Эмануэль Шиканедер

Эмануэль Шиканедер (урожденный Иоганн Йозеф Шикенедер ; 1 сентября 1751 — 21 сентября 1812) — немецкий импресарио, драматург, актер, певец и композитор. Он написал либретто оперы Вольфганга Амадея Моцарта « Волшебная флейта» и был строителем Театра Ан дер Вин . Питер Бранскомб назвал его «одним из самых талантливых театральных деятелей своей эпохи». Помимо Моцарта, он работал с Сальери , Гайдном и Бетховеном .
Ранние годы
[ редактировать ]
Шиканедер родился в Штраубинге в Баварском электорате Священной Римской империи в семье Йозефа Шикенедера и Юлианы Шиссль. Оба его родителя работали домашней прислугой и были крайне бедны. [ 2 ] Всего у них было четверо детей: Урбан (род. 1746), Иоганн Йозеф (умер в возрасте двух лет), Эмануэль (род. 1751, которого также первоначально звали Иоганн Йозеф) и Мария (род. 1753). [ 2 ] Отец Шиканедера умер вскоре после рождения Марии. [ 2 ] в это время его мать вернулась в Регенсбург , зарабатывая на жизнь продажей религиозных предметов из деревянного сарая, примыкающего к местному собору. [ 2 ]

Шиканедер получил образование в иезуитской школе в Регенсбурге, а также учился на певца в местном соборе. [ 3 ] В молодости он начал продолжать свою карьеру в театре, выступая с театральной труппой Андреаса Шопфа около 1773 года и исполняя оперы, фарсы и Зингшпиль . [ 2 ] Шиканедер танцевал в придворном балете в Инсбруке в 1774 году, а в следующем году его Singspiel Die Lyranten там дебютировал . Это имело большой успех, и в последующие годы его часто исполняли. [ 2 ] Шиканедер был либреттистом, композитором и солистом. [ 3 ] универсальность, которую он будет продолжать демонстрировать на протяжении всей своей карьеры. [ 4 ]
Дружба с Моцартами
[ редактировать ]Осенью 1780 года труппа Шиканедера надолго остановилась в Зальцбурге , и в это время Шиканедер стал другом семьи Моцартов. Семья Моцарта в то время состояла из отца Леопольда , Наннерля и Вольфганга . Моцарты «редко пропускали его выступления» (Хартц), [ 3 ] и пригласил Шиканедера на воскресные занятия по стрельбе из дартса, их любимому семейному виду спорта.
Собираясь отбыть из Зальцбурга на премьеру своей оперы «Идоменей» в Мюнхене , Моцарт пообещал перед отъездом написать речитатив и арию для Шиканедера «Как жестока, о любовь... Наслаждения новорожденной Рос». Композиция предназначалась для постановки Шиканедера « Две бессонные ночи» Августа Вертеса. [ 5 ]
Первое пребывание в Вене
[ редактировать ]С ноября 1784 г. по февраль 1785 г. [ 6 ] Шиканедер сотрудничал с театральным режиссером Хубертом Кумпфом в серии спектаклей в Кернтнертортеатре в Вене. Его пригласил сделать это император Иосиф II , который видел его выступление в прошлом году в Прессбурге . [ 7 ] Венский показ вызвал восхищение критиков и привлек большую аудиторию, часто включая императора и его двор. [ 8 ] Шиканедер и Кумпф открыли свой сезон возрождением оперы Моцарта «Похищение из сераля» . » Йозефа Гайдна . «Прекрасную федерацию Труппа также исполнила [ 9 ]
Произведения устной драматургии представляли интерес своим политическим содержанием. Австрийская империя в то время управлялась (как и большая часть Европы) системой наследственной аристократии, которая подвергалась все большей критике по мере распространения ценностей Просвещения . Шиканедер поставил успешную комедию под названием Der Fremde , в которой участвовал персонаж по имени барон Зельтенрайх («редко богатый»), который был «карикатурой на коварного болтуна венской аристократии». [ 10 ] Затем Шиканедер и его коллега перешли черту, начав постановку Бомарше скандальной на тот момент пародии на аристократию «Женитьба Фигаро» . Эта постановка была отменена Императором в последнюю минуту. [ 10 ]
