Jump to content

Христос на Елеонской горе (Бетховен)

Christus am Ölberge (на английском языке: Христос на Елеонской горе ), соч. 85 — оратория Людвига ван Бетховена, изображающая эмоциональное смятение Иисуса саду в Гефсиманском перед его распятием. Оно было начато осенью 1802 года, вскоре после завершения им Гейлигенштадтского завещания , о чем свидетельствуют свидетельства в альбоме Вельгорского. Либретто Винер на немецком языке написано поэтом Францем Ксавером Хубером [ де ] , редактором « Цайтунг» , с которым Бетховен тесно сотрудничал. Оно было написано за очень короткий период; В письме в Breitkopf & Härtel , написанном вскоре после завершения оратории, Бетховен говорил, что написал ее «за несколько недель», хотя позже он утверждал, что на завершение пьесы ушло не более 14 дней. [ 1 ] Впервые она была исполнена 5 апреля 1803 года в театре Ан дер Вин ; Венском [ 2 ] в 1811 году он был отредактирован Бетховеном для публикации Breitkopf & Härtel. [ 3 ] Десять лет, прошедшие между составлением произведения и его публикацией, привели к тому, что ему был присвоен относительно высокий номер опуса. Премьера произведения состоялась в США в 1809 году; это был первый успех Бетховена в Соединенных Штатах. [ нужна ссылка ]

Произведение представляет собой драматическую ораторию и считается гораздо более гуманистическим изображением Христовых. Страстей [ 4 ] чем другие настройки, например, Баха . Он завершается тем, что Иисус лично принимает свою судьбу, делая акцент на своем собственном решении, а не на более позднем Распятии или Воскресении . Оратория написана для солистов- сопрано , тенора и баса , со стандартным SATB хором и симфоническим оркестром . Тенор поет как Иисус, сопрано как серафим ( ангел ) , а бас как Петр . Полное представление длится около 50 минут.

Единственная оратория Бетховена, он весьма критически относился к пьесе, а также к исполнению оркестра и хора на ее премьере. Он раскритиковал либретто Хубера, сказав в письме 1824 года в Gesellschaft für Musikfreunde: «Давайте оставим во внимание ценность стихотворений такого рода. Мы все знаем, что следует делать поправки... что касается меня Я бы предпочел положить Гомера , Клопштока , Шиллера на музыку . Если они предлагают трудности, которые нужно преодолеть, то эти бессмертные поэты , по крайней мере, этого достойны». [ 5 ] (Бетховен в конце концов положил Шиллера на музыку в своей монументальной Девятой симфонии , почти через двадцать лет после оратории.) Редакторы Breitkopf & Härtel согласились с критической оценкой текста Бетховеном: [ 6 ] и Кристиан Шрайбер был привлечен для внесения серьезных изменений в либретто. [ нужна ссылка ] Однако, просмотрев изменения, Бетховен все же остался недоволен, заявив: «Я знаю, что текст крайне плох, но если даже плохой текст мыслится как единое целое, то очень трудно не нарушить его отдельными исправлениями». . [ нужна ссылка ]

Структура

[ редактировать ]

Композиция состоит из шести частей.

1. Вступление (Могила – Адажио) ми ♭ минор – Речитатив «Иегова, ты, отец мой!» – Ария (Аллегро) «Душа моя потрясена до минор!»
2. Речитатив «Трясись, земля, здесь лежит сын Иеговы» ля мажор – Ария (Ларгетто) «Хвалите благость Искупителя» соль мажор – Хор (Аллегро) «О, здравствуй, ты искупленный соль мажор!»
3. Речитатив «Объяви, Серафим, уста свои мне» — Дуэт (Adagio molto) «Так отдохни со всей своей тяжестью» ля мажор
4. Речитатив «Добро пожаловать, Смерть!» фа мажор – Хор (Алла марсия) «Мы видели его» до мажор
5. Речитатив (Tempo della Marcia) «Те, кто вознамерился меня схватить» – Припев (Allegro molto) «Вот он, вот он» ре мажор
6. Речитатив (Molto allegro) «Отважная банда не останется безнаказанной» – Трио и хор (Allegro ma non troppo) «Ходя по моим венам» B♭ мажор – Финальный припев (Maestoso – Allegro) «Миры поют» - « Хвалите Его, хоры ангелов» до мажор

Инструментарий

[ редактировать ]
САТБ преступление
3 солиста ( сопрано , тенор и бас )
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета в B ♭
2 фагота
2 трубы в D и E ♭
2 валторны в B♭, C, D и E♭
3 тромбона (альт, тенор и бас)
литавры
первые скрипки
2-е скрипки
альты
виолончели
контрабасы

Солисты — персоны: сопрано — Серафим , тенор — Иисус и бас — апостол Петр .

