Тереза Бер-Шнабель
Тереза Бер-Шнабель | |
---|---|
![]() Тереза Бер в 1903 году | |
Рожденный | Тереза Бер 14 сентября 1876 г. |
Умер | 30 января 1959 г. Лугано , Швейцария | (82 года)
Национальность | немецкий |
Род занятий | певица контральто , преподаватель пения |
Супруг | Артур Шнабель |
Дети | Карл Ульрих Шнабель , Стефан Шнабель |
Тереза Бер-Шнабель ( урожденная Бер; 14 сентября 1876 — 30 января 1959) — немецкая контральто . Она была наиболее известна своими интерпретациями лидера .
Жизнь
[ редактировать ]Тереза Бер родилась в семье дизайнера интерьеров Карла Бера и его жены Лины Бер (урожденной Зенегг) в Штутгарте 14 сентября 1876 года. В 1881 году семья переехала в Майнц. Брат Терезы Бер, дирижер и скрипач Герман Бер , организовал для нее уроки музыки в соседнем Франкфурте с Юлиусом Штокхаузеном ; она училась у Штокхаузена с 1893 по 1895 год, а затем продолжила обучение в Кельне у Франца Вюлльнера . [ 1 ]
В 1898 году она переехала в Берлин, чтобы учиться у Этельки Герстер . В 1900 году никому не известный тогда пианист Артур Шнабель был нанят сопровождать Бера, уже сделавшего успешную международную карьеру, в концертном турне по Восточной Пруссии . Они поженились в 1905 году. Они часто выступали вместе, и именно слава Бер как певицы Лидер - и ее настойчивое требование, чтобы муж аккомпанировал ей - привлекли внимание публики к способностям Шнабеля как пианистки. [ 2 ] Двенадцатикомнатная квартира Шнабелей на Виландштрассе в Берлине-Шарлоттенбурге вскоре стала местом встречи берлинских музыкальных кругов. Бер также преподавал уроки вокала у них дома.
После прихода к власти нацистов в 1933 году Бер и Шнабель покинули Берлин, поскольку Шнабель очень ясно предвидел грядущие политические проблемы. [ 3 ] Следующие несколько лет они проводили лето в Тремеццо , на озере Комо , а зиму в Лондоне. Лето в Тремеццо в эти годы также предоставило Беру, Шнабелю и их сыну Карлу Ульриху Шнабелю (1909–2001) возможность преподавать летние курсы. [ 1 ] Семья переехала в Нью-Йорк в 1939 году, где Бер продолжил преподавать.
Бер впервые вернулся в Европу в 1946 году, после войны. После этого она проводила лето в Швейцарии и Италии. После смерти Шнабеля в 1951 году она навсегда вернулась в Тремеццо и оставалась там до своей смерти в Лугано 30 января 1959 года. Документы Терезы Бер хранятся в Музыкальном архиве Академии художеств в Берлине . [ нужна ссылка ]
Семья
[ редактировать ]В 1905 году она вышла замуж за пианиста Артура Шнабеля . У Бера и Артура Шнабеля было двое сыновей, пианист Карл Ульрих Шнабель (1909–2001). [ 4 ] и актер Стефан Шнабель (1912–1999). [ 4 ] Дочь Карла Ульриха Шнабеля, Энн Шнабель Моттье, в настоящее время управляет Музыкальным фондом Шнабеля. [ 5 ] вместе со своим мужем Франсуа Моттье.

