлера хорошо устроил Экхофа, и он на всю жизнь стал другом и соратником Сейлера.

Гамбургский национальный театр был увековечен влиятельной книгой Лессинга « Гамбургская драматургия» , сборником эссе, в которых отражены усилия Гамбургского национального театра, которые определили область драматургии и дали ей свое название. Идея журнала с Лессингом в качестве драматического критика была задумана Лёвеном, и Сейлер, «власть за троном», сначала неохотно согласился, но в конечном итоге был поддержан успехом журнала. [20] [21] Театр пришлось закрыть через два года после того, как Сейлер потратил на него остаток своего состояния.

Театральная труппа Сейлера (1769–1779)

[ редактировать ]
Давний соратник Зейлера, актер Конрад Экхоф , считается лучшим актером Германии 18 века.

основал эффективного преемника Национального театра, Театральную труппу Сейлера В 1769 году Сейлер вместе с Конрадом Экхофом, Софи Хензель и некоторыми другими актерами . Труппа Зейлера стала одной из самых известных театральных трупп Европы в период 1769–79 годов и считалась «лучшей театральной труппой Германии того времени». [7] В то время как Национальный театр избегал музыкального театра, Зейлер назначил Антона Швейцера музыкальным руководителем, которому было поручено добавить оперу в устный репертуар, а компания Зейлера стала играть важную роль как в развитии немецкой оперной традиции, так и в ее продвижении и популяризация драмы « Буря и натиск» .

На протяжении большей части своего существования труппа Сейлера насчитывала около 60 членов, включая оркестр, балет, театральных драматургов и сценографов. Труппа была одной из первых театральных трупп, имевших постоянный оркестр. В течение следующих десяти лет компания много путешествовала и подолгу останавливалась в нескольких судах Европы. Театральные труппы той эпохи, особенно передвижные, считали себя большими «семьями».

Ганноверские годы (1769–1771)

[ редактировать ]

Георг III Ганноверский и Соединенного Королевства заключил с Сейлером контракт в 1769 году на выступление в Ганновере и других городах Ганноверского электората , назначив его «директором королевских и избирательных немецких придворных актеров», и этой привилегией он пользовался до тех пор, пока не отказался от нее в 1772 году. В годы Ганновера труппа выступала в самом Ганновере, а также в Люнебурге , Целле , Оснабрюке , Хильдесхайме и Вецларе с сентября 1769 по октябрь 1771 года. Первоначально новая труппа боролась с трудностями, и Зейлеру не удалось повторить старый успех Гамбургского национального театра. Отсутствие общественного интереса к Ганноверу привело к финансовым проблемам, а когда Экхоф в мае 1770 года также серьезно заболел и некоторое время не мог выступать, ситуация резко ухудшилась. Шурин Сейлера, придворный аптекарь Дж.ГР. Андреа из Ганновера, который также воспитал детей Сейлера от первого брака, спас компанию Сейлера, взяв на себя все долги перед надвигающимся разорением; Однако Андреэ потребовал, чтобы Экхоф заменил своего зятя на посту главы компании.

При дворе герцогини Анны Амалии (1771–1774).

[ редактировать ]
Герцогиня Анна Амалия , известная покровительница искусств, которая пригласила Сейлера и его компанию к себе ко двору в 1771 году.

В 1771 году компания Зейлера была приглашена при герцогском дворе в Веймаре герцогиней Анной Амалией , композитором и известным покровителем искусств, и Сейлер снова стал руководителем компании. В октябре 1771 года их тепло приветствовали Анна Амалия и ее двор, и им щедро заплатили; труппа выступала три раза в неделю для избранных гостей при дворе Веймарского герцога. В 1771 году Анна Амалия была 32-летней вдовой, которая правила регентом от имени своего маленького сына. Прибытие компании Seyler в Веймар ознаменовало зарождение культурной эпохи, известной как веймарский классицизм , когда герцогиня пригласила ко двору в Веймаре многих самых выдающихся людей Германии, в том числе Гердера , Гете и Шиллера . Через год после того, как компания Сейлера прибыла в Веймар, герцогиня пригласила Кристофа Мартина Виланда в Веймар, чтобы дать образование двум ее сыновьям. Виланд только что опубликовал свою современную и ироничную работу о зеркале для принцев « Der goldne Spiegel oder die Könige von Scheschian» . Виланд стал важным другом и соратником Зейлера, а затем и Гете.

