Jump to content

Мужество

Первая страница из рукописи И.С. Баха под барочной музыки мотета эпохи названием «Дух помогает нашей слабости» (BWV226)

В западной классической музыке мотет это, главным образом, вокальное музыкальное произведение, весьма разнообразное по форме и стилю, от музыки высокого средневековья до наших дней. Мотет был одной из выдающихся полифонических форм музыки эпохи Возрождения . По словам Маргарет Бент , «музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей со словами», является столь же точным определением мотета, какое существовало с 13 по конец 16 века и далее. [1] Теоретик конца XIII века Иоганнес де Грочео считал, что этот мотет «не следует праздновать в присутствии простых людей, потому что они не замечают его тонкости и не испытывают удовольствия, слушая его, но в присутствии образованных и образованных людей». из тех, кто ищет тонкости в искусстве». [2]

Этимология

[ редактировать ]

В начале 20 века считалось, что это название произошло от латинского movere (перемещаться), хотя происхождение от французского mot также предлагалось («слово» или «фраза»). Средневековое латинское слово «мотет» — motectum итальянский мотте . , также использовался [3] Если слово латинского происхождения, оно описывает движение разных голосов друг против друга. Сегодня, однако, французская этимология отдается предпочтение в справочниках, поскольку слово «мотет» на французском языке 13-го века имело значение «маленькое слово». [4] [5] [6] [7] Фактически, тропированные клаусулы , которые были предшественниками мотета, первоначально назывались мотелли (от французского mot — «слово»), вскоре замененные термином moteti . [8]

Средневековые примеры

[ редактировать ]

Самые ранние мотеты возникли в 13 веке из и Перотена Даме в органной традиции, примером которой является школа Леонина Нотр - . [8] Мотет, вероятно, возник из разделов клаусулы в более длинной последовательности органума. Клаузулы представляют собой короткие фрагменты более длинных полифонических песнопений с текстурой нот против нот. В некоторых случаях эти разделы составлялись самостоятельно и «подменяли» существующую обстановку. Эти клаузулы затем можно было «тропировать» или дать новый текст в верхней части (ах), создавая мотеты. [9] Из этих первых мотетов возникла средневековая традиция светских мотетов. Это были композиции из двух-четырех частей, в которых разные тексты, иногда на разных языках , исполнялись одновременно поверх cantus Firmus (обычно с латинским текстом) , обычно адаптированного из мелизматического отрывка григорианского пения , состоящего из одного слова или фразы. Также все чаще утверждается, что термин «мотет» на самом деле может включать в себя определенные короткие одноголосные песни. [10]

Тексты верхних голосов включают в себя столь разнообразные темы, как куртуазные любовные оды, пастырские встречи с пастушками, политические нападки и многие христианские молитвы, особенно Деве Марии. Во многих случаях тексты верхних голосов связаны с темой развиваемого ими распевного отрывка, даже в тех случаях, когда верхние голоса имеют светское содержание. [11] Большинство средневековых мотетов представляют собой анонимные композиции и в значительной степени повторно используют музыку и текст. Они передаются в разных контекстах и ​​были наиболее популярны на севере Франции. Самая большая сохранившаяся коллекция находится в Кодексе Монпелье . [12]

В XIV и XV веках в мотетах все чаще использовались повторяющиеся узоры, часто называемые панизоритмическими ; то есть они использовали повторяющиеся ритмические узоры во всех голосах, а не только в cantus Firmus , что не обязательно совпадало с повторяющимися мелодическими узорами. Филипп де Витри был одним из первых композиторов, использовавших эту технику, и его творчество, очевидно, оказало влияние на творчество Гийома де Машо , одного из самых известных композиторов мотетов позднего средневековья.

