Jump to content

Артикуляция (Лигети)

Artikulation электронная композиция Дьёрдя Лигети . Написанное и записанное в январе и феврале 1958 года, произведение было подготовлено и записано на магнитную ленту с февраля по март при содействии Готфрида Михаэля Кенига и Карлхайнца Штокхаузена ассистента Корнелиуса Кардью в Студии электронной музыки Западногерманского радио. (WDR) в Кельне. [ 1 ] Произведение состоит из различных типов звуков «в условиях агрегации». [ 1 ] Его «можно услышать как разговор без слов». [ 2 ] Лигети поясняет в примечаниях к партитуре прослушивания (см. ниже):

Произведение называется « Артикуляция », потому что в этом смысле артикулируется искусственный язык: вопросы и ответы , высокие и низкие голоса, полиглотная речь и перебивания, импульсивные вспышки и юмор, обугливание и шепот . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]

Продолжительность три минуты 45 секунд. [ 5 ] Премьера пьесы в квадрофоническом звучании состоялась 25 марта 1958 года на серии концертов «Musik der Zeit» WDR Cologne и 4 сентября 1958 года в Дармштадте . [ 6 ] Его снова услышали в марте 1993 года в Консерватории Новой Англии. [ 7 ] в то время как для записей он был микширован до стереофонического звука .

Лигети только что бежал из Будапешта в Кельн в 1956 году. [ 8 ] и Artikulation — единственное из трех электронных произведений, написанных в Кёльне и сохранившихся в каталоге Лигети . [ 9 ] Однако он завершил только две работы в электронной среде - Glissandi (1957) и Artikulation (1958) - прежде чем вернуться к инструментальной музыке. Третья работа, первоначально называвшаяся «Атмосферы» , но позже известная как Pièce électronique Nr. 3 , был запланирован, и хотя технические ограничения того времени не позволили Лигети реализовать его полностью, он был наконец реализован в 1996 году голландскими композиторами Кесом Тазелааром и Йоханом ван Крейгом из Института сонологии . [ 10 ] См.: Список произведений Дьёрдя Лигети . При сочинении Artikulation Лигети, как и многие окружающие его композиторы, был вдохновлен «вечным вопросом о взаимосвязи музыки и речи», их подход во многом вдохновлен фонетиком Вернером Мейером-Эпплером . [ 11 ] как Artikulation Блэр Сандерсон из AllMusic описывает « трудно судить из-за ее краткости и сходства с другими экспериментами с магнитофонами того времени». [ 5 ]

Лигети использовал как случайность , например, при выборе звуковых фрагментов, так и общий план; все, что связано с фонетикой . [ 12 ] «Частично серийно, частично эмпирически, частично случайно». [ 6 ] Лигети использовал такие технологии, как генераторы синусоидальной волны , белого шума и импульсов , а также фильтры . [ 6 ]

Сначала я выбрал типы [шума, или искусственных фонем] с различными групповыми характеристиками и различными типами внутренней организации, такие как: зернистые, рыхлые, волокнистые, слизистые, липкие и компактные материалы. Исследование относительной проницаемости этих признаков показало, какие из них можно смешивать, а какие сопротивляются смешению. [ 12 ]

Придумав множество различных возможных и искусственных фонем, создав их записи и сгруппировав их в различные категории и ячейки, Лигети создал формулу (и множество таблиц) для определения максимальной длины каждой используемой ленты (чем громче, тем короче) и затем прошел процесс случайного, невзрачного выхватывания из корзин похожих «фонем», объединения их в «тексты», а затем разрезания их пополам, вплоть до «слов». [ 6 ] [ 12 ] [ 13 ]

Несмотря на этот процесс, произведение было описано как «спонтанное и даже остроумное». [ 6 ] «юмористический», [ 14 ] и как «влиятельный». [ 15 ] Холмс утверждает, что, хотя Лигети отказался от электронной музыки после «Глиссанди» и «Артикуляции» , «кажется очевидным, что он не смог бы задумать некоторые из своих более поздних работ (таких как «Атмосферы »), если бы он не изучил методы сочинения с медленно модулирующимися текстурами и тембрами, которые пришли в процессе производства». магнитофонная музыка». [ 12 ]

Оценка прослушивания

[ редактировать ]

Фред Лердал утверждает, что дискретизация необходима не только для музыкального анализа , но и для восприятия даже образованными слушателями, и поэтому такие произведения, как «Артикуляция», недоступны. [ 16 ] Напротив, в 1970 году графический дизайнер Райнер Вехингер ( Государственный университет музыки и исполнительских искусств Штутгарта ) создал « Hörpartitur » или «партитуру для прослушивания» для произведения, представляющую различные звуковые эффекты с определенными графическими символами, очень похожими на транскрипцию . Лигети Несмотря на оригинальные обозначения , состоящие из большого количества схем и таблиц, [ 17 ] эта партитура, одобренная композитором, была описана как обладающая «уникальной и привлекательной эстетикой» и как «легкая для понимания, если смотреть в соответствии с музыкой». [ 18 ] Как показано в ключе к партитуре:

