Моноди
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2018 г. ) |

В музыке монодия относится к сольному вокальному стилю, отличающемуся наличием одной мелодической линии и инструментального сопровождения. Хотя такая музыка встречается в различных культурах на протяжении всей истории, этот термин конкретно применяется к итальянской песне начала 17 века, особенно периода примерно с 1600 по 1640 год. Этот термин используется как для стиля, так и для отдельных песен (так что можно говорят как о монодии в целом, так и о конкретной монодии). Сам термин является недавним изобретением ученых. Ни один композитор XVII века никогда не называл произведение монодией. Композиции в монодической форме можно назвать мадригалами , мотетами или даже концертами (в более раннем смысле слова « concertato », что означает «с инструментами»).
В поэзии термин монодия стал специализированным для обозначения стихотворения, в котором один человек оплакивает смерть другого. (В контексте древнегреческой литературы монодия, μονῳδία , могла просто относиться к лирической поэзии, исполняемой одним исполнителем, а не хором . )
История
[ редактировать ]Музыкальная монодия, возникшая в результате попытки Флорентийской Камераты в 1580-х годах восстановить древнегреческие практики мелодии и декламации (вероятно, с небольшой исторической точностью), один сольный голос поет мелодическую партию, обычно со значительным орнаментом , поверх ритмически независимого басовая линия. Сопровождающими инструментами могли быть лютня , читарон , теорба , клавесин , орган и даже иногда гитара . Хотя некоторые монодии представляли собой аранжировки для небольших групп музыки для больших ансамблей, что было распространено в конце 16 века, особенно в венецианской школе , большинство монодий были сочинены независимо. Развитие монодии было одной из определяющих характеристик практики раннего барокко , в отличие от стиля позднего Возрождения , в котором группы голосов пели независимо и с большим балансом между частями.
Контрастные отрывки в монодиях могли быть по большей части мелодичными или по большей части декламационными, и два стиля изложения превратились в арию и речитатив соответственно , оба из которых были включены в кантату примерно к 1635 году.
Параллельное развитие сольной песни с аккомпанементом во Франции получило название air de cour : термин монодия обычно не применяется к этим более консервативным песням, однако они сохранили многие музыкальные характеристики шансона эпохи Возрождения .
Важный ранний трактат о монодии содержится в Джулио Каччини « сборнике песен Le Nuovi Musiche» (Флоренция, 1601 г.).
Основные композиторы
[ редактировать ]- Винченцо Галилей (1520 – 1591)
- Джулио Каччини (ок. 1545 – 1618)
- Эмилио де Кавальери (ок. 1550–1602)
- Люсия Квинчиани (1566 г. до н. э.)
- Бартоломео Барбарино (ок. 1568 – ок. 1617)
- Якопо Пери (1561 – 1633)
- Клаудио Монтеверди (1567–1643)
- Алессандро Гранди (ок. 1575 – 1630)
- Джованни Пьетро Берти (ум. 1638)
- Сигизмунд Индийский (ок. 1582–1629)
- Клаудио Сарачини (1586 – ок. 1649)
- Франческа Каччини (1587 – после 1641)
- Бенедетто Феррари (ок. 1603 – 1681)
См. также
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Найджел Форчун , «Монодия», в Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5