Сант-Алессио

«Сант-Алессио» ( «Святой Алексий» ) — опера в трёх действиях, написанная Стефано Ланди в 1631 году на либретто Джулио Роспильози (будущего папы Климента IX ). Его первое выступление состоялось, вероятно, в феврале 1632 года.
Сант-Алессио была первой оперой, написанной на историческую тему. В нем описана внутренняя жизнь святителя Алексия V века . Работа открыла новые горизонты, дав психологическую характеристику типа, нового для оперы. Он также содержит вкрапления комических сцен, анахронично взятых из современной жизни Рима 17 века.
Музыкальный контекст
[ редактировать ]Религиозный контекст Ланди, соответствующий Контрреформации духу иезуитских драм , знаменует собой новый поворот в театре Рима, сочетающий антикварный интерес к древней драме с современными музыкальными концепциями речитативов, ансамблей и случайных арий. В музыкальном плане произведение имеет большое разнообразие, с элементами комедии и трагедии, и в некоторой степени способствовало созданию специфически христианской оперы в Риме, который оставался консервативным в музыкальном отношении. Певцы для оперы, все мужчины, были набраны из Папской капеллы , включая кастратов . Барберини, известные покровители искусств, были обязаны своим нынешним влиянием Папе Барберини Урбану VIII. Либреттист Джулио Роспильози стал Папой Климентом IX в 1667 году.
Партия Сант-Алессио расположена очень высоко и предназначалась для исполнения кастратом. Сопровождающий оркестр современный, он отказался от архаичных скрипок и использует скрипки, виолончели, арфы, лютни, теорбы и клавесины. Опера включает вступительные канцоны , являющиеся увертюрами; действительно, это первые увертюры в истории оперы. Танцы и комические части смешиваются с серьезными ариями, речитативами и даже мадригалическими плачем, создавая общее драматическое разнообразие, которое было чрезвычайно эффективным, о чем свидетельствуют частые исполнения оперы в то время. Сант-Алессио был одним из первых драматических постановок, в которых успешно смешались монодический и полифонический стили .
История выступлений
[ редактировать ]Точная дата первого выступления в литературе указывается по-разному. Это могло быть 17 февраля 1632 года. [ 1 ] 18 февраля 1632 г., [ 2 ] 21 февраля 1632 г. [ 3 ] [ 4 ] или 23 февраля 1632 г. [ 3 ] [ 4 ] Судя по всему, была подготовлена постановка на 2 марта 1631 года, но никакие исторические источники не подтверждают фактическое исполнение в этот день. Ланди, похоже, переработал произведение перед исполнением 1632 года. [ 1 ] Место выступления также неизвестно. Это мог быть Палаццо Барберини аи Джуббонари или Палаццо Барберини алле Кватро Фонтане в Риме. [ 2 ] Переработанная версия была исполнена в 1634 году. [ 3 ]
Премьера амбициозной, полностью мужской постановки пьесы, поставленной специалистом по театру барокко Бенджамином Лазаром и дирижером Уильямом Кристи , состоялась в Кане , Нормандия, 16 октября 2007 года. В этой знаменитой постановке приняли участие восемь контртеноров, в том числе Филипп Жарусски в роли Сант-Алессио и Макса. Эмануэль Ценчич в роли Спосы. [ 5 ] [ 6 ] Одно выступление полностью транслировалось в прямом эфире на канале France 3 18 октября 2007 года.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 7 ] | Премьера актерского состава, февраль 1632 г. |
---|---|---|
Святой Алексий ( Святой Алексий ) | сопрано | скорее всего Анджело Ферротти ( кастрат ) [ 8 ] |
Споса (жена Алексея) | сопрано | Марк Антонио Паскуалини (кастрат и травести ) [ 8 ] |
Курцио (страница Евфимиана) | сопрано | вероятно, поет мальчик [ 8 ] |
Анджело ( ангел ) | сопрано | в исполнении кастрата [ нужна ссылка ] |
Рим ( Рим ) | сопрано | Паоло Чиприани ( мальчик-сопрано ) [ 8 ] |
Религия | сопрано | Паоло Чиприани (мальчик-сопрано) [ 8 ] |
Марцио (страница Евфимиана) | сопрано | вероятно, поет мальчик [ 8 ] |
сообщение (посыльный) | контральто [ 9 ] | в исполнении кастрата [ нужна ссылка ] |
Мадре (мать Алексиуса) | сопрано | в исполнении кастрата и травести [ нужна ссылка ] |
Нутрис (медсестра жены Алексея) | сопрано | в исполнении кастрата и травести [ нужна ссылка ] |
Адраст (Адраст, друг Евфимиана) | контральто | Джироламо Дзампетти (кастрированный) [ нужна ссылка ] |
Евфимиан (Евфимиан, отец Алексея) | тенор [ 10 ] | Франческо Бьянки [ 11 ] |
Демон ( Сатана ) | бас | скорее всего Бартоломео Николини [ 11 ] |
Уно дель Коро (участник хора) | бас | Джеронимо Наварра [ нужна ссылка ] |
Краткий обзор
[ редактировать ]История оперы начинается со святого Алексия, который вёл жизнь в святой нищете и вернулся из Святой Земли нищим в дом своего отца в Риме. Он хранит свою личность в секрете, даже когда его жена и мать решают отправиться в путешествие на его поиски. Он противостоит искушениям, предлагаемым Дьяволом , с помощью ангела . Он умирает в выбранной им бедности, под ступенями дома своего отца, его личность раскрывается в письме, которое он держит в руках перед смертью.
