Юбер Велрант
Хуберт Вэлрант или Хубертус Вэлрант (фамилия также пишется Вэлранд и латинизированное имя: Хубертус Вэлрандус ) [ 1 ] ( ок. 1517 - 19 ноября 1595) был фламандским композитором, певцом, педагогом, музыкальным редактором, книготорговцем, печатником и издателем, работавшим в Антверпене 16 века. Он был представителем поколения франко-фламандской школы композиторов, современников Палестрины . В отличие от известных композиторов своего времени, он в основном работал в Северной Европе. Его стиль представляет собой переход между стилем Николя Гомберта и зрелого Орланда де Лассуса . Его композиции были современны в использовании хроматизма и диссонанса . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Подробности о корнях Валранта неизвестны, но, возможно, он был одним из членов семьи юристов из Антверпена , города, в котором он провел большую часть своей жизни. Поскольку некоторые из его детей также были юристами, вполне вероятно, что он был родственником этой семьи.
В молодости он, возможно, учился в Италии, обычном месте назначения талантливого певца и композитора из Нидерландов 16 века. Хотя документальных свидетельств поездки в Италию нет, Валрант поддерживал там контакты с богатым покровителем, а его мадригалы находились под влиянием некоторых из наиболее прогрессивных итальянских композиторов своего времени. Художник был женат как минимум трижды: на Марии Лухенборх ( ок. 1547 г.), на Анне Аблит (или Ван Ковелен) (28 июля 1564 г.) и на Йоханне Клирхаген 3 мая 1581 г. Возможно, он был женат в четвертый раз на Мейкен Коркоперс. 23 июля 1551 г. (1995, с. 53). От первой жены у него было 10 детей. Трое его сыновей, Раймонд, Питер и Пол, стали органистами. [ 2 ]
Первые определенные свидетельства его деятельности находятся в архивах Антверпенского собора и церкви Св. Иакова в Антверпене, где он был певцом-тенором в 1544 и 1545 годах. В середине 1550-х годов он активно преподавал музыку, как хорошо. Вэлрант основал музыкальную школу в Антверпене. С 1553 по 1556 год он заключил договоры аренды на содержание музыкальной школы. [ 3 ]
По словам его ученика Франса Свертса (Franciscus Sweertius), писавшего в «Athenae belgicae» (1628 г.), он был новатором сольмизации , для которой он разработал два новых метода. Композитор сначала добавил си к шести слогам гексаккорда, а затем повторил ут, чтобы получить полную октаву. Затем он создал новый метод с этими новыми слогами. Второе изобретение заключалось в создании октавы из восьми слогов с новыми названиями, отличными от существующих названий нот. Новые названия: BA, NI, MA, LO, GA, DI, SE и BO. Нововведения были направлены на решение проблем, присущих существующей гвидоновской системе, в которой использовались три перекрывающихся гексакорда, а также трудности мутации. [ 4 ]
Свою деятельность в качестве издателя он начал в начале 1550-х годов в партнёрстве с Яном де Лаэтом . Вэлрант выступал в качестве издателя и продавца книг и занимался финансовыми и коммерческими аспектами операции, а де Лаэт заботился обо всем, что связано с печатью. Вэлрант, возможно, также время от времени занимался полиграфической деятельностью предприятия, поскольку в двух книгах он называл себя «типографом». В результате типографско-издательское товарищество выпустило 16 публикаций. [ 2 ]
Его приверженность римско-католической вере была предметом споров. Свидетельства в его музыке позволяют предположить, что он, возможно, имел протестантские симпатии и действительно мог быть анабаптистом , хотя юридические документы показывают, что он был католиком. Это было неспокойное время религиозных конфликтов – одна из причин, по которой многие местные композиторы уехали в Италию и другие страны – и Вэлрант, возможно, намеренно не раскрывал своих убеждений; Антверпен за его жизнь несколько раз переходил из рук в руки, попеременно захватываясь кальвинистами и католическими Габсбургами , и обе стороны подвергались гонениям. Некоторые из простых псалмов Велранта на народном языке позволяют предположить, что он был протестантом, и есть свидетельства того, что они были конфискованы властями католической церкви в Кортрейке .
