Театр на Видене

Театр auf der Wieden , также называемый Freihaus-Theater auf der Wieden или Wiednertheater , был театром, расположенным в тогдашнем пригородном районе Вены Виден в конце 18 века. Он просуществовал всего 14 лет (1787–1801), но за это время здесь состоялись премьеры не менее 350 театральных произведений. [ 1 ] из которых самой знаменитой была опера Моцарта «Волшебная флейта» . Большую часть этого периода директором театра был Эмануэль Шиканедер , которого сегодня помнят как либреттиста и импресарио «Волшебной флейты» .
Источник
[ редактировать ]«Фрайхаус» представлял собой большой комплекс предприятий и жилых домов, принадлежавший семье Штаремберг. Он был расположен на северной окраине пригорода Виднер, отделенный от центральной части города «Гласисом», кольцом открытой земли, окружавшим внутреннюю часть Вены в целях военной защиты.
Фрайхаус получил интенсивное развитие, поскольку в соответствии с более ранним императорским указом (1647 г.) он был освобожден от налогов. [ 2 ] Комплекс назывался «das Starhembergische Freihaus» («вольный дом Стархембергов»), от чего и произошло название «Фрайхаус-театр». [ 3 ]
Кристиан Россбах, театральный режиссер, который уже несколько лет успешно ставил спектакли в Вене, [ 4 ] подал заявку на строительство нового театра во Фрайхаусе. Это было утверждено 16 марта 1787 г. [ 5 ] и началось строительство по проекту архитектора Андреаса Зака. Здание было построено за шесть месяцев и открылось для своего первого представления 14 октября. [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]Театр представлял собой трехэтажное строение с разделенным партером (первый этаж) и двумя галереями (балконами). Наружные стены и крыша были кирпичными, внутренняя часть — деревом. По словам Кшешовяка, в театре была «очень хорошая акустика». [ 7 ] Никакого описания вместимости театра не сохранилось. Размеры театра были 30 на 15 метров; [ 8 ] Бух считает, что театр должен был вместить более 500 зрителей; [ 9 ] Курт Хонолка оценивает их в 800, затем в 1000 после расширения, проведенного Эмануэлем Шиканедером. [ 10 ]
Площадь сцены была значительной: 12 метров из 30-метровой длины здания. Хонолка считает, что это было «с самого начала запланировано для роскошного сценического оформления». [ 11 ] Исследуя пьесы и либретто Эмануэля Шиканедера, Бух делает вывод о «механической сцене с тремя люками, подвижными площадками и задниками, а также устройствами для размещения летательных аппаратов, штормов, морских сражений и тому подобных эффектов». [ 12 ]
История выступлений
[ редактировать ]Директором-основателем был Кристиан Россбах, который служил с октября 1787 года по март 1788 года. Предприятие Россбаха продлилось всего несколько месяцев и закончилось финансовым крахом, несмотря на разрешение императора выступать во время Великого поста. Сначала он попробовал играть на более дешевых площадках в Вене, затем покинул Вену с половиной своей труппы, чтобы выступать в провинции Моравии. [ 13 ]
Россбаха сменил Иоганн Фридель, который руководил постановками с марта 1788 года до своей смерти в марте 1789 года. Фридель работал в сотрудничестве со своей возлюбленной Элеонорой Шиканедер , бывшей женой бывшего театрального коллеги Фриделя Эмануэля Шиканедера. Как и Россбах, Фридель не смог добиться успеха театра, несмотря на то, что провел улучшения в здании и поставил целых девять постановок в течение двух недель; Хонолка комментирует, что «их вряд ли можно было должным образом отрепетировать». [ 14 ]
После смерти Фриделя Элеонора помирилась с мужем и пригласила его на пост директора. [ 15 ] который он провел с июля 1789 года до закрытия театра в июне 1801 года. [ 16 ] Шиканедер создал новую труппу частично из участников ансамбля Фриделя, а частично из кадров, которые он привез с собой из своей прежней труппы, игравшей в Регенсбурге . Компания предлагала «в основном немецкие оперы и пьесы с песнями и музыкальным сопровождением (трагедии, комедии и спектакли со сложной сценической техникой)». [ 17 ] труппа поставила Моцарта . » « Похищение из сераля В апреле и мае 1789 года [ 18 ]
Начиная с 1789 года труппа Шиканедера поставила серию опер-сказок. В их число входил Der Stein der Weisen ( «Философский камень» ), совместно написанное произведение, в которое Моцарт внес небольшую часть музыки (см. Бенедикт Шак ). Моцарта Серия сказок завершилась премьерой в сентябре 1791 года «Волшебной флейты» . Последний имел успех: только за первый год своего существования он дал более 100 спектаклей, из них 223 за время существования театра. [ 19 ] Это дало начало продолжению Шиканедера и Питера фон Винтера (1798) под названием «Волшебная флейта, вторая часть» .