Несмотря на содержание и отмену постановки, Иосиф II привел Шиканедера, и он поступил на императорскую службу с апреля 1785 года по февраль 1786 года. [ 11 ] Во время службы выступал в Австрийском национальном театре. [ 7 ] в Бургтеатре . Во время своего дебюта он исполнил партию Головокружения в Глюка » «Зингшпиле «Паломничество фон Мекка» . [ 12 ]
Годы в Театре Ауф дер Виден
[ редактировать ]На Пасху 1788 года труппа под руководством Иоганна Фриделя и Элеоноры Шиканедер обосновалась в качестве постоянной труппы в Театре Ауф дер Виден , расположенном в пригороде Вены. [ 12 ] Фридель умер 31 марта 1789 года, оставив все свое состояние Элеоноре, и театр был закрыт. После этого Элеонора предложила примирение Шиканедеру, который в мае переехал в Вену, чтобы вместе с ней основать новую труппу в том же театре. [ 13 ] Новую компанию финансировал Йозеф фон Бауэрнфельд, масонский брат Моцарта. [ 14 ] Планируя сделать упор на оперу, Шиканедер пригласил с собой двух певцов из своей старой труппы, тенора Бенедикта Шака и баса Франца Ксавера Герла . Из труппы своей жены он сохранил сопрано Йозефу Хофер , актера Иоганна Йозефа Нузеля и Карла Людвига Гизеке в качестве либреттиста. В труппу пополнились Анна Готлиб и Якоб Хайбель . [ 15 ]
Новая труппа имела успех, и Die Entführung aus dem Serail снова стала частью репертуара. Выявились некоторые аспекты работы компании, которые позже были увековечены в «Волшебной флейте» . Премьера серии музыкальных комедий, начинающейся с Der Dumme Gärtner aus dem Gebirge, oder Die zween Antons («Глупый садовник с гор, или Два Антона»), состоялась в июле 1789 года. [ 15 ] Комедия послужила средством для создания комического образа Шиканедера. Другая линия представлений труппы включала сказочные оперы, начиная с премьеры «Оберона» в 1789 году на музыку Пауля Враницкого и либретто, которое представляло собой реадаптацию Фридерики Софи Зейлер оригинального либретто . За этим последовал Der Stein der Weisen или Die Zauberinsel в сентябре 1790 года. [ 16 ] совместная опера, отмеченная музыкальным сотрудничеством Герла, Шака, Шиканедера и Моцарта.
В обзоре выступления северогерманского комментатора в Театре ауф дер Виден в 1793 году большинство современных рецензий были положительными, отмечая высокий уровень музыкального исполнения. В своей неопубликованной автобиографии Игнац фон Зейфрид вспоминал исполнения опер в начале 1790-х годов Моцарта, Зюссмайра , Гофмейстера и др., написав, что они были исполнены с редким мастерством ( ungemein artig ). Зейфрид описывает капельмейстера Хеннеберга, дирижирующего оркестром с фортепиано… как генерал, командующий армией музыкантов! [ 17 ]
Волшебная флейта
[ редактировать ]
Серия сказочных опер в Театре Ауф дер Виден завершилась премьерой в сентябре 1791 года «Волшебной флейты» на музыку Моцарта и либретто Шиканедера. [ 18 ] Опера включала в себя свободную смесь масонских элементов и традиционных сказочных тем (см. Либретто «Волшебной флейты »). Шиканедер исполнил роль Папагено — персонажа, отражающего традиции Гансвурста На премьере и, следовательно, соответствующего его навыкам.
По словам драматурга Игнаца Франца Кастелли , Шиканедер, возможно, также дал совет Моцарту относительно музыкального оформления его либретто:
Покойный бас-певец Себастьян Майер рассказал мне, что Моцарт изначально написал дуэт, в котором Папагено и Папагена впервые видят друг друга совершенно иначе, чем мы слышим его сейчас. Оба первоначально выкрикивали «Папагено!», «Папагена!» несколько раз в изумлении. Но когда Шиканедер услышал это, он крикнул оркестру: «Эй, Моцарт! па-па'; Папагена должен повторять это, пока они оба, наконец, не выговорят все имя, Моцарт последовал совету, и в такой форме дуэт всегда приходилось повторять».
