Христос на Елеонской горе (Бетховен)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2011 г. ) |
Christus am Ölberge (на английском языке: Христос на Елеонской горе ), соч. 85 — оратория Людвига ван Бетховена, изображающая эмоциональное смятение Иисуса саду в Гефсиманском перед его распятием. Оно было начато осенью 1802 года, вскоре после завершения им Гейлигенштадтского завещания , о чем свидетельствуют свидетельства в альбоме Вельгорского. Либретто Винер на немецком языке написано поэтом Францем Ксавером Хубером , редактором « Цайтунг» , с которым Бетховен тесно сотрудничал. Оно было написано за очень короткий период; В письме в Breitkopf & Härtel , написанном вскоре после завершения оратории, Бетховен говорил, что написал ее «за несколько недель», хотя позже он утверждал, что на завершение пьесы ушло не более 14 дней. [ 1 ] Впервые она была исполнена 5 апреля 1803 года в театре Ан дер Вин ; Венском [ 2 ] в 1811 году он был отредактирован Бетховеном для публикации Breitkopf & Härtel. [ 3 ] Десять лет, прошедшие между составлением произведения и его публикацией, привели к тому, что ему был присвоен относительно высокий номер опуса. Премьера произведения состоялась в США в 1809 году; это был первый успех Бетховена в Соединенных Штатах. [ нужна ссылка ]
Состав
[ редактировать ]Произведение представляет собой драматическую ораторию и считается гораздо более гуманистическим изображением Христовых. Страстей [ 4 ] чем другие настройки, например, Баха . Он завершается тем, что Иисус лично принимает свою судьбу, делая акцент на своем собственном решении, а не на более позднем Распятии или Воскресении . Оратория написана для солистов- сопрано , тенора и баса , со стандартным SATB хором и симфоническим оркестром . Тенор поет как Иисус, сопрано как серафим ( ангел ) , а бас как Петр . Полное представление длится около 50 минут.
Единственная оратория Бетховена, он весьма критически относился к пьесе, а также к исполнению оркестра и хора на ее премьере. Он раскритиковал либретто Хубера, сказав в письме 1824 года в Gesellschaft für Musikfreunde: «Давайте оставим во внимание ценность стихотворений такого рода. Мы все знаем, что следует делать поправки... что касается меня Я бы предпочел положить Гомера , Клопштока , Шиллера на музыку . Если они предлагают трудности, которые нужно преодолеть, то эти бессмертные поэты , по крайней мере, этого достойны». [ 5 ] (Бетховен в конце концов положил Шиллера на музыку в своей монументальной Девятой симфонии , почти через двадцать лет после оратории.) Редакторы Breitkopf & Härtel согласились с критической оценкой текста Бетховеном: [ 6 ] и Кристиан Шрайбер был привлечен для внесения серьезных изменений в либретто. [ нужна ссылка ] Однако, просмотрев изменения, Бетховен все же остался недоволен, заявив: «Я знаю, что текст крайне плох, но если даже плохой текст мыслится как единое целое, то очень трудно не нарушить его отдельными исправлениями». . [ нужна ссылка ]
Структура
[ редактировать ]Композиция состоит из шести частей.
- 1. Вступление (Могила – Адажио) ми ♭ минор – Речитатив «Иегова, ты, отец мой!» – Ария (Аллегро) «Душа моя потрясена до минор!»
- 2. Речитатив «Трясись, земля, здесь лежит сын Иеговы» ля мажор – Ария (Ларгетто) «Хвалите благость Искупителя» соль мажор – Хор (Аллегро) «О, здравствуй, ты искупленный соль мажор!»
- 3. Речитатив «Объяви, Серафим, уста свои мне» — Дуэт (Adagio molto) «Так отдохни со всей своей тяжестью» ля мажор
- 4. Речитатив «Добро пожаловать, Смерть!» фа мажор – Хор (Алла марсия) «Мы видели его» до мажор
- 5. Речитатив (Tempo della Marcia) «Те, кто вознамерился меня схватить» – Припев (Allegro molto) «Вот он, вот он» ре мажор
- 6. Речитатив (Molto allegro) «Отважная банда не останется безнаказанной» – Трио и хор (Allegro ma non troppo) «Ходя по моим венам» B♭ мажор – Финальный припев (Maestoso – Allegro) «Миры поют» - « Хвалите Его, хоры ангелов» до мажор
Инструментарий
[ редактировать ]- САТБ преступление
- 3 солиста ( сопрано , тенор и бас )
- 2 флейты
- 2 гобоя
- 2 кларнета в B ♭
- 2 фагота
- 2 трубы в D и E ♭
- 2 валторны в B♭, C, D и E♭
- 3 тромбона (альт, тенор и бас)
- литавры
- первые скрипки
- 2-е скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
Солисты — персоны: сопрано — Серафим , тенор — Иисус и бас — апостол Петр .
Прием
[ редактировать ]Критическая реакция на первоначальное исполнение произведения была неоднозначной; в то время как критик Zeitung für die Elegante Welt писал, что оратория содержит «несколько замечательных отрывков», рецензия в Freymüthige Blätter назвала пьесу «слишком искусственной по структуре и лишенной выразительности, особенно в вокальной музыке», и заявила, что исполнение «не смог добиться действительно заметного одобрения». [ 7 ] С тех пор он несколько отошел в безвестность и редко исполняется, поскольку некоторые считают, что он не соответствует обычным стандартам качества Бетховена. [ нужна ссылка ] Однако, несмотря на противоречивые критические отзывы современников и собственные опасения Бетховена по поводу либретто, «...после премьеры в 1803 году произведение исполнялось четыре раза в 1804 году и повторялось каждый год, всегда собирая полные залы, пока в 1825 году оно не было запрещено Гофмузыкграф». [ 8 ] [ нужен лучший источник ]
Финальный припев "Welten Singen..." сам по себе пользовался некоторой популярностью, обычно его интерпретируют как " Аллилуйя ", и его часто исполняют хоры церкви, средних школ и колледжей. [ нужна ссылка ]
Записи
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Форбс, Эллиот , изд. Жизнь Бетховена Тэйера . Издательство Принстонского университета, 1967, с. 328
- ^ Форбс 1967, стр. 328.
- ^ Форбс 1967, стр. 521
- ^ Кэлвин Стаперт, «Образы Христа в ораториях после эпохи Просвещения», в Оксфордском справочнике по христологии , Оксфорд, OUP, 2015, стр. 465
- ^ Форбс 1967, стр. 885
- ^ Форбс 1967, стр. 886
- ^ Форбс 1967, стр. 330
- ^ Фред Хейт, Фиделио , Том VII, № 3 - осень 1998 г. «Христос Бетховена на Елеонской горе - Гефсимания, как к этому относился бы Шиллер»
- ^ «Людвиг ван Бетховен – Christus Am Ölberge / Христос на Елеонской горе (2007, компакт-диск)» . Дискогс . 2007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кристус-ам-Ольберге : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Немецкое либретто Христа на Елеонской горе.