Тереза Шнабель была похоронена рядом с мужем в его могиле на кладбище Швица , столицы одноименного кантона . Их сын Карл Ульрих, его жена Элен, урожденная Фогель (1911–1974), пианистка из США, и правнук Терезы Клод Ален Моттье (1972–2002), тоже пианист, нашли свое последнее пристанище в могила тоже. В 2006 году муниципалитет Швица объявил могилу охраняемым памятником, поэтому на нее не распространяются правила, предусматривающие вывоз останков по истечении определенного периода. [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Бер начала свою певческую карьеру будучи ученицей Юлиуса Штокхаузена во Франкфурте-на-Майне и продолжила музыкальное образование у Франца Вюлльнера в Кельне. В 1898 году в возрасте 22 лет она переехала в Берлин, чтобы учиться у Этельки Герстер . За ее «предварительным» первым выступлением в 1897 году последовал второй дебют 21 января 1899 года в Берлинской академии пения в сопровождении Листа студента Альфреда Райзенауэра . [ 1 ] [ 4 ] [ 7 ] Этот спектакль, в котором прозвучала музыка Шуберта и Брамса , был принят очень положительно: Allgemeine musikalische Zeitung заявила, что «настоящая верховная жрица искусства возникла еще раз». [ 1 ] [ 8 ] В последующие годы Лидер выступил с выступлениями в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Москве, Будапеште и Брюсселе и других странах. [ 1 ]
В 1903 году Бер вместе с сопрано Жанетт Грумбахер-де Йонг, тенором Людвигом Гессом и басом Артуром ван Эвейком основал Berliner Vokalquartett (Берлинский вокальный квартет). Квартет был известен своими выступлениями с оркестром таких произведений, как Генделя » « Мессия и Бетховена Девятая симфония . [ 9 ]
Рецензент Вильгельм Кинцль писал об ансамбле: «Характер четырех прекрасных голосов необычайно хорошо сочетается друг с другом, как если бы они были выбраны с любовью и пониманием из сотен певцов кем-то с тонким слухом. интеллект и чувство стиля также играют значительную роль. Здесь мы имеем результат продолжительной работы, благодаря которой была достигнута такая тонкая градация звука, что едва ли создается впечатление, что играют четыре человека. И все же, несмотря на все это. скромный присоединяя личность к группе, можно распознать индивидуальность каждого артиста. Ансамблевая техника (ритмическая точность, динамика, одновременность начальных и конечных согласных) не оставляет желать лучшего». У Кинцля была только одна претензия: «Прискорбно, что этот элитный квартет не исполняет четырехголосные песни а капелла , такие как старые мадригалы и мотеты . Они могли бы — даже из-за одного лишь звука — внести некоторое разнообразие в программу». [ 10 ]
Первая встреча Бера и Шнабеля в 1900 году стала также началом музыкального сотрудничества на всю жизнь. Эти двое были известны своими интерпретациями «Песни» Шуберта , Шумана и Брамса . Их концерты были описаны как демонстрирующие «самый тонкий, тончайший вкус»; в них, как писал обозреватель Вильгельм Клеефельд , «серьезная воля объединилась с самыми совершенными способностями. Эти вечера Шуберта, Шумана и Брамса подарили всем участникам часы чистой, неподдельной радости звука». [ 11 ] Зимой 1909/10 года Бер и Шнабель исполнили цикл песен Шуберта «Die Winterreise» . Биограф Шнабеля Сезар Зерхингер заметил, что «для женщины было рискованно петь этот чрезвычайно романтический песенный цикл, основанный на серии стихотворений, которые, очевидно, являются излияниями влюбленного юноши и которые в сознании реалистической публики называются для мужского голоса». [ 12 ] Тем не менее концерт был встречен с таким успехом, что дуэт в течение следующих нескольких лет исполнил все песенные циклы Шуберта. Они повторили этот подвиг в 1928 году, посвященном столетнему юбилею Шуберта, на концертах, которые критик Альфред Эйнштейн назвал «максимально возможной интеграцией интерпретативных способностей, применимых к глубоким и искренним чувствам». [ 13 ]
Дуэт исполнил не только произведения признанных немецких мастеров, но и собственные песни Шнабеля для голоса и фортепиано, многие из которых были посвящены его жене.
После рождения сыновей Бер реже появлялась на публике, почти всегда в сопровождении мужа, а позже и сына Карла Ульриха Шнабеля.
