Jump to content

Николя Гомбер

Николя Гомбер (ок. 1495 – ок. 1560) [ 1 ] был франко-фламандским композитором эпохи Возрождения . Он был одним из самых известных и влиятельных композиторов между Жоскеном де Пре и Палестриной и лучше всего представляет полностью развитый, сложный полифонический стиль этого периода в истории музыки. [ 2 ] [ 3 ]

Подробности его ранней жизни отрывочны, но он, вероятно, родился около 1495 года в южной Фландрии, вероятно, между Лиллем и Сен-Омером , возможно, в городе Ла-Горг. Немецкий писатель и теоретик музыки Герман Финк писал, что Гомберт учился у Жоскена ; это должно было произойти во время выхода на пенсию известного композитора в Конде-сюр-л'Эско , где-то между 1515 и 1521 годами. [ 4 ]

Гомберт был нанят императором Карлом V в качестве певца в его придворной часовне в 1526 году, а также, возможно, как композитор. Скорее всего, его взяли на работу, когда Карл проезжал через Фландрию, поскольку император часто путешествовал, взяв с собой свою свиту и по пути набирая новых членов. В документе, датированном 1529 годом, Гомберт упоминается как magister puerorum («начальник мальчиков») королевской часовни. [ 4 ] Он и певцы путешествовали вместе с императором по его владениям, оставляя записи о своих выступлениях в различных городах империи. Эти визиты имели музыкальное влияние, отчасти из-за статуса Гомберта как музыканта; таким образом, путешествия Карла и его часовни, как и путешествия его предшественника Филиппа I Кастильского с композитором Пьером де ла Рю , продолжили трансплантацию франко-фламандской полифонической традиции на Пиренейский полуостров. [ 1 ] В какой-то момент в 1530-х годах Гомберт стал священнослужителем и, вероятно, священником ; он получил бенефиции в нескольких соборах, включая Куртре , Ланс , Мец и Бетюн . [ 4 ] Он оставался в Императорской часовне в качестве maître des enfants («повелитель детей») до некоторого времени между 1537 и 1540 годами, его сменил Томас Крекийон , а затем Корнелиус Канис . Несмотря на то, что он занимал именно эту должность в Императорской капелле, он так и не получил официально титул maître de chapelle – музыкального руководителя – титул, присвоенный как Адриану Тибо , так и Крекийону. [ 4 ] Находясь на этой должности, он также неофициально занимал должность придворного композитора, создав аранжировки для многочисленных произведений, посвященных ключевым событиям в жизни Чарльза. [ 4 ]

В 1540 году, на пике своей карьеры, он исчез из записей часовни. [ 1 ] По сообщению современного врача и математика Жерома Кардана , писавшего в Теоностоне (1560 г.), в 1540 г. Гомберт был признан виновным в сексуальном контакте с мальчиком, находившимся у него на попечении, и приговорен к каторжным работам на галерах. [ 4 ] Точная продолжительность его службы на галерах неизвестна, но по крайней мере часть времени он мог продолжать сочинять музыку. [ 1 ] Скорее всего, он был помилован где-то в 1547 году или раньше, в тот день, когда он отправил письмо вместе с мотетом из Турне Карла gran capitano Ферранте I Гонзага . [ 4 ] Оформление Магнификата , уникально сохранившееся в рукописи в Мадриде, часто считается «лебединой песней», которая, по словам Кардана, принесла ему помилование; Согласно этой истории, Чарльз был настолько тронут этими декорациями Магнификата, что отпустил Гомберта раньше времени. Альтернативная гипотеза (Lewis 1994) состоит в том, что Кардан имел в виду весьма покаянную Первую книгу, состоящую из четырехчастных песнопений; однако ни в том, ни в другом случае неясно, как Гомберт мог сочинять, гребя на галерах в качестве пленника. [ 4 ]

Неизвестно, как долго Гомберт прожил после помилования и какие должности он занимал; его карьера ушла в относительную безвестность после того, как он был освобожден. Возможно, он удалился в Турне , проведя там последние годы своей жизни в качестве каноника. [ 4 ] Ориентировочные даты его вероятной смерти — 1556 и 1561 годы; в прошлом году Финк упомянул, что он еще жив, а в 1561 году Кардан написал, что он умер, не вдаваясь в подробности.