Адам Шоафф отмечает:

Находясь в Веймаре, труппа Зейлера заработала репутацию одной из самых грозных трупп Германии благодаря своему композитору Антону Швейцеру (1735–87); их ведущее сопрано Франциска Кох ; [...] и еще два талантливых певца, Йозефа и Фридрих Хельмуты. Постановка «Альцесты » Швейцера (1773) на либретто Кристофа Мартина Виланда (1733–1813) ознаменовала важный момент в истории немецкой оперы: «Альцеста» была первой полнометражной серьезной оперой на немецком языке. [22]

жила в венском Бургтеатре В 1772 году он воссоединился со своей возлюбленной Фридерикой Софи Хензель, которая последний год , и наконец они поженились в ноябре 1772 года в Османштедте недалеко от Веймара.

При дворе Готы (1774–1775)

[ редактировать ]
Актриса Seyler Company Эстер Шарлотта Брандес в роли Ариадны в опере «Ариадна на Наксосе»

После пожара во дворце в Веймаре в мае 1774 года Анна Амалия была вынуждена распустить компанию Зейлера, и они уехали с зарплатой за квартал и рекомендательным письмом герцогу Эрнесту II в Готе . Таким образом, Сейлер пропустил прибытие Гете ко двору Веймара годом позже. Компания Сейлера оставалась в течение одного года при герцогском дворе в Готе, где Сейлер и другие члены труппы также участвовали в более широкой культурной и общественной жизни, а также в масонстве. В Готе Сейлер познакомился с богемским композитором Георгом Антоном Бендой и поручил ему написать несколько успешных опер, в том числе «Ариадна на Наксосе» , «Медея» и «Пигмалион» . При своем дебюте в 1775 году «Ариадна на Наксосе» получила восторженные отзывы в Германии, а затем и по всей Европе, причем музыкальные критики обращали внимание на ее оригинальность, сладость и гениальное исполнение. Это широко считается лучшим произведением Бенды и вдохновило Моцарта .

Лейпциг и Дрезден (1775–1777)

[ редактировать ]

В 1775 году Зейлер получил избирательную саксонскую привилегию в качестве директора театра и выступал в Лейпциге и Дрездене , а в 1776 году открыл недавно построенный летний театр в Дрездене. В 1776 году Зейлер также нанял близкого друга Гете Фридриха Максимилиана Клингера в качестве драматурга и секретаря, и он оставался в труппе в течение двух лет. Клингер последовал за Гете в Веймар ранее в том же году, и в то время, когда он присоединился к компании Зейлера, он только что порвал с Гете при неясных обстоятельствах. Он привез с собой рукопись своей недавно законченной пьесы «Штурм и натиск» , которая впервые была исполнена труппой Зейлера 1 апреля 1777 года в Лейпциге; пьеса дала название художественному движению «Штурм и натиск» .

Снова в дороге (1777–1779).

[ редактировать ]

В 1777 году Сейлер отказался от избирательных привилегий Саксонии, и его компания снова двинулась в путь. В течение следующих двух лет компания Seyler базировалась главным образом во Франкфурте и Майнце и много путешествовала по Кёльну , Ханау , Мангейму , Гейдельбергу и Бонну . 17 июня 1777 года Сейлер стал директором избирательного Komödienhaus в Große Bleiche в Майнце; его ансамбль тогда насчитывал около 200 участников, включая его жену Софи. [23] Франкфурт стал конечной остановкой компании Seyler. Рейнхард Фрост пишет, что компания Seyler со своей литературно амбициозной программой не достигла широкой аудитории во Франкфурте, привыкшей к более популярным развлечениям. [24] Тем не менее Сейлер считается основателем серьезной театральной традиции во Франкфурте. [25] [26]

Национальный театр Мангейма (1779–1781)

[ редактировать ]
Придворный Вольфганг Гериберт фон Дальберг , соратник Зейлера в годы Мангейма.