Вехингер... фокусируется на основных звуковых характеристиках: использует временную шкалу, измеряемую в секундах; формы и цвета вместо нот на нотном стане; разные цвета, обозначающие вариации тембра и высоты звука ; точки обозначают импульсы , а гребенки шум . [ 4 ]

Изображение частоты с использованием оси Y может быть « очень приблизительным ». [ 19 ] Позже партитура была синхронизирована с музыкой и размещена на YouTube. [ 3 ] Хотя Холмс считает, что «художественная ценность визуализации этой работы… очевидна», [ 12 ] Тарускин утверждает, что партитура «декоративна или празднична… а не… практична». [ 11 ]

Том Сервис из The Guardian утверждает, что еще до создания партитуры Вехингера и ее анимации «Лигети сам представлял себе звуки артикуляции, вызывающие в воображении образы и идеи лабиринтов, текстов, диалогов, насекомых, катастроф, трансформаций, исчезновений». [ 8 ]

Наследие

[ редактировать ]

В 2003 году Матмос включил композицию в список лучших музыкальных произведений; они сравнили его продолжительность с поп -синглами и посчитали, что эта пьеса «извлекает максимальную пользу из драматических переходов и сопоставлений, которые возможны при редактировании ленты», сравнивая «внезапные взлеты, пропадания и жестко панорамированные всплески звука» с произведением Ли Перри и Василия Кандинского . Они добавили: «Композиционный ум Лигети означает, что даже когда он нарезает чисто электронный исходный материал (синусоидальные волны, снерты, всплески и шлепки), он создает что-то сильное и временами почти мелодичное, как продолжительное пение птиц с обратной реверберацией . " [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Дьёрдь Лигети, Райнер Венгер (1970). Артикуляция: Слуховая партитура Райнера Вехингера , стр. 7–8. Майнц: Шотт.
  2. ^ Александр Дж. Морин. ред. (2002). Классическая музыка: спутник слушателя , с. 515. Хэл Леонард. ISBN   9780879306380 .
  3. ^ Jump up to: а б Крис (22 августа 2009 г.). « Артикуляция с визуальной партитурой. Архивировано 19 июня 2017 г. на Wayback Machine », Phidelity.com .
  4. ^ Jump up to: а б « Артикуляция [1958] », FldvariBooks.com .
  5. ^ Jump up to: а б Проект Лигети, Том. 5 на AllMusic
  6. ^ Jump up to: а б с д и Ричард Стейниц (2011). Дьёрдь Лигети: Музыка воображения , страница без пометок. Фабер и Фабер. ISBN   9780571261116 . «слоги», «слова», «предложения», «язык».
  7. Алекс Росс (20 марта 1993 г.). « Лигети 1993: В поисках внешних границ музыки », The New York Times (на TheRestisNoise.com ).
  8. ^ Jump up to: а б Том Сервис (2009). « Лигети — мультимедийный опыт… », The Guardian . «Он избежал советского вторжения в Будапешт в 1956 году».
  9. ^ Луиза Дюшено и Вольфганг Маркс (2011). Дьёрдь Лигети: О чужих землях и странных звуках , с. 130, н. 33. Бойделл и Брюэр. ISBN   9781843835509 .
  10. ^ Дженнифер Джой Айверсон, « Историческая память и звуково-массовая музыка Дьёрдя Лигети 1958–1968 », докторская диссертация (Остин: Техасский университет в Остине, Музыкальная школа Батлера, 2009): 92.
  11. ^ Jump up to: а б Ричард Тарускин (2009). Музыка конца двадцатого века: Оксфордская история западной музыки , Vol. 6, с. 52. Оксфорд. ISBN   9780199796007 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и Том Холмс (2012). Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура , стр. 368–370. Рутледж. ISBN   9781136468957 .
  13. ^ Эллиотт Антоколец (2014). История музыки двадцатого века в теоретико-аналитическом контексте , с. 371. Рутледж. ISBN   9781135037307 . «Звуки, тексты, слова, языки, артикуляция ».
  14. ^ Антоколец (2014), с. 420.
  15. ^ « Дьёрдь Лигети. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine », PolarMusicPrize.org .
  16. ^ Фред Лердал (1988/1992). «Когнитивные ограничения композиционных систем», с. 235. Обзор современной музыки 6, вып. 2:97–121.
  17. ^ Ричард Туп (1999). Дьёрдь Лигети , с. 60. Федон. ISBN   9780714837956 . Артикуляция — это «по существу живая веселая работа».
  18. ^ Йотам Манн. « Artikulate: стиль Лигети для любого аудио », Vis.Berkeley.edu .
  19. ^ Кристиан Димпкер (2013). Расширенные обозначения: изображение нетрадиционного , с. 214. ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN   9783643903020 .
  20. ^ Дэниел, Дрю; Матмос (1 мая 2003 г.). «Матмос: Musique Concrète Smash Hits» . Вилы . Проверено 4 октября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c4a290ebd930324867ad9c211c9cdcb__1694340600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/cb/7c4a290ebd930324867ad9c211c9cdcb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artikulation (Ligeti) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)