гомофония

В музыке гомофония ( / h ə ˈ m ɒ f ( ə ) n iː , hoʊ - / ; [1] [2] , греческий: ὁμόφωνος, homóphōnos , от ὁμός, homós , «тот же» и φωνή, phōnē , «звук, тон») — это текстура , в которой основная часть поддерживается одной или несколькими дополнительными нитями, обеспечивающими гармонию . [3] Одна мелодия преобладает, в то время как другие партии играют либо отдельные ноты, либо сложный аккомпанемент. Такая дифференциация ролей контрастирует с равноголосной полифонией (в которой сходные строки движутся с ритмической и мелодической независимостью, образуя ровную текстуру) и монофонией (в которой все части движутся в унисон или октавы). [4] Исторически гомофония и ее дифференцированные роли партий возникли в тандеме с тональностью , которая придавала сопрано, басу и внутренним голосам отчетливые гармонические функции.
Гомофоническая фактура может быть гоморитмической , то есть все части имеют одинаковый ритм. [5] [6] Хоральная фактура – еще один вариант гомофонии. Наиболее распространенным типом гомофонии является гомофония с преобладанием мелодии , при которой один голос, часто самый высокий, играет определенную мелодию, а сопровождающие голоса работают вместе, чтобы выразить основную гармонию. [7]
Первоначально в Древней Греции гомофонией обозначалась музыка, в которой одна мелодия исполняется двумя и более голосами в унисон или октавы , т. е. монофония с несколькими голосами. Гомофония как термин впервые появился в английском языке у Чарльза Берни в 1776 году, подчеркивая согласие гармонизированной мелодии. [8]
История [ править ]
и музыка Европейская немецкая
Гомофония впервые появилась как одна из преобладающих текстур в западной классической музыке в период барокко в начале 17 века, когда композиторы начали обычно сочинять, помня о вертикальной гармонии, причем гомофонический бассо континуо стал отличительной чертой стиля. [7] В западной музыке гомофония, возможно, зародилась в танцевальной музыке, в которой для предписанных телесных движений отдельных танцев был необходим простой и прямой ритмический стиль. Гомофония и полифония сосуществовали в 1600-х и 1700-х годах. Полифония была распространенной мелодией в эпоху Возрождения. В период барокко монофония стала новым современным стилем. Хоровая аранжировка четырех голосов ( сопрано , альта , тенора и баса ) с тех пор стала обычным явлением в западной классической музыке. [7] Гомофония началась с появления в духовной музыке , заменив полифонию и монофонию в качестве доминирующей формы, но распространилась и на светскую музыку, для которой сегодня она является одной из стандартных форм.
Композиторы, известные своими гомофоническими произведениями в период барокко, включают Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Джорджа Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.
В классической музыке 20-го века некоторые из «триадно-ориентированных аккомпанементных фигур, таких как бас Альберти [гомофоническая форма аккомпанемента] в значительной степени исчезли из употребления, и вместо традиционной взаимозависимости мелодических и аккордовых тонов, имеющих одну и ту же тональную основу, может существовать четкое различие между звуковыми материалами мелодии и гармонии, обычно избегая дублирования. Однако некоторые традиционные приемы, такие как повторяющиеся аккорды, все еще используются. [9]
Джаз и другие формы современной популярной музыки обычно характеризуются гомофоническими влияниями, следуя последовательности аккордов , на которых музыканты играют мелодию или импровизируют (см. § Гомофония с доминированием мелодии ).
