Микрополифония
Микрополифония — это своего рода полифоническая музыкальная текстура , разработанная Дьёрдь Лигети , которая состоит из множества строк плотных канонов, движущихся в разных темпах или ритмах, в результате чего образуются кластеры тонов. [ нужна ссылка ] По словам Дэвида Коупа , «микрополифония напоминает кластерные аккорды , но отличается использованием движущихся, а не статических линий»; это « одновременность разных линий , ритмов и тембров ». [ 1 ]
Различия между микрополифонической фактурой и обычной полифонической фактурой можно объяснить собственным описанием Лигети:
С технической точки зрения я всегда подходил к созданию музыкальной текстуры через написание партий. И «Атмосферы» , и «Лонтано» имеют плотную каноническую структуру. Но полифонию, канон на самом деле не слышишь. Слышится какая-то непроницаемая текстура, что-то вроде очень густо сплетенной паутины. Мелодические линии я сохранил в процессе сочинения, они подчиняются столь же строгим правилам, как правила Палестрины или фламандской школы, но правила этой полифонии выработаны мной. Полифоническая структура не проявляется, ее не слышно; оно остается скрытым в микроскопическом подводном мире, неслышимом для нас. Я называю это микрополифонией (какое красивое слово!). (Лигети, цитата: Bernard 1994 , 238).
Самый ранний пример микрополифонии в творчестве Лигети встречается во второй части (25–37 мм) его оркестровой композиции «Явления» . [ 2 ] Он использовал эту технику в ряде других своих произведений, в том числе в «Атмосферах» для оркестра; первая часть его Реквиема для сопрано, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра; безаккомпанементное хоровое произведение Lux aeterna ; и Лонтано для оркестра. Микрополифонию легче реализовать с помощью больших ансамблей или полифонических инструментов, таких как фортепиано, [ 1 ] хотя симфоническая поэма для ста метрономов создает «микрополифонию беспрецедентной сложности». [ 3 ] Многие фортепианные пьесы Лигети представляют собой примеры микрополифонии, примененной к сложным «минималистическим» Стива Райха и пигмейской музыки ритмическим схемам .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коуп 1997 , 101.
- ^ Стейниц 2003 , 103.
- ^ Гриффитс 2001 .
Источники
- Бернард, Джонатан В. (1994). «Голосовое лидерство как пространственная функция в музыке Лигети». Музыкальный анализ 13, вып. 2/3 (июль – октябрь): 227–253.
- Коуп, Дэвид (1997). Техники современного композитора . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-864737-8 .
- Гриффитс, Пол (2001). «Лигети, Дьёрдь (Шандор)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла , том. 14 («Куфферат» — «Литтон»). Лондон: Издательство Macmillan. ISBN 0-333-60800-3 ; ISBN 1-56159-239-0 .
- Стейниц, Ричард (2003). Дьёрдь Лигети: Музыка воображения . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17631-3 ; Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 1-55553-551-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дротт, Эрик (2011). «Линии, массы, микрополифония: Кирие Лигети и «кризис фигуры»». Перспективы новой музыки 49, вып. 1 (Зима): 4–46.
- Варнаи, Питер (2003). «Беседы с Дьёрдьелем Лигети», перевод Габора Дж. Шаберта. В «Лигети в разговоре с Питером Варнаи, Йозефом Хойслером, Клодом Самуэлем и самим собой », стр. 13–82. Музыкальный сериал Эйленберга. Лондон: Книги Эйленберга. ISBN 0-903873-68-0 . [ нужна проверка ]