Jump to content

Театр на Видене

Координаты : 48°11′52″N 16°21′58″E  / 48,19778°N 16,36611°E  / 48,19778; 16,36611
План первого этажа и первого уровня балкона, 1789 года. «Клафтер» обозначает единицу измерения около 1,9 метра. Из Государственного архива Верхней Австрии в Линце.

Театр auf der Wieden , также называемый Freihaus-Theater auf der Wieden или Wiednertheater , был театром, расположенным в тогдашнем пригородном районе Вены Виден в конце 18 века. Он просуществовал всего 14 лет (1787–1801), но за это время здесь состоялись премьеры не менее 350 театральных произведений. [ 1 ] из которых самой знаменитой была опера Моцарта «Волшебная флейта» . Большую часть этого периода директором театра был Эмануэль Шиканедер , которого сегодня помнят как либреттиста и импресарио «Волшебной флейты» .

Источник

[ редактировать ]

«Фрайхаус» представлял собой большой комплекс предприятий и жилых домов, принадлежавший семье Штаремберг. Он был расположен на северной окраине пригорода Виднер, отделенный от центральной части города «Гласисом», кольцом открытой земли, окружавшим внутреннюю часть Вены в целях военной защиты.

Фрайхаус получил интенсивное развитие, поскольку в соответствии с более ранним императорским указом (1647 г.) он был освобожден от налогов. [ 2 ] Комплекс назывался «das Starhembergische Freihaus» («вольный дом Стархембергов»), от чего и произошло название «Фрайхаус-театр». [ 3 ]

Кристиан Россбах, театральный режиссер, который уже несколько лет успешно ставил спектакли в Вене, [ 4 ] подал заявку на строительство нового театра во Фрайхаусе. Это было утверждено 16 марта 1787 г. [ 5 ] и началось строительство по проекту архитектора Андреаса Зака. Здание было построено за шесть месяцев и открылось для своего первого представления 14 октября. [ 6 ]

Структура

[ редактировать ]

Театр представлял собой трехэтажное строение с разделенным партером (первый этаж) и двумя галереями (балконами). Наружные стены и крыша были кирпичными, внутренняя часть — деревом. По словам Кшешовяка, в театре была «очень хорошая акустика». [ 7 ] Никакого описания вместимости театра не сохранилось. Размеры театра были 30 на 15 метров; [ 8 ] Бух считает, что театр должен был вместить более 500 зрителей; [ 9 ] Курт Хонолка оценивает их в 800, затем в 1000 после расширения, проведенного Эмануэлем Шиканедером. [ 10 ]

Площадь сцены была значительной: 12 метров из 30-метровой длины здания. Хонолка считает, что это было «с самого начала запланировано для роскошного сценического оформления». [ 11 ] Исследуя пьесы и либретто Эмануэля Шиканедера, Бух делает вывод о «механической сцене с тремя люками, подвижными площадками и задниками, а также устройствами для размещения летательных аппаратов, штормов, морских сражений и тому подобных эффектов». [ 12 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Директором-основателем был Кристиан Россбах, который служил с октября 1787 года по март 1788 года. Предприятие Россбаха продлилось всего несколько месяцев и закончилось финансовым крахом, несмотря на разрешение императора выступать во время Великого поста. Сначала он попробовал играть на более дешевых площадках в Вене, затем покинул Вену с половиной своей труппы, чтобы выступать в провинции Моравии. [ 13 ]

Россбаха сменил Иоганн Фридель, который руководил постановками с марта 1788 года до своей смерти в марте 1789 года. Фридель работал в сотрудничестве со своей возлюбленной Элеонорой Шиканедер , бывшей женой бывшего театрального коллеги Фриделя Эмануэля Шиканедера. Как и Россбах, Фридель не смог добиться успеха театра, несмотря на то, что провел улучшения в здании и поставил целых девять постановок в течение двух недель; Хонолка комментирует, что «их вряд ли можно было должным образом отрепетировать». [ 14 ]

