Александр Агрикола

Александр Агрикола ( / ə ˈ ɡ r ɪ k ə lə / ; урожденный Александр Акерман ; [1] в. 1446 — 15 августа 1506) — нидерландский композитор эпохи Возрождения, писавший во франко-фламандском стиле . Видный член Большой капеллы , музыкального учреждения Габсбургов , он был известным композитором около 1500 года, и его музыка широко распространялась по всей Европе. Он сочинял музыку во всех важных священных и светских стилях того времени. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Агрикола был внебрачным сыном Лийсбетте Напс, богатой торговки, жившей в Генте . Вероятно, он родился где-то в конце 1450-х годов, и у него был брат по имени Ян. [3] В памятном мотете, впервые опубликованном в 1538 году, на момент его смерти в 1506 году ему было 60 лет, но это может быть связано со средневековым соглашением относительно числа 60. [4] : 25 Возможно, он получил музыкальное образование в приходской церкви Святого Николая в Генте , поскольку его мать сделала существенное пожертвование ее музыкальному учреждению в 1467 году. [3] : 380–381 Известно, что в 1476 году он находился в Камбре работал мелким викером или певцом. , в Нидерландах, где с февраля по май [4] : 24
Большую часть своей жизни он провел на должностях в Италии, Франции и Нидерландах , хотя есть пробелы, о которых его деятельность неизвестна, и, похоже, он оставил многие свои посты без разрешения. Агрикола ранее был идентифицирован как Алессандро д'Алеманья, который был певцом миланского герцога Галеаццо Марии Сфорца с 1471 по 1474 год, в период, когда хор миланской капеллы превратился в один из крупнейших и самых известных ансамблей в Европе; Лойсет Компер , Йоханнес Мартини , Гаспар ван Вербеке и несколько других композиторов-певцов также были в Милане в те годы. [5] рекомендательное письмо для некоего «Александра де Аламании» В 1474 году герцог Галеаццо Мария написал Лоренцо Медичи . [6] : 22 Эта идентификация с тех пор подвергается сомнению, поскольку в миланских документах не упоминается фамилия этого Алессандро д'Алеманьи, а Агрикола родом из Фландрии, а не из Германии. [2] Самые ранние недвусмысленные упоминания об Агриколе сохранились в документах Камбре.
О длительном периоде с 1476 по 1491 год ничего определенного неизвестно, кроме того, что часть времени он проводил во французской королевской капелле, и, должно быть, в это время он строил свою репутацию как композитор, поскольку в 1490-х годах он был очень востребован. , а Франция и Неаполь конкурируют за его услуги. С 1 октября 1491 года по 1 июня 1492 года Агрикола служил частью соборной часовни во Флоренции. [7] : 344 В апреле 1492 года король Франции Карл VIII написал письмо Пьетро Медичи с просьбой вернуть Агриколу, из чего следует, что он заранее служил во французской королевской часовне в течение неизвестного периода времени. [8] Агрикола ненадолго находился в Неаполе в июне 1492 года, хотя королю Ферранте пришлось покинуть его по просьбе Карла VIII . Ферранте пытался вернуть Агриколу у Карла VIII в 1493 году, однажды предложив ему зарплату в размере 300 дукатов в год. Однако энтузиазм Ферранте охладился в оставшуюся часть 1493 года, когда ситуация в Италии ухудшилась ( война в следующем году разразилась ), и он сказал Агриколе не приезжать в Неаполь . [9] Несмотря на это, Агрикола, похоже, вернулся в Неаполь (теперь им правил сын Ферранте Альфонсо ) в 1494 году, оставаясь там на некоторое время с февраля по март. [10]
После этого письменные следы Агриколы затихли до весны 1500 года, когда он занял позицию рядом с Филиппом Красивым , который был герцогом Бургундским и стал королем Кастилии после смерти своей тещи в 1504 году. Агрикола сопровождал Филипп в своих путешествиях по своим обширным землям, включая две поездки в Испанию в 1501 и 1506 годах, проходя через Францию во время первой поездки и Англию во второй. Он служил вместе с другим композитором Пьером де ла Рю и получал такую же зарплату; он также получил бенефиции в Гориншеме и Валансьене. [6] : 31–35 Среди других композиторов, присутствовавших в это время в часовне Филиппа, были Марбриан де Орто и Антониус Дивитис . К этому времени Агрикола был одним из самых уважаемых композиторов Европы. Петруччи выпустил сборник своих месс в 1504 году — честь, оказанная немногим композиторам до него. Его мотет Si dedero сохранился более чем в тридцати источниках, и Якоб Обрехт , и Дивитис написали на его основе мессы. [2] Жоскен отдал дань уважения Агриколе в своем «Сожалении Missa Faisant», позаимствовав идею остинато, впервые использованную в его четырехголосном «Tout a par moy» , который, в свою очередь, основан на шансоне Фрая. [11] Произведения Агриколы, Ла Рю и Жоскена составляют основную часть хоровой книги B – Br MS 9126, подготовленной незадолго до второй поездки Филиппа в Испанию. [6] : 35
Агрикола все еще получал зарплату до 22 июля 1506 года, когда суд находился в Вальядолиде . Однако его имя не включено в октябрьские выплаты по часовне, которые были утверждены вскоре после смерти Филиппа. [6] : 34–35 Смерть самого Агриколы 15 августа 1506 года подтверждается эпитафией, найденной в рукописи XVI века в Брюсселе: «Эпитафия». Здесь лежит тот, кого поймала в ловушку смерть: Гентер, ранее звавшийся Мастером Александром Агриколой, о котором хорошо говорят в музыке. Смерть отправила его 15 августа 1506 года: Дай Бог ему утешиться и посадить среди праведников. Аминь. [12]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Связанные школы и композиторы
[ редактировать ]Агрикола — одна из немногих фигур переходного периода между бургундской школой и стилем нидерландского поколения жоскинов, которые фактически писали музыку в обоих стилях.
