Джироламо Скотто

Джироламо Скотто ( Иероним Скот ; также Джероламо ) (ок. 1505 – 3 сентября 1572 г.) [1] ) — итальянский печатник, композитор, бизнесмен и книготорговец эпохи Возрождения , работавший преимущественно в Венеции . Он был самым влиятельным членом фирмы венецианских печатников, Дома Скотто, существовавшей с конца 15 века до 1615 года. На пике своего развития в 1560-х годах фирма Скотто под руководством Джироламо была одной из выдающихся издательских фирм Европы. Помимо музыки, выпускает тома по праву, схоластике, философии, медицине, теологии и древней литературе. Только фирма Гардано выпустила в XVI веке больше музыкальных книг, чем Дом Скотто при Джироламо; более половины публикаций Скотто, 409 из примерно 800, были музыкальными книгами. [2]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Джироламо был одним из шести детей Бернардино Скотто из Милана (1447–1537). [3] Он родился в Милане, его ранние годы жизни не задокументированы, и до первого появления его имени в книге, опубликованной Скотто в 1539 году, его имя появляется в исторических записях только один раз: в петиции к венецианскому сенату от 1536 года с просьбой напечатать книгу. привилегия за труд Маркантонио Зимары по , схоластической философии посвященный комментариям Аверроэса к Аристотелю. [4] Он женился на Цезарии Синистри, которая пережила его, так как она была исполнительницей его воли; у них, вероятно, не было детей. [5] Скорее всего, он работал в фирме в 1530-х годах, изучая ремесло и торговлю. Некоторые изданные Скотто книги мадригалов Филиппа Вердело , датированные 1536 и 1538 годами, демонстрируют особенности, связанные с более поздними работами Джироламо, и, возможно, были набраны им. [6]
В 1539 году Джироламо принял управление семейным бизнесом от своего брата Оттавиано II. Хотя Оттавиано дожил по крайней мере до 1566 года, он, похоже, не имел дальнейшего контроля над фирмой, хотя и продолжал публиковаться. В своей книге о фирме Скотто Джейн Бернштейн предполагает, что Оттавиано, возможно, был болен, поскольку в 1540-х годах он составил два отдельных завещания; он также, возможно, предпочел посвятить свое время другим своим интересам, таким как философия и медицина, с радостью передав деловую часть издательства своему младшему брату. [2] [6] Джироламо приобрел контроль над издательством в исключительно подходящий момент. Венеция вступала в период мира и процветания, длившийся несколько десятилетий, и капиталистические коммерческие предприятия преуспевали. Существовал огромный спрос на мадригалы , относительно новую музыкальную форму, оказавшуюся чрезвычайно популярной в Италии, и благодаря технологическому прогрессу нотной печати с одним отпечатком, при котором на шрифтовых блоках отпечатывалась часть нотного стана вместе с нотой, Джироламо смог массовое производство музыки для удовлетворения рыночного спроса. Помимо выпуска музыкальных книг, он также продолжил традицию фирмы по публикации других предметов, таких как философия, медицина, право, теология и другие темы, и при этом сочинял и публиковал свою собственную музыку. [7]
Фирмы Скотто и Гардано вместе образовали эффективную монополию в издательской индустрии не только Венеции, но и всей Италии. Гардано, в отличие от Скотто, публиковал только музыку. Вместо того, чтобы яростно конкурировать, как Гардано с небольшой фирмой в Ферраре, два дома чаще работали вместе, часто занимая друг у друга, по-видимому, выработав понимание того, что оба дома могут получить выгоду от своего соглашения. За 33 года своего доминирования на итальянском рынке Скотто выпустил более 800 публикаций – примерно полный тираж новой книги или набора музыкальных частей каждые две недели. [2] [8]
Имея монополию, здоровый рынок для своей продукции и сеть книготорговцев по всей Италии и Сицилии, Скотто в середине десятилетия XVI века приобрел значительное богатство. В налоговых отчетах и в его завещании упоминается, что он владел многочисленными сдаваемыми в аренду недвижимостью и возделываемыми полями, многие из которых находились в окрестностях Падуи. В 1571 году он был избран приором Венецианской гильдии печатников и книготорговцев, в которую входили все видные деятели делового мира Венеции. Джироламо умер 23 сентября 1573 года и был похоронен в монастырской церкви Сан-Франческо делла Винья в Венеции. [9]
После смерти Джироламо в 1572 году фирма Скотто перешла к наследнику Джироламо, его племяннику Мельчиорре Скотто . После смерти Мельхиора в 1613 году он был распущен, а его активы выставлены на публичный аукцион, поскольку назначенный наследник Мельхиора считался венецианскими властями незаконным. [10]
Музыка
[ редактировать ]Музыка Скотто, светская и вокальная, была написана для его рынка и носила в основном дидактический характер. Он написал 220 сочинений, которые опубликовал сам, многие из них — мадригалы для двух или трех голосов. Двухголосные мадригалы в то время были относительной редкостью, но были полезны для обучения и для любителей; большинство мадригалов были четырех- или пятиголосными. Стилистически они соответствовали современным тенденциям, и он, вероятно, учился у композиторов, чьи произведения публиковал; на самом деле он иногда перефразировал их работы в своих собственных. [2] Одна из его композиций была постановкой сонета Петрарки Padre del ciel, doppo i perduti giorni . Это серьезное произведение, сонет раскаяния и отречения, символизирующий Контрреформацию , было написано только одним композитором: знаменитым Чиприано де Роре . [11]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Бернштейн указывает 3 сентября в статье в New Grove, но 23 сентября в своей нотной печати 1998 года в Венеции эпохи Возрождения.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джейн Бернштейн, «Скотто: 3, Джироламо Скотто». Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online (по состоянию на 1 января 2012 г.).
- ^ Бернштейн, 31 год.
- ^ Бернштейн, 42 года.
- ^ Бернштейн, 47 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернштейн, 43 года
- ^ Бернштейн, 4–5, 45.
- ^ Мэри С. Льюис, «Гардано: 1, Антонио (Антуан) Гардано». Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online (по состоянию на 2 января 2012 г.).
- ^ Бернштейн, 46–47.
- ^ Бриджес, 87
- ^ Эйнштейн, 401
Ссылки
[ редактировать ]- Бернштейн, Джейн. Нотная печать в Венеции эпохи Возрождения: Scotto Press, 1539–1572 . Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 0-19-510231-2
- Томас В. Бриджес. «Скотто», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том: Том 17, 85–87. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Альфред Эйнштейн, Итальянский мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Говард Майер Браун, Музыка эпохи Возрождения . Прентис Холл. Серия «История музыки». Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси; Прентис-Холл, Инк., 1976. ISBN 0-13-608497-4