Стефано Ланди

Стефано Ланди (26 февраля 1587 — 28 октября 1639) — итальянский композитор и преподаватель раннего барокко римской школы . Он был влиятельным ранним оперным композитором и написал самую раннюю оперу на историческую тему: «Сант-Алессио» (1632).
Биография
[ редактировать ]Ланди родился в Риме , столице Папской области .
В 1595 году он присоединился к Collegio Germanico в Риме как мальчик-сопрано и, возможно, учился у Асприлио Пачелли . Ланди получил незначительные заказы в 1599 году и начал учиться в Римской семинарии в 1602 году. В записях семинарии он упоминается как композитор и руководитель пасторали карнавала в 1607 году; а в 1611 году его имя появляется как органист и певец, хотя в 1614 году он уже был маэстро ди капелла в церкви Санта-Мария-делла-Консолационе. Агостино Агаццари был маэстро ди капелла в Римской семинарии и, возможно, также был одним из учителей Ланди. .
книгу пятиголосных мадригалов В 1618 году он переехал на север Италии и опубликовал в Венеции ; очевидно, он получил должность маэстро ди капелла в Падуе . Кроме того, в Падуе он написал свою первую оперу « Смерть Орфея» . Скорее всего, его использовали в рамках празднования свадьбы. Его опыт в Падуе и Венеции имел важное значение для развития его стиля, поскольку там он познакомился с творчеством прогрессивных композиторов венецианской школы , чьей музыки обычно избегали в консервативном Риме.

В 1620 году Ланди вернулся в Рим, где он провел остаток своей жизни, где его покровителями последовательно были семья Боргезе , кардинал Маурицио Савойский и семья Барберини , которые должны были быть его основными работодателями на протяжении конца 1620-х и 1630-х годов. он присоединился к папскому хору в 1629 году на половину зарплаты. Именно для семьи Барберини он написал в 1632 году произведение, которым он наиболее известен, «Сант-Алессио» , которое было использовано для открытия театра делле Кватро Фонтане . На протяжении всего этого периода он был плодовитым в композиционном отношении, писал мессы , арии и респонсории , в основном в стиле Seconda Pratica раннего барокко, решение, которое вызвало споры у некоторых наиболее консервативных музыкантов, считавших prima pratica — стилем Палестрины. — больше подходит для духовной музыки.
Примерно после 1636 года у него началось плохое здоровье, он умер в Риме в 1639 году и был похоронен в Санта-Мария-ин-Валичелла .
Музыка и влияние
[ редактировать ]Любопытно, что светская музыка Ланди более консервативна, чем большая часть его духовной музыки, а его первая книга мадригалов для пяти голосов и бассо континуо почти неотличима по стилю от многих сборников конца XVI века, за исключением партии бассо континуо. Другая его светская музыка состоит из строфических арий, арий и других песен для голоса и бассо континуо.
Мессы Ланди, которых всего две, выполнены в простом стиле 16-го века, поощряемого (а иногда и требуемого) Контрреформацией . Однако он использует венецианский стиль концертато для некоторых своих мотетов , а также для своих Магнификата и Вечерни псалмов , вероятно, в результате лет, которые он провел в северной Италии.
Безусловно, его самое известное произведение и одна из самых значительных опер раннего барокко - это постановка жизни святого Алексея V века , Il Sant'Alessio. Это не только первая опера, написанная на историческую тему, но и тщательно описывающая внутреннюю жизнь святого, а также попытка психологической характеристики нового для оперы типа. Однако большинство вкраплений комических сцен анахронично (и забавно) взяты из современной жизни Рима 17-го века.
Партия самого Сант-Алессио чрезвычайно высока и предназначалась для исполнения кастратом . На первом представлении половина певцов была из папского хора, а несколько партий сопрано исполняли другие кастраты. Сопровождающий оркестр современный, он отказался от архаичных скрипок и использует скрипки , виолончели , арфы , лютни , теорбы и клавесины . Опера включает вступительные канцоны , являющиеся увертюрами ; действительно, это первые увертюры в истории оперы. Танцы и комические части смешиваются с серьезными ариями, речитативами и даже мадригалическими плачем, создавая общее драматическое разнообразие, которое было чрезвычайно эффективным, о чем свидетельствуют частые исполнения оперы в то время. Сант-Алессио был одним из первых драматических постановок, в которых успешно смешались монодический и полифонический стили .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнальдо Морелли, «Ланди, Стефано», в Биографическом словаре итальянцев.
- Маргарет Мурата: «Стефано Ланди», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 9 января 2005 г.), Grove Music Online
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Дональд Джей Граут, Краткая история оперы. Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета, 1965. ISBN 0-231-02422-3
- Ф. Кеннеди, Музыкальная традиция в римской семинарии в течение первых шестидесяти лет (1564–1621), в «Беллармине и контрреформации», Труды международного исследовательского симпозиума , Сора, 15–18 октября 1986 г., стр. 629–660
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биографический словарь итальянцев
- Бесплатные партитуры Стефано Ланди в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Стефано Ланди в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Стефано Ланди с сайта старинной музыки VistaMare Musica