Подробности о его жизни после 1558 года скудны, но он, вероятно, остался в Антверпене, где работал композитором, консультантом по настройке соборных колоколов и музыкальным редактором. Он сотрудничал над музыкальной антологией с несколькими другими фламандскими композиторами в 1584 году, включая Корнелиса Вердонка и Андреаса Певернажа , а в следующем году он отредактировал книгу итальянских мадригалов ( Symphonia angelica ), некоторые из которых он написал сам, которая стала чрезвычайно успешной (итал. мадригалы были одной из самых популярных форм музыки в Европе в конце 16 века, и композиторы писали их на итальянском языке даже в странах, где на итальянском не говорили.) В конце своей жизни он столкнулся с финансовыми трудностями. Он умер в 1595 году и был похоронен в кафедральном соборе Онзе-Ливе-Вруве (церковь Богоматери в Антверпене).
Музыка
[ редактировать ]Вэлрант писал духовную и светскую вокальную, а также инструментальную музыку. Его произведения включали мотеты , метрические псалмов настройки , французские шансоны , итальянские мадригалы , итальянские наполитаны (светские песни легкого характера, которые исполнялись в Неаполе), а также аранжировки итальянских пьес для таких инструментов, как лютня.
Его мотеты являются наиболее прогрессивной частью его произведений и характерны для практики середины века, промежуточной между плавным, всепроникающим подражанием композиторам, таким как Николя Гомбер , где все голоса были равны, а текстурный контраст был сведен к минимуму; и композиторы конца века, такие как Лассус . Действительно, многие из его мотетов напоминают Лассуса, используя хроматизм , перекрестные связи , текстурный контраст и всегда оставаясь тщательно внимательными к понятности текста. Вэлрант также использует раскрашивание текста , выделяя отдельные слова характерными жестами, как метод повышения выразительности музыки. Иногда его использование текстовой живописи очевидно: например, в его шансоне Musiciens qui chantez после слова «taire» (тихий) все голоса на мгновение замолкают.
Что касается гармонии, Валрант обычно предпочитал голоса, содержащие полные трезвучия, и, учитывая его предпочтение основных движений квинты, а не третей, можно услышать надвигающиеся тональные структуры эпохи барокко , которая должна была начаться вскоре после его смерти. В этом отношении его мотеты также напоминали мотеты Ласса.
Деятельность Вэлранта как редактора и исполнителя повлияла на его подход к композиции, а его рукописи полны полезных стенографий для исполнителей. Он тщательно выстраивал ноты и слоги, что ни в коем случае не было универсальной практикой в 16 веке, и он надежно использовал случайные звуки, редко оставляя певцу интерпретацию полутонов и целых тонов.
Его настройки светских текстов варьировались от легких до серьезных и использовали множество контрапунктических приемов, что характерно скорее для светской музыки в Северной Европе, чем в Италии. Но язык настроек — итальянский для мадригалов и французский для шансона. Большая часть его музыки была издана в Антверпене, хотя по крайней мере один сборник из 30 песен ( «Наполитан» ) был издан в Венеции (1565). Вэлрант участвовал в написании музыки для современных текстов на голландском языке. Вместе с Грегориусом Треху, Корнелисом Вердонком и Андреасом Певернажем он положил бы на музыку тексты песни Яна ван дер Нута « Лофсанг ван Брабанд» ( «Гимн Брабанту» , Антверпен, Жиль ван ден Раде, 1580). [ 5 ] Сейчас эта работа утеряна. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие варианты написания имени: Валранс, Валрамст, Валранк, Варальт и Вуэлрант.
- ^ Jump up to: а б с д Уивер, Роберт Ли (2001). Л. Мэйси (ред.). Юбер Вельрант . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.29759 . (требуется подписка)
- ^ Говард Сленк, Музыкальная школа Хьюберта Велранта , в: Журнал Американского музыковедческого общества, Vol. 21, № 2 (лето 1968 г.), опубликовано: University of California Press от имени Американского музыковедческого общества, стр. 157–167.
- ^ Джесси Энн Оуэнс, «Велрант и боседизация: размышления о реформе сольмизации», в: Музыкальные фрагменты и рукописи в Нидерландах ; Альта Капелла; Нотная печать в Антверпене и Европе в 16 веке, под редакцией Юджина Шрёрса и Анри Ванхюльста, Ежегодник Фонда Аламира 2 (Лёвен, 1997) 377-393, 1997 г.
- ^ Ян Виллем Бонда, Полифонические голландские песни пятнадцатого и шестнадцатого веков . Хилверсюм, Верлорен, 1996, стр. 148 (на голландском языке).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4