Когда Карл Теодор , принц-курфюрст Пфальца , в 1777 году дополнительно стал герцогом Баварии, он перенес свой двор из пфальцской столицы Мангейма в Мюнхен театральную труппу Теобальда Маршана и привез с собой . В 1778 году он поручил придворному Вольфгангу Гериберту фон Дальбергу — брату курфюрста и великого герцога Карла Теодора фон Дальберга — основать новый театр в Мангейме. Сначала Дальберг заключил контракт с театральной труппой Абеля Зейлера на периодические выступления в Мангейме с 1778 по 1779 год. Осенью 1779 года Сейлер навсегда переехал в Мангейм вместе с остальными членами своей театральной труппы. К нему также присоединились несколько актеров, которые в последние несколько лет были связаны с Театром Гота-Корт под руководством Конрада Экхофа - по сути, ответвлением Театральной труппы Сейлера; Сам Экхоф умер годом ранее. Национальный театр Мангейма открылся в октябре 1779 года, его первым художественным руководителем стал Сейлер. [примечание 2] и Дальберг в качестве его генерального администратора. [примечание 3] Среди актеров, работавших под руководством Сейлера в Мангейме, были Август Вильгельм Иффланд , Иоганн Давид Бейль и Генрих Бек . [27]

В Мангейме Сейлер поставил несколько постановок Шекспира и оставил после себя неизгладимое наследие. Его «репертуар в первые годы Мангейма все еще демонстрирует влияние его гамбургского периода, а также наследие лет Веймара/Готы». [28] В сотрудничестве с Дальбергом он разработал характерный стиль театра, основанный на вере в необходимость достижения баланса между более естественным стилем игры и определенным благородством и идеализацией. [29]

В 1778 году Вольфганг Амадей Моцарт посетил мангеймский театр, где Дальберг попросил его написать дуодраму для труппы Зейлера. Моцарт с энтузиазмом писал своему отцу Леопольду Моцарту :

Возможно, я смогу заработать здесь 40 луидоров, хотя мне придется остаться здесь на шесть недель, самое большее на два месяца. Компания Сейлер здесь — я думаю, вы уже знаете ее по репутации.

Абель Зейлер был вынужден оставить свой пост директора Национального театра Мангейма в 1781 году «после того, как ревность его жены спровоцировала неприятный инцидент»; [17] во время ссоры с "интригой" жены [31] Студентка, 20-летняя актриса Элизабет Тоскани , обычно уравновешенный Сейлер вышел из себя и дал ей пощечину в ответ на неоднократные дерзкие высказывания во время репетиций в театре. В отчете, подготовленном по заказу Дальберга, отмечалось, что Тоскани принадлежал к «слабому полу» и что Сейлер был директором театральной труппы и к нему следует относиться по более высоким стандартам. Чтобы «восстановить мир» в театре, Дальберг решил отправить Сейлера на пенсию. [32]

Первый спектакль Фридриха Шиллера » «Разбойники , вдохновленный пьесой Иоганна зятя Зейлера Антона Лейзевица « Юлий Тарантский », состоялся в Национальном театре Мангейма через год после того, как Сейлер ушел с поста режиссера.

Последние годы (1781–1800)

[ редактировать ]
Опера его жены Софи Сейлер «Юон и Аманда» (или Оберон ), оказавшая основное влияние на сюжет и персонажей «Волшебной флейты».

С 1781 по 1783 год Зейлер был художественным руководителем Шлезвиг-придворного театра, который также выступал во Фленсбурге , Хузуме и Киле . В 1783 году он основал собственную труппу в Альтоне недалеко от Гамбурга. С 1 сентября 1783 г. по Пасху 1784 г. он снова был директором театра «Комодеенхаус» в Гамбурге; он продолжал жить в Гамбурге до 1787 года и временами был суфлером в театре, где его жена выступала под руководством Фридриха Людвига Шрёдера . С 1787 по 1792 год он снова был художественным руководителем Шлезвигского придворного театра.

