Jump to content

Эмануэль Шиканедер

Шиканедер исполняет роль Папагено в «Волшебной флейте» . Гравюра Игнаца Альберти [ 1 ]

Эмануэль Шиканедер (урожденный Иоганн Йозеф Шикенедер ; 1 сентября 1751 — 21 сентября 1812) — немецкий импресарио, драматург, актер, певец и композитор. Он написал либретто оперы Вольфганга Амадея Моцарта « Волшебная флейта» и был строителем Театра Ан дер Вин . Питер Бранскомб назвал его «одним из самых талантливых театральных деятелей своей эпохи». Помимо Моцарта, он работал с Сальери , Гайдном и Бетховеном .

Ранние годы

[ редактировать ]
Место рождения Шиканедера (Штраубинг). Нажмите на изображение для перевода.

Шиканедер родился в Штраубинге в Баварском электорате Священной Римской империи в семье Йозефа Шикенедера и Юлианы Шиссль. Оба его родителя работали домашней прислугой и были крайне бедны. [ 2 ] Всего у них было четверо детей: Урбан (род. 1746), Иоганн Йозеф (умер в возрасте двух лет), Эмануэль (род. 1751, которого также первоначально звали Иоганн Йозеф) и Мария (род. 1753). [ 2 ] Отец Шиканедера умер вскоре после рождения Марии. [ 2 ] в это время его мать вернулась в Регенсбург , зарабатывая на жизнь продажей религиозных предметов из деревянного сарая, примыкающего к местному собору. [ 2 ]

Зрительный зал Регенсбургского театра

Шиканедер получил образование в иезуитской школе в Регенсбурге, а также учился на певца в местном соборе. [ 3 ] В молодости он начал продолжать свою карьеру в театре, выступая с театральной труппой Андреаса Шопфа около 1773 года и исполняя оперы, фарсы и Зингшпиль . [ 2 ] Шиканедер танцевал в придворном балете в Инсбруке в 1774 году, а в следующем году его Singspiel Die Lyranten там дебютировал . Это имело большой успех, и в последующие годы его часто исполняли. [ 2 ] Шиканедер был либреттистом, композитором и солистом. [ 3 ] универсальность, которую он будет продолжать демонстрировать на протяжении всей своей карьеры. [ 4 ]

Дружба с Моцартами

[ редактировать ]

Осенью 1780 года труппа Шиканедера надолго остановилась в Зальцбурге , и в это время Шиканедер стал другом семьи Моцартов. Семья Моцарта в то время состояла из отца Леопольда , Наннерля и Вольфганга . Моцарты «редко пропускали его выступления» (Хартц), [ 3 ] и пригласил Шиканедера на воскресные занятия по стрельбе из дартса, их любимому семейному виду спорта.

Мишень для Bölzlschiessen , высмеивающая пресловутое распутство Шиканедера. Шиканедер изображен говорящим: « ich verspreche was ich keinerhalte » («Я обещаю то, что не могу сдержать»), а молодая женщина справа говорит: « Er wird schon kommen » («Он скоро придет ко мне»).

Собираясь отбыть из Зальцбурга на премьеру своей оперы «Идоменей» в Мюнхене , Моцарт пообещал перед отъездом написать речитатив и арию для Шиканедера «Как жестока, о любовь... Наслаждения новорожденной Рос». Композиция предназначалась для постановки Шиканедера « Две бессонные ночи» Августа Вертеса. [ 5 ]

Первое пребывание в Вене

[ редактировать ]

С ноября 1784 г. по февраль 1785 г. [ 6 ] Шиканедер сотрудничал с театральным режиссером Хубертом Кумпфом в серии спектаклей в Кернтнертортеатре в Вене. Его пригласил сделать это император Иосиф II , который видел его выступление в прошлом году в Прессбурге . [ 7 ] Венский показ вызвал восхищение критиков и привлек большую аудиторию, часто включая императора и его двор. [ 8 ] Шиканедер и Кумпф открыли свой сезон возрождением оперы Моцарта «Похищение из сераля» . » Йозефа Гайдна . «Прекрасную федерацию Труппа также исполнила [ 9 ]

Произведения устной драматургии представляли интерес своим политическим содержанием. Австрийская империя в то время управлялась (как и большая часть Европы) системой наследственной аристократии, которая подвергалась все большей критике по мере распространения ценностей Просвещения . Шиканедер поставил успешную комедию под названием Der Fremde , в которой участвовал персонаж по имени барон Зельтенрайх («редко богатый»), который был «карикатурой на коварного болтуна венской аристократии». [ 10 ] Затем Шиканедер и его коллега перешли черту, начав постановку Бомарше скандальной на тот момент пародии на аристократию «Женитьба Фигаро» . Эта постановка была отменена Императором в последнюю минуту. [ 10 ]