Музыка и стиль

[ редактировать ]

Адриан Виллаерт и Николя Гомберт общепризнаны как образцы поздней франко-фламандской школы, до того как центр художественной музыки эпохи Возрождения переместился в Италию. Будучи фламандцем, Уилларт переехал в Италию и вместе с первоначально фламандским композитором Орландо ди Лассо привнес в Италию франко-фламандский стиль одновременно плотного и лирического контрапункта . Как и Виллаерт, Гомберт довел полифонический стиль до высочайшего совершенства; Если подражание является обычным приемом у Жоскена, то у Гомберта оно неотъемлемо. [ 4 ]

Для стиля Гомберта характерна плотная, неразрывная полифония. Расширенные гомофонические отрывки редки в его священных произведениях, и он особенно любит подражание в очень близких промежутках времени, что технически очень сложно (хотя строгий канон он писал лишь изредка ). [ 5 ] Он предпочитал более низкие голосовые диапазоны вместо четырех голосов ( SAT B которые были наиболее ) , распространенными в то время голосами для произведений, таких как пять и шесть частей в основном в мужских регистрах. [ 4 ] Гомбер, в отличие от своего предшественника и наставника Жоскена де Пре , использовал нерегулярное количество голосовых записей и избегал точного разделения фраз, что приводило к созданию менее прерывистого и более непрерывного звукового ландшафта. Синкопы и перекрестные акценты характерны для его ритмической речи, придавая пикантность его цельным, устойчивым линиям.

Гармонично композиции Гомберта подчеркивали традиционную модальную основу как основу, но, особенно в плотных текстурах из шести или более голосов, он писал полимодальные разделы, в которых подмножество голосов пело пониженные ноты F или B ♭, в то время как другое подмножество пело повышенные. ноты F или B: аккорд ре мажор и ре минор или аккорд соль мажор и соль минор могут звучать одновременно [1] . Мелодическое движение одного голоса, в котором для сохранения мелодической и гармонической связи с другими голосами использовалась musica ficta или расширенный набор нот из базовой модальной структуры, было очень заметно в его музыкальных стилях. [ 4 ] Ложные отношения , обычно между F и F или B и B, создают диссонанс , который Гомберт использовал для эмоционального эффекта, придерживаясь традиционных правил контрапункта.

Образцовыми среди формально совершенных произведений Гомберта, в которых используются перекрестные связи , является его шестиголосный мотет о смерти Жоскена, Мусае Джовиса , с его сталкивающимися полутонами и случайными трезвучиями разделенными тритоном в корневых позициях , . [ 4 ] и его шестиголосная песня Tous les Regretz [2] .

Из десяти месс, составленных Гомбертом, девять сохранились полностью. Хронология месс неизвестна, но приблизительный порядок можно определить по стилистическим характеристикам. Две музыкальные характеристики, последовательность и остинато, которые были редкостью в более поздних произведениях Гомберта, присутствуют в его более ранних мессах Quam pulchra es и Tempore paschali . [ 4 ]

Мотет был любимой формой Гомберта, и его композиции в этом жанре не только были самой влиятельной частью его творчества, но и демонстрировали величайшее разнообразие композиционной техники. [ 4 ] Его мотеты, наряду с мотетами Адриана Уилларта и Якоба Клеменса нон Папа , выделяются среди остальных фламандских композиторов -мотетов . [ 1 ] Знакомые характеристики мотетов предыдущего поколения, такие как остинато , канон , cantus Firmus и двойные тексты, необычны для стиля Гомберта, за исключением тех случаев, когда он использовал аспекты стиля предыдущего поколения как дань уважения, например, в его мотете о смерти. Жоскен, Мусае Джовис . [ 4 ] Рассматривая тексты для своих мотетов, Гомберт черпал вдохновение из Священного Писания, например, из Псалмов , а не из литургии Римско -католической церкви . [ 4 ] Он был менее внимателен к расположению и ясности текста, чем к общей выразительной звучности. [ 6 ]