Его жена Софи Сейлер умерла в 1789 году. Ранее в том же году она опубликовала романтический Зингшпиль или оперу «Юон и Аманда» (или «Оберон» ), вдохновленную стихотворением их друга и соратника Кристофа Мартина Виланда . Спектакль на оригинальную музыку Карла Ханке имел успех в Гамбурге; Ханке был нанят Абелем Зейлером в качестве музыкального руководителя в Comödienhaus в Гамбурге в 1783 году. Слегка адаптированная версия оперы Зейлера. [33] с новой музыкой Пауля Враницкого, стала первой оперой, исполненной труппой Эмануэля Шиканедера в Театре Ауф дер Виден , и положила начало традиции сказочных опер в труппе Шиканедера, которая достигла кульминации два года спустя в опере Моцарта и Шиканедера. Волшебная флейта ; Софи Сейлер «Оберон» считается одним из главных источников влияния на сюжет и персонажей «Волшебной флейты» . [34] Музыковед Томас Бауман описывает Оберон как «важный импульс для создания поколения популярных зрелищ, торгующих магией и экзотикой. Die Zauberflöte [Волшебная флейта], в частности, разделяет многие черты с Обероном, как музыкальные, так и текстовые». [35]

В 1792 году Абель Зейлер вышел в отставку, получив пенсию от принца Карла Гессен-Кассельского , королевского губернатора герцогств-близнецов Шлезвиг-Гольштейн. С 1798 года он жил в качестве гостя в имении актера, своего давнего друга и видного соратника-масона Фридриха Людвига Шредера в Реллингене в герцогстве Гольштейн , где и умер 25 апреля 1800 года в возрасте 69 лет. Он был похоронен. в Реллингене 1 мая 1800 года. [36] [37]

Наследие

[ редактировать ]

Зейлер широко известен как один из величайших театральных руководителей Европы XVIII века, а при жизни его называли «ведущим покровителем немецкого театра». [1] Ему приписывают представление Шекспира немецкоязычной публике, а также продвижение концепции национального театра в традициях Людвига Хольберга , драматургов «Штурма и натиска» , а также развитие серьезной немецкой оперной традиции. [38] Уже при жизни его называли «одним из самых выдающихся деятелей немецкого искусства». [4] Людвиг Волльрабе назвал его «человеком, внесшим бессмертный вклад в театр Германии и его развитие». [39] Его хвалили современники, такие как Готхольд Эфраим Лессинг и Кристоф Мартин Виланд , которые описывали его как «человека проницательности и проницательности». [40] После его смерти его дочь Софи Лейзевиц, жена поэта Иоганна Антона Лейзевица , писала: «Мне посчастливилось из детского долга поклоняться человеку, которым тысячи могут только восхищаться». [41]

Сейлер в основном сосредоточился на художественном, экономическом и административном управлении своей театральной труппой; отсутствие актерского образования, его патрицианская семья и прежняя профессия торгового банкира выделяли его среди руководителей театра своей эпохи в профессии, которая только начинала приобретать респектабельность. Джон Варрак отметил, что:

Успех труппы Абеля Сейлера в послевоенные годы был основан на его деловой хватке в сочетании с чутьем к привлечению талантов, но он не добился бы процветания, если бы труппы передвижных театров не начали пользоваться большим уважением в новом климате интерес к драме и, следовательно, к драматической музыке. [42]

Датский критик Кнуд Лайн Рахбек подчеркнул тот факт, что, хотя он сам никогда не был актером, он продемонстрировал большой энтузиазм и глубокие познания в искусстве. [43] Актер Август Вильгельм Иффланд, работавший под руководством Сейлера, сказал:

Его опыт, его знания направляли и формировали многих художников. Мы многому научились у его режиссуры, у его прекрасной, добросовестной, честной, но никогда не острой критики. Непоколебимо было его место между авансценой и первой кулисой . Это была похвала, поощрение, награда, когда он видел его здесь, предупреждение, порицание, когда он кладет в карман лорнет, наказание, когда он покидает свое место. [44]

Его театральное наследие в конечном итоге затмило сомнительную репутацию, которую он заработал как банкир в молодые годы.

Масонство

[ редактировать ]

Как и многие его сотрудники, Сейлер был масоном . Он присоединился к масонству в Лондоне в 1753 году. [45] стал членом ложи Авессалома в Гамбурге в мае 1755 года. [46] и до своей смерти был связан с масонством.