Средневековые композиторы

[ редактировать ]

Среди других средневековых композиторов мотетов:

Примеры эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Композиционный характер мотета полностью изменился при переходе от средневековой к ренессансной музыке , поскольку большинство композиторов отказалось от употребления повторяющейся фигуры как cantusfirmus . Гийом Дюфе был переходной фигурой в этом отношении, написав в 1436 году один из последних важных мотетов в средневековом изоритмическом стиле, Nuper rosarum flores . [13] [14] Во второй половине пятнадцатого века мотеты расширили cantus Firmus до большей длины по сравнению с окружающим многоголосным контрапунктом, приняв технику современных «теноровых масс». [15] Это затемняло ритм cantus Firmus больше, чем в средневековых изоритмических мотетах. Каскадные, проходящие аккорды , создаваемые взаимодействием голосов, и отсутствие очевидного ритма отличают стили мотета средневековья и эпохи Возрождения.

Мотет часто использовал тексты антифонов , и период Возрождения ознаменовал расцвет этой формы. Мотет эпохи Возрождения полифоничен , иногда с подражательным контрапунктом для хора, поющего латинский и обычно священный текст. Он не привязан к конкретной литургии , что делает его пригодным для любого богослужения.

Мотеты были священными мадригалами , и решающее значение имел язык текста: латынь для мотета и народный язык для мадригала. [16] Связь между формами наиболее очевидна у композиторов духовной музыки, таких как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , чьи «мотеты», устанавливающие тексты из Canticum Canticorum, являются одними из самых пышных и похожих на мадригалы, в то время как его мадригалы, использующие стихи Петрарки , могут быть выступал в церкви. Религиозные композиции на народных языках часто называли madrigali Spiritali , «духовные мадригалы». Эти мотеты эпохи Возрождения развивались в эпизодическом формате, при этом отдельные фразы текста получали самостоятельную мелодическую обработку и контрапунктическое развитие.

Светские песнопения, известные как «церемониальные песнопения», [17] обычно устанавливают латинский текст, восхваляющий монарха, музыку или отмечающий триумф. Тема куртуазной любви , часто встречавшаяся в средневековых светских мотетах, была изгнана из мотета эпохи Возрождения. Церемониальные мотеты характеризуются четкой артикуляцией формальной структуры и четкой дикцией, поскольку тексты будут новы для слушателей. Адриан Виллаерт , Людвиг Зенфль и Сиприано де Роре — выдающиеся композиторы церемониальных мотетов первой половины XVI века. [17]

Композиторы эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Мотет был одной из выдающихся форм музыки эпохи Возрождения . Среди важных композиторов мотетов эпохи Возрождения:

Во второй половине XVI века Джованни Габриэли и другие композиторы разработали новый стиль - полихоральный мотет, в котором чередовались два или более хора певцов (или инструментов). Этот стиль мотета иногда называли венецианским мотетом, чтобы отличить его от нидерландского или фламандского мотета, написанного в других местах. « Если вы любите меня » Томаса Таллиса удовлетворяет потребности англиканской церкви в английских текстах и ​​уделяет особое внимание пониманию слов, начинающихся с гомофонии .

Примеры барокко

[ редактировать ]

В музыке барокко , особенно во Франции, где мотет был очень важен, существовало два различных и очень разных типа мотета: петит-мотеты , священные хоровые или камерные композиции, единственным аккомпанементом которых был бассо континуо ; и grands motets , которые включали в себя массовые хоры и инструменты, вплоть до полного оркестра. Жан-Батист Люлли , Мишель Ришар де Лаланд , Марк-Антуан Шарпантье были важными авторами такого рода мотетов. Их мотеты часто включали партии как солистов, так и хоров; они были длиннее и включали несколько частей, в которых использовались разные солисты, хоровые или инструментальные силы. Мотеты Люлли также продолжили ренессансную традицию полусекулярных латинских песнопений в таких произведениях, как Plaude Laetare Gallia , написанная в честь крещения короля Людовика XIV сына ; его текст Пьера Перрена начинается так:

Аплодируйте и радуйтесь во Франции
Лилии поливают небесной росой,
Дельфин купается в священном источнике.
А христианина зовут Христос.

