Мужество
В западной классической музыке мотет — это, главным образом, вокальное музыкальное произведение, весьма разнообразное по форме и стилю, от музыки высокого средневековья до наших дней. Мотет был одной из выдающихся полифонических форм музыки эпохи Возрождения . По словам Маргарет Бент , «музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей со словами», является столь же точным определением мотета, какое существовало с 13 по конец 16 века и далее. [1] Теоретик конца XIII века Иоганнес де Грочео считал, что этот мотет «не следует праздновать в присутствии простых людей, потому что они не замечают его тонкости и не испытывают удовольствия, слушая его, но в присутствии образованных и образованных людей». из тех, кто ищет тонкости в искусстве». [2]
Этимология
[ редактировать ]В начале 20 века считалось, что это название произошло от латинского movere (перемещаться), хотя происхождение от французского mot также предлагалось («слово» или «фраза»). Средневековое латинское слово «мотет» — motectum итальянский мотте . , также использовался [3] Если слово латинского происхождения, оно описывает движение разных голосов друг против друга. Сегодня, однако, французская этимология отдается предпочтение в справочниках, поскольку слово «мотет» на французском языке 13-го века имело значение «маленькое слово». [4] [5] [6] [7] Фактически, тропированные клаусулы , которые были предшественниками мотета, первоначально назывались мотелли (от французского mot — «слово»), вскоре замененные термином moteti . [8]
Средневековые примеры
[ редактировать ]Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Самые ранние мотеты возникли в 13 веке из и Перотена Даме в органной традиции, примером которой является школа Леонина Нотр - . [8] Мотет, вероятно, возник из разделов клаусулы в более длинной последовательности органума. Клаузулы представляют собой короткие фрагменты более длинных полифонических песнопений с текстурой нот против нот. В некоторых случаях эти разделы составлялись самостоятельно и «подменяли» существующую обстановку. Эти клаузулы затем можно было «тропировать» или дать новый текст в верхней части (ах), создавая мотеты. [9] Из этих первых мотетов возникла средневековая традиция светских мотетов. Это были композиции из двух-четырех частей, в которых разные тексты, иногда на разных языках , исполнялись одновременно поверх cantus Firmus (обычно с латинским текстом) , обычно адаптированного из мелизматического отрывка григорианского пения , состоящего из одного слова или фразы. Также все чаще утверждается, что термин «мотет» на самом деле может включать в себя определенные короткие одноголосные песни. [10]
Тексты верхних голосов включают в себя столь разнообразные темы, как куртуазные любовные оды, пастырские встречи с пастушками, политические нападки и многие христианские молитвы, особенно Деве Марии. Во многих случаях тексты верхних голосов связаны с темой развиваемого ими распевного отрывка, даже в тех случаях, когда верхние голоса имеют светское содержание. [11] Большинство средневековых мотетов представляют собой анонимные композиции и в значительной степени повторно используют музыку и текст. Они передаются в разных контекстах и были наиболее популярны на севере Франции. Самая большая сохранившаяся коллекция находится в Кодексе Монпелье . [12]
В XIV и XV веках в мотетах все чаще использовались повторяющиеся узоры, часто называемые панизоритмическими ; то есть они использовали повторяющиеся ритмические узоры во всех голосах, а не только в cantus Firmus , что не обязательно совпадало с повторяющимися мелодическими узорами. Филипп де Витри был одним из первых композиторов, использовавших эту технику, и его творчество, очевидно, оказало влияние на творчество Гийома де Машо , одного из самых известных композиторов мотетов позднего средневековья.
Средневековые композиторы
[ редактировать ]Среди других средневековых композиторов мотетов:
- Адам де ла Галль (1237?–1288? или после 1306 г.)
- Йоханнес Чикония (ок. 1370–1412)
- Гийом Дю Фэ (1397–1474)
- Джон Данстейпл (ок. 1390–1453)
- Франко Кельнский (середина 13 века)
- Якоб Болонский (эт. 1340–1385)
- Маркетто да Падуя (эт. 1305–1319)
- Петрус де Крусе (эт. вторая половина 13 века)
- Уильям Винчекамб (эт. 1270-е гг.)