Абель Зейлер и Конрад Экхоф вместе с другими членами компании «Сейлер» основали первую масонскую ложу в Готе . Основание произошло 25 июня 1774 года в Gasthof Zum Mohren, по случаю Рождества Святого Иоанна Крестителя , и Экхоф стал первым Досточтимым Мастером , а Зейлер - Первым Смотрителем . Ложа первоначально называлась «Космополит» , но вскоре после этого была переименована в «Цум Раутенкранц» в честь герцогской семьи. В его состав входили несколько членов компании Seyler, такие как Сейлер, Экхоф и композитор Георг Антон Бенда ; правящий герцог Эрнест II Саксен-Гота-Альтенбургский и брат герцога, принц Август Саксен-Гота-Альтенбургский присоединились к нему вскоре после его создания, как и многие представители дворянства и местной элиты Готы. Ложа стала центром духовной и культурной жизни Готы, оплотом просвещения и человеколюбия . Многие члены ложи Сейлера, особенно герцог и его брат, также стали членами иллюминатов , и герцог позже предложил основателю этого общества Приют Адама Вейсгаупта в Готе.

Личная жизнь

[ редактировать ]
Его сын, банкир Л. Е. Сейлер ; в отличие от своего отца он стал весьма уважаемым банкиром

Абель Сейлер был женат в своем первом браке с 1754 года на Софи Элизабет Андреэ (1730–1764), дочери богатого ганноверского придворного аптекаря Леопольда Андреа (1686–1730) и Катарины Элизабет Розенхаген (умерла в 1752 году). Ее родители уже умерли, и ее единственным близким родственником был ее старший брат и единственный брат, придворный фармацевт Дж. Г. Р. Андреа , который стал известным эпохи Просвещения естествоиспытателем . Свадьба состоялась в Ганновере, и у Абеля и Софи Элизабет было двое сыновей и дочь: Абель Сейлер (Младший) , который стал придворным фармацевтом в Целле и был членом Иллюминатов ; Л.Е. Сейлер , видный гамбургский банкир и политик; и Софи Зейлер, которая вышла замуж за «Буря и натиск» поэта Иоганна Антона Лейзевица , автора «Юлия Таранто» .

После смерти его первой жены в 1764 году их детей воспитывал в Ганновере дядя по материнской линии. По некоторым данным, JGR Андреа был очень эрудированным, щедрым и добрым человеком, который стал любящим отцом для детей своей сестры; у него не было своих детей. С тех пор дети имели ограниченный контакт или вообще не общались со своим отцом, и все жили более обычной жизнью, чем он. Аптеку Андреа они унаследовали от своего дяди после его смерти в 1793 году.

В 1772 году Абель Зейлер женился на актрисе Фридерике Софи Зейлер (ранее была замужем за Хензелем). У них не было детей.