Несмотря на содержание и отмену постановки, Иосиф II привел Шиканедера, и он поступил на императорскую службу с апреля 1785 года по февраль 1786 года. [ 11 ] Во время службы выступал в Австрийском национальном театре. [ 7 ] в Бургтеатре . Во время своего дебюта он исполнил партию Головокружения в Глюка » «Зингшпиле «Паломничество фон Мекка» . [ 12 ]

Годы в Театре Ауф дер Виден

[ редактировать ]
Около 1791 г.; Труппа Шиканедера исполняет «O Anton du bist mein» из Зингшпиля «Die zween Anton» .

На Пасху 1788 года труппа под руководством Иоганна Фриделя и Элеоноры Шиканедер обосновалась в качестве постоянной труппы в Театре Ауф дер Виден , расположенном в пригороде Вены. [ 12 ] Фридель умер 31 марта 1789 года, оставив все свое состояние Элеоноре, и театр был закрыт. После этого Элеонора предложила примирение Шиканедеру, который в мае переехал в Вену, чтобы вместе с ней основать новую труппу в том же театре. [ 13 ] Новую компанию финансировал Йозеф фон Бауэрнфельд, масонский брат Моцарта. [ 14 ] Планируя сделать упор на оперу, Шиканедер пригласил с собой двух певцов из своей старой труппы, тенора Бенедикта Шака и баса Франца Ксавера Герла . Из труппы своей жены он сохранил сопрано Йозефу Хофер , актера Иоганна Йозефа Нузеля и Карла Людвига Гизеке в качестве либреттиста. В труппу пополнились Анна Готлиб и Якоб Хайбель . [ 15 ]

Новая труппа имела успех, и Die Entführung aus dem Serail снова стала частью репертуара. Выявились некоторые аспекты работы компании, которые позже были увековечены в «Волшебной флейте» . Премьера серии музыкальных комедий, начинающейся с Der Dumme Gärtner aus dem Gebirge, oder Die zween Antons («Глупый садовник с гор, или Два Антона»), состоялась в июле 1789 года. [ 15 ] Комедия послужила средством для создания комического образа Шиканедера. Другая линия представлений труппы включала сказочные оперы, начиная с премьеры «Оберона» в 1789 году на музыку Пауля Враницкого и либретто, которое представляло собой реадаптацию Фридерики Софи Зейлер оригинального либретто . За этим последовал Der Stein der Weisen или Die Zauberinsel в сентябре 1790 года. [ 16 ] совместная опера, отмеченная музыкальным сотрудничеством Герла, Шака, Шиканедера и Моцарта.

В обзоре выступления северогерманского комментатора в Театре ауф дер Виден в 1793 году большинство современных рецензий были положительными, отмечая высокий уровень музыкального исполнения. В своей неопубликованной автобиографии Игнац фон Зейфрид вспоминал исполнения опер в начале 1790-х годов Моцарта, Зюссмайра , Гофмейстера и др., написав, что они были исполнены с редким мастерством ( ungemein artig ). Зейфрид описывает капельмейстера Хеннеберга, дирижирующего оркестром с фортепиано… как генерал, командующий армией музыкантов! [ 17 ]

Волшебная флейта

[ редактировать ]
Шиканедер около 1784 г.

Серия сказочных опер в Театре Ауф дер Виден завершилась премьерой в сентябре 1791 года «Волшебной флейты» на музыку Моцарта и либретто Шиканедера. [ 18 ] Опера включала в себя свободную смесь масонских элементов и традиционных сказочных тем (см. Либретто «Волшебной флейты »). Шиканедер исполнил роль Папагено — персонажа, отражающего традиции Гансвурста На премьере и, следовательно, соответствующего его навыкам.

По словам драматурга Игнаца Франца Кастелли , Шиканедер, возможно, также дал совет Моцарту относительно музыкального оформления его либретто:

Покойный бас-певец Себастьян Майер рассказал мне, что Моцарт изначально написал дуэт, в котором Папагено и Папагена впервые видят друг друга совершенно иначе, чем мы слышим его сейчас. Оба первоначально выкрикивали «Папагено!», «Папагена!» несколько раз в изумлении. Но когда Шиканедер услышал это, он крикнул оркестру: «Эй, Моцарт! па-па'; Папагена должен повторять это, пока они оба, наконец, не выговорят все имя, Моцарт последовал совету, и в такой форме дуэт всегда приходилось повторять».