Бер преподавала на протяжении всей своей жизни. Среди ее учеников Дода Конрад , Тилла Дюрье , Ева Лессманн, Хильда Эллгер, Гертруда Хиндемит, Сабина Кальтер , Лотте Леонард, Питер Пирс , Мария Стадер , Эрика Стидри-Вагнер, Мэри Симмонс и Рэндольф Симонетт.
Репутация
[ редактировать ]Бер получила широкое признание за свой богатый голос и «инстинктивное чувство фразировки и акцента». [ 14 ] Вильгельм Кинцль писал, что она «относилась к своему мягкому, прекрасно сбалансированному меццо-сопрано [так в оригинале] с художественной изысканностью». [ 10 ] Ее голос вдохновил Рихарда Штрауса на сочинение для нее песни «Traum durch die Twilight» (1895). [ нужна ссылка ]
Бер была наиболее известна как певица Лидера, но она также была известна как солистка оркестра ; В начале ее карьеры она выступала с дирижерами Артуром Никишем , Феликсом Вайнгартнером и Рихардом Штраусом. [ 4 ] Британский писатель и друг семьи Эдвард Крэнкшоу писал: «Немногие люди имеют хоть малейшее представление о чудесной музыкальности Терезы Бер Шнабель... или о долге перед ней ее мужа. Она была старше его. на несколько лет, и именно она, после того как он был вундеркиндом, навязала его немецкой публике, настояв на том, чтобы он выступил в качестве ее аккомпаниатора. У нее был самый безошибочный музыкальный такт из всех, кого я когда-либо знал, и это проявилось в ней. петь, даже когда у нее совсем не осталось голоса». [ 2 ]
Дискография
[ редактировать ]Единственная запись Бер на пике ее карьеры — это частная акустическая запись 1904 года:
- Этикетка для симпозиума CD 1356
Существует еще несколько записей 1930-х годов; эти записи были сделаны намного позже пика карьеры Бера:
- Шнабели - музыкальное наследие, неопубликованные и утерянные исторические записи. Моцарт, Шуман, Шуберт, К. П. Бах, И. С. Бах, Мендельсон, Парадизи. (Компакт-диск: TownHall Records THCD74A-B)
- Шуберт и Шнабель – Исторические записи, Том IV. (Нью-Йорк: Arabesque Records , 1987)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Тереза Бер-Шнабель» . Лексикон преследуемых музыкантов в эпоху нацизма , Гамбургский университет . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крэнкшоу, Эдвард (1963). Введение. Моя жизнь и музыка . Артур Шнабель. Пресса Святого Мартина. п. xv – через Интернет-архив .
- ^ Грюнцвейг, Вернер (2014). Предисловие. Свободная ходьба по твердой земле . Артур Шнабель. Линн Мэтисон; Анисия Тимберлейк (ред.). Хофхайм: Облако. стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Тереза Бер Шнабель (1876–1959)» . Музыкальный фонд Шнабеля . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «История СМФ» .
- ^ «Где находится могила Шнабеля» . Музыкальный фонд Шнабеля . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Зерчингер 1957 , с. 68.
- ^ Зерчингер 1957 , с. 64.
- ^ Новый журнал о музыке . 101 (17). 19 апреля 1905 года.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) онлайн [ название отсутствует ] [ нужна страница ] - ^ Перейти обратно: а б Кинцль 1908 , с. 147.
- ^ Клеефельд, Вильгельм (1906). «Берлинская музыкальная зима». Ежемесячные журналы Velhagen & Klasing . 20 (2): 46.
- ^ Зерчингер 1957 , с. 102.
- ^ Зерчингер 1957 , с. 194.
- ^ Зерчингер 1957 , с. 67.
Источники
- Кинцль, Вильгельм (1908). «Берлинский вокальный квартет (1905)». На концерте: впечатления, полученные от тональных произведений и последующих тональных художников (на немецком языке). Генеральная ассоциация немецкой литературы - через Интернет-архив .
- Зерхингер, Сезар (1957). Артур Шнабель: Биография . Лондон: Касселл.