Кастелли добавляет, что «Марш священников», открывающий второй акт, также был предложением Шиканедера, добавленным к опере в последнюю минуту Моцартом. Не все музыковеды считают эти истории правдивыми. [ 19 ]
Премьера «Волшебной флейты» имела большой успех, билеты на нее часто были распроданы, и в течение первых нескольких месяцев ее представления в Театре на Видене было представлено более сотни спектаклей. Шиканедер продолжал периодически ставить оперу до конца своей карьеры в Вене.
Моцарт умер всего через несколько недель после премьеры, 5 декабря 1791 года. Шиканедер был обезумел известием и остро почувствовал потерю. Очевидно, он поставил бенефис «Волшебной флейты» для вдовы Моцарта Констанции , которая в то время столкнулась с тяжелым финансовым положением. [ 20 ] Моцарта Когда в 1798 году его труппа организовала концертное исполнение «Милосердия Тита» , он написал в программе:
Творчество Моцарта выше всяких похвал. Слушая ту или иную его музыку, слишком остро чувствуешь, что Искусство потеряло в нем. [ 21 ]
Оставшиеся годы
[ редактировать ]Карьера Шиканедера продолжилась в том же театре и в последующие годы после «Волшебной флейты» . Он продолжал писать произведения, в которых играл главные роли и которые добились народного успеха. В их число входило сотрудничество с другими композиторами того времени: Der Spiegel von Arkadien с ассистентом Моцарта Францем Ксавером Зюссмайром , Der Tyroler Wastel с посмертным зятем Моцарта Якобом Хайбелем и «Волшебной флейты» продолжением под названием Das Labyrinth с Петером фон Винтером . [ 22 ] Большим кассовым сбором в это время стала комедия в стихах « Der travestierte Aeneas» ( «Травестия Энея »), созданная Гизеке. [ 23 ]
В этот период Шиканедер несколько раз в год посвящал театр Академии , или, говоря современным языком, концерту классической музыки. Были исполнены симфонии Моцарта и Гайдна молодой Бетховен . , а в качестве солиста фортепиано выступил [ 24 ]
Шиканедер поддерживал в репертуаре семь опер Моцарта: «Похищение из сераля» , «Свадьба Фигаро» , «Действующий директор» , «Дон Жуан» , «Так все ходят» , «Милосердие Тито » и «Волшебная флейта» . Итальянские оперы исполнялись в немецком переводе. Как отмечалось выше, Шиканедер также продюсировал «Милосердие Тито» как концертное произведение. [ 24 ]
Хотя многие из исполненных работ имели успех, расходы на сложные постановки Шиканедера были высокими, и компания постепенно влезла в долги. В 1798 году домовладелец Шиканедера узнал, что долг увеличился до 130 000 флоринов, и расторг договор аренды Шиканедера. Шиканедер убедил Бартоломеуса Зиттербарта, богатого торговца, стать его партнером и взять на себя долг. В результате компания была спасена. [ 25 ]
Театр в Вене
[ редактировать ]
Шиканедер и его новый партнер Зиттербарт вместе планировали построить для труппы новый грандиозный театр. Зиттербарт приобрел землю для нового театра на другом берегу реки Вена , в другом пригороде, всего в нескольких сотнях метров от Театра ауф дер Виден. [ 25 ] У Шиканедера все еще был документ покойного императора Иосифа II, разрешающий ему построить новый театр. В 1800 году у него была аудиенция у ныне правящего Франца , в результате чего лицензия была продлена — несмотря на протесты Петера фон Брауна , руководившего Бургтеатром . [ 25 ] В отместку Браун поставил в Бургтеатре новую постановку « Волшебной флейты» , в которой Шиканедер не упоминался как автор. [ 26 ]
Строительство нового театра, получившего название « Театр ан дер Вин» , началось в апреле 1800 года. Он открылся 13 июня 1801 года представлением оперы « Александр» на собственное либретто Шиканедера на музыку Франца Тейбера . [ 27 ] По данным New Grove , Театр Ан дер Вин был «самым хорошо оборудованным и одним из крупнейших театров своего времени». Там Шиканедер продолжил свою традицию дорогих и финансово рискованных театральных зрелищ. [ 28 ]
