Jump to content

Исследования (Лигети)

Дьёрдь Лигети в 1984 году

Венгерский композитор Дьёрдь Лигети в период с 1985 по 2001 год сочинил цикл из 18 этюдов для фортепиано соло. Они считаются одним из главных творческих достижений его последних десятилетий и одним из самых значительных сборников фортепианных этюдов ХХ века, сочетающих виртуозную технические задачи с выразительным содержанием, следующие в духе этюдов Фредерика Шопена , Ференца Листа , Клода Дебюсси и Александр Скрябин , но обращались к новым техническим идеям как к сборнику концепций, которые Лигети разработал в других своих работах с 1950-х годов. Пианист Джереми Денк писал, что они «являются высшим достижением его карьеры и фортепианной литературы; хотя они еще новы, они уже являются классикой». [ 1 ]

Объем работы

[ редактировать ]

Всего 18 этюдов объединены в три книги или ливра : шесть этюдов в книге 1 (1985), восемь в книге 2 (1988–1994), четыре в книге 3 (1995–2001). Первоначальное намерение Лигети состояло в том, чтобы составить всего двенадцать этюдов в двух книгах по шесть штук в каждой по образцу «Этюдов Дебюсси», но объем работы рос, потому что ему очень нравилось писать эти пьесы. [ 2 ] Хотя четыре этюда Книги 3 составляют удовлетворительное завершение цикла, Книга 3 фактически не завершена, поскольку Лигети определенно намеревался добавить еще: [ 3 ] но не смог сделать этого в последние годы своей жизни, когда его продуктивность значительно снизилась из-за болезни. Этюды третьей книги в целом спокойнее, проще и утонченнее по технике, чем этюды первой и второй книг.

Названия различных этюдов представляют собой смесь технических терминов и поэтических описаний. Лигети составил списки возможных названий, и названия отдельных номеров часто менялись между созданием и публикацией. Часто Лигети не присваивал никакого названия до тех пор, пока работа не была завершена. [ 4 ]

18 исследований

[ редактировать ]
  1. Десордр . Очень живой, энергичный, очень ритмичный, вся заметка = 63
Исследование быстрых полиритмических движений вверх и вниз по клавиатуре. Правая рука играет только на белых клавишах, а левая рука ограничена черными клавишами. Это разделяет руки на два поля высоты тона; Музыка правой руки – диатоника , музыка левой руки – пентатоника . Этот этюд посвящен Пьеру Булезу . [ 5 ]
  1. Cordes à vide . Андантино рубато , очень нежное. восьмая нота = 96
Простые, почти Сати -аккорды становятся все более сложными. Эти аккорды построены в основном из квинт , напоминающих открытые струны, отсюда и название. [ 1 ] Это исследование также посвящено Пьеру Булезу. [ 5 ]
  1. Прикосновения заблокированы . Очень живой, всегда очень ритмичный – Свирепый, стремительный, гораздо менее живой – Свирепый, волнующий – Темп I
Два разных ритмических рисунка переплетаются. Одна рука воспроизводит быстрые, даже мелодичные рисунки, а другая «блокирует» некоторые клавиши, бесшумно нажимая на них. Это последний этюд Лигети, посвященный Булезу. [ 5 ]
  1. Фанфары . Очень живой, очень ритмичный, вся заметка = 63, с радостью и энтузиазмом
Мелодия и аккомпанемент часто меняются ролями в этом полиритмическом этюде, в котором присутствуют ритмы под влиянием аксака и остинато в исполнении. 8
8
раз, разделив такт из 8 восьмых нот на 3+2+3 . Лигети Это остинато также используется во второй части Рогового трио . [ 6 ] Этот этюд посвящен Фолькеру Бэнфилду . [ 5 ]
  1. Арк-эн-сиэль . Andante con eleganza, с качелями , шестнадцатая нота что. 84
Музыка поднимается и опускается дугами, напоминающими радугу. Этот этюд посвящен Луизе Сибур. [ 5 ]
  1. Осенью в Варшаве . Presto cantabile, очень ритмичный и гибкий. четвертная нота = 132
Его название « Осень в Варшаве » отсылает к Варшавская осень» ежегодному фестивалю современной музыки « . Лигети назвал это исследование «темповой фугой ». [ 7 ] Этюд в политемпо , он состоит из непрерывной трансформации исходной нисходящей фигуры – « мотива плача », как его назвал Лигети. [ 7 ] – с участием перекрывающихся групп по 3, 4, 5, 6, 7, 8, которые оказываются внизу клавиатуры. Этот этюд посвящен польским друзьям Лигети. [ 5 ]
  1. Галамб Боронг . Очень живая, яркая, можно завязать , половинная нота = 40 или быстрее – просто, издалека
Название звучит по-явански, что отражает вдохновение произведения в музыке гамелан , но на самом деле оба слова на самом деле венгерские и означают примерно «меланхоличный голубь». Как и в Десордре , две руки играют дополняющие друг друга гаммы; в этом случае каждый из них играет одну из двух целых тональных гамм . [ 8 ] Этот этюд посвящен Ульриху Экхардту.
  1. Фем . Живой, решительный, энергичный, вся заметка = 30 ( четвертная нота = 180, четвертная нота с точкой. = 120)
Название - венгерское слово, обозначающее металл. На основе аккордов открытой квинты с короткими, нерегулярными, асимметрично сгруппированными мелодическими фрагментами, отыгрывающими друг друга. Этот этюд посвящен пианисту Фолькеру Банфилду .
  1. Вертиге . Очень рано, всегда очень близко, вся заметка = 48
Широко расставленные руки используют хроматические гаммы для создания эффекта бесконечного нисходящего движения. Этот этюд посвящен композитору Маурисио Кагелю . Лигети не заканчивал еще один этюд в течение трех лет после окончания «Вертиже» . [ 9 ]
  1. Der Zauberlehrling ( Ученик чародея ). Очень рано, очень отрывисто , очень легко
Танцующая мелодическая линия поддерживается в вечном движении неравномерно рассредоточенными стаккато . Этот этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару .
  1. В саспенсах . Прогулка на мотоцикле, четвертная нота = 98
Шесть долей в такте в правой руке и четыре в левой, неравномерная длина фраз и акценты в обеих руках сплетают неземную и довольно джазовую паутину гармонии. Этот этюд посвящен композитору Дьёрдь Куртагу .
  1. Энтрелаки . Очень живо, очень ритмично, четвертная нота = 100 ( четвертная нота = 65)
Перекрещивающиеся ритмические узоры, увеличивающиеся в динамике по мере перемещения по клавиатуре слева направо, создавая до семи различных метрических слоев. Этот этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару.
  1. Дьявольская лестница . [ 10 ] Быстро связали, но легко, вся заметка = 30
Напряженная токката движется , которая полиметрически вверх и вниз по клавиатуре с восходящим мотивом хроматической гаммы, а затем превращается в впечатление звона колоколов в разных регистрах и времени. Это самый длинный этюд в выпуске, длительностью более пяти минут. Он посвящен пианисту Фолькеру Банфилду.
  1. «Coloana infinită» ( Бесконечная колонна ). Скоро возможно, бурное огнем, половинная нота = 105
Этюд назван в честь Константина Брынкуши , одноименной скульптуры представляющей собой повторяющуюся серию расширяющихся и сжимающихся пирамидальных форм и отличающуюся громкими восходящими последовательностями аккордов, которые перекрываются, создавая впечатление постоянного движения вверх. Этот этюд посвящен Винсенту Мейеру. Эта пьеса представляет собой переработанную версию этюда, позже опубликованного под номером 14А: «Coloana fără sfârşit» (см. «Сопутствующие работы» ниже).
  1. Белое на белом . Идя с нежностью, половинная нота = 52
Строгий этюд, за исключением самого конца, начинающегося с безмятежного канона и стремительной, стремительной средней части. Этот этюд посвящен Этьену Курану.
  1. Налей Ирина . Анданте с выражением, рубато, очень связанное, четвертная нота = 72 – Allegro con moto, всегда ничья, четвертная нота = 152 – Аллегро живо – Очень живо
Еще один этюд с мягким началом, который становится все более и более неистовым из-за введения все более коротких нот и дополнительных тонов. Этюд посвящен Ирине Катаевой.
  1. Запыхавшись . Престо кон бравера
Маниакальный двухголосный канон, резко заканчивающийся медленными аккордами пианиссимо . Этот этюд посвящен математику Хайнцу-Отто Пейтгену .
  1. Канон . Живой, маленький рубато – Очень скоро
Короткий канон между руками, сыгранный один раз vivace , а затем второй раз presto impossibile , с медленным тихим аккордовым каноном в завершение. Этот этюд посвящен Фабьен Уайлер.
[ редактировать ]

