Мария Стедер


Мария Стадер венгерского происхождения (5 ноября 1911 — 27 апреля 1999) — швейцарское лирическое сопрано , известная, в частности, своими Моцарта интерпретациями .
Биография
[ редактировать ]Стадер родилась в Будапеште , Австро-Венгрия, 5 ноября 1911 года, как Мария Мольнар. [ 1 ] Во время и после Первой мировой войны цены на продукты питания в Будапеште были настолько высокими, что ее родителям было трудно содержать своих пятерых детей. Мария и ее младшая сестра Элизабет были доставлены в Швейцарию Армией Спасения для восстановления сил в течение трех месяцев после того, как им поставили диагноз недоедания. Там приемные родители Марии попросили ее остаться на целых девять месяцев. Однако, снова оказавшись в Будапеште, Мария серьезно заболела, и было также решено, что ей потребуется операция на миндалинах. Ее приемные родители организовали ее возвращение в Швейцарию. Из-за трудностей с иммиграционной службой Мария не могла оставаться в кантоне Цюрих , поэтому ее приемный отец нашел ей место у семьи Стадер в Романсхорне , где также находится памятная тропа Марии-Штадер. Позже они ее удочерили.
В 1939 году Стадер вышла замуж за Ганса Эрисмана, музыкального руководителя Вайнфельдена , а затем руководителя хора Цюрихского оперного театра . Через мужа своей учительницы вокала Матильды Бэрлохер она познакомилась со Штефи Гейер и ее мужем. Сама Гейер родилась в Будапеште и переехала в Цюрих в 1920 году; затем она стала постоянным сторонником карьеры Стадера. Другая уроженка Будапешта, Илона Дуриго , стала ее учителем вокала в 1935 году в Цюрихе и познакомила ее с Германом и Лили Райфф (ученицей Ференца Листа ). Дом Рейффов был частым местом встреч Адольфа Буша и его брата Германа Буша , Томаса Манна и всего ансамбля Цюрихской оперы и Цюрихского театра . Фриц Буш организовал для Штадера поступление в школу Шнабеля в Тремеццо , которой руководила жена Артура Шнабеля Несколько лет спустя . С 1938 года Стадер обучался у Джаннины Аранджи-Ломбарди в Милане.
Стадер была близким другом швейцарского политика Вальтера Брингольфа , а также многочисленных музыкантов — особенно пианистки Клары Хаскил и венгерского дирижера Ференца Фриксай (с которым она познакомилась через Рольфа Либермана ). Она также была другом французского кинорежиссера Эмиля-Эдвина Рейнерта и переписывалась с Альбертом Швейцером .
Карьера
[ редактировать ]Стадер впервые прославилась своими интерпретациями Моцарта и сотрудничеством с дирижером Ференцем Фриксаем над такими произведениями, как «Дон Жуан» , «Свадьба Фигаро» , «Die Entführung aus dem Serail» , две версии (1954 и 1960) «Exsultate», «Jubilate» и « Великая месса» , Верди а также «Месса да Реквием» . Она выиграла Женевский международный музыкальный конкурс в 1939 году, но, хотя она «казалась готовой к большой славе… ее карьера была отложена из-за начала Второй мировой войны», согласно Opera News . [ 2 ] Позже в своей карьере Штадер приобрела репутацию выдающегося интерпретатора Баха , особенно у Карла Рихтера. [ 3 ] и Ференц Фриксай. Она записала Реквием Антонина Дворжака с Карелом Анчерлом и оперу Бетховена «Фиделио » (в роли Марцеллины) с Гансом Кнаппертсбушем .
Стадер высоко хвалили за ее прекрасный, хотя и не очень сильный голос. Она почти всегда исполняла оперные партии в студии звукозаписи и редко, если вообще когда-либо, на сцене из-за своего маленького роста - ее рост составлял около 1,44 метра (4 фута 9 дюймов). , «даже на концерте ей часто приходилось стоять на помосте или ложе, чтобы публика могла ее как следует увидеть» Она предпочитала концертный репертуар, но, как сообщает Opera News . [ 2 ] Это также позволило Стадер избежать напряжения, с которым сталкиваются многие оперные певцы, и сохранить свой свежий и деликатный голос вплоть до 1960-х годов. В последний раз она стояла на концертной трибуне в филармонии Моцарта Нью-Йорка в «Реквиеме» 7 декабря 1969 года, «все еще в хорошем вокальном состоянии». [ 2 ]

Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Концертные туры привели ее по всему миру. Помимо Европы и Америки, она пела в Японии, Южной Африке и Южной Америке. Стадер пел на различных фестивалях, в том числе на Зальцбургском фестивале , Люцернском фестивале , на фестивале Прад и на музыкальном фестивале в Аспене . Она пела под руководством многих известных дирижеров, в том числе Ойгена Йохума , Йозефа Крипса , Юджина Орманди , Джорджа Селла , Карла Шурихта , Рафаэля Кубелика , Бруно Вальтера , Германа Шерхена , Отто Клемперера , Эрнеста Ансермета и Дина Диксона . До 1951 года она преподавала в Цюрихской консерватории (в 1999 году она объединилась со Школой музыки, драмы и танца (HMT), а в 2007 году объединилась с Цюрихским университетом искусств (ZHdK)) и позже проводила мастер-классы там .
Название ее автобиографии « Примите мою благодарность » взято из арии Моцарта для сопрано с оркестром «Примите мою благодарность, милые посетители!», К. 383.
Она умерла в Цюрихе 27 апреля 1999 года.
Награды
[ редактировать ]- 1939 – Первое место на Женевском международном музыкальном конкурсе.
- 1950 – Медаль Лилли Леманн , Международный фонд Моцартеум.
- 1956 – Серебряная медаль Моцарта Международного фонда Моцартеум.
- 1964 - Медаль Ханса Георга Нэгели от городского совета Цюриха. [ 5 ]
Статьи Стадера
[ редактировать ]- «Ференц Фриксай», в: Слуга музыки. Незабытые солисты и дирижеры современности в зеркале друзей . Опубликовано Мартином Мюллером и Вольфгангом Мерцем. Тюбинген, Райнер Вундерлих, 1965.
- «Сотрудничество с Фриксаем», Фридрих Герцфельд (ред.): Ференц Фриксай. Мемориальная книга . Берлин, Рембранд, 1964.
- О Вильгельме Фуртвенглере в книге «Вспоминая Фуртвенглера» . Цюрих, Атлантида, 1965 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мария Стадер вспоминает» , Швейцарское радио и телевидение , 2 ноября 2011 г. (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б с «Мария Стадер» в Opera News , июль 1999 г.
- ↑ Штадер записал мессу си минор Баха с Рихтером и Мюнхенским оркестром Баха в 1961 году (лейбл: Archive Production, ASIN: B00000E4CC).
- ^ "Туры по Южной Африке 1953–1978, организованные Гансом Адлером".
- ^ «Обладатели премий с 1932 по 1998 год: Медаль Ханса-Георга Нэгели за заслуги перед музыкальным творчеством». Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine , городской совет Цюриха (по состоянию на 3 июля 2010 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мария Стадер (1979). Примите мою благодарность. Воспоминания [ Примите мою благодарность. Воспоминания ] (на немецком языке). Мюнхен: Киндлер. ISBN 978-3-463-00744-1 . (с репертуаром, указателем записей и реестром имен)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография с фотографиями , bach-cantatas.com
- Телевизионное интервью на YouTube с Августом Эвердингом.
- Аудио на YouTube, « Пастух на скале » (Шуберт), Рудольф Галл , кларнет; Карл Энгель , фортепиано