Стиль Агриколы связан со стилем Йоханнеса Окегема , особенно в начале его карьеры, и к концу своей жизни он писал, используя повсеместное подражание, характерное для Жоскена де Пре . Хотя немногие из его работ можно точно датировать, он использует многие неимитационные, сложные, ритмически разнообразные контрапунктические приемы, которые чаще всего ассоциируются с Окегемом. Однако, в отличие от Окегема, он был готов использовать повторение, последовательность и витиеватую имитацию в манере других композиторов, работавших около 1500 года, когда эта техника получила широкое распространение.
Жанры
[ редактировать ]Агрикола писал мессы , мотеты , мотеты-шансоны , светские песни в господствующих формах-фиксах, таких как рондо и бергереты , другие шансоны , а также инструментальную музыку. Большая часть его инструментальной музыки была основана на светской музыке Жиля Биншуа или Окегема. Многие из этих произведений стали весьма популярными в конце 15 века.
Композиционные особенности
[ редактировать ]![\книга { \бумага{ нечетныйFooterMarkup=##f нечетныйHeaderMarkup=##f bookTitleMarkup=##f ScoreTitleMarkup=##f } \счет { \scaleDurations 1/2 { \новый состав хора << \новый персонал \с { имя инструмента = "Супериус" мидиПанПозицион = #-0,5 } << \новый голос = "Супериус" \родственник { \clef "тройной" \время 2/2 \key a \minor \set OfferAccidentals = ##t \override NoteHead.style = #'барокко а'\бреве. g\breve f1 ed\breve cis?1 d\breve R\breve а'1. g4 f g1 f4 e f1 e4 d e1 d4 c d1 c4 так ли? c2 d4 c лучше? а бес?2. a4 d1 цис?2 d1 } \new Lyrics \lyricsto "Superius" { Сал -- _ _ _ _ _ ве Re -- \repeat развернуть 22 _ gi -- na } >> \новый персонал \с { InstrumentName = "Тенор" мидиПанПозицион = #0.5 } << \новый голос = "Тенор" \родственник { \ключ "G_8" \время 2/2 \key a \minor \set OfferAccidentals = ##t \override NoteHead.style = #'барокко д'1. c4 b c1 b4 a b1 a4 g a1 g4 f g1 f4 e f2 d e1 d r1 d'\breve c1 a bes?\breve \[a1 c bes?1.\startTextSpan\] a4 g\stopTextSpan a2 bes?4 agf g2 df e1 d2. s4 } \new Lyrics \lyricsto "Тенор" { Сал -- \repeat развернуть 17 _ ve Re -- \repeat развернуть 16 _ gi -- na } >> >> } \макет { \контекст { \Счет \once \override TextSpanner.direction = #DOWN \once \override TextSpanner.bound-details.left.text = \markup { \combine \override #'(толщина . 2) \draw-line #'(0 . 1) \override #'(толщина . 2) \draw-line #'(1 . 0) } \once \override TextSpanner.bound-details.right.text = \markup { \combine \override #'(толщина . 2) \draw-line #'(0 . 1) \override #'(толщина . 2) \draw-line #'(-1.0)} \override TextSpanner.style = #'none } \контекст { \Голос \удалить "Note_heads_engraver" \consists "Completion_heads_engraver" } } \миди { \темп 1 = 37 } }}](http://upload.wikimedia.org/score/a/y/ayzkabun9w2or9o1qxeuvjd6y0gioya/ayzkabun.png)
Помимо всех вариаций своего общего музыкального стиля на протяжении всей своей трудовой жизни, Агрикола сам писал в весьма своеобразном стиле, взяв за отправную точку загадочно извилистые линии Окегема. Его музыка часто очень занята и очень детализирована, с повторяющейся последовательностью, повторением кратких ритмических и мотивных единиц и желанием узурпировать основной пульс, иногда граничащий с извращением, либо путем удлинения каденциальных фигур до каденции «неправильного» ритма. "бит, или путем смещения метрического ритма одних частей относительно других. Например, заключительный Agnus Dei его необычно расширенной Missa «In myne zin» включает в себя cantus Firmus, изложенный в равных нотах продолжительностью одиннадцать минимумов каждая в первом заявлении, за которым следует утверждение продолжительностью пять минимумов каждое, или во втором Salve. Постановка Регины , компенсирующая часть утверждения cantusfirmus дрожью на всю ее длительность, в обоих случаях остальные голоса продолжаются более строгим четверным размером выше.