Этюд № 14А: «Coloana fără sfârşit» ( «Колонна без конца ») был первой версией Этюда 14, но был сочтен слишком физически требовательным для исполнителя-человека, поэтому Лигети перекомпоновал его, изменив гармоническую структуру и уменьшив количество нот в каждую руку. как отдельный этюд для фортепиано Впоследствии первоначальная форма была аранжирована Юргеном Хокером , но некоторые пианисты действительно ее играли. [ 11 ]

Единственная фортепианная пьеса «L'arrache-coeur» (1994), очевидно, изначально задумывалась как «Этюд № 11», но не вошла в цикл. [ 12 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Подумай, Джереми (2012). Лигети / Бетховен (буклет). Джереми Денк . Нет таких записей .
  2. ^ Ричард Стейниц, Дьёрдь Лигети: Музыка воображения (Фабер, 2003), стр. 277.
  3. ^ Стейниц, с. 277.
  4. ^ Стейниц, с. 279–80.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Дьёрдь Лигети (1986). Этюды для фортепиано . Шотт Мьюзик Интернэшнл.
  6. ^ Стейниц, с. 289.
  7. ^ Jump up to: а б «Стивен А. Тейлор, Шопен, пигмеи и темповая фуга» . www.mtosmt.org . Проверено 17 марта 2018 г.
  8. ^ Стейниц, с. 299.
  9. ^ Стейниц, с. 304.
  10. ^ «Название относится к непрерывной функции в математике, известной как Дьявольская лестница или функция Кантора . Структура произведения соответствует свойствам функции как на макро-, так и на микроуровне (что допускает художественную лицензию)». Вудард, Кэтрин . «Путешествие по «дьявольской лестнице»: обозначения и восприятие народных ритмов в фортепианной музыке на Балканах (и за их пределами)». Доклад, представленный на конференции Международного музыковедческого общества « Музыкальные и культурные осмосы на Балканах», Бухарест, Румыния. 2–6 сентября 2019 г.
  11. ^ Стейниц, с. 310.
  12. ^ Фредрик Уллен, примечания к BIS-CD-1683/84.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b65677604d250502cb9c8d55c50eb355__1710740220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/55/b65677604d250502cb9c8d55c50eb355.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Études (Ligeti) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)