Папагено ворота – бывший главный вход Театра ан дер Вин (1801 г.). Шиканедер в роли Папагено со своими братьями и сестрами в Лабиринте .

Кастелли добавляет, что «Марш священников», открывающий второй акт, также был предложением Шиканедера, добавленным к опере в последнюю минуту Моцартом. Не все музыковеды считают эти истории правдивыми. [ 19 ]

Премьера «Волшебной флейты» имела большой успех, билеты на нее часто были распроданы, и в течение первых нескольких месяцев ее представления в Театре на Видене было представлено более сотни спектаклей. Шиканедер продолжал периодически ставить оперу до конца своей карьеры в Вене.

Моцарт умер всего через несколько недель после премьеры, 5 декабря 1791 года. Шиканедер был обезумел известием и остро почувствовал потерю. Очевидно, он поставил бенефис «Волшебной флейты» для вдовы Моцарта Констанции , которая в то время столкнулась с тяжелым финансовым положением. [ 20 ] Моцарта Когда в 1798 году его труппа организовала концертное исполнение «Милосердия Тита» , он написал в программе:

Творчество Моцарта выше всяких похвал. Слушая ту или иную его музыку, слишком остро чувствуешь, что Искусство потеряло в нем. [ 21 ]

Оставшиеся годы

[ редактировать ]

Карьера Шиканедера продолжилась в том же театре и в последующие годы после «Волшебной флейты» . Он продолжал писать произведения, в которых играл главные роли и которые добились народного успеха. В их число входило сотрудничество с другими композиторами того времени: Der Spiegel von Arkadien с ассистентом Моцарта Францем Ксавером Зюссмайром , Der Tyroler Wastel с посмертным зятем Моцарта Якобом Хайбелем и «Волшебной флейты» продолжением под названием Das Labyrinth с Петером фон Винтером . [ 22 ] Большим кассовым сбором в это время стала комедия в стихах « Der travestierte Aeneas» ( «Травестия Энея »), созданная Гизеке. [ 23 ]

В этот период Шиканедер несколько раз в год посвящал театр Академии , или, говоря современным языком, концерту классической музыки. Были исполнены симфонии Моцарта и Гайдна молодой Бетховен . , а в качестве солиста фортепиано выступил [ 24 ]

Шиканедер поддерживал в репертуаре семь опер Моцарта: «Похищение из сераля» , «Свадьба Фигаро» , «Действующий директор» , «Дон Жуан» , «Так все ходят» , «Милосердие Тито » и «Волшебная флейта» . Итальянские оперы исполнялись в немецком переводе. Как отмечалось выше, Шиканедер также продюсировал «Милосердие Тито» как концертное произведение. [ 24 ]

Хотя многие из исполненных работ имели успех, расходы на сложные постановки Шиканедера были высокими, и компания постепенно влезла в долги. В 1798 году домовладелец Шиканедера узнал, что долг увеличился до 130 000 флоринов, и расторг договор аренды Шиканедера. Шиканедер убедил Бартоломеуса Зиттербарта, богатого торговца, стать его партнером и взять на себя долг. В результате компания была спасена. [ 25 ]

Театр в Вене

[ редактировать ]
Театр ан дер Вин, каким он был в 1815 году.

Шиканедер и его новый партнер Зиттербарт вместе планировали построить для труппы новый грандиозный театр. Зиттербарт приобрел землю для нового театра на другом берегу реки Вена , в другом пригороде, всего в нескольких сотнях метров от Театра ауф дер Виден. [ 25 ] У Шиканедера все еще был документ покойного императора Иосифа II, разрешающий ему построить новый театр. В 1800 году у него была аудиенция у ныне правящего Франца , в результате чего лицензия была продлена — несмотря на протесты Петера фон Брауна , руководившего Бургтеатром . [ 25 ] В отместку Браун поставил в Бургтеатре новую постановку « Волшебной флейты» , в которой Шиканедер не упоминался как автор. [ 26 ]

Строительство нового театра, получившего название « Театр ан дер Вин» , началось в апреле 1800 года. Он открылся 13 июня 1801 года представлением оперы « Александр» на собственное либретто Шиканедера на музыку Франца Тейбера . [ 27 ] По данным New Grove , Театр Ан дер Вин был «самым хорошо оборудованным и одним из крупнейших театров своего времени». Там Шиканедер продолжил свою традицию дорогих и финансово рискованных театральных зрелищ. [ 28 ]

Шиканедер и Бетховен

[ редактировать ]