После смерти Фриделя Элеонора помирилась с мужем и пригласила его на пост директора. [ 15 ] который он провел с июля 1789 года до закрытия театра в июне 1801 года. [ 16 ] Шиканедер создал новую труппу частично из участников ансамбля Фриделя, а частично из кадров, которые он привез с собой из своей прежней труппы, игравшей в Регенсбурге . Компания предлагала «в основном немецкие оперы и пьесы с песнями и музыкальным сопровождением (трагедии, комедии и спектакли со сложной сценической техникой)». [ 17 ] труппа поставила Моцарта . » « Похищение из сераля В апреле и мае 1789 года [ 18 ]

Начиная с 1789 года труппа Шиканедера поставила серию опер-сказок. В их число входил Der Stein der Weisen ( «Философский камень» ), совместно написанное произведение, в которое Моцарт внес небольшую часть музыки (см. Бенедикт Шак ). Моцарта Серия сказок завершилась премьерой в сентябре 1791 года «Волшебной флейты» . Последний имел успех: только за первый год своего существования он дал более 100 спектаклей, из них 223 за время существования театра. [ 19 ] Это дало начало продолжению Шиканедера и Питера фон Винтера (1798) под названием «Волшебная флейта, вторая часть» .

Театр продолжал использоваться для оперы до 1801 года. [ 20 ] когда Шиканедер перевез труппу в свой недавно построенный Театр ан дер Вин . [ 21 ] Принц Штархемберг, успешный бизнесмен, быстро снес старый театр и заменил его жилым домом. [ 22 ] Черепица была переустановлена ​​на приходской церкви Перхтольдсдорфа , где ее можно увидеть и по сей день ( [4] ). [ 23 ]

Научное мнение

[ редактировать ]

Публикуемые мнения о театре развивались, повышая оценку качества здания и представлений в нем. Этот рост оценок совпал с изменениями в биографии Моцарта, поскольку эта область отходит от традиционной оценки дальнейшей жизни Моцарта как несчастной и полной отчаяния. [ 24 ]

Что касается здания, свидетельства эпохи раннего романтизма сохранились в трудах Игнаца фон Зейфрида (1776–1841), который был музыкальным руководителем театра с 1798 по 1801 год; он продолжал исполнять эту роль в Театре ан дер Вин до 1826 года. В 1840 году он написал статью в Neue Zeitschrift für Musik (12/46, 5 июня 1840 г.), в которой описал Театр ан дер Виден в довольно уничижительных терминах: «... для этого ограниченного места, немногим лучше деревянной хижины [нем. Holzbude ], Моцарт сочинил свою бессмертную Волшебную флейту». [ 25 ] Как показали современные исследования, это описание совершенно неверно; см., в частности, Лоренц (2008). О легенде Курт Хонолка пишет:

Потеря престижа, которую Шиканедер понес в конце XIX века, распространилась и на «его» театр. Конечно, его простая структура не могла сравниться с дворцовыми дворами или гражданскими зданиями «Нового Возрождения», строившимися в то время. Но он был из цельного камня, с черепичной крышей. Интерьер был выполнен из дерева, как это было принято в то время. [ 26 ]

Современные ноты, написанные для концертных программ и записей, часто до сих пор увековечивают легенду о «лачуге». [ 27 ]

Традиционные взгляды также утверждали, что уровень музыкального исполнения в театре был низким; Такова, например, точка зрения, изложенная во Германа Аберта влиятельной биографии Моцарта . Современный ученый Дэвид Бух , имевший доступ к большему количеству исторических материалов, чем Аберт, предлагает иную оценку:

