Исследования (Лигети)

Венгерский композитор Дьёрдь Лигети в период с 1985 по 2001 год сочинил цикл из 18 этюдов для фортепиано соло. Они считаются одним из главных творческих достижений его последних десятилетий и одним из самых значительных сборников фортепианных этюдов ХХ века, сочетающих виртуозную технические задачи с выразительным содержанием, следующие в духе этюдов Фредерика Шопена , Ференца Листа , Клода Дебюсси и Александр Скрябин , но обращались к новым техническим идеям как к сборнику концепций, которые Лигети разработал в других своих работах с 1950-х годов. Пианист Джереми Денк писал, что они «являются высшим достижением его карьеры и фортепианной литературы; хотя они еще новы, они уже являются классикой». [ 1 ]
Объем работы
[ редактировать ]Всего 18 этюдов объединены в три книги или ливра : шесть этюдов в книге 1 (1985), восемь в книге 2 (1988–1994), четыре в книге 3 (1995–2001). Первоначальное намерение Лигети состояло в том, чтобы составить всего двенадцать этюдов в двух книгах по шесть штук в каждой по образцу «Этюдов Дебюсси», но объем работы рос, потому что ему очень нравилось писать эти пьесы. [ 2 ] Хотя четыре этюда Книги 3 составляют удовлетворительное завершение цикла, Книга 3 фактически не завершена, поскольку Лигети определенно намеревался добавить еще: [ 3 ] но не смог сделать этого в последние годы своей жизни, когда его продуктивность значительно снизилась из-за болезни. Этюды третьей книги в целом спокойнее, проще и утонченнее по технике, чем этюды первой и второй книг.
Титулы
[ редактировать ]Названия различных этюдов представляют собой смесь технических терминов и поэтических описаний. Лигети составил списки возможных названий, и названия отдельных номеров часто менялись между созданием и публикацией. Часто Лигети не присваивал никакого названия до тех пор, пока работа не была завершена. [ 4 ]
18 исследований
[ редактировать ]Книга 1
[ редактировать ]- Исследование быстрых полиритмических движений вверх и вниз по клавиатуре. Правая рука играет только на белых клавишах, а левая рука ограничена черными клавишами. Это разделяет руки на два поля высоты тона; Музыка правой руки – диатоника , музыка левой руки – пентатоника . Этот этюд посвящен Пьеру Булезу . [ 5 ]
- Cordes à vide . Андантино рубато , очень нежное.
= 96
- Прикосновения заблокированы . Очень живой, всегда очень ритмичный – Свирепый, стремительный, гораздо менее живой – Свирепый, волнующий – Темп I
- Два разных ритмических рисунка переплетаются. Одна рука воспроизводит быстрые, даже мелодичные рисунки, а другая «блокирует» некоторые клавиши, бесшумно нажимая на них. Это последний этюд Лигети, посвященный Булезу. [ 5 ]
- Мелодия и аккомпанемент часто меняются ролями в этом полиритмическом этюде, в котором присутствуют ритмы под влиянием аксака и остинато в исполнении. 8
8 раз, разделив такт из 8 восьмых нот на 3+2+3 . Лигети Это остинато также используется во второй части Рогового трио . [ 6 ] Этот этюд посвящен Фолькеру Бэнфилду . [ 5 ]
- Мелодия и аккомпанемент часто меняются ролями в этом полиритмическом этюде, в котором присутствуют ритмы под влиянием аксака и остинато в исполнении. 8
- Арк-эн-сиэль . Andante con eleganza, с качелями ,
что. 84
- Музыка поднимается и опускается дугами, напоминающими радугу. Этот этюд посвящен Луизе Сибур. [ 5 ]
- Его название « Осень в Варшаве » отсылает к Варшавская осень» ежегодному фестивалю современной музыки « . Лигети назвал это исследование «темповой фугой ». [ 7 ] Этюд в политемпо , он состоит из непрерывной трансформации исходной нисходящей фигуры – « мотива плача », как его назвал Лигети. [ 7 ] – с участием перекрывающихся групп по 3, 4, 5, 6, 7, 8, которые оказываются внизу клавиатуры. Этот этюд посвящен польским друзьям Лигети. [ 5 ]
Книга 2
[ редактировать ]- Галамб Боронг . Очень живая, яркая, можно завязать ,
= 40 или быстрее – просто, издалека
- Название звучит по-явански, что отражает вдохновение произведения в музыке гамелан , но на самом деле оба слова на самом деле венгерские и означают примерно «меланхоличный голубь». Как и в Десордре , две руки играют дополняющие друг друга гаммы; в этом случае каждый из них играет одну из двух целых тональных гамм . [ 8 ] Этот этюд посвящен Ульриху Экхардту.
- Название - венгерское слово, обозначающее металл. На основе аккордов открытой квинты с короткими, нерегулярными, асимметрично сгруппированными мелодическими фрагментами, отыгрывающими друг друга. Этот этюд посвящен пианисту Фолькеру Банфилду .
- Широко расставленные руки используют хроматические гаммы для создания эффекта бесконечного нисходящего движения. Этот этюд посвящен композитору Маурисио Кагелю . Лигети не заканчивал еще один этюд в течение трех лет после окончания «Вертиже» . [ 9 ]
- Der Zauberlehrling ( Ученик чародея ). Очень рано, очень отрывисто , очень легко
- Танцующая мелодическая линия поддерживается в вечном движении неравномерно рассредоточенными стаккато . Этот этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару .
- Шесть долей в такте в правой руке и четыре в левой, неравномерная длина фраз и акценты в обеих руках сплетают неземную и довольно джазовую паутину гармонии. Этот этюд посвящен композитору Дьёрдь Куртагу .
- Энтрелаки . Очень живо, очень ритмично,
= 100 (
= 65)
- Перекрещивающиеся ритмические узоры, увеличивающиеся в динамике по мере перемещения по клавиатуре слева направо, создавая до семи различных метрических слоев. Этот этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару.
- Дьявольская лестница . [ 10 ] Быстро связали, но легко,
= 30
- Напряженная токката движется , которая полиметрически вверх и вниз по клавиатуре с восходящим мотивом хроматической гаммы, а затем превращается в впечатление звона колоколов в разных регистрах и времени. Это самый длинный этюд в выпуске, длительностью более пяти минут. Он посвящен пианисту Фолькеру Банфилду.
- Этюд назван в честь Константина Брынкуши , одноименной скульптуры представляющей собой повторяющуюся серию расширяющихся и сжимающихся пирамидальных форм и отличающуюся громкими восходящими последовательностями аккордов, которые перекрываются, создавая впечатление постоянного движения вверх. Этот этюд посвящен Винсенту Мейеру. Эта пьеса представляет собой переработанную версию этюда, позже опубликованного под номером 14А: «Coloana fără sfârşit» (см. «Сопутствующие работы» ниже).
Книга 3
[ редактировать ]- Строгий этюд, за исключением самого конца, начинающегося с безмятежного канона и стремительной, стремительной средней части. Этот этюд посвящен Этьену Курану.
- Налей Ирина . Анданте с выражением, рубато, очень связанное,
= 72 – Allegro con moto, всегда ничья,
= 152 – Аллегро живо – Очень живо
- Еще один этюд с мягким началом, который становится все более и более неистовым из-за введения все более коротких нот и дополнительных тонов. Этюд посвящен Ирине Катаевой.
- Запыхавшись . Престо кон бравера
- Маниакальный двухголосный канон, резко заканчивающийся медленными аккордами пианиссимо . Этот этюд посвящен математику Хайнцу-Отто Пейтгену .
- Канон . Живой, маленький рубато – Очень скоро
- Короткий канон между руками, сыгранный один раз vivace , а затем второй раз presto impossibile , с медленным тихим аккордовым каноном в завершение. Этот этюд посвящен Фабьен Уайлер.
Связанные работы
[ редактировать ]Этюд № 14А: «Coloana fără sfârşit» ( «Колонна без конца ») был первой версией Этюда 14, но был сочтен слишком физически требовательным для исполнителя-человека, поэтому Лигети перекомпоновал его, изменив гармоническую структуру и уменьшив количество нот в каждую руку. как отдельный этюд для фортепиано Впоследствии первоначальная форма была аранжирована Юргеном Хокером , но некоторые пианисты действительно ее играли. [ 11 ]
Единственная фортепианная пьеса «L'arrache-coeur» (1994), очевидно, изначально задумывалась как «Этюд № 11», но не вошла в цикл. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Подумай, Джереми (2012). Лигети / Бетховен (буклет). Джереми Денк . Нет таких записей .
- ^ Ричард Стейниц, Дьёрдь Лигети: Музыка воображения (Фабер, 2003), стр. 277.
- ^ Стейниц, с. 277.
- ^ Стейниц, с. 279–80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дьёрдь Лигети (1986). Этюды для фортепиано . Шотт Мьюзик Интернэшнл.
- ^ Стейниц, с. 289.
- ^ Jump up to: а б «Стивен А. Тейлор, Шопен, пигмеи и темповая фуга» . www.mtosmt.org . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Стейниц, с. 299.
- ^ Стейниц, с. 304.
- ^ «Название относится к непрерывной функции в математике, известной как Дьявольская лестница или функция Кантора . Структура произведения соответствует свойствам функции как на макро-, так и на микроуровне (что допускает художественную лицензию)». Вудард, Кэтрин . «Путешествие по «дьявольской лестнице»: обозначения и восприятие народных ритмов в фортепианной музыке на Балканах (и за их пределами)». Доклад, представленный на конференции Международного музыковедческого общества « Музыкальные и культурные осмосы на Балканах», Бухарест, Румыния. 2–6 сентября 2019 г.
- ^ Стейниц, с. 310.
- ^ Фредрик Уллен, примечания к BIS-CD-1683/84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цонг, Майрон К. (2001). «Этюды для фортепиано, первая книга Дьёрдь Лигети; Исследования по композиции и пианизму» (PDF) . Университет Райса . Проверено 3 февраля 2017 г.
- Интерактивная партитура Этюда №2 Лигети : Corde à vide с Пьером-Лораном Эмаром.
- Интерактивная партитура Этюда № 8 Лигети: «Женщина» с Пьером-Лораном Эмаром.
- Интерактивная партитура Этюда № 12 Лигети: Антрелаки с Пьером-Лораном Эмаром.
- Интерактивная партитура «Этюда № 13: Лестница дьявола» Лигети с Пьером-Лораном Эмаром.
- [1]