Главный основатель биохимии и молекулярной биологии Феликс Хоппе-Зейлер был приемным сыном своего внука. [47] Сейлер был крестным отцом Джейкоба Герцфельда (род. 1763). [48] известен как первый еврейский актер театра в Германии, [49] когда последний обратился в христианство в 1796 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. На самом деле Сейлер женился в Ганновере, хотя он либо уже жил в Гамбурге, либо вскоре после этого поселился там.
  2. Его формальный титул был директором , но его также называли регистратором.
  3. ^ Стюард
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вильгельм Кош , «Зейлер, Абель», в Немецком биографическом словаре , ред. Вальтер Килли и Рудольф Вирхаус , Том. 9, Вальтер де Грюйтер , 2005 г., ISBN   3110966298 , с. 308
  2. ^ Беттина Менке, Вольфганг Штрук (2022), Театральные машины - Машинный театр: механики, махинаций и зрелищ (стр. 96–97), стенограмма Verlag
  3. ^ Анна Альбректсон, Фиона Макинтош (2023), Картирование Медеи: революции и перемещения 1750-1800 (стр. 27), Oxford University Press
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райхард, Генрих Август Отток, изд. Театральный календарь на 1794 год . Гота. п. 241.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэри Линдеманн , «Обеспокоенный торговец, смелый спекулянт и злонамеренный банкрот: ведение бизнеса в Гамбурге восемнадцатого века», в книге Маргарет К. Джейкоб и Кэтрин Секретан (ред.), Самовосприятие капиталистов раннего Нового времени , Пэлгрейв Макмиллан. , 2009 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Михаэль Рюппель, «Всего два года театра, и все разрушено»: История бременского театра с начала до конца XVIII века , с. 127, К. Винтер, 1996 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Герцогиня Анна Амалия Веймарская и ее театр» в Роберте Кейле (редактор), дневник Гете за 1776–1782 годы , Veit, 1875, стр. 69
  8. ^ Франсьен Маркс, ЭТА Хоффманн, космополитизм и борьба за немецкую оперу , с. 32, БРИЛЛ , 2015, ISBN   9004309578
  9. ^ Иоганн Якоб Бродбек, История города Листаль , А. Бродбек, 1865 г.
  10. Отрывок из племени Зайлер в/из Листаля , 2014 г.
  11. ^ Вегнер, Рольф Б. (2013). Мои прапрабабушка и дедушка Генриет и Бенджамин Вегнер рассказывают . РБ Вегнер.
  12. ^ Шнайдер, Конрад (1983). «О денежной торговле в Гамбурге в годы Семилетней войны» . Журнал Ассоциации истории Гамбурга . 69 :61–82.
  13. ^ Роберт Прельсс, Краткая история немецкого актерского мастерства: от истоков до 1850 года по результатам сегодняшнего исследования , с. 194, Ф.А. Бергер, 1900 г.
  14. ^ Карл Манциус, История театрального искусства в древние и современные времена: Великие актеры восемнадцатого века , П. Смит, 1970, с. 112
  15. ^ Фелиция Хардисон Лондре , История мирового театра: от английской реставрации до наших дней , Международная издательская группа Continuum , 1999, стр. 146, ISBN   0826411673
  16. ^ Джордж Фридли, Джон А. Ривз, История театра , с. 243, издательство Crown Publishers, 1968 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Абель Сейлер», в Стэнли Сэди (редактор), The New Grove Dictionary of Music and Musicians , vol. 17, с. 209, 1980 г.
  18. ^ Сюзанна Корд: « Фридерике Софи Сейлер . Взгляд за кулисы: немецкоязычные женщины-драматурги XVIII и XIX веков (стр. 312 и далее). Springer-Verlag, 2016
  19. ^ Карл Манциус , История театрального искусства в древние и современные времена: Великие актеры восемнадцатого века , с. 112, П. Смит, 1970 г.
  20. ^ Джордж Фридли, Джон А. Ривз, История театра , Crown Publishers, 1968, стр. 243
  21. ^ Нисбет, HB (Хью Барр) (2013). Готхольд Эфраим Лессинг: его жизнь, творчество и мысли . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199679478 . OCLC   833404656 .
  22. ^ Шоафф, Адам (2016), «Опера в Лейпциге: от Струнгка до Зейлера», в «Эстетических основах немецкой оперы в Лейпциге», 1766–1775 , стр. 15–33, докторская диссертация по музыковедению, Университет Цинциннати.
  23. Фридрих Максимилиан Клингер , Софи Сейлер , Абель Сейлер, Эпилог на открытии Величественного театра в Майнце, произнесенный мадам Сейлер, 17 июня 1777 года.
  24. ^ Фрост, Рейнхард (1996). «Сейлер, Абель». Франкфуртский персональный лексикон . Том. 2.
