Артикуляция (Лигети)
Artikulation — электронная композиция Дьёрдя Лигети . Написанное и записанное в январе и феврале 1958 года, произведение было подготовлено и записано на магнитную ленту с февраля по март при содействии Готфрида Михаэля Кенига и Карлхайнца Штокхаузена ассистента Корнелиуса Кардью в Студии электронной музыки Западногерманского радио. (WDR) в Кельне. [ 1 ] Произведение состоит из различных типов звуков «в условиях агрегации». [ 1 ] Его «можно услышать как разговор без слов». [ 2 ] Лигети поясняет в примечаниях к партитуре прослушивания (см. ниже):
Произведение называется « Артикуляция », потому что в этом смысле артикулируется искусственный язык: вопросы и ответы , высокие и низкие голоса, полиглотная речь и перебивания, импульсивные вспышки и юмор, обугливание и шепот . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Продолжительность три минуты 45 секунд. [ 5 ] Премьера пьесы в квадрофоническом звучании состоялась 25 марта 1958 года на серии концертов «Musik der Zeit» WDR Cologne и 4 сентября 1958 года в Дармштадте . [ 6 ] Его снова услышали в марте 1993 года в Консерватории Новой Англии. [ 7 ] в то время как для записей он был микширован до стереофонического звука .
Фон
[ редактировать ]Лигети только что бежал из Будапешта в Кельн в 1956 году. [ 8 ] и Artikulation — единственное из трех электронных произведений, написанных в Кёльне и сохранившихся в каталоге Лигети . [ 9 ] Однако он завершил только две работы в электронной среде - Glissandi (1957) и Artikulation (1958) - прежде чем вернуться к инструментальной музыке. Третья работа, первоначально называвшаяся «Атмосферы» , но позже известная как Pièce électronique Nr. 3 , был запланирован, и хотя технические ограничения того времени не позволили Лигети реализовать его полностью, он был наконец реализован в 1996 году голландскими композиторами Кесом Тазелааром и Йоханом ван Крейгом из Института сонологии . [ 10 ] См.: Список произведений Дьёрдя Лигети . При сочинении Artikulation Лигети, как и многие окружающие его композиторы, был вдохновлен «вечным вопросом о взаимосвязи музыки и речи», их подход во многом вдохновлен фонетиком Вернером Мейером-Эпплером . [ 11 ] как Artikulation Блэр Сандерсон из AllMusic описывает « трудно судить из-за ее краткости и сходства с другими экспериментами с магнитофонами того времени». [ 5 ]
Состав
[ редактировать ]Лигети использовал как случайность , например, при выборе звуковых фрагментов, так и общий план; все, что связано с фонетикой . [ 12 ] «Частично серийно, частично эмпирически, частично случайно». [ 6 ] Лигети использовал такие технологии, как генераторы синусоидальной волны , белого шума и импульсов , а также фильтры . [ 6 ]
Сначала я выбрал типы [шума, или искусственных фонем] с различными групповыми характеристиками и различными типами внутренней организации, такие как: зернистые, рыхлые, волокнистые, слизистые, липкие и компактные материалы. Исследование относительной проницаемости этих признаков показало, какие из них можно смешивать, а какие сопротивляются смешению. [ 12 ]
Придумав множество различных возможных и искусственных фонем, создав их записи и сгруппировав их в различные категории и ячейки, Лигети создал формулу (и множество таблиц) для определения максимальной длины каждой используемой ленты (чем громче, тем короче) и затем прошел процесс случайного, невзрачного выхватывания из корзин похожих «фонем», объединения их в «тексты», а затем разрезания их пополам, вплоть до «слов». [ 6 ] [ 12 ] [ 13 ]
Несмотря на этот процесс, произведение было описано как «спонтанное и даже остроумное». [ 6 ] «юмористический», [ 14 ] и как «влиятельный». [ 15 ] Холмс утверждает, что, хотя Лигети отказался от электронной музыки после «Глиссанди» и «Артикуляции» , «кажется очевидным, что он не смог бы задумать некоторые из своих более поздних работ (таких как «Атмосферы »), если бы он не изучил методы сочинения с медленно модулирующимися текстурами и тембрами, которые пришли в процессе производства». магнитофонная музыка». [ 12 ]
Оценка прослушивания
[ редактировать ]Фред Лердал утверждает, что дискретизация необходима не только для музыкального анализа , но и для восприятия даже образованными слушателями, и поэтому такие произведения, как «Артикуляция», недоступны. [ 16 ] Напротив, в 1970 году графический дизайнер Райнер Вехингер ( Государственный университет музыки и исполнительских искусств Штутгарта ) создал « Hörpartitur » или «партитуру для прослушивания» для произведения, представляющую различные звуковые эффекты с определенными графическими символами, очень похожими на транскрипцию . Лигети Несмотря на оригинальные обозначения , состоящие из большого количества схем и таблиц, [ 17 ] эта партитура, одобренная композитором, была описана как обладающая «уникальной и привлекательной эстетикой» и как «легкая для понимания, если смотреть в соответствии с музыкой». [ 18 ] Как показано в ключе к партитуре:
