Жан Майяр

Жан Майяр (ок. 1515 — после 1570) — французский композитор эпохи Возрождения .
Хотя о его жизни мало что известно, возможно, он был связан с французским королевским двором, поскольку написал по крайней мере один мотет для них . Скорее всего, он жил и работал в Париже , судя по свидетельствам его печатных изданий, готовившихся там. Поскольку позже в своей карьере он написал стихи гугенотского поэта Гийома Геру , а также Клемана Маро , он, возможно, либо стал протестантом , либо имел протестантские симпатии; это могло объяснить его исчезновение из Парижа около 1570 года. Если он действительно покинул город тогда, его место назначения неизвестно. Никаких записей о нем после этого года обнаружено не было.
Майяр упоминается Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» , а также Ронсаром в его «Livre des Mélanges» (1560 и 1572). Он, очевидно, был известен в свое время, и многие из его мотетов использовались в качестве исходного материала для пародийных месс такими выдающимися композиторами, как Палестрина ; кроме того, Лассус переработал часть своей музыки. Клод Гудимель также использовал светский шансон Майяра в качестве исходного материала для мессы .
Шесть масс Майяра сохранились, а две другие, как известно, утеряны. Значительная часть другой его музыки сохранилась в печатных изданиях, в том числе восемьдесят шесть мотетов, настройки Магнификата , плача , духовных шансонов и светских шансонов . Стилистически его духовная музыка более тесно связана с современной франко-фламандской идиомой всепроникающей, плотной и сложной полифонии , чем с относительно ясным и лаконичным стилем его коллег-французских композиторов. В частности, он использовал короткие мотивы в близком подражании и часто использовал строгие канонические приемы. Около половины его мотетов рассчитаны на четыре голоса; остальные на пять или шесть голосов, по одному мотету на семь голосов. Многие из его мотетов содержат cantusfirmus в длинных нотах самого высокого голоса, в то время как другие голоса продолжаются в полифонической подражательной текстуре.
Его Missa pro mortuis была ранним реквиемом и одним из немногих примеров из Франции XVI века.
В отличие от его духовной музыки, его светская музыка была преобладающей популярной идиомой 1540-х годов.
Современные издания
[ редактировать ]Священные произведения Майяра редактируются для публикации Раймондом Х. Розенстоком. Его издания мотетов, уже опубликованные несколько лет назад издательством AR Editions в США, содержат полезную дополнительную информацию и авторитетные современные транскрипции; он также редактировал мессы Майяра, изданные Институтом средневековой музыки в Канаде.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья «Жан Майяр (i)» в Словаре музыки и музыкантов New Grove под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Мари-Алексис Колен, Фрэнк Доббинс: «Жан Майяр», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 11 сентября 2005 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.