Костанцо Феста

Костанцо Феста (ок. 1485/1490 — 10 апреля 1545) — итальянский композитор эпохи Возрождения . Хотя он наиболее известен своими мадригалами , он также писал духовную вокальную музыку . Он был первым итальянским полифонистом, получившим международную известность, и вместе с Филиппом Вердело был одним из первых, кто написал мадригалы, в зачаточном состоянии этой самой популярной из всех итальянских музыкальных форм шестнадцатого века.
Жизнь
[ редактировать ]О его молодости известно не так уж много. Вероятно, он родился в Пьемонте недалеко от Турина , но доказательства не являются точными, поскольку основаны главным образом на более поздних документах, в которых он упоминается как clericis secularibus , то есть не монах из этого региона. Дата его рождения была указана от 1480 до 1495 года, но недавние исследования сузили диапазон до конца 1480-х годов. [ 1 ] Кроме того, он, возможно, был родственником своего чуть более молодого современника Себастьяно Фесты , другого композитора раннего мадригала, также родом из того же региона. Отец Себастьяно, Якобин, жил в Турине около 1520 года. [ 2 ]
В начале 1514 года Феста написал мотет Quis dabit oculis по случаю смерти королевы Франции ( Анны Бретонской ) (9 января 1514 года). Похороны Анны были обширными и длились 40 дней; Йоханнес Приорис также написал для него музыку. Этот мотет является самым ранним датируемым сочинением Фесты и первым свидетельством его деятельности. [ 1 ]
В 1514 году Феста посетил Феррару, привезя несколько песнопений с собой ; к этому времени он, похоже, стал признанным композитором, о чем свидетельствует прием, который он получил. Этот мотет появляется в рукописи, скопированной между 1516 и 1519 годами, которая также содержит музыку Себастьяно Фесты, его возможного родственника; поскольку считается, что рукопись была скопирована на северо-востоке Италии, один или несколько содержащихся в ней мотетов, возможно, были теми, которые он привез в Феррару. Скорее всего, после посещения Феррары, но точно между 1510 и 1517 годами, он жил на Искье, острове в Неаполитанском заливе, где служил учителем музыки в аристократической семье д'Авалос. [ 1 ] В 1517 году он переехал в Рим и начал работать у Папы Льва X в качестве певца, и его сотрудничество с хором Сикстинской капеллы продолжалось непрерывно почти 30 лет. В сентябре 1536 года он написал Филиппо Строцци , своему покровителю, с просьбой помочь ему найти венецианского печатника, готового напечатать книгу его литургической музыки, подобную тем, которые печатал в Риме Андреа Антико ; он хотел получить за эту работу сумму в 200 скуди , но безуспешно. В ту эпоху типографы чаще требовали с композиторов деньги за право публикации, чем наоборот. [ 3 ]
Феста был активным композитором на протяжении всего периода, и некоторые из самых ранних мадригалов, идентифицируемых как таковые любым композитором, могут быть написаны под его пером и датированы серединой 1520-х годов; только некоторые композиции Бернардо Пизано , Себастьяно Фесты и, возможно, Филиппа Вердело могут предшествовать им на несколько лет. [ 1 ] [ 4 ] Хотя его попытка продажи венецианскому типографу в 1536 году не увенчалась успехом, римская фирма в 1538 году выпустила книгу мадригалов в результате предоставленной привилегии, но большая часть ее была утеряна. В 1537 году венецианская фирма напечатала сборник его мадригалов для трех голосов. [ 1 ]
Необычное количество произведений Фесты можно точно датировать, поскольку некоторые из композиций актуальны, посвящены свадьбам, визитам, смертям и другим событиям (некоторые композиторы эпохи Возрождения, такие как Жокен де Пре , написали огромное количество музыки, почти ни одно из которых не может быть точно датировано). [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] Среди известных произведений - мотет Анны Бретонской; сочинения, переписанные в рукописи между 1515 и 1519 годами; мотет протеста против разграбления Рима в 1527 году ; несколько мадригалов Феста, отправленные Строцци в 1528 г. (они назывались «канти»); утерянный мадригал 1533 года на стихотворение Микеланджело ; музыка для свадьбы Медичи 1539 года ; и другие сочинения в рукописных рукописях с датировкой. [ 1 ]
В сообщении 1543 года указывается, что Феста был слишком болен, чтобы поехать с Папой в Болонью , и умер в Риме в 1545 году. [ 1 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Феста был одним из немногих итальянцев в Папском хоре, в котором в то время доминировали музыканты из Северной Европы. Однако он был мастером техники Нидерландов контрапунктической , и его значение для истории музыки заключается в том, что он первым объединил два музыкальных стиля, итальянский и нидерландский. Кроме того, он оказал очевидное влияние на Палестрину , которая смоделировала многие из своих ранних работ по его образцу.