Вехингер... фокусируется на основных звуковых характеристиках: использует временную шкалу, измеряемую в секундах; формы и цвета вместо нот на нотном стане; разные цвета, обозначающие вариации тембра и высоты звука ; точки обозначают импульсы , а гребенки — шум . [ 4 ]
Изображение частоты с использованием оси Y может быть « очень приблизительным ». [ 19 ] Позже партитура была синхронизирована с музыкой и размещена на YouTube. [ 3 ] Хотя Холмс считает, что «художественная ценность визуализации этой работы… очевидна», [ 12 ] Тарускин утверждает, что партитура «декоративна или празднична… а не… практична». [ 11 ]
Том Сервис из The Guardian утверждает, что еще до создания партитуры Вехингера и ее анимации «Лигети сам представлял себе звуки артикуляции, вызывающие в воображении образы и идеи лабиринтов, текстов, диалогов, насекомых, катастроф, трансформаций, исчезновений». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2003 году Матмос включил композицию в список лучших музыкальных произведений; они сравнили его продолжительность с поп -синглами и посчитали, что эта пьеса «извлекает максимальную пользу из драматических переходов и сопоставлений, которые возможны при редактировании ленты», сравнивая «внезапные взлеты, пропадания и жестко панорамированные всплески звука» с произведением Ли Перри и Василия Кандинского . Они добавили: «Композиционный ум Лигети означает, что даже когда он нарезает чисто электронный исходный материал (синусоидальные волны, снерты, всплески и шлепки), он создает что-то сильное и временами почти мелодичное, как продолжительное пение птиц с обратной реверберацией . " [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дьёрдь Лигети, Райнер Венгер (1970). Артикуляция: Слуховая партитура Райнера Вехингера , стр. 7–8. Майнц: Шотт.
- ^ Александр Дж. Морин. ред. (2002). Классическая музыка: спутник слушателя , с. 515. Хэл Леонард. ISBN 9780879306380 .
- ^ Jump up to: а б Крис (22 августа 2009 г.). « Артикуляция с визуальной партитурой. Архивировано 19 июня 2017 г. на Wayback Machine », Phidelity.com .
- ^ Jump up to: а б « Артикуляция [1958] », FldvariBooks.com .
- ^ Jump up to: а б Проект Лигети, Том. 5 на AllMusic
- ^ Jump up to: а б с д и Ричард Стейниц (2011). Дьёрдь Лигети: Музыка воображения , страница без пометок. Фабер и Фабер. ISBN 9780571261116 . «слоги», «слова», «предложения», «язык».
- ↑ Алекс Росс (20 марта 1993 г.). « Лигети 1993: В поисках внешних границ музыки », The New York Times (на TheRestisNoise.com ).
- ^ Jump up to: а б Том Сервис (2009). « Лигети — мультимедийный опыт… », The Guardian . «Он избежал советского вторжения в Будапешт в 1956 году».
- ^ Луиза Дюшено и Вольфганг Маркс (2011). Дьёрдь Лигети: О чужих землях и странных звуках , с. 130, н. 33. Бойделл и Брюэр. ISBN 9781843835509 .
- ^ Дженнифер Джой Айверсон, « Историческая память и звуково-массовая музыка Дьёрдя Лигети 1958–1968 », докторская диссертация (Остин: Техасский университет в Остине, Музыкальная школа Батлера, 2009): 92.
- ^ Jump up to: а б Ричард Тарускин (2009). Музыка конца двадцатого века: Оксфордская история западной музыки , Vol. 6, с. 52. Оксфорд. ISBN 9780199796007 .
- ^ Jump up to: а б с д и Том Холмс (2012). Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура , стр. 368–370. Рутледж. ISBN 9781136468957 .
- ^ Эллиотт Антоколец (2014). История музыки двадцатого века в теоретико-аналитическом контексте , с. 371. Рутледж. ISBN 9781135037307 . «Звуки, тексты, слова, языки, артикуляция ».
- ^ Антоколец (2014), с. 420.
- ^ « Дьёрдь Лигети. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine », PolarMusicPrize.org .
- ^ Фред Лердал (1988/1992). «Когнитивные ограничения композиционных систем», с. 235. Обзор современной музыки 6, вып. 2:97–121.
- ^ Ричард Туп (1999). Дьёрдь Лигети , с. 60. Федон. ISBN 9780714837956 . Артикуляция — это «по существу живая веселая работа».
- ^ Йотам Манн. « Artikulate: стиль Лигети для любого аудио », Vis.Berkeley.edu .
- ^ Кристиан Димпкер (2013). Расширенные обозначения: изображение нетрадиционного , с. 214. ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783643903020 .
- ^ Дэниел, Дрю; Матмос (1 мая 2003 г.). «Матмос: Musique Concrète Smash Hits» . Вилы . Проверено 4 октября 2022 г.