Римская школа
Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
|
|
В истории музыки Римская школа — это группа композиторов преимущественно церковной музыки, жившая в Риме в XVI и XVII веках, то есть охватывающая эпохи позднего Возрождения и раннего барокко . Этот термин также относится к музыке, которую они создали. Многие композиторы имели прямую связь с Ватиканом и папской капеллой , хотя работали в нескольких церквях; стилистически их часто противопоставляют венецианской школе композиторов, параллельному движению, которое было гораздо более прогрессивным. Безусловно, самым известным композитором римской школы является Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , имя которого уже четыреста лет ассоциируется с плавным, ясным, полифоническим совершенством. Однако в Риме работали и другие композиторы, работавшие в самых разных стилях и формах.
История и характеристики
[ редактировать ]Хотя композиторы почти наверняка непрерывно работали в Риме на протяжении тысячи лет со времен Григория Великого , развитие последовательного стиля примерно в середине XVI века, отчасти благодаря музыкальным требованиям Контрреформации , привело к историки музыки объединили их под одним ярлыком.
Музыку римской школы можно рассматривать как кульминацию развития полифонии благодаря влиянию музыки франко-нидерландской школы за последние сто лет. Франко-нидерландские композиторы издавна приезжали в Италию жить и работать — Жокен , Обрехт , Аркадельт и многие другие проделали долгий путь, и их музыкальный стиль сыграл решающую роль в формировании итальянских стилей. Под руководством Ватикана и с учетом того, что хор Сикстинской капеллы был одним из лучших того времени, возможно, было неизбежно, что стилистическим центром священной полифонии оказался Рим.
, Тридентский собор заседавший с 1545 по 1563 год, оказал значительное влияние на музыку римской школы: действительно, можно утверждать, что эти реформы в Римско-католической церкви , которые были частью Контрреформации, определили музыку римской школы. Тридентский собор рекомендовал, чтобы духовная музыка, особенно для использования в церкви, была написана в достойном и серьезном стиле. Собор разрешил полифонию (распространенное заблуждение состоит в том, что они ее полностью запретили, но это неправда), однако они требовали, чтобы исполняемый текст был четко понятен. Кроме того, хотя они и не запрещали использование светских мелодий в качестве исходного материала для месс и мотетов , такое использование не поощрялось.
Сочетание реформ Тридентского собора с присутствием чрезвычайно талантливых композиторов, унаследовавших франко-нидерландский стиль, привело к созданию музыкального корпуса, который иногда считался вершиной совершенства полифонической ясности эпохи Возрождения . Предмет « Контрапункта 16-го века » или «Полифонии эпохи Возрождения», преподаваемый в современных учебных программах по музыке в колледжах, неизменно представляет собой кодифицированный стиль римской школы, как его понимал Иоганн Фукс в начале 18 века. Однако важно признать, что « стиль Палестрины » был не единственным полифоническим стилем того времени, хотя, возможно, он был наиболее внутренне последовательным. Полифонический стиль Палестрины, возможно, был кульминацией столетнего развития франко-нидерландского стиля, но он был одним из многих течений конца 16 века и существенно контрастировал с музыкой венецианской школы севера, а также музыка, выпускаемая одновременно во Франции и Англии.
Другие композиторы, жившие и работавшие в Риме, хотя и не считались членами римской школы, безусловно, оказали на них влияние. Самым известным из них, вероятно, является Лука Маренцио , чьи мадригалы пользовались бешеной популярностью в Италии и других странах Европы; некоторые композиторы римской школы заимствовали его выразительные приемы, например словесную живопись , для периодического использования в литургической обстановке.
Хотя римская школа считается консервативным музыкальным движением, есть важные исключения. Рим был родиной оратории в творчестве Джованни Франческо Анерио и Эмилио де Кавальери ; партитура « Rappresentatione di Anima, et di Corpo» Кавальери — самая ранняя печатная партитура, в которой используется фигурный бас . Этот стиль подобен стилю монодии, развивавшемуся во Флоренции примерно в то же время ; действительно, между композиторами этих двух музыкальных центров существовала значительная конкуренция. Успех Rappresentatione был таков, что монодический стиль стал обычным явлением во многих римских музыкальных произведениях в первые несколько десятилетий 17 века.
Среди более поздних композиторов римской школы был Грегорио Аллегри , композитор знаменитого «Мизерере» (около 1630 г.). Этот предмет тщательно охранялся папской часовней; он считался настолько красивым, что его копии не допускались к распространению. Любимая история связана с 14-летним Моцартом , который сделал первую нелегальную копию, переписав ее по памяти, услышав ее всего два раза. Многие из более поздних композиторов римской школы продолжали писать в полифоническом стиле XVI века, известном тогда как stile antico или prima pratica , в отличие от новых стилей монодии и концертного письма, которые определили начало Эпоха барокко .
Композиторы
[ редактировать ]Членами Римской школы, в том числе теми, кто работал в Риме лишь часть своей карьеры, являются следующие:
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525–1594)
- Томас Луи Викторийский (1548–1611)
- Джованни Анимучча (около 1520–1571)
- Феличе Анерио (около 1564–1614)
- Джованни Франческо Анерио (около 1567–1630) (младший брат Феличе)
- Грегорио Аллегри (1582–1652) (сочинитель знаменитого «Мизерере» )
- Паоло Беллазио (1554–1594)
- Антонио Чифра (1584–1629)
- Доменико Аллегри (около 1585–1629)
- Марк'Антонио Инджегнери (около 1545–1592)
- Джованни Мария Нанино (1543–1607)
- Эмилио де Кавальери (около 1550–1602)
- Аннибале Стабиле (около 1535–1595)
- Джованни Драгони (около 1540–1598)
- Франческо Сориано (около 1548–1621)
- Паоло Квальяти (около 1555–1628)
- Руджеро Джованнелли (около 1560–1625)
- Джованни Бернардино Нанино (1560–1623)
- Стефано Ланди (1587–1639)
- Доменико Маццокки (1592-1665)
- Луиджи Росси (ок.1597-1653)
- Виргилио Маццокки (1597–1646)
- Микеланджело Росси (около 1600-1656)
- Франческо Фоджа (1604–1688)
- Аннибале Зойло (около 1537–1592)
- Варфоломей Рой (около 1530–1599)
- Жан Маккский (около 1550–1614)
- Йоханнес Мателарт (до 1538–1607 гг.)
- Ринальдо дель Мель (около 1554–1598)
- Марко Мараццоли (ок.1602–1662)
- Джакомо Кариссими (1605–1674)
Ссылки
[ редактировать ]- Различные статьи, в том числе «Рим» и статьи об отдельных композиторах, в «Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув» , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4 .
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5 .
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X .
- Ламла, Михаэль: Каноническое искусство в Италии в стиле барокко, особенно в Риме, Берлине, 2003 г., ISBN 3-89825-556-5 .