Шиканедер и Бетховен
[ редактировать ]Людвиг ван Бетховен переехал в Вену в 1792 году и постепенно завоевал прочную репутацию композитора и пианиста. В последние годы он выступал в Академии Театра Ауф дер Виден. Весной 1803 года первая Академия в новом Театре ан дер Вин была целиком посвящена произведениям Бетховена: первой и второй симфонии, третьему фортепианному концерту (с Бетховеном в качестве солиста) и оратории «Христос на Елеонской горе» . [ 29 ]
Шиканедер хотел, чтобы Бетховен сочинил для него оперу. Предложив Бетховену квартиру внутри здания театра, он также предложил свое либретто « Вестас Фойер» . Бетховен, однако, счел Vestas Feuer неподходящим для своих нужд. Однако он поставил вступительную сцену, частью которой в конечном итоге стал дуэт «O namenlose Freude» из его оперы 1804 года «Фиделио » . Бетховен некоторое время продолжал жить в Театре ан дер Вин, переключив свои усилия на «Фиделио» . [ 29 ]
Упадок и кончина
[ редактировать ]Премьера «Фиделио» состоялась в Театре ан дер Вин, но не под руководством Шиканедера. К 1804 году карьера Шиканедера пошла на убыль; его продукция не могла привлечь достаточно клиентов, чтобы покрыть свои затраты. Он продал Театр ан дер Вин консорциуму дворян и уехал из Вены в провинцию. [ 28 ] работаю в Брно и Штайре . Из-за экономических проблем, вызванных войной и девальвацией валюты 1811 года, Шиканедер потерял большую часть своего состояния. Во время поездки в Будапешт в 1812 году для занятия новой должности он сошел с ума. Он умер в нищете в Вене 21 сентября 1812 года в возрасте 61 года. [ 30 ]
Семья
[ редактировать ]Двое родственников Шиканедера также были его профессиональными соратниками:
- Урбан Шиканедер (1746–1818), бас , был старшим братом Эмануэля. Он родился в Регенсбурге 2 ноября 1746 года и несколько лет работал в труппе своего брата как певец, так и помогая управлять группой. На премьере «Волшебной флейты » он исполнил роль Первосвященника. [ 31 ]
- Анна Шиканедер (1767–1862), также известная как «Няня» или «Нанетт», была дочерью его брата Урбана. В 24 года она исполнила партию Первого мальчика в «Волшебной флейте» . [ 31 ]
Внебрачный сын Шиканедера Франц Шиканедер (1802–1877) был кузнецом на службе у императора Фердинанда I Австрийского . [ 32 ]
Работает
[ редактировать ]Работы Шиканедера [ 33 ] включают 56 либретто и 45 разговорных пьес, среди них:
Буклеты
[ редактировать ]- Лиранцы, или Весёлая тоска ( Менестрели, или Весёлая тоска ). Оперетта на музыку Шиканедера, Инсбрук, ок.
- Das Urian Castle ( Урианский замок ) Зингшпиль, музыка Шикандера, Зальцбург, 1786 год.
- Глупый садовник с или Два Антона гор, . Комическая опера, музыка Бенедикта Шака и Франца Ксавера Герла . Вена, 1789 год.
- Пять продолжений последней работы, в том числе
- Что Антон делает зимой? (Что Антон делает зимой?) Музыка Бенедикта Шака и Франца Ксавера Герла. Вена, 1790 год.
- Anton bei Hofe, oder Das Namensfest ( Антон при дворе, или Именины ) (Вена, 4 июня 1791 г.). Моцарт услышал произведение 6 июня. [ 34 ]
- Пять продолжений последней работы, в том числе
- Философский камень или Волшебный остров . Героико-комическая опера, музыка Бенедикта Шака, Иоганна Баптиста Геннеберга , Франца Ксавера Герла, Эмануэля Шиканедера и Вольфганга Амадея Моцарта. Вена, 11 сентября 1790 года. [ 28 ] [ 16 ]
- Случай еще более редкий (либретто оперы, Вена, 1790 г., музыка Бенедикта Шака) . [ 35 ] )
- Волшебная флейта (либретто оперы, Вена, 1791 г.) [ 28 ]
- Шпигель фон Аркадиен ( Зеркало Аркадии ). Большая героико-комическая опера на музыку Франца Ксавера Зюссмайра . Вена, 1794 год.