Примеры эпохи Возрождения
[ редактировать ]Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
Композиционный характер мотета полностью изменился при переходе от средневековой к ренессансной музыке , поскольку большинство композиторов отказалось от употребления повторяющейся фигуры как cantusfirmus . Гийом Дюфе был переходной фигурой в этом отношении, написав в 1436 году один из последних важных мотетов в средневековом изоритмическом стиле, Nuper rosarum flores . [13] [14] Во второй половине пятнадцатого века мотеты расширили cantus Firmus до большей длины по сравнению с окружающим многоголосным контрапунктом, приняв технику современных «теноровых масс». [15] Это затемняло ритм cantus Firmus больше, чем в средневековых изоритмических мотетах. Каскадные, проходящие аккорды , создаваемые взаимодействием голосов, и отсутствие очевидного ритма отличают стили мотета средневековья и эпохи Возрождения.
Мотет часто использовал тексты антифонов , и период Возрождения ознаменовал расцвет этой формы. Мотет эпохи Возрождения полифоничен , иногда с подражательным контрапунктом для хора, поющего латинский и обычно священный текст. Он не привязан к конкретной литургии , что делает его пригодным для любого богослужения.
Мотеты были священными мадригалами , и решающее значение имел язык текста: латынь для мотета и народный язык для мадригала. [16] Связь между формами наиболее очевидна у композиторов духовной музыки, таких как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , чьи «мотеты», устанавливающие тексты из Canticum Canticorum, являются одними из самых пышных и похожих на мадригалы, в то время как его мадригалы, использующие стихи Петрарки , могут быть выступал в церкви. Религиозные композиции на народных языках часто называли madrigali Spiritali , «духовные мадригалы». Эти мотеты эпохи Возрождения развивались в эпизодическом формате, при этом отдельные фразы текста получали самостоятельную мелодическую обработку и контрапунктическое развитие.
Светские песнопения, известные как «церемониальные песнопения», [17] обычно устанавливают латинский текст, восхваляющий монарха, музыку или отмечающий триумф. Тема куртуазной любви , часто встречавшаяся в средневековых светских мотетах, была изгнана из мотета эпохи Возрождения. Церемониальные мотеты характеризуются четкой артикуляцией формальной структуры и четкой дикцией, поскольку тексты будут новы для слушателей. Адриан Виллаерт , Людвиг Зенфль и Сиприано де Роре — выдающиеся композиторы церемониальных мотетов первой половины XVI века. [17]
Композиторы эпохи Возрождения
[ редактировать ]Мотет был одной из выдающихся форм музыки эпохи Возрождения . Среди важных композиторов мотетов эпохи Возрождения:
- Александр Агрикола
- Жиль Биншуа
- Антуан Бессе
- Антуан Брумель
- Антуан Буснуа
- Уильям Берд
- Иоганнес Воднянус Кампанус
- Пьер Сертон
- Якобус Клеменс нон Папа
- Лойсет Компер
- Томас Крекийон
- Жокен де Пре
- Джон Данстейпл
- Франсуа- Эсташ Дю Карруа
- Антуан де Февен
- Карло Джезуальдо
- Николя Гомбер
- Франсиско Герреро
- Генрих Исаак
- Клод Ле Жен
- Пьер де ла Рю
- Орланд де Лассус
- Жан Майяр
- Кристофер де Моралес
- Этьен Мулинье
- Жан Мутон
- Джейкоб Обрехт
- Йоханнес Окегем
- Андреас Певернаж
- Лукреция Орсина Виццана
- Мартин Пирсон
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Томас Таллис
- Джон Тавернер
- Роберт Карвер
- Томас Луис де Виктория
- Мануэль Кардозо
Во второй половине XVI века Джованни Габриэли и другие композиторы разработали новый стиль - полихоральный мотет, в котором чередовались два или более хора певцов (или инструментов). Этот стиль мотета иногда называли венецианским мотетом, чтобы отличить его от нидерландского или фламандского мотета, написанного в других местах. « Если вы любите меня » Томаса Таллиса удовлетворяет потребности англиканской церкви в английских текстах и уделяет особое внимание пониманию слов, начинающихся с гомофонии .