Людвиг ван Бетховен переехал в Вену в 1792 году и постепенно завоевал прочную репутацию композитора и пианиста. В последние годы он выступал в Академии Театра Ауф дер Виден. Весной 1803 года первая Академия в новом Театре ан дер Вин была целиком посвящена произведениям Бетховена: первой и второй симфонии, третьему фортепианному концерту (с Бетховеном в качестве солиста) и оратории «Христос на Елеонской горе» . [ 29 ]

Шиканедер хотел, чтобы Бетховен сочинил для него оперу. Предложив Бетховену квартиру внутри здания театра, он также предложил свое либретто « Вестас Фойер» . Бетховен, однако, счел Vestas Feuer неподходящим для своих нужд. Однако он поставил вступительную сцену, частью которой в конечном итоге стал дуэт «O namenlose Freude» из его оперы 1804 года «Фиделио » . Бетховен некоторое время продолжал жить в Театре ан дер Вин, переключив свои усилия на «Фиделио» . [ 29 ]

Упадок и кончина

[ редактировать ]

Премьера «Фиделио» состоялась в Театре ан дер Вин, но не под руководством Шиканедера. К 1804 году карьера Шиканедера пошла на убыль; его продукция не могла привлечь достаточно клиентов, чтобы покрыть свои затраты. Он продал Театр ан дер Вин консорциуму дворян и уехал из Вены в провинцию. [ 28 ] работаю в Брно и Штайре . Из-за экономических проблем, вызванных войной и девальвацией валюты 1811 года, Шиканедер потерял большую часть своего состояния. Во время поездки в Будапешт в 1812 году для занятия новой должности он сошел с ума. Он умер в нищете в Вене 21 сентября 1812 года в возрасте 61 года. [ 30 ]

Двое родственников Шиканедера также были его профессиональными соратниками:

  • Урбан Шиканедер (1746–1818), бас , был старшим братом Эмануэля. Он родился в Регенсбурге 2 ноября 1746 года и несколько лет работал в труппе своего брата как певец, так и помогая управлять группой. На премьере «Волшебной флейты » он исполнил роль Первосвященника. [ 31 ]
  • Анна Шиканедер (1767–1862), также известная как «Няня» или «Нанетт», была дочерью его брата Урбана. В 24 года она исполнила партию Первого мальчика в «Волшебной флейте» . [ 31 ]

Внебрачный сын Шиканедера Франц Шиканедер (1802–1877) был кузнецом на службе у императора Фердинанда I Австрийского . [ 32 ]

Работает

[ редактировать ]

Работы Шиканедера [ 33 ] включают 56 либретто и 45 разговорных пьес, среди них:

  • Сгоревший дом [ 28 ]
  • Мясник из Оденбурга [ 28 ]
  • Кареты в Вене [ 28 ]

В художественной литературе

[ редактировать ]

В Милоша Формана фильме «Амадей » Шиканедера сыграл Саймон Кэллоу . Он друг Моцарта, но часто берет его произведения и превращает их в низкопробные комедии, что расстраивает жену Моцарта Констанцу . Более того, его требования о новых сценариях оказывают на Моцарта давление, усугубляя стресс, который он испытывает при написании своего реквиема . В последний раз его видели призывающим Моцарта после выступления заплатить ему гонорар, не зная, что Моцарт близок к смерти, работая с Сальери над их пьесой.

дебютировал мюзикл «Шиканедер» Стивена Шварца и Кристиана Ступпека режиссера Тревора Нанна , основанный на предпосылке о том, что «Волшебная флейта» возникла в результате бурных отношений Шиканедера и Элеоноры В 2016 году в театре Раймунд . [ 36 ]

