Jump to content

Клод Гудимель

Клод Гудимель

Клод Гудимель (ок. 1514–1520 - с 28 по 31 августа 1572 г.) был французом . [ 1 ] композитор, музыкальный редактор и издатель, теоретик музыки Высокого Возрождения .

Биография

[ редактировать ]

Клод Гудимель родился в Безансоне , современная Франция, который в то время был франкоязычным имперским городом Священной Римской империи . Мало подробностей о его жизни известно до тех пор, пока он не был задокументирован в Париже в 1549 году, где он учился в Парижском университете ; в том же году он издал также сборник шансона . В начале 1550-х годов он работал с печатником Николя Дю Шеменом [ фр ] и, возможно, все еще учился в Парижском университете до 1555 года; к 1555 году он также был партнером Дю Шемена в издательском бизнесе.

Гудимель переехал в Мец в 1557 году, приняв протестантизм , и, как известно, был связан гугенотов там с делом ; однако он покинул Мец из-за растущей враждебности городских властей к протестантам во время Религиозных войн . Сначала он поселился в родном городе Безансоне, а позже переехал в Лион .

Предполагается, что Гудимель был убит в Лионе в августе 1572 года во время Варфоломеевской резни . [ 2 ] вместе с большей частью гугенотского населения города. Его последнее письмо своему близкому другу и поэту Мелиссу, в котором показано, что Гудимель заболел лихорадкой 23 августа 1572 года, позволило г-ну Векерлину предположить, что вместо того, чтобы умереть в резне на Сен-Бартелеми, мастер мог просто умереть в своей постели. Однако нет убедительных доказательств, подтверждающих или опровергающих какую-либо теорию его кончины.

Смерть Гудимеля вдохновила стихотворцев этого времени на создание приличного количества эпитафий, сонетов и других знаменитых произведений на французском, латинском и греческом языках. Сочинение И. Постиуса начинается такими строками:

«Клавдий, милый,

предпочтительнее песни лебедей,

и [был] Орфеем нашего времени».

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Гудимель наиболее известен своими четырехчастными настройками псалмов Женевской Псалтири во французской версии Клемана Маро . В одно из своих четырех полных изданий он помещает - в отличие от других постановок того времени - мелодию самым высоким голосом - метод, который преобладает в гимнодиях по сей день. Кроме того, он сочинял мессы , мотеты и значительное количество светских шансонов, почти все из которых датируются периодом до его обращения в протестантизм (вероятно, около 1560 года).

В 1554 году он стал редактором большого сборника месс, мотетов и Магнификата нескольких композиторов, сборника, напечатанного Николя Дюшеменом, в котором Гудимель фигурировал как автор семи латинских и католических произведений. В следующем году Гудимель, все еще работавший у Дюшемена, выпустил сборник пьес для четырех голосов своего сочинения на тему «Оды Горация». Однако он почувствовал некоторое раскаяние по поводу постановки произведения языческого поэта и в 1557 году написал: «Г-ну де Ла Блоктьеру, г-ну Клоду Бело, Анжуйскому, адвокату в суде парижского парламента, К. Гудимель, его хороший друг, желает доброго здоровья. Сэр... [я] представляю вам эту третью книгу Моя музыка на божественные стихи божественного и царственного Пророка И никоим образом я не мог выбрать человека, который, как мне кажется, предпочитает это маленькое произведение лучшего сердца, чем ты, который один дружелюбно заставил меня измениться, даже уйти. светскую лиру светского поэта Горация, чтобы запомнить наизусть и смело взяться прикоснуться к священной арфе нашего великого Давида и овладеть ею».

Пребывание Гудимеля в Меце длилось несколько лет. Именно там в 1564 году он обратился к посвящению своего первого полного псалтыря «монгеру Роже де Бельгарду, рядовому джентльмену королевской комнаты», а в 1565 году — посвящению второго псалтыря «монгеру д'Озансу, рыцарю Ордена и генерал-лейтенант короля». 18 марта 1565 года он был назначен крестным отцом ребенка в реформированной церкви этого города. в 1566 году он опубликовал свою седьмую книгу псалмов в форме мотетов. Поэтому именно после его отъезда из Парижа знаменитости Адриен ле Руа и Роберт Баллард опубликовали его мессы в 1558 году; и именно во время своего пребывания в Меце Гудимель начал концентрировать все свои художественные способности на различных музыкальных интерпретациях французского перевода псалмов Клемана Маро и Теодора де Беза. Он работал над продолжением своей большой коллекции псалмов в форме мотетов и почти одновременно написал две разные версии полного псалма, каждая из которых содержала по сто пятьдесят псалмов.

Стиль Гудимеля имеет тенденцию быть гомофонным , с интригующим использованием синкопированного ритма и мелизмы, а также ступенчатыми голосовыми записями, чтобы выявить внутренние части, особенно в шансоне. Однако его настройки псалма более полифоничны, что характерно для умеренного контрапунктического стиля, примером которого является шансон Жака Аркадельта , примерного современника.

Широко распространенное утверждение о том, что он обучал Палестрину , теперь считается несостоятельным. Его Opera Omnia насчитывает 14 томов, хотя некоторые из его произведений фрагментарны, в них отсутствует один или несколько голосов.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мишель Брене , Клод Гудимель: Биобиблиографический очерк . Безансон, Печать и литография Поля Жакена, 1898 г.
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Редакция Николая Слонимского. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN   0-02-872416-X
  1. ^ Поль-Андре Гайяр, «Гудимель, Клод», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  2. ^ Джо Элдридж Карни (2001). Возрождение и Реформация, 1500-1620: Биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 171. ИСБН  978-0-313-30574-0 .

Дискография

[ редактировать ]
  • Псалмы французской Реформации, ансамбль Клода Гудимеля: Наксос, 1995.
  • Псалмы и гимны Реформации , Доминик Виссе, Ансамбль Клемана Жанкена: Harmonia Mundi, 2000.
  • Клод Гудимель (1514–1572): Шесть Псаумов; Масса (Мисса) «Le Bien Que J'Ay» : Эрато, 2017.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8db4fad65d77656d764e8dc5a41ddff__1712879340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/ff/c8db4fad65d77656d764e8dc5a41ddff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Claude Goudimel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)