- Вавилонская пирамида (либретто оперы) [ 28 ]
- Лабиринт или битва со стихиями. Вторая часть «Волшебной флейты» , героико-комической оперы, музыка Петера фон Зимнего, Вена, 1798 год.
- Тирольская пустошь (либретто оперы) [ 28 ]
- Вестас Фойер (либретто оперы, Вена, 1803 г.)
Пьесы
[ редактировать ]В художественной литературе
[ редактировать ]В Милоша Формана фильме «Амадей » Шиканедера сыграл Саймон Кэллоу . Он друг Моцарта, но часто берет его произведения и превращает их в низкопробные комедии, что расстраивает жену Моцарта Констанцу . Более того, его требования о новых сценариях оказывают на Моцарта давление, усугубляя стресс, который он испытывает при написании своего реквиема . В последний раз его видели призывающим Моцарта после выступления заплатить ему гонорар, не зная, что Моцарт близок к смерти, работая с Сальери над их пьесой.
дебютировал мюзикл «Шиканедер» Стивена Шварца и Кристиана Ступпека режиссера Тревора Нанна , основанный на предпосылке о том, что «Волшебная флейта» возникла в результате бурных отношений Шиканедера и Элеоноры В 2016 году в театре Раймунд . [ 36 ]
В о путешествиях во времени романе «Время для патриотов» Шиканедер появляется как друг и соратник Моцарта, когда группа путешественников во времени посещает Вену, чтобы продлить жизнь Моцарта.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкий (1965, 407)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дент (1956, 16)
- ^ Jump up to: а б с Харц (2009, 270)
- ↑ Что касается Шиканедера как композитора, Бранскомб (2006) отмечает, что в недавно обнаруженной партитуре совместной оперы 1790 года « Der Stein der Weisen oder Die Zauberinsel» Шиканедер указан как композитор некоторых номеров.
- ^ Эдж (1996, 182–85)
- ^ Немецкий 1965, 225.
- ^ Jump up to: а б Харц (2009, 271)
- ^ Дойч и Эйзен (1991, 33–34)
- ^ Дойч и Эйзен (1991, 34)
- ^ Jump up to: а б Хонолка (1990, 58)
- ^ Немецкий (1965, 235)
- ^ Jump up to: а б Клайв (1993, 135)
- ^ Хонолка (1990, 71)
- ^ (немецкий 1965, 360)
- ^ Jump up to: а б Клайв (1993, 136)
- ^ Jump up to: а б Немецкий (1965, 370)
- ^ Дэвид Дж. Бух , «Дом композиторов Театра ауф дер Виден во времена Моцарта (1789–91)»
- ^ Основные ученые приписывают либретто Шиканедеру; альтернативу, считающуюся маргинальной, см. у Карла Людвига Гизеке .
- ↑ Согласно записям, Себастьян Мейер не работал в труппе Шиканедера до 1793 года, через два года после премьеры «Волшебной флейты» . Однако он был вторым мужем Йозефы Хофер, которая, как первая Царица Ночи, наверняка присутствовала при этом. Скептический комментарий к этим рассказам см. в Branscombe (1965).
- ^ Немецкий (1965, 425)
- ^ Немецкий (1965, 487)
- ^ Хонолка (1990, глава 6)
- ^ Хонолка (1990, 183)
- ^ Jump up to: а б Хонолка (1990, 153)
- ^ Jump up to: а б с Хонолка (1990, 182)
- ^ Хонолка (1990, 183–185)
- ^ Хонолка (1990, 187)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бранскомб (2006)
- ^ Jump up to: а б Хонолка (1990, 200)
- ^ Зоннек, Анке (2005), «Шиканедер, Эмануэль» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 22, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 753–754 ; ( полный текст онлайн )
- ^ Jump up to: а б Роща, "Шиканедер"
- ^ Лоренц, 2008, стр. 32–34.