Гомберта Восемь настроек Магнификата , которые, возможно, принесли ему помилование, являются одними из самых известных его работ. Каждый из них написан в одном из церковных ладов и состоит из цикла коротких мотетов, отдельные мотеты основаны на последовательных стихах текста Магнификата. [ 4 ]

Некоторые произведения Гомберта предназначены для необычайно больших вокальных ансамблей, включающих 8, 10 и 12 голосов. Эти произведения не являются полихоральными в обычном смысле слова или в духе венецианской школы, в которой голоса были пространственно разделены; скорее, голосовые подгруппы меняются во время пьес. Эти большие ансамблевые композиции включают восьмиголосное Credo, 12-голосное Agnus из Missa Tempore paschali , а также 10- и 12-голосные настройки Regina caeli . [ 4 ] По сравнению с североитальянским стилем кори спеццати многоголосные произведения Гомберта не были антифонными . [ 4 ] Вместо последовательного разделения сил Гомберт часто менял комбинации голосовых групп. [ 4 ] Эти вокальные произведения содержали больше прямых повторов, последовательности и остинато, чем другая его музыка. [ 4 ]

Его светские композиции – в основном шансоны – менее контрапунктически сложны, чем его мотеты и мессы , но более сложны, чем большинство современных светских произведений, особенно «парижский» шансон. В середине шестнадцатого века Гомберт получил признание за несколько парижских шансонов, но более поздние исследования показали, что он не был единственным «Николя» из этих светских произведений, но многие из них на самом деле были написаны Николя де Ла Гроттом или Гийомом Николя . [ 4 ] Авторы текстов многих шансонов — жанра, в котором Гомберт преуспел, в основном были анонимными. Он обратился к более старым стихам, часто народного типа, с типичными темами, включая несчастную любовь, прощания, разлуки, измены и тому подобное. [ 4 ] Многие из этих шансонов появились в аранжировках для лютни и виуэлы , а их широкое географическое распространение свидетельствует об их огромной популярности.

Его сохранившиеся произведения включают 10 месс , около 140 мотетов , около 70 шансонов , кансьон (вероятно, написанный, когда он был в Испании), мадригал и несколько инструментальных пьес. [ 4 ]

Гомбер был одним из самых известных композиторов в Европе после смерти Жоскена де Пре , о чем свидетельствует широкое распространение его музыки, использование его музыки в качестве исходного материала для сочинений других, в том числе Орландо ди Лассо и Клаудио Монтеверди. . Издатели уделяли ему особое внимание, выпуская, например, издания, состоящие исключительно из его произведений - большинство печатных изданий в то время представляли собой антологии музыки нескольких композиторов. [ 4 ] Следующее поколение франко-фламандских композиторов, которым восхищались современники, в основном писало в более упрощенном стиле. Отчасти это была неизбежная стилистическая реакция на контрапунктическую идиому, дошедшую до крайности, а отчасти это было связано со специфическими требованиями Тридентского Собора , который требовал, чтобы текст был понятен в священной, особенно литургической, музыке – что-то, что композитору практически невозможно добиться плотной имитационной текстуры. [ 7 ]

Хотя большинство композиторов следующего поколения не продолжали писать вокальную музыку, используя метод всепроникающей имитации Гомберта, они продолжали использовать эту контрапунктическую фактуру в инструментальных произведениях. Такие формы, как канцона и ричеркар , напрямую произошли от вокального стиля Гомберта; Формы и процессы барокко, такие как фуга, являются более поздними потомками. Музыка Гомберта представляет собой одну из крайностей контрапунктической сложности, когда-либо достигнутых в чисто вокальной музыке.