  25. ^ Мор, Альберт Ричард (1967). «Абель Зейлер и его вклад в театральную жизнь Франкфурта». Франкфуртский театр от передвижной труппы до комедийного дома: вклад в историю театра XVIII века . Франкфурт-на-Майне: Крамер. стр. 66–81.
  26. ^ Генрих Леопольд Вагнер , Письма относительно Общества актеров Зейлериша и их идей о Франкфурте-на-Майне , 1777 г.
  27. ^ Ежегодник Немецкого шекспировского общества , том. 9 (1874), стр. 296–297.
  28. ^ Лесли Шарп, Национальный репертуар: Шиллер, Иффланд и немецкая сцена , стр. 50ff, Питер Лэнг, 2007 г.
  29. ^ Шиллер: Симпозиум в Бирмингеме , с. 37, 2006 г.
  30. ^ Герман Аберт , В. А. Моцарт , с. 529. Перевод Стюарта Спенсера.
  31. ^ Альфред Вечорек, Хансйорг Пробст, Виланд Кениг, Жажда жизни и благочестие , стр. 407, издательство Фридриха Пусте, 1999 г.
  32. ^ Вильгельм Коффка, « Сейлер-Тосканская улица (1781) », в Иффланде и Дальберге: История периода классического театра Мангейма , стр. 538ff, Вебер 1865 г.
  33. ^ Питер Бранскомб , В. А. Моцарт: Волшебная флейта , издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 28
  34. ^ Бух, Дэвид (2008) Волшебные флейты и заколдованные леса: сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века (стр. 293). Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-07810-8 .
  35. ^ Бауман, Томас . «Оберон, король дер Эльфов». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Издательство Оксфордского университета.
  36. ^ Фридрих Людвиг Вильгельм Мейер, Фридрих Людвиг Шредер: Вклад в познание человека и художника , том. 2, с. 215, Гофман и Кампе, 1819 г.
  37. ^ Объявления Общества истории города Киля , выпуски 33–34, Общество, 1926, с. 78
  38. ^ Бирчер, Мартин; Штрауманн, Генрих (1971). «Абель Сейлер». Шекспир и немецкоязычная Швейцария до начала XIX века: резонненая библиография . Берн, Мюнхен: Крамер. п. 162.
  39. Хронология всех этапов Гамбурга Людвига Волльрабе (стр. 58)
  40. ^ Немецкий Меркур , 1773, I, стр. 269.
  41. ^ Пол Шлентер: « Абель Сейлер ». В: Общая немецкая биография (ADB). Том 34, Duncker & Humblot, Лейпциг, 1892 г., стр. 778–782.
  42. ^ Джон Варрак , Немецкая опера: от начала до Вагнера (стр. 93), Cambridge University Press , 2001, ISBN   0521235324
  43. ^ Клаус Ульрих Эбмейер, Театр в сентиментальные времена: жизнь и путешествия Кнуда Лайна Рахбека; вклад в актерское искусство XVIII века (с. 35), Кристиан-Верлаг, 1958 г.
  44. ^ Блюм, Робер; Херлофссон, К[арл]; Маргграфф, Х[ерманн], ред. (1841). «Мангейм» . Общий театральный лексикон, или энциклопедия всего, что стоит знать артистам театра, дилетантам и любителям театра . Том 5. Альтенбург и Лейпциг: Х. А. Пирер и К. Хейманн. п. 215. Иффланд говорит о режиссере Сейлере в его театральной карьере: «Его опыт, его знания исправили и сформировали многих важных артистов. Мы многому научились из его упреков, его тонкой, обстоятельной, нещадной, но никогда не резкой критики. Его место между авансценой и первой кулисой было пристальным наблюдением. Это была похвала, поощрение, награда, когда вы видели его упорство, предостережение, когда он сунул в карман лорнет, наказание, когда он покидал свое место.
  45. ^ Проекты женственности и женщин в творчестве Лессинга: Просвещение и контр-Просвещение до 1800 года: 35-е и 36-е Дни Каменца Лессинга 1996 и 1997 гг. , Музей Лессинга, 1997 г.
  46. ^ Манфред Стеффенс, Масоны в Германии: подведение итогов четверти тысячелетия , с. 582, К. Вольф, 1964 г.
  47. ^ Хоппе-Зейлер, Георг (2022). «Родственный театральный режиссер». Физиологическая химия: Жизнь Феликса Хоппе-Зейлера . Спрингер. ISBN  978-3-662-62001-4 .
  48. ^ Пол Шлентер: Абель Сейлер . В: Общая немецкая биография (ADB). Том 34, Duncker & Humblot, Лейпциг, 1892 г., стр. 778–782.
  49. ^ «Все о еврейском театре - Европейский еврейский театр: с 1600 по 20 век» . Архивировано из оригинала 3 января 2014 г. Проверено 3 января 2014 г.

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc8024f8ed6529e598eb23746c026575__1718174040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/75/dc8024f8ed6529e598eb23746c026575.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abel Seyler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)