Алессандро Гранди
Алессандро Гранди (1590 г.) [1] — после июня 1630 года, но в том же году) — североитальянский композитор эпохи раннего барокко , писавший в новом стиле концертато . Он был одним из самых изобретательных, влиятельных и популярных композиторов того времени, уступая, вероятно, только Монтеверди в северной Италии.
Жизнь
[ редактировать ]Гранди родился в Венеции. [2] и провел там первую часть своей жизни, вероятно, обучаясь у Джованни Габриэли . Он занимал несколько должностей в Ферраре в качестве маэстро ди капелла в различных соборах и академиях. В 1617 году он получил должность в соборе Святого Марка в Венеции, когда Монтеверди был там хормейстером. В конце концов он стал ассистентом Монтеверди и, похоже, за это время решил писать произведения в некоторых более мелких формах, которыми Монтеверди пренебрегал. В 1627 году он отправился в Бергамо , вероятно, потому, что у него была возможность стать маэстро ди капелла в месте, где он мог построить музыкальную программу с нуля. Скорее всего, он встретил Генриха Шютца во время второго визита этого композитора в Италию. К сожалению, проведя всего три года в Бергамо, Гранди умер в 1630 году во время вспышки чумы .
Работает
[ редактировать ]Большая часть музыки Гранди вокальная с инструментальным сопровождением. Стилистически его ранняя музыка похожа на музыку Джованни Габриэли , с чередующимися короткими отрывками сильно контрастирующих по ритму и фактуре ; однако обычно он писал для меньших сил. Большинство ранних сочинений Гранди представляют собой мотеты в стиле концертато : некоторые представляют собой дуэты и трио - новшество в написании мотетов, в котором обычно участвуют большие группы. Гранди был одним из немногих композиторов, которые продолжали писать вокальную полифонию поверх бассо континуо сразу после его появления - большинство композиторов, использовавших континуо в первые десятилетия 17 века, писали монодии или предпочитали более гомофонические текстуры.
Гранди экспериментировал с крайней эмоциональностью в некоторых своих произведениях, с хроматизмом , орнаментом и аффектацией. Хотя с точки зрения гармонии он не был таким предприимчивым, как Джезуальдо , он был связан с более широкой традицией, и поэтому его работы имели почти такое же влияние, как и работы Монтеверди. Он постоянно ввел новшества, сочиняя монодии с использованием таких инструментов, как скрипки , а также в секционной форме с повторяющимися партиями только для инструментов — идея, которая развилась в ритурнель . Музыка Гранди демонстрирует связь между стилем концертато , положившим начало эпохе барокко, и формой кантаты , кульминацией которой стало творчество И.С. Баха .
Гранди был одним из самых популярных композиторов своего времени; его работы публиковались по всей Италии, Германии и Нидерландах и продолжали переиздаваться еще долго после его смерти. Он писал мотеты, псалмы, мадригалы , а также некоторые из самых ранних сочинений, получивших название « кантаты ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курцман, Джеффри (2015). Алессандро Гранди Opera Omnia V. Четвертая книга мотетов для двух, трех, четырех и семи голосов с непрерывным басом для сонара в органе . Миддлтаун, Висконсин: Американский институт музыковедения . п. XII.
- ^ Курцман, Джеффри (2015). Алессандро Гранди Opera Omnia V. Четвертая книга мотетов для двух, трех, четырех и семи голосов с непрерывным басом для сонара в органе . Миддлтаун, Висконсин: Американский институт музыковедения . п. XII.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Статьи «Алессандро Гранди», «Монодия» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2