Другие «игры», разыгрываемые в музыке, включают в себя постановку загадок о моде и музыкальной фикте перед исполнителями (например, Кирие из «Missa Le serviteur» играет с ожиданиями очень известного Plainchant Cantus Firmus, ставя некоторые запутанные вопросы о подразумеваемой возможности модальных перегибов с постоянными дополнительными бемлями.) Музыка характерно спортивна во всех голосовых партиях, особенно в нижних частях, в которых присутствует многое, что требует от очень хороших певцов, и не представляет собой нормальную просто гармоническую функцию комбинаций тенора и баса, используемых большинством из его современников. Часто очень сложный набор быстрых мотивов неожиданно возникает из предыдущей медленной текстуры (например, извержение детальных дуэтов, начинающихся с Glorificamus te и достигающих кульминации в Adoramus te в Gloria of the Missa in myne zin ).
Его музыка в свое время очень высоко ценилась, этот очень своеобразный стиль привел к тому, что один современный комментатор назвал ее «сумасшедшей», а другой - «возвышенной».

Прочее сельскохозяйственное
[ редактировать ]Есть и другие композиторы по имени Агрикола, которых иногда путают с Александром:
- Мартин Агрикола (1486–1556; известен главным образом как теоретик и педагог)
- Иоганнес Агрикола (1494–1566), немецкий протестантский реформатор и гуманист.
- Иоганн Агрикола Эйслебен младший (до 1560–1594)
- Вольфганг Кристоф Агрикола ( ок. 1600 – ок. 1659 )
- Иоганн Пауль Агрикола (1638 или 1639–1697)
- Георг Людвиг Агрикола (1643–1676; также известный писатель)
- Иоганн Фридрих Агрикола (1720–1774; также музыковед, органист и мастер пения)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Визуальные справочные руководства, Классическая музыка, Главный редактор: Джон Берроуз, Dorling Kindersley Limited
- ^ Перейти обратно: а б с Wegman/Fitch, Grove онлайн
- ^ Перейти обратно: а б Вегман, Роб К. (2006). «Pater meus agricola est: ранние годы Александра Агриколы». Ранняя музыка . XXXIV (3): 375–386. дои : 10.1093/em/cal064 .
- ^ Перейти обратно: а б Рифкин, Джошуа (2004). «Александр Агрикола и Камбре: Постскриптум» . Журнал Королевского общества истории голландской музыки . 54 (1): 23–30. JSTOR 20203895 .
- ^ Лернер, Гроув
- ^ Перейти обратно: а б с д Лернер, Эдвард Роберт (1958). Духовная музыка Александра Агриколы [с] Собрание сочинений Александра Агриколы .
- ^ Д'Акконе, Фрэнк А. (1961). «Певцы Сан-Джованни во Флоренции в XV веке». Журнал Американского музыковедческого общества . 14 (3): 307–358. дои : 10.2307/830196 . JSTOR 830196 .
- ^ Пикер, Мартин (1978). «Письмо Карла VIII Франции об Александре Агриколе». В ЛаРю, Ян (ред.). Аспекты музыки средневековья и эпохи Возрождения: подношение на день рождения Гюставу Ризу . Нью-Йорк: Пендрагон Пресс. стр. 665–672.
- ^ Атлас, Аллан В. (1977). «Александр Агрикола и Ферранте I Неаполитанский». Журнал Американского музыковедческого общества . 30 (2): 313–319. дои : 10.2307/831222 . JSTOR 831222 .
- ^ Атлас, Аллан В. (1989). «Агрикола, Гизелин и Альфонсо II Неаполитанский». Журнал музыковедения . 7 (4): 540–548. дои : 10.2307/763780 . JSTOR 763780 .
- ^ Фэллоуз, Дэвид (2020). Жоскен (2-е изд.). Бреполи. п. 291. ИСБН 978-2-503-56674-0 .
- ^ Вегман, Роб К. (1997). «Агрикола, Бордон и Обрехт в Генте: открытия и изменения». Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения . 51:49 дои 10.2307 / : 3687184 . JSTOR 3687184 .
Ссылки
[ редактировать ]- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09530-2 .
- Вегман, Роб; Фитч, Фабрис. Л. Мэйси (ред.). Александр Агрикола . Гроув Музыка онлайн. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 28 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Эдвард Р. Лернер, «Александр Агрикола». Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980 г. ( ISBN 978-1-56159-174-9 )
- Хани Мекони, Пьер де ла Рю и музыкальная жизнь при дворе Габсбургов-Бургундов . Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 2003. ISBN 978-0-19-816554-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Бесплатные партитуры Александра Агриколы в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Список композиций Александра Агриколы в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Бесплатные партитуры Александра Агриколы в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Издание инструментальных фантазий в Фонде Гольдберга.
- Издание песен в Goldberg Stiftung