(«Радуйся и пой, Франция: лилия омывается небесной росой. Дофин купается в священной купели, а христианин посвящается Христу».)

Во Франции Пьер Робер (24 больших мотета), Анри Дюмон (большие и малые мотеты), Марк-Антуан Шарпантье (206 различных типов мотетов), Мишель-Ришар де Лаланд (70 больших мотетов), Анри Демарест (20 больших мотетов). ), Франсуа Куперен (потерянные мотеты), Николя Бернье , Андре Кампра , Шарль-Юбер Жерве (42 больших мотета), Луи-Николя Клерамбо , Франсуа Жиру (70 больших мотетов) также были важными композиторами. В Германии пьесы, называемые мотетами, также были написаны на новых музыкальных языках барокко. Генрих Шютц написал множество мотетов в серии публикаций, например, три книги «Symphoniae Sacrae» , некоторые на латыни, а некоторые на немецком языке. Ганс Лео Хасслер сочинил такие песнопения, как «Диксит Мария» , на которых он также основал массовое сочинение.

Сочинения И.С. Баха

[ редактировать ]

Шесть мотетов, приписываемых Иоганну Себастьяну Баху и внесенных в каталог BWV 225–230, представляют собой относительно длинные произведения, сочетающие в себе немецкие гимны и библейские тексты, некоторые из которых написаны для похорон. В основном написаны в стиле капелла , бассо континуо , с инструментами, играющими колла парте , некоторые из них сочинены для похорон. Первые пять, для двойного припева, почти наверняка сочинены Бахом и написаны в стиле а капелла , хотя струнные и гобой, похоже, сопровождали колла парте . Лобет дем Херрн для SATB с бассо континуо .

Погребальная кантата O Jesu Christ, meins Lebens Licht , BWV 118 (1736–37?) рассматривается как мотет, хотя и имеет самостоятельные инструментальные партии. Мотет Sei Lob und Preis mit Ehren , BWV 231 представляет собой аранжировку части из 28-й Кантаты Баха, подлинность аранжировки неизвестна. Еще несколько мотетов, таких как Ich lasse dich nicht , BWV Anh 159 , авторство Баха оспаривается.

Позднее композиторы XVIII века написали несколько мотетов. Иоганн Кристоф Фридрих Бах сочинил расширенный хоральный мотет Wachet auf, ruft uns die Stimme , соединив приемы барокко с галантным стилем . Моцарта К этому жанру относится «Ave verum corpus» (К. 618). Рамо , Мондонвиль и Жиру также писали большие мотеты.

В XIX веке некоторые немецкие композиторы продолжали писать мотеты. Феликс Мендельсон сочинил « Воскликните Господу всему миру» , ибо он повелел своим ангелам , и мы находимся посреди жизни . Иоганнес Брамс сочинил три мотета на библейские стихи, праздничные и поминальные изречения . Йозеф Райнбергер написал Abendlied . Антон Брукнер сочинил около 40 мотетов , преимущественно на латыни, в том числе Locus iste . Французские композиторы мотетов включают Камилла Сен-Санса и Сезара Франка . По-английски подобные композиции называются гимнами . Некоторые более поздние английские композиторы, такие как Чарльз Вильерс Стэнфорд , писали мотеты на латыни . Большинство из этих композиций представляют собой а капелла , а некоторые, например, Эдварда Элгара три мотета , соч. 2, сопровождаются органом.