Примеры барокко
[ редактировать ]В музыке барокко , особенно во Франции, где мотет был очень важен, существовало два различных и очень разных типа мотета: петит-мотеты , священные хоровые или камерные композиции, единственным аккомпанементом которых был бассо континуо ; и grands motets , которые включали в себя массовые хоры и инструменты, вплоть до полного оркестра. Жан-Батист Люлли , Мишель Ришар де Лаланд , Марк-Антуан Шарпантье были важными авторами такого рода мотетов. Их мотеты часто включали партии как солистов, так и хоров; они были длиннее и включали несколько частей, в которых использовались разные солисты, хоровые или инструментальные силы. Мотеты Люлли также продолжили ренессансную традицию полусекулярных латинских песнопений в таких произведениях, как Plaude Laetare Gallia , написанная в честь крещения короля Людовика XIV сына ; его текст Пьера Перрена начинается так:
Аплодируйте и радуйтесь во Франции
Лилии поливают небесной росой,
Дельфин купается в священном источнике.
А христианина зовут Христос.(«Радуйся и пой, Франция: лилия омывается небесной росой. Дофин купается в священной купели, а христианин посвящается Христу».)
Во Франции Пьер Робер (24 больших мотета), Анри Дюмон (большие и малые мотеты), Марк-Антуан Шарпантье (206 различных типов мотетов), Мишель-Ришар де Лаланд (70 больших мотетов), Анри Демарест (20 больших мотетов). ), Франсуа Куперен (потерянные мотеты), Николя Бернье , Андре Кампра , Шарль-Юбер Жерве (42 больших мотета), Луи-Николя Клерамбо , Франсуа Жиру (70 больших мотетов) также были важными композиторами. В Германии пьесы, называемые мотетами, также были написаны на новых музыкальных языках барокко. Генрих Шютц написал множество мотетов в серии публикаций, например, три книги «Symphoniae Sacrae» , некоторые на латыни, а некоторые на немецком языке. Ганс Лео Хасслер сочинил такие песнопения, как «Диксит Мария» , на которых он также основал массовое сочинение.
Сочинения И.С. Баха
[ редактировать ]Шесть мотетов, приписываемых Иоганну Себастьяну Баху и внесенных в каталог BWV 225–230, представляют собой относительно длинные произведения, сочетающие в себе немецкие гимны и библейские тексты, некоторые из которых написаны для похорон. В основном написаны в стиле капелла , бассо континуо , с инструментами, играющими колла парте , некоторые из них сочинены для похорон. Первые пять, для двойного припева, почти наверняка сочинены Бахом и написаны в стиле а капелла , хотя струнные и гобой, похоже, сопровождали колла парте . Лобет дем Херрн для SATB с бассо континуо .
- BWV 225 Воспойте Господу новую песнь (1726)
- BWV 226 Дух помогает нашей слабости (1729)
- BWV 227 Иисус, радость моя
- БВВ 228 Не бойся
- BWV 229 Приди, Иисус, приди (1730?)
- BWV 230 Хвалите Господа, все язычники (?)
Погребальная кантата O Jesu Christ, meins Lebens Licht , BWV 118 (1736–37?) рассматривается как мотет, хотя и имеет самостоятельные инструментальные партии. Мотет Sei Lob und Preis mit Ehren , BWV 231 представляет собой аранжировку части из 28-й Кантаты Баха, подлинность аранжировки неизвестна. Еще несколько мотетов, таких как Ich lasse dich nicht , BWV Anh 159 , авторство Баха оспаривается.
18 век
[ редактировать ]Позднее композиторы XVIII века написали несколько мотетов. Иоганн Кристоф Фридрих Бах сочинил расширенный хоральный мотет Wachet auf, ruft uns die Stimme , соединив приемы барокко с галантным стилем . Моцарта К этому жанру относится «Ave verum corpus» (К. 618). Рамо , Мондонвиль и Жиру также писали большие мотеты.