и азиатская Африканская музыка
Гомофония появилась в нескольких незападных культурах. [10] возможно, особенно в регионах, где культивируется общинная вокальная музыка. Когда исследователь Васко да Гама высадился в Западной Африке в 1497 году, он назвал музыку, которую он там слышал, «сладкой гармонией» . [11] Хотя концепция гармонии в то время не обязательно совпадала с концепцией гомофонии в понимании современных ученых, [11] Принято считать, что гомофонические голосовые гармонии были обычным явлением в африканской музыке на протяжении веков до контакта с европейцами и распространены в африканской музыке сегодня. Певцы обычно гармонизируют голоса в гомофоническом параллелизме, двигаясь в параллельных терциях или четвертях . Этот тип гармонической модели также реализуется в инструментальной музыке, где голоса располагаются по терциям или четвертям. Гомофонический параллелизм не ограничивается терциями и четвертями, однако весь гармонический материал придерживается скалярной системы, на которой основана конкретная мелодия или песня. Использование гармонии в шестых долях распространено в областях, где используется гексатоническая система гамм. [12] Например, народность Фанг в Габоне использует гомофонию в своей музыке. [13]
В восточной Индонезии (т.е. в музыке Тораджи в Южном Сулавеси , на Флоресе , в Восточном Калимантане и в Северном Сулавеси ) распространены двухчастные гармонии, обычно с интервалами в терции, кварты или квинты. [14] Кроме того, китайская музыка обычно считается гомофонной, поскольку инструменты обычно аккомпанируют в параллельных четвертях и квинтах и часто удваивают голос в вокальной музыке, гетерофония . причем в Китае также распространена [15]
мелодии с Гомофония преобладанием
В гомофонии с преобладанием мелодии аккомпанирующие голоса обеспечивают аккордовую поддержку ведущего голоса, который принимает на себя мелодию. [7] Некоторую популярную музыку сегодня можно считать гомофонией с преобладанием мелодии, где голос обычно играет ведущую роль, в то время как такие инструменты, как фортепиано, гитара и бас-гитара, обычно сопровождают голос. Во многих случаях инструменты также берут на себя ведущую роль, и часто роль переключается между партиями: голос берет на себя ведущую роль во время куплета , а инструменты впоследствии исполняют соло , во время которых другие инструменты обеспечивают аккордовую поддержку.
Монодия похожа на гомофонию с преобладанием мелодии тем, что один голос становится мелодией, а другой голос принимает на себя основную гармонию. Монодия, однако, характеризуется одним голосом с инструментальным сопровождением, тогда как гомофония с преобладанием мелодии относится к более широкой категории гомофонической музыки, которая включает произведения для нескольких голосов, а не только произведения для сольного голоса, как это было в традиции начала 17-го века. Итальянская монодия века. [16]
Мелодия доминировала над гомофонией в E Ноктюрне Шопена Op. 62 № 2. Левая рука ( басовый ключ ) обеспечивает аккордовую поддержку мелодии, исполняемой правой рукой (скрипичный ключ).
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Омофония» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Омофония» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 года.
- ^ Табб, Монте [на голландском языке] (осень 1987 г.). «Текстурные конструкции в музыке» . Журнал музыкальной педагогики . 1 (1): 201. Статья 14. Архивировано из оригинала 7 марта 2024 года – через Carolyn Wilson Digital Collections.
- ^ Маккей, Джордж Фредерик (2005). Творческая оркестровка. Музыкальное издательство Джорджа Фредерика Маккея, остров Бейнбридж, Вашингтон. (Первоначально опубликовано Allyn & Bacon, Бостон, 1963 г., 2-е изд. 1965 г.).
- ^ Гриффитс, Пол (2004). «гоморитм». Пингвин-компаньон классической музыки . Группа Пингвин. п. 375. ИСБН 9780140515596 . OCLC 61504797 .
- ^ Рэндел, Дон Майкл (1999). «Гоморитмический». Написано в Итаке, Нью-Йорк. Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. п. 305. ИСБН 0-674-00084-6 . OCLC 41951291 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хайер, Брайан. «Гомофония», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 24 сентября 2006 г.) (требуется подписка).
- ^ Тодд Мишель МакКомб, изд. «Что такое монофония, полифония, гомофония, монодия и т. д.?» Часто задаваемые вопросы по старинной музыке (по состоянию на 19 мая 2009 г.). В онлайн-словаре этимологии ( [1] датой самого раннего использования этого слова указан 1768 год, но без ссылки.
- ^ Делоне, Ричард (1975). «Тембр и текстура в музыке двадцатого века», «Аспекты музыки двадцатого века» , стр. 111 и 113. Виттлих, Гэри (ред.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 0-13-049346-5 .
- ^ «Элементы музыки – Часть шестая» , Музыка в нашем мире (по состоянию на 11 октября 2006 г.). Архивировано 28 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аннан Менса, Атта. «Полифония Гыл-гу, Кудзо и Авуту Сакумо», Журнал Международного совета народной музыки , том. 19. (1967), стр. 75–79.
- ^ Кубик, Герхард. «Африка». Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 22 сентября 2018 г.). doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.00268 (требуется подписка)
- ^ Салле, Пьер. "Габон". Grove Music Online , Л. Мэйси, изд. (по состоянию на 11 октября 2006 г.). (Требуется подписка)
- ^ Ямпольский, Филипп. "Индонезия." Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 11 октября 2006 г.). (Требуется подписка)
- ^ Мок, Роберт Т. «Гетерофония в китайской народной музыке», Журнал Международного совета народной музыки , том. 18. (1966), стр. 14–23.
- ^ Найджел Форчун и Тим Картер . «Монодия», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 24 сентября 2006 г.) (требуется подписка)