Запись
[ редактировать ]- Ланди: Иль Сант-Алессио (Патриция Петибон, Софи Марин-Дегор, Мхайри Лоусон, Стефани Ревида, Марысолт Вечорек, Стив Дюгарден, Арманд Гаврилидес, Сесиль Элуар, Каталин Каройи, Кристофер Джози, Николя Ривенк , Клайв Бэйли, Бертран Бонту ; Les Arts флориссанты; дирижер Уильям Кристи). Первоначально записано в 1996 году. Лейбл: Warner Classics.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Граут, Дональд Джей; Вайгель Уильямс, Гермина: Краткая история оперы. Четвертое издание. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 2003 г., ISBN 0-231-11958-5 , стр. 64-67.
- ^ Jump up to: а б Мурата, Маргарет (2001). «Сант Алессио» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Леопольд, Силке: Иль Сант-Алессио. В: Энциклопедия музыкального театра Пайпер. Том 3: Работает. Хенце-Массине. Пайпер, Мюнхен/Цюрих, 1989 г., ISBN 3-492-02413-0 , стр. 407-409.
- ^ Jump up to: а б Холден, Аманда (редактор): Путеводитель по опере викингов. Викинг, Лондон/Нью-Йорк, 1993 г., ISBN 0-670-81292-7 , стр. 553-554.
- ^ Лаура Бэттл, Les Arts Florissants/Christie - Il Sant'Alessio (выступление в Барбакан -холле, Лондон, 24 октября 2007 г.), MusicOMH.
- ^ Стив Смит, Награда контртеноров в опере 1631 года , New York Times , 31 октября 2007 г.
- ^ По данным Марко Эмануэле (если не указано иное).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маргарет Мурата, «Свет тысячи дней», явленный в римской опере. В: буклет компакт-диска Erato 0630 14340 2, стр. 11.
- ^ Партия записана либо в альтовом ключе (стр. 112, т. е. 120), либо в сопрано (стр. 136).
- ^ Партия обычно обозначается теноровым ключом , за исключением стр. 76, где используется альтовый ключ.
- ^ Jump up to: а б Эммануэль.
Ссылки
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Печатная партитура того периода: Il S. Alessio // Dramma Musicale // Dall'Eminentissimo, et Reverend Signore // Card. Барберино // Представлено // Светлейшему князю // Александру Карлу // Польского // Посвящается Его Высокопреосвященству // И положено на музыку // Стефано Ланди Романо // Музыкант из капеллы Богоматери // и Черико Бенефициато в базилике Сан-Пьетро , Рим, Масотти, 1734 г. (доступно бесплатно онлайн на IMSLP )
- (на итальянском языке) Либретто на librettidopera.it
- (на итальянском языке) Эмануэле, Марко (2007), Сант'Алессио , в Джелли, Пьеро и Полетти, Филиппо (редакторы), Dizionario dell'opera 2008 , Милан: Baldini Castoldi Dalai, стр. 279, ISBN 978-88-6073-184-5 (воспроизведено онлайн в Opera Manager )