Критическая реакция на первоначальное исполнение произведения была неоднозначной; в то время как критик Zeitung für die Elegante Welt писал, что оратория содержит «несколько замечательных отрывков», рецензия в Freymüthige Blätter назвала пьесу «слишком искусственной по структуре и лишенной выразительности, особенно в вокальной музыке», и заявила, что исполнение «не смог добиться действительно заметного одобрения». [ 7 ] С тех пор он несколько отошел в безвестность и редко исполняется, поскольку некоторые считают, что он не соответствует обычным стандартам качества Бетховена. [ нужна ссылка ] Однако, несмотря на противоречивые критические отзывы современников и собственные опасения Бетховена по поводу либретто, «...после премьеры в 1803 году произведение исполнялось четыре раза в 1804 году и повторялось каждый год, всегда собирая полные залы, пока в 1825 году оно не было запрещено Гофмузыкграф». [ 8 ] [ нужен лучший источник ]

Финальный припев "Welten Singen..." сам по себе пользовался некоторой популярностью, обычно его интерпретируют как " Аллилуйя ", и его часто исполняют хоры церкви, средних школ и колледжей. [ нужна ссылка ]

Год Солисты
(Иисус, Серафим, Петр)
Дирижер,
Оркестр и хор
Этикетка
1957 Фриц Вундерлих ,
Эрна Спуренберг ,
Герман Шей
Хенк Спрут ,
Филармонический оркестр Радио и Грут Омропкур
БеллаВосе
1962 Ян Пирс ,
Мария Стадер ,
Отто Винер
Герман Шерхен ,
Оркестр Венской государственной оперы и хор Венской академии
Вестминстер
1963 Рейнхольд Бартель ,
Лизелотта Ребманн ,
Август Мессталер
Йозеф Блозер ,
Штутгартская филармония и Южногерманское хоровое общество
Вокс/Поворот
около 1964 г. Ричард Льюис ,
Джудит Раскин ,
Герберт Битти
Юджин Орманди ,
Филадельфийский оркестр и хоры Университета Темпл
Колумбийские шедевры
около 1965 г. Радко Делорка,
Маргит Опавски,
Уолтер Берри
Генри Свобода ,
Оркестр Венской государственной оперы и хор Венской академии
Общество концертного зала
1970 Николай Гедда ,
Кристина Дойтеком ,
Ганс Сотин
Фолькер Вангенхайм ,
Оркестр Бетховенхалле Бонн и хоры
я
1970 Джеймс Кинг ,
Элизабет Харвуд ,
Франц Красс
Бернхард Клее
Венский симфонический оркестр и Винер Зингферайн
Немецкий граммофон
1970 Йожеф Рети [ де ] ,
Сильвия Гешти ,
Герман Кристиан Польстер
Гельмут Кох
Симфонический оркестр Берлинского радио
Вечный
1992 Джеймс Андерсон,
Моника Пик-Иероними,
Виктор ван Халем
Серж Баудо
Национальный оркестр Лиона с хором
Гармония мира
1994 Майкл Бродар,
Мария Венути ,
Кейт Льюис
Хельмут Риллинг
Коллегия Баха в Штутгарте и Гехингер Канторей
Хэнсслер Классик [ 9 ]
2000 Стив Дэвис ,
Симона Кермес ,
Эйке Вильм Шульте
Кристоф Сперинг
Новый оркестр и хор Musicus Cologne
Опус 111
2004 Пласидо Доминго ,
Люба Оргонашова ,
Андреас Шмидт
Кент Нагано
Немецкий симфонический оркестр Берлина и Рундфункхор Берлина
Гармония мира
2020 Павол Бреслик,
Эльза Дрейзиг ,
Дэвид Сор
Саймон Рэттл
Лондонский симфонический оркестр и хор
ЛСО Live

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Форбс, Эллиот , изд. Жизнь Бетховена Тэйера . Издательство Принстонского университета, 1967, с. 328
  2. ^ Форбс 1967, стр. 328.
  3. ^ Форбс 1967, стр. 521
  4. ^ Кэлвин Стаперт, «Образы Христа в ораториях после эпохи Просвещения», в Оксфордском справочнике по христологии , Оксфорд, OUP, 2015, стр. 465
  5. ^ Форбс 1967, стр. 885
  6. ^ Форбс 1967, стр. 886
  7. ^ Форбс 1967, стр. 330
  8. ^ Фред Хейт, Фиделио , Том VII, № 3 - осень 1998 г. «Христос Бетховена на Елеонской горе - Гефсимания, как к этому относился бы Шиллер»
  9. ^ «Людвиг ван Бетховен – Christus Am Ölberge / Христос на Елеонской горе (2007, компакт-диск)» . Дискогс . 2007.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d22a7f1f5621f9df28a1f10a4f545e5__1717318320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/e5/9d22a7f1f5621f9df28a1f10a4f545e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christ on the Mount of Olives (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)