19 век
[ редактировать ]В XIX веке некоторые немецкие композиторы продолжали писать мотеты. Феликс Мендельсон сочинил « Воскликните Господу всему миру» , ибо он повелел своим ангелам , и мы находимся посреди жизни . Иоганнес Брамс сочинил три мотета на библейские стихи, праздничные и поминальные изречения . Йозеф Райнбергер написал Abendlied . Антон Брукнер сочинил около 40 мотетов , преимущественно на латыни, в том числе Locus iste . Французские композиторы мотетов включают Камилла Сен-Санса и Сезара Франка . По-английски подобные композиции называются гимнами . Некоторые более поздние английские композиторы, такие как Чарльз Вильерс Стэнфорд , писали мотеты на латыни . Большинство из этих композиций представляют собой а капелла , а некоторые, например, Эдварда Элгара три мотета , соч. 2, сопровождаются органом.
20 век
[ редактировать ]В ХХ веке составители мотетов часто сознательно имитировали более ранние стили. В 1920 году Ральф Воган Уильямс сочинил «О хлопайте в ладоши » — набор стихов из 47-го псалма для четырехголосного хора, органа, духовых инструментов и ударных инструментов, названный мотетом. Карл Нильсен включил в Tre Motetter три стиха из разных псалмов в качестве мотетов, впервые исполненных в 1930 году. Франсис Пуленк включил в качестве мотетов несколько латинских текстов, первые Quatre мотеты для un temps de pénitence (1938). Морис Дуруфле сочинил «Четыре мотета на грегориенских темах» в 1960 году и «Нотр-Пер» в 1977 году. Другие примеры включают произведения Рихарда Штрауса , Чарльза Вильерса Стэнфорда , Эдмунда Руббры , Леннокса Беркли , Мортена Лауридсена , Эдварда Элгара , Хьюго Дистлера , Ф. Мелиуса Кристиансена , Эрнст Кренек , Майкл Финнисси , Карл Дженкинс [18] и Игорь Стравинский .
21 век
[ редактировать ]Арво Пярт сочинил песнопения, в том числе «Dapacem Domine» в 2006 году, [19] как и Дэйв Солдер (Мотет: Гармонии мира, с правилами Иоганна Кеплера), Свен-Дэвид Сандстрём , [20] Энджотт Шнайдер , [21] Людгер Штюльмейер [22] и Пьер Пинсмайль . [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маргарет Бент, « Мотет позднего средневековья » в книге «Сопутник средневековой и ренессансной музыки » под редакцией Тесс Найтон и Дэвида Фаллоуза, 114–19 ( Беркли, Калифорния : University of California Press, 1992): 114. ISBN 9780520210813 .
- ^ Йоханнес де Грочейо, Ars Musice , отредактированный и переведенный Константом Дж. Мьюсом, Джоном Н. Кроссли, Кэтрин Джеффрис, Ли Маккиннон и Кэрол Дж. Уильямс; КОМАНДЫ Varia (Каламазу, Мичиган: Публикации Medieval Institute, 2011): 85 [раздел 19.2]. ISBN 9781580441643 (ткань); ISBN 9781580441650 (пбк).
- ^ Уильям Генри Грэттан Флад (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «мотет» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . подписка или членство в участвующей организации ( Требуется .) запись «Мотет».
- ^ Вилли Апель, «Мотет», Гарвардский музыкальный словарь , второе издание (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1969). ISBN 0674375017 .
- ^ Джеймс Питер Беркхолдер, Дональд Джей Граут и Клод В. Палиска История западной музыки , восьмое издание (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2010): 102. ISBN 978-0-393-93125-9 .
- ^ Джером Рош и Элизабет Рош. «Мотет». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001). ISBN 978-0-19-866212-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрнест Х. Сандерс и Питер М. Леффертс, «Мотет, §I: Средневековье», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Флотцингер, Рудольф (2001). «Клаусула» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05897 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Пераино, Джудит (2001). «Монофонические мотеты: выборка и прививка в средние века». Музыкальный ежеквартальный журнал . 85 (4): 644–680. дои : 10.1093/mq/85.4.644 .
- ^ Хукстра, Джеральд Р. (1998). «Французский мотет как троп: множественные уровни значения в Quant florist la Violee / El mois de mai / Et gaudebit» . Зеркало . 73 (1): 32–57. дои : 10.2307/2886871 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2886871 . S2CID 162143719 .