Большинство мадригалов Фесты рассчитаны на три голоса, в отличие от других ранних мадригалистов: например, Вердело предпочитал пять или шесть голосов, а Себастьяно Феста писал только для четырех. Ему нравились быстрые, ритмически активные отрывки в мадригалах; это может отражать влияние современной вокальной формы вилланески . Кроме того, он написал расширенные гомофонические разделы, демонстрируя несколько меньшее влияние современного мотета , в отличие от похожих на мотеты подражательных отрывков, обнаруженных в Вердело.
Помимо его мадригалов, изданных в основном между 1543 и 1549 годами, при его жизни было издано несколько сборников его священных произведений, среди них четыре мессы , более сорока мотетов , набор «Плачей» , а также многочисленные Магнификаты и Марианские литании (для двух хоров, каждый по четыре голоса). Стиль его духовной музыки соответствует стилю его светской музыки : он меньше любил подражания и сложные контрапункты ради них самих и часто писал чисто гомофонические отрывки. Поскольку Рим был музыкально консервативен по сравнению с остальной частью Италии (и Европы ) была сильная реакция против тщательно продуманного контрапункта ) в то время, и в течение двух десятилетий после его смерти (прямо заявлено Тридентским собором , его стилистический уклон может представлять собой предзнаменование этого события; возможно, он отвечал вкусам и потребностям своего папского работодателя.
Испания
[ редактировать ]Феста также писал инструментальную музыку. Его самое известное инструментальное произведение — монументальное схоластическое исследование-контрапункт «Испании» , для которого он написал 125 вариаций, используя его как cantus Firmus . La Spagna происходит от предположительно испанского « Basse danse » ( bassadanza ), хорошо известного нескольким известным композиторам своего времени: сам Жоскен написал вариацию на тему La Spagna. Это произведение также называется I bassi и представляет собой сборник способов сочетания cantus Firmus с добавленным контрапунктом или «басами», подходящим для любых инструментов. Долгое время музыковеды [ который? ] полагал, что эти вариации принадлежат Нанино , который через одно или даже два поколения после Фесты опубликовал свои 28 мотетов на тему «Испания» вместе со 125 вариациями Фесты, не упомянув имени Феста. Более поздние комментаторы были вынуждены предположить, что все эти 157 произведений были написаны Нанино, и это запутало все исследование после легендарного исследования. Недавние исследования [ который? ] не оставляет сомнений, что первые 125 контрапунктов принадлежат самому Фесте. То, что Феста делает с cantus Firmus, простой мелодией, содержащей 37 нот, не только экстравагантно, но и удивительно креативно. Он показывает практически все возможности техники контрапункта своего времени, используя каноны (даже тройной канон), имитации, свободный или строгий контрапункт, все стили техники инструментальной и вокальной композиции, такие как использование соггетти кавати , простые парафразы, ретроградный контрапункт, остинато, квадлибет , используя 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и в конце 11 голосов. Он экспериментировал с различными ритмическими моделями ( мензуральными задачами), например, используя два разных темпа (пропорции), тональности или чрезвычайно сложные ритмически такты с пропорциями 7:5:3, а также другие замечательные идеи, такие как использование cantusfirmus в каноне или размещение cantus Firmus во всех возможных местах текстуры. Исследования «Испании» показали, что в своих контрапунктах он также использовал фиктивную музыку и множество христианской и древней символики (нумерологии), а также скрытые или очевидные симметричные структуры.
125 контрапунктов «Испании», безусловно, принадлежат к наиболее интересным произведениям Фесты и, возможно, даже его времени, и их можно рассматривать как работу всей его жизни. Даже когда ее считали чистой «ученой работой» с каким-то слишком большим использованием строгой техники и «конструкции», иногда довольно архаичной и с чистой математической логикой, остается примечательным, что он написал ее как сборник для обучения пению и пению. сочинить и узнать все секреты владения контрапунктом. Его следует рассматривать как одну из лучших и выдающихся работ Фесты. Монументальное исследование гения эпохи Возрождения, его первым преемником два столетия спустя стал Фукса Gradus ad parnassum , и по сложности его скорее следует сравнить даже с И.С. Баха спекулятивным поздним трудом .
Показателем известности Фесты является его появление во введении к четвертой книге « Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле . В песне, которую поют Феста и другие, Приап хвастается перед богами на горе Олимп своим методом лишения девственности новой невесты деревянным молотком. Феста — единственный итальянец среди большой группы певцов, перечисленных Рабле и представляющих собой собрание самых известных музыкантов того времени. [ 5 ] [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1998.
- Кроуфорд, Дэвид. «Обзор биографии Костанцо Фесты». Журнал Американского музыковедческого общества. том. XXVIII, № 1. Стр. 102.
- Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Хаар, Джеймс. "Costanzo Festa", изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 1 июля 2005 г. и 2 января 2009 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Хаар, Джеймс. "Себастьяно Феста", изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (4 января 2009 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Рабле, Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль (тр. Дж. М. Коэн). Балтимор, Penguin Books, 1963.
- Риз, Густав . Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Редакция Николая Слонимского. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN 0-02-872416-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Костанцо Фесты в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Костанцо Фесты в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Фотография , заархивированная 21 июня 2007 г. в Wayback Machine в Костанцо, в среднем возрасте.
- Американская энциклопедия . 1920. .