В современной литературе сохранился и другой миф об этом театре, а именно, что музыка была низкого качества, а спектакли были довольно грубыми. Хотя есть одна насмешливая рецензия на спектакль в Театре Ауф дер Виден, написанная северогерманским комментатором в 1793 году, большинство современных рецензий были положительными, отмечая высокий уровень музыкального исполнения. [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кшешовяк (2009, 69)
  2. ^ Кшешовяк (2009, 43). Освобождение распространялось на Старембергов, а не на их арендаторов; предположительно, интенсивное развитие комплекса произошло потому, что необлагаемые налогом Стархемберги могли предложить более низкую арендную плату.
  3. ^ Бух (2007, ix)
  4. ^ Кшешовяк (2009, 74)
  5. ^ Кшешовяк (2009, 74)
  6. ^ Кшешовяк (2009, 78)
  7. ^ Кшешовяк (2009, 81). Кшешовяк не указывает источник этого описания.
  8. ^ Лоренц (2008:4). Все ссылки на страницы Лоренца взяты из версии, размещенной в Интернете.
  9. ^ Бух (2007, ix)
  10. ^ Хонолка (1990, 76)
  11. ^ Хонолка (1990, 76), также Лоренц (2008:4)
  12. ^ Бух (2007, ix)
  13. ^ Кшешовяк (2009, 83)
  14. ^ Хонолка (1990, 76)
  15. ^ Хонолка (1990, 59)
  16. ^ Кшешовяк (2009, 7–8).
  17. ^ Книга 1997, 198.
  18. ^ Книга 1997, 197.
  19. ^ Йейтс (1995, 19)
  20. ^ Оперный словарь Гроува, "Виден"
  21. ^ Оперный словарь Гроува, "Вена"
  22. ^ Лоренц (2008:9)
  23. ^ Лоренц (2008:11)
  24. В частности, как часть упадка Моцарта было представлено то, что ему пришлось писать для крайне низкого театра, не связанного с двором.
  25. ^ Книга 2005 г.
  26. ^ Хонолка (1990:75)
  27. ^ Примеры можно посмотреть онлайн: [1] , [2]
  28. ^ Дэвид Дж. Бух, «Дом композиторов Театра ауф дер Виден во времена Моцарта (1789–91)», доступен на сайте [3] .
  • Бух, Дэвид (1997) «Моцарт и Театр ауф дер Виден: новые атрибуции и перспективы», Cambridge Opera Journal , стр. 195–232.
  • Бух, Дэвид (2005) «Три посмертных отчета о Моцарте в последние венские годы», Музыка восемнадцатого века 2/1, 125–129.
  • Бух, Дэвид (редактор) (2007) Философский камень . АР Издания, Инк. ISBN   0-89579-616-3 .
  • Оперный словарь Grove , интернет-издание, статьи «Виден» и «Вена». Авторские права принадлежат издательству Оксфордского университета , 2007 г.
  • Хонолка, Курт (1990) Папагено: Эмануэль Шиканедер, человек театра во времена Моцарта . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN   0-931340-21-7 .
  • Кшешовяк, Тадеуш (2009) Фрайхаустеатр в Вене: 1787–1801: место работы В. А. Моцарта и Э. Шиканедера . Вена: Бёлау Верлаг. ISBN   3-205-77748-4 .
  • Лоренц, Михаэль (2010), Обзор книги Кшешовяка « Фрайхаустеатр в Вене: 1787–1801» , Информационный бюллетень Американского общества Моцарта , XIV/1, стр. 20ф. [5]
  • Лоренц, Михаэль (2008) «Новые результаты исследований Театра auf der Wieden и Эмануэля Шиканедера», Wiener Geschichteseiten 4:15–36. Вена: Ассоциация истории города Вены. (На немецком языке.) Онлайн-версия доступна по адресу [6] .
  • Йейтс, МЫ (1995) Театр в Вене: критическая история, 1776–1995 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

48°11′52″N 16°21′58″E  / 48,19778°N 16,36611°E  / 48,19778; 16,36611

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5bf16bf8792f4c32834105f7fdd87d94__1686222180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/94/5bf16bf8792f4c32834105f7fdd87d94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theater auf der Wieden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)