- ^ Волински, Мэри Э. (1992). «Сборник Кодекса Монпелье» . История старинной музыки . 11 : 263–301. дои : 10.1017/S0261127900001248 . ISSN 0261-1279 . JSTOR 853818 . S2CID 193246052 .
- ^ Алек Робертсон и Денис Стивенс , ред., История музыки , Том 2 (Нью-Йорк: Barnes and Noble, Inc., 1965), 85.
- ^ Эдгар Х. Спаркс, Cantus Firmus в мессе и мотете 1420–1520 (Нью-Йорк: Da Capo Press, 1975), 86.
- ^ Лиман Л. Перкинс и Патрик Мэйси, «Мотет, §II: Возрождение», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Ансамбль Хиллиарда , Палестрина: Canticum canticorum, Мотеты, Книга IV; Духовные мадригалы (Virgin Classics, 1994; примечания к звукозаписи)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бланш Гангвере, История музыки в период Возрождения, 1520–1550 (Вестпорт, Коннектикут, Praeger Publishers: 2004), стр. 451–54.
- ^ 19 мотетов для смешанных голосов а капелла . Бузи и Хоукс 2014, ISBN 978-1-78454-028-9 .
- ^ Da Pacem Domine (2006). В: Кантика нова. Современная хоровая музыка для церковных служб . Хоровой сборник ACV, Регенсбург/Пассау, 2012 г., ISBN 978-3-00-039887-2 ,
- ^ Камерный хор Ганновера «Бах против Сандстрёма» (2014) Ассоциация немецких концертных хоров .
- ^ Бог не дал нам (2007) и Приди, Святой Дух (2002). В: Кантика нова. Современная хоровая музыка для церковных служб . Хоровой сборник ACV, Регенсбург/Пассау, 2012 г., ISBN 978-3-00-039887-2 .
- ^ Veni Creator Spiritus (2012), мотет для хора SATB. В: Кантика нова. Современная хоровая музыка для церковных служб . Хоровой сборник ACV, Регенсбург/Пассау, 2012 г., ISBN 978-3-00-039887-2 . With Hearts Renewed (2017), мотет для хора и инструментов. Посвящается хору Вестминстерского собора в Лондоне. Гимн (2017), мотет для хора а капелла SSAATTBB, слова из стихотворения Эдгара Аллана По . Посвящается Маттиасу Грюнерту, кантору Фрауэнкирхе Дрездена .
- ^ Три мотета (Pater Noster; Ave Maria; Ave Verum), опубликованные в изданиях A coeur joie: Веб-сайт A coeur joie. изданий
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Майкл Алан. Святая Анна в музыке эпохи Возрождения: преданность и политика. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2014.
- Камминг, Джули Э. Мотет в эпоху Дюфе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
- Фавье, Тьерри, Мотет для большого хора (1660–1792): Глория в Галлии Део. Париж: Файард, 2009.
- Фитч, Фабрис, Полифония эпохи Возрождения. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2020.
- Хартт, Джаред К., изд., Критический компаньон средневековых мотетов . Вудбридж: Бойделл, 2018. ISBN 978-1-78327-307-2 .
- Линкольн, Гарри Б. Латинский мотет: указатели печатных сборников, Институт средневековой музыки 1500–1600 гг., 1993.
- Меламед, Даниэль Р., И.С. Бах и немецкий мотет. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995.
- Носов, Роберт, Ритуальные значения в мотете пятнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2012.
- Пеше, Долорес, изд., « Услышав мотет: очерки мотета Средневековья и Возрождения» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1997.
- Райс, Джон А., Святая Сесилия в эпоху Возрождения: появление музыкальной иконы Чикаго: University of Chicago Press, 2022.
- Родригес-Гарсия, Эсперанса и Даниэле В. Филиппи, редакторы, « Составление карты мотета в посттридентскую эпоху». Абингдон: Рутледж, 2019
- Шмидт, Томас, Мотет около 1500 года: о взаимосвязи между подражанием и обработкой текста. Тюрнхаут: Брепольс, 2012.
- Зазулия, Эмили, Где зрение встречается со звуком: поэтика написания музыки позднего средневековья. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2021 г.
- Заярузная Анна, Чудовищное новое искусство: разделенные формы в позднесредневековом мотете. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2015.