В о путешествиях во времени романе «Время для патриотов» Шиканедер появляется как друг и соратник Моцарта, когда группа путешественников во времени посещает Вену, чтобы продлить жизнь Моцарта.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Немецкий (1965, 407)
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Дент (1956, 16)
  3. ^ Jump up to: а б с Харц (2009, 270)
  4. Что касается Шиканедера как композитора, Бранскомб (2006) отмечает, что в недавно обнаруженной партитуре совместной оперы 1790 года « Der Stein der Weisen oder Die Zauberinsel» Шиканедер указан как композитор некоторых номеров.
  5. ^ Эдж (1996, 182–85)
  6. ^ Немецкий 1965, 225.
  7. ^ Jump up to: а б Харц (2009, 271)
  8. ^ Дойч и Эйзен (1991, 33–34)
  9. ^ Дойч и Эйзен (1991, 34)
  10. ^ Jump up to: а б Хонолка (1990, 58)
  11. ^ Немецкий (1965, 235)
  12. ^ Jump up to: а б Клайв (1993, 135)
  13. ^ Хонолка (1990, 71)
  14. ^ (немецкий 1965, 360)
  15. ^ Jump up to: а б Клайв (1993, 136)
  16. ^ Jump up to: а б Немецкий (1965, 370)
  17. ^ Дэвид Дж. Бух , «Дом композиторов Театра ауф дер Виден во времена Моцарта (1789–91)»
  18. ^ Основные ученые приписывают либретто Шиканедеру; альтернативу, считающуюся маргинальной, см. у Карла Людвига Гизеке .
  19. Согласно записям, Себастьян Мейер не работал в труппе Шиканедера до 1793 года, через два года после премьеры «Волшебной флейты» . Однако он был вторым мужем Йозефы Хофер, которая, как первая Царица Ночи, наверняка присутствовала при этом. Скептический комментарий к этим рассказам см. в Branscombe (1965).
  20. ^ Немецкий (1965, 425)
  21. ^ Немецкий (1965, 487)
  22. ^ Хонолка (1990, глава 6)
  23. ^ Хонолка (1990, 183)
  24. ^ Jump up to: а б Хонолка (1990, 153)
  25. ^ Jump up to: а б с Хонолка (1990, 182)
  26. ^ Хонолка (1990, 183–185)
  27. ^ Хонолка (1990, 187)
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бранскомб (2006)
  29. ^ Jump up to: а б Хонолка (1990, 200)
  30. ^ Зоннек, Анке (2005), «Шиканедер, Эмануэль» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 22, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 753–754 ; ( полный текст онлайн )
  31. ^ Jump up to: а б Роща, "Шиканедер"
  32. ^ Лоренц, 2008, стр. 32–34.
  33. ^ Хонолка (1990, 222–226)
  34. ^ Немецкий (1965, 396)
  35. ^ Немецкий (1965, 367)
  36. ^ Шиканедера Официальный сайт United Theaters Vienna

Самый обширный источник о Шиканедере на английском языке - Honolka (1990), указанный ниже.

  • Бранскомб, Питер (1965) « Волшебная флейта : некоторые текстовые и интерпретационные проблемы», Труды Королевской музыкальной ассоциации 45–63.
  • Бранскомб, Питер (1991) В. А. Моцарт: Волшебная флейта (Справочники Кембриджской оперы), издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0521319164
  • Бранскомб, Питер (2006) «Шиканедер, Эмануэль». В книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа , ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Бух, Дэвид (1997) «Моцарт и Театр ауф дер Виден: новые атрибуции и перспективы», Cambridge Opera Journal , стр. 195–232.
  • Клайв, Питер (1993) Моцарт и его круг: Биографический словарь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Дент, Эдвард Дж. (1956) «Эмануэль Шиканедер», Музыка и письма 37:14–21.
  • Эдж, Декстер (1996) «Недавно обнаруженный источник автографов для арии Моцарта K.365a (Anh.11a)» Моцарт-Ярбух 1996 177–193.
  • Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография ; Английские переводы Эрика Блома , Питера Бранскомба и Джереми Ноубла , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. Эта книга содержит множество упоминаний о Шиканедере из первоисточников. Рассказы Игнаца Франца Кастелли были взяты Дойчем из мемуаров Кастелли 1861 года.
  • Дойч, Отто Эрих и Клифф Эйзен (1991) Новые документы Моцарта: дополнение к документальной биографии О.Э. Дойча . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   978-0-8047-1955-1 .
  • Харц, Даниэль (2009) Гайдн, Моцарт и ранний Бетховен, 1781–1802. Нью-Йорк: Нортон.
  • Хонолка, Курт (1990) Папагено: Эмануэль Шиканедер, человек театра во времена Моцарта . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN   978-0-931340-21-5 .
  • Лоренц, Михаэль : «Новые результаты исследования Театра auf der Wieden и Эмануэля Шиканедера» , Wiener History Sheets 4/2008, (Вена: Ассоциация истории города Вены, 2008), стр. 15–36. (на немецком языке)
  • Вальдофф, Джессика (2006) « Волшебная флейта ». В книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа, ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Вторая часть Волшебной флейты под названием: Лабиринт или борьба со стихиями . (Либретто) под редакцией Мануэлы Ярмеркер и Тилля Геррита Вайделиха, Тутцинг 1992, ISBN   3-7952-0694-4
  • Героико-комическая опера Шиканедера «Философский камень» — модель «Волшебной флейты» Моцарта. Критическое издание учебника под ред. Д. Буха и Мануэлы Ярмеркер, вып. 5 журнала Hainholz Musicology , Геттинген, 2002. 119 страниц. (на немецком языке)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7793dd48217b9937c70dbc1be9dc286f__1720803240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/6f/7793dd48217b9937c70dbc1be9dc286f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emanuel Schikaneder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)