  • Николя Гомберт, Музыка при дворе Карла V , Ансамбль Уэльгас , Sony Vivarte SK 48249
  • Николя Гомбер, Missa media vita и др. , Хиллиардский ансамбль , Новая серия ECM 1884 г. [3]
  • Николя Гомберт, Гомберт: Моте , Ферма красоты, Фра Бернардо FB 1504211 [4]
  • Николя Гомберт, Гомберт: Мотетс II , Ферма красоты, Фра Бернардо FB 1612457
  • Николя Гомбер, Гомбер: Массы, а-ля Коронация, Медиа Вита, Филомена Превиа, Беати Омнес. Мотеты, Средняя жизнь, Все блаженные . Ферма красоты, Фра Бернардо FB 2005329
  • Николя Гомбер, Магнификат 1 и др. , Оксфорд Камерата, Наксос 8.557732
  • Николя Гомберт, Магнификаты 1–4 , Tallis Scholars, CD Gimell CDGIM 037 [5]
  • Николя Гомберт, Магнификаты 5–8 , Tallis Scholars, CD Gimell CDGIM 038
  • Николя Гомберт, Восьмичастное Кредо и др. , Восемь Генри: Гиперион CDA 66828
  • Николя Гомбер, Месса на Пасху и др. , Восьмёрка Генри, Гиперион CDA 66943
  • Heavenly Spheres , CBC Records, MVCD 1121, в исполнении Studio de musique ancienne de Montréal . Содержит два мотета Гомберта, в том числе его элегию Жоскену Мусае Джовису .
  • Flemish Masters , Virginia Arts Recordings, VA-04413, в исполнении Zephyrus . Включает мотет Гомберта, Lugebat David Absalon , президиум Obrecht Missa Sub tuum , а также мотеты Уилларта, Клеменса нон Папы, Окегема, Де Пре и Мутона.
  • От Рождества до Сретения , Ансамбль Гомберт, Высокие Маки TP192. Включает мотет Гомберта «Hodie nobis ceelorum» и сезонные произведения Мутона, Жоскена, де Сильвы, Клеменса нон Папы, Таллиса, Виктории, Лассуса, Шеппарда и Палестрины.
  • От Жоскена Мартину , Ensemble Gombert, Move Records MCD 277. Включает мотет Гомберта «Regina caeli laaetare» и произведения Жоскена, де Монте, Берда, Брамса («Drei Motetten», соч. 110) и Фрэнка Мартина (Месса для двойного хора). .
  • Николя Гомбер, Николя Гомберт 1 , The Sound and the Fury, ORF CD 463. Включает Missa Quam Pulchra Es , Ave Maria , Salve Maria , Sancta Maria , Da Pacem , Inviolata .
  • Николя Гомбер, Николя Гомберт 2 , Звук и ярость, ORF SACD 3006. Включает Missa Sur Tous Regrets , Si Ignoras Te , Man Erat in Иерусалим , Sancta Mundi , Ave Salus Mundi , Mendemus , Ne Reminiscaris Domine , Salvator Mundi .
  • Николя Гомбер, Николя Гомберт 3 , The Sound and the Fury, ORF CD 3077. Включает двенадцать мотетов.
  • Николя Гомберт, Tribulation and Distress , Брабантский ансамбль, Стивен Райс, Hyperion CDA67614
  • Николя Гомбер, Моте, Шансоны и Магнификат , Капелла Аламир, Уркхарт, Наксос 8.570180
  • Слушайте бесплатно записи песен Академического хора Умео .

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б с д и Атлас, с. 396
  2. ^ Риз, с. 256
  3. ^ Тарускин, с. 593
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Ньюджент/Джас, Гроув онлайн
  5. ^ Риз, с. 257
  6. ^ Атлас, с. 397
  7. ^ Тарускин, с. 597

Источники

  • Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600 гг . Нью-Йорк: Нортон, 1998.
  • Браун, Ховард Майер и Стейн, Луиза К. Музыка эпохи Возрождения. 2-е изд. Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1999.
  • Ньюджент, Джордж и Джас, Эрик «Николя Гомберт». Гроув Музыка онлайн . ред. Л. Мэйси (по состоянию на 19 ноября 2007 г.), < http://www.grovemusic.com >.
  • Риз, Гюстав Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, Нортон, 1954 год.
  • Тарускин, Ричард Оксфордская история западной музыки: Том 1 - Самые ранние записи шестнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2005.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd898a732314f0a49ed193806336e5a9__1722166140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/a9/bd898a732314f0a49ed193806336e5a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nicolas Gombert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)