В ХХ веке составители мотетов часто сознательно имитировали более ранние стили. В 1920 году Ральф Воган Уильямс сочинил «О хлопайте в ладоши » — набор стихов из 47-го псалма для четырехголосного хора, органа, духовых инструментов и ударных инструментов, названный мотетом. Карл Нильсен включил в Tre Motetter три стиха из разных псалмов в качестве мотетов, впервые исполненных в 1930 году. Франсис Пуленк включил в качестве мотетов несколько латинских текстов, первые Quatre мотеты для un temps de pénitence (1938). Морис Дуруфле сочинил «Четыре мотета на грегориенских темах» в 1960 году и «Нотр-Пер» в 1977 году. Другие примеры включают произведения Рихарда Штрауса , Чарльза Вильерса Стэнфорда , Эдмунда Руббры , Леннокса Беркли , Мортена Лауридсена , Эдварда Элгара , Хьюго Дистлера , Ф. Мелиуса Кристиансена , Эрнст Кренек , Майкл Финнисси , Карл Дженкинс [18] и Игорь Стравинский .

Арво Пярт сочинил песнопения, в том числе «Dapacem Domine» в 2006 году, [19] как и Дэйв Солдер (Мотет: Гармонии мира, с правилами Иоганна Кеплера), Свен-Дэвид Сандстрём , [20] Энджотт Шнайдер , [21] Людгер Штюльмейер [22] и Пьер Пинсмайль . [23]

  1. ^ Маргарет Бент, « Мотет позднего средневековья » в книге «Сопутник средневековой и ренессансной музыки » под редакцией Тесс Найтон и Дэвида Фаллоуза, 114–19 ( Беркли, Калифорния : University of California Press, 1992): 114. ISBN   9780520210813 .
  2. ^ Йоханнес де Грочейо, Ars Musice , отредактированный и переведенный Константом Дж. Мьюсом, Джоном Н. Кроссли, Кэтрин Джеффрис, Ли Маккиннон и Кэрол Дж. Уильямс; КОМАНДЫ Varia (Каламазу, Мичиган: Публикации Medieval Institute, 2011): 85 [раздел 19.2]. ISBN   9781580441643 (ткань); ISBN   9781580441650 (пбк).
  3. ^ Уильям Генри Грэттан Флад (1913). «Мотет» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  4. ^ «мотет» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . подписка или членство в участвующей организации ( Требуется .) запись «Мотет».
  5. ^ Вилли Апель, «Мотет», Гарвардский музыкальный словарь , второе издание (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1969). ISBN   0674375017 .
  6. ^ Джеймс Питер Беркхолдер, Дональд Джей Граут и Клод В. Палиска История западной музыки , восьмое издание (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2010): 102. ISBN   978-0-393-93125-9 .
  7. ^ Джером Рош и Элизабет Рош. «Мотет». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001). ISBN   978-0-19-866212-9 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрнест Х. Сандерс и Питер М. Леффертс, «Мотет, §I: Средневековье», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  9. ^ Флотцингер, Рудольф (2001). «Клаусула» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05897 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Проверено 17 ноября 2018 г.
  10. ^ Пераино, Джудит (2001). «Монофонические мотеты: выборка и прививка в средние века». Музыкальный ежеквартальный журнал . 85 (4): 644–680. дои : 10.1093/mq/85.4.644 .
  11. ^ Хукстра, Джеральд Р. (1998). «Французский мотет как троп: множественные уровни значения в Quant florist la Violee / El mois de mai / Et gaudebit» . Зеркало . 73 (1): 32–57. дои : 10.2307/2886871 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   2886871 . S2CID   162143719 .
  12. ^ Волински, Мэри Э. (1992). «Сборник Кодекса Монпелье» . История старинной музыки . 11 : 263–301. дои : 10.1017/S0261127900001248 . ISSN   0261-1279 . JSTOR   853818 . S2CID   193246052 .
  13. ^ Алек Робертсон и Денис Стивенс , ред., История музыки , Том 2 (Нью-Йорк: Barnes and Noble, Inc., 1965), 85.
  14. ^ Эдгар Х. Спаркс, Cantus Firmus в мессе и мотете 1420–1520 (Нью-Йорк: Da Capo Press, 1975), 86.
  15. ^ Лиман Л. Перкинс и Патрик Мэйси, «Мотет, §II: Возрождение», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  16. ^ Ансамбль Хиллиарда , Палестрина: Canticum canticorum, Мотеты, Книга IV; Духовные мадригалы (Virgin Classics, 1994; примечания к звукозаписи)
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бланш Гангвере, История музыки в период Возрождения, 1520–1550 (Вестпорт, Коннектикут, Praeger Publishers: 2004), стр. 451–54.
  18. ^ 19 мотетов для смешанных голосов а капелла . Бузи и Хоукс 2014, ISBN   978-1-78454-028-9 .
  19. ^ Da Pacem Domine (2006). В: Кантика нова. Современная хоровая музыка для церковных служб . Хоровой сборник ACV, Регенсбург/Пассау, 2012 г., ISBN   978-3-00-039887-2 ,
  20. ^ Камерный хор Ганновера «Бах против Сандстрёма» (2014) Ассоциация немецких концертных хоров .
  21. ^ Бог не дал нам (2007) и Приди, Святой Дух (2002). В: Кантика нова. Современная хоровая музыка для церковных служб . Хоровой сборник ACV, Регенсбург/Пассау, 2012 г., ISBN   978-3-00-039887-2 .
  22. ^ Veni Creator Spiritus (2012), мотет для хора SATB. В: Кантика нова. Современная хоровая музыка для церковных служб . Хоровой сборник ACV, Регенсбург/Пассау, 2012 г., ISBN   978-3-00-039887-2 . With Hearts Renewed (2017), мотет для хора и инструментов. Посвящается хору Вестминстерского собора в Лондоне. Гимн (2017), мотет для хора а капелла SSAATTBB, слова из стихотворения Эдгара Аллана По . Посвящается Маттиасу Грюнерту, кантору Фрауэнкирхе Дрездена .
  23. ^ Три мотета (Pater Noster; Ave Maria; Ave Verum), опубликованные в изданиях A coeur joie: Веб-сайт A coeur joie. изданий