Театр продолжал использоваться для оперы до 1801 года. [ 20 ] когда Шиканедер перевез труппу в свой недавно построенный Театр ан дер Вин . [ 21 ] Принц Штархемберг, успешный бизнесмен, быстро снес старый театр и заменил его жилым домом. [ 22 ] Черепица была переустановлена на приходской церкви Перхтольдсдорфа , где ее можно увидеть и по сей день ( [4] ). [ 23 ]
Научное мнение
[ редактировать ]Публикуемые мнения о театре развивались, повышая оценку качества здания и представлений в нем. Этот рост оценок совпал с изменениями в биографии Моцарта, поскольку эта область отходит от традиционной оценки дальнейшей жизни Моцарта как несчастной и полной отчаяния. [ 24 ]
Что касается здания, свидетельства эпохи раннего романтизма сохранились в трудах Игнаца фон Зейфрида (1776–1841), который был музыкальным руководителем театра с 1798 по 1801 год; он продолжал исполнять эту роль в Театре ан дер Вин до 1826 года. В 1840 году он написал статью в Neue Zeitschrift für Musik (12/46, 5 июня 1840 г.), в которой описал Театр ан дер Виден в довольно уничижительных терминах: «... для этого ограниченного места, немногим лучше деревянной хижины [нем. Holzbude ], Моцарт сочинил свою бессмертную Волшебную флейту». [ 25 ] Как показали современные исследования, это описание совершенно неверно; см., в частности, Лоренц (2008). О легенде Курт Хонолка пишет:
Потеря престижа, которую Шиканедер понес в конце XIX века, распространилась и на «его» театр. Конечно, его простая структура не могла сравниться с дворцовыми дворами или гражданскими зданиями «Нового Возрождения», строившимися в то время. Но он был из цельного камня, с черепичной крышей. Интерьер был выполнен из дерева, как это было принято в то время. [ 26 ]
Современные ноты, написанные для концертных программ и записей, часто до сих пор увековечивают легенду о «лачуге». [ 27 ]
Традиционные взгляды также утверждали, что уровень музыкального исполнения в театре был низким; Такова, например, точка зрения, изложенная во Германа Аберта влиятельной биографии Моцарта . Современный ученый Дэвид Бух , имевший доступ к большему количеству исторических материалов, чем Аберт, предлагает иную оценку:
В современной литературе сохранился и другой миф об этом театре, а именно, что музыка была низкого качества, а спектакли были довольно грубыми. Хотя есть одна насмешливая рецензия на спектакль в Театре Ауф дер Виден, написанная северогерманским комментатором в 1793 году, большинство современных рецензий были положительными, отмечая высокий уровень музыкального исполнения. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кшешовяк (2009, 69)
- ^ Кшешовяк (2009, 43). Освобождение распространялось на Старембергов, а не на их арендаторов; предположительно, интенсивное развитие комплекса произошло потому, что необлагаемые налогом Стархемберги могли предложить более низкую арендную плату.
- ^ Бух (2007, ix)
- ^ Кшешовяк (2009, 74)
- ^ Кшешовяк (2009, 74)
- ^ Кшешовяк (2009, 78)
- ^ Кшешовяк (2009, 81). Кшешовяк не указывает источник этого описания.
- ^ Лоренц (2008:4). Все ссылки на страницы Лоренца взяты из версии, размещенной в Интернете.
- ^ Бух (2007, ix)
- ^ Хонолка (1990, 76)
- ^ Хонолка (1990, 76), также Лоренц (2008:4)
- ^ Бух (2007, ix)
- ^ Кшешовяк (2009, 83)
- ^ Хонолка (1990, 76)
- ^ Хонолка (1990, 59)
- ^ Кшешовяк (2009, 7–8).
- ^ Книга 1997, 198.
- ^ Книга 1997, 197.
- ^ Йейтс (1995, 19)
- ^ Оперный словарь Гроува, "Виден"
- ^ Оперный словарь Гроува, "Вена"
- ^ Лоренц (2008:9)
- ^ Лоренц (2008:11)
- ↑ В частности, как часть упадка Моцарта было представлено то, что ему пришлось писать для крайне низкого театра, не связанного с двором.
- ^ Книга 2005 г.
- ^ Хонолка (1990:75)
- ^ Примеры можно посмотреть онлайн: [1] , [2]
- ^ Дэвид Дж. Бух, «Дом композиторов Театра ауф дер Виден во времена Моцарта (1789–91)», доступен на сайте [3] .
Ссылки
[ редактировать ]- Бух, Дэвид (1997) «Моцарт и Театр ауф дер Виден: новые атрибуции и перспективы», Cambridge Opera Journal , стр. 195–232.
- Бух, Дэвид (2005) «Три посмертных отчета о Моцарте в последние венские годы», Музыка восемнадцатого века 2/1, 125–129.
- Бух, Дэвид (редактор) (2007) Философский камень . АР Издания, Инк. ISBN 0-89579-616-3 .
- Оперный словарь Grove , интернет-издание, статьи «Виден» и «Вена». Авторские права принадлежат издательству Оксфордского университета , 2007 г.
- Хонолка, Курт (1990) Папагено: Эмануэль Шиканедер, человек театра во времена Моцарта . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 0-931340-21-7 .
- Кшешовяк, Тадеуш (2009) Фрайхаустеатр в Вене: 1787–1801: место работы В. А. Моцарта и Э. Шиканедера . Вена: Бёлау Верлаг. ISBN 3-205-77748-4 .
- Лоренц, Михаэль (2010), Обзор книги Кшешовяка « Фрайхаустеатр в Вене: 1787–1801» , Информационный бюллетень Американского общества Моцарта , XIV/1, стр. 20ф. [5]
- Лоренц, Михаэль (2008) «Новые результаты исследований Театра auf der Wieden и Эмануэля Шиканедера», Wiener Geschichteseiten 4:15–36. Вена: Ассоциация истории города Вены. (На немецком языке.) Онлайн-версия доступна по адресу [6] .
- Йейтс, МЫ (1995) Театр в Вене: критическая история, 1776–1995 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Волшебная флейта
- Бывшие театры Вены
- Оперные театры в Вене
- Здания и сооружения в Видене
- Театры построены в 1787 году.
- Музыкальные площадки, построенные в 1787 году
- 1787 заведений в монархии Габсбургов.
- 1787 заведений в Священной Римской империи.
- Заведения XVIII века в Австрии
- Упразднение монархии Габсбургов в 1801 году.
- Упадок 1801 года в Священной Римской империи
- Заведения XIX века в Австрии
- Снесенные здания и сооружения в Австрии
- Здания и сооружения снесены в 1801 году.