- ^ Хонолка (1990, 222–226)
- ^ Немецкий (1965, 396)
- ^ Немецкий (1965, 367)
- ^ Шиканедера Официальный сайт United Theaters Vienna
Ссылки
[ редактировать ]Самый обширный источник о Шиканедере на английском языке - Honolka (1990), указанный ниже.
- Бранскомб, Питер (1965) « Волшебная флейта : некоторые текстовые и интерпретационные проблемы», Труды Королевской музыкальной ассоциации 45–63.
- Бранскомб, Питер (1991) В. А. Моцарт: Волшебная флейта (Справочники Кембриджской оперы), издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521319164
- Бранскомб, Питер (2006) «Шиканедер, Эмануэль». В книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа , ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бух, Дэвид (1997) «Моцарт и Театр ауф дер Виден: новые атрибуции и перспективы», Cambridge Opera Journal , стр. 195–232.
- Клайв, Питер (1993) Моцарт и его круг: Биографический словарь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Дент, Эдвард Дж. (1956) «Эмануэль Шиканедер», Музыка и письма 37:14–21.
- Эдж, Декстер (1996) «Недавно обнаруженный источник автографов для арии Моцарта K.365a (Anh.11a)» Моцарт-Ярбух 1996 177–193.
- Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография ; Английские переводы Эрика Блома , Питера Бранскомба и Джереми Ноубла , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. Эта книга содержит множество упоминаний о Шиканедере из первоисточников. Рассказы Игнаца Франца Кастелли были взяты Дойчем из мемуаров Кастелли 1861 года.
- Дойч, Отто Эрих и Клифф Эйзен (1991) Новые документы Моцарта: дополнение к документальной биографии О.Э. Дойча . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1955-1 .
- Харц, Даниэль (2009) Гайдн, Моцарт и ранний Бетховен, 1781–1802. Нью-Йорк: Нортон.
- Хонолка, Курт (1990) Папагено: Эмануэль Шиканедер, человек театра во времена Моцарта . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-0-931340-21-5 .
- Лоренц, Михаэль : «Новые результаты исследования Театра auf der Wieden и Эмануэля Шиканедера» , Wiener History Sheets 4/2008, (Вена: Ассоциация истории города Вены, 2008), стр. 15–36. (на немецком языке)
- Вальдофф, Джессика (2006) « Волшебная флейта ». В книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа, ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Вторая часть Волшебной флейты под названием: Лабиринт или борьба со стихиями . (Либретто) под редакцией Мануэлы Ярмеркер и Тилля Геррита Вайделиха, Тутцинг 1992, ISBN 3-7952-0694-4
- Героико-комическая опера Шиканедера «Философский камень» — модель «Волшебной флейты» Моцарта. Критическое издание учебника под ред. Д. Буха и Мануэлы Ярмеркер, вып. 5 журнала Hainholz Musicology , Геттинген, 2002. 119 страниц. (на немецком языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Э. М. Бэтли: «Работа Эмануэля Шиканедера и традиции Старого венского популярного театра» Даремский университет (1965)
- Лоренц, Михаэль : «Крестные дети Эмануэля и Элеоноры Шиканедер» (Вена, 2018).
- Вайделич, Тилль Геррит (2012) «Самореклама Папагено в Лабиринте Питера фон Винтера (вторая часть «Волшебной флейты»), а также неизвестные документы о ее создании, передаче и приеме в Вене и Берлине в 1803 году», в: Acta Mozartiana , 59 (2012), стр. 139–177.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1751 рождений
- 1812 смертей
- Люди из Штраубинга
- Люди из герцогства Бавария
- Немецкие драматурги и драматурги XVIII века.
- Немецкие драматурги и драматурги XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие драматурги и драматурги-мужчины
- Немецкие принтеры
- Немецкие оперные либреттисты
- Немецкие масоны
- Немецкие оперные менеджеры
- Либреттисты Вольфганга Амадея Моцарта
- Певцы Вольфганга Амадея Моцарта
- Волшебная флейта
- Театральные менеджеры XVIII века
- Менеджеры театра XIX века
- Немецкие актеры-мужчины XVIII века
- Драматурги и драматурги Священной Римской империи.