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерсон, Майкл Алан. Святая Анна в музыке эпохи Возрождения: преданность и политика. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2014.
  • Камминг, Джули Э. Мотет в эпоху Дюфе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
  • Фавье, Тьерри, Мотет для большого хора (1660–1792): Глория в Галлии Део. Париж: Файард, 2009.
  • Фитч, Фабрис, Полифония эпохи Возрождения. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2020.
  • Хартт, Джаред К., изд., Критический компаньон средневековых мотетов . Вудбридж: Бойделл, 2018. ISBN   978-1-78327-307-2 .
  • Линкольн, Гарри Б. Латинский мотет: указатели печатных сборников, Институт средневековой музыки 1500–1600 гг., 1993.
  • Меламед, Даниэль Р., И.С. Бах и немецкий мотет. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995.
  • Носов, Роберт, Ритуальные значения в мотете пятнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2012.
  • Пеше, Долорес, изд., « Услышав мотет: очерки мотета Средневековья и Возрождения» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1997.
  • Райс, Джон А., Святая Сесилия в эпоху Возрождения: появление музыкальной иконы Чикаго: University of Chicago Press, 2022.
  • Родригес-Гарсия, Эсперанса и Даниэле В. Филиппи, редакторы, « Составление карты мотета в посттридентскую эпоху». Абингдон: Рутледж, 2019
  • Шмидт, Томас, Мотет около 1500 года: о взаимосвязи между подражанием и обработкой текста. Тюрнхаут: Брепольс, 2012.
  • Зазулия, Эмили, Где зрение встречается со звуком: поэтика написания музыки позднего средневековья. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2021 г.
  • Заярузная Анна, Чудовищное новое искусство: разделенные формы в позднесредневековом мотете. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2015.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53f3b4420869a2a10a0dfa9c7e7dcb6c__1719559800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/6c/53f3b4420869a2a10a0dfa9c7e7dcb6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Motet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)