Трио для скрипки, валторны и фортепиано (Лигети)
Трио для скрипки, валторны и фортепиано | |
---|---|
Посвящение Брамсу | |
Лигети Дьёрдь | |
![]() Дьёрдь Лигети в 1984 году | |
Форма | Хорнское трио |
Составленный | 1982 |
Продолжительность | Около 21 минуты |
Движения | Четыре |
Премьера | |
Дата | 7 августа 1982 г. |
Расположение | Замок Бергедорф, Гамбург |
Исполнители | Сашко Гаврилов (скрипка) Герман Бауманн (валторна) Эккарт Беш (фортепиано) [ 1 ] |
Трио для скрипки, валторны и фортепиано Дьёрдя Лигети было завершено в 1982 году. Это произведение стало поворотным моментом в карьере Лигети. Лигети мало сочинял с тех пор, как завершил свою оперу «Великая смерть » в 1977 году, закончив лишь несколько небольших пьес, таких как «Венгерский рок» (чакона) и «Пассакалия унгерезе» для клавесина. [ 2 ] Под влиянием таких разнообразных источников, как игра на барабанах в Африке к югу от Сахары , музыка Конлона Нанкарроу и фортепианная музыка Шопена и Шумана . [ 2 ] Трио считается переломным моментом, открывшим его «третий путь», стиль, который Лигети утверждал, что он не является ни современным, ни постмодернистским. [ 3 ]
Лигети написал Трио по предложению пианиста Эккарта Беша в качестве компаньона к Иоганна Брамса , Валторнному Трио одному из немногих других примеров в этом жанре, поэтому Трио Лигети отмечено маркировкой Hommage à Brahms . Лигети вспоминал свою реакцию на это предложение: «Как только он произнес слово «рог» где-то внутри моей головы, я услышал звук рога, словно доносившийся из далекого леса в сказке, совсем как в стихотворении. Эйхендорфа » . [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Трио состоит из четырех частей:
- Андантино с нежностью
- Очень живо и очень ритмично
- На марше
- Плач. Медленно
Исполнение произведения длится около 21 минуты.
В композиции исследуется использование мажорных и минорных гармоний как свободных звучаний без следования установленным образцам общепринятой тональности . Кроме того, исследуются естественная справедливая интонация верхних партий, имеющихся на валторне, асимметричные болгарские ритмы во второй части, [ 4 ] Лигети и мотив ламенто в четвертой части. [ 5 ] Каждая из первых трёх частей имеет троичную форму – примечательный взгляд на традиционные формы. Финальная часть является примером пассакальи , использующей в качестве основного баса тему, аналогичную теме вступительной части. Было отмечено, что вступительная тема первой части напоминает вступительную тему № 26 Бетховена Сонаты для фортепиано «Les Adieux» . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Келлер, Джеймс М. (2014). Камерная музыка: Путеводитель для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 281. ИСБН 978-0190206390 . OCLC 551723673 .
- ^ Jump up to: а б «Трио для валторны, скрипки и фортепиано… | Подробности | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Майк Сирби, «Третий путь Лигети: неатональные элементы в валторнном трио», Tempo новая серия , вып. 216 (2001): 17–22.
- ^ Стивен Сатори, «Разговор: интервью с Дьёрдь Лигети в Гамбурге», Canadian University Music Review // Revue de Musique des Universités Canadiennes 10 (1990): 101–17. Цитата по 109.
- ^ Стивен Эндрю Тейлор, «Мотив Ламенто: Метаморфоза в позднем стиле Лигети», диссертация DMA, Часть вторая (Итака: Корнельский университет, 1994): 22–49.
- ^ Ричард Стейниц, Дьёрдь Лигети: Музыка воображения (Бостон: Northeastern University Press, 2003): 255–56. ISBN 1-55553-551-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пэ, Джэ Хи (Bae Jae-hee). 2009. «Исследование ритмической структуры в поздней музыке Дьёрдя Лигети» [Ритмическая структура в поздней музыке Дьёрдя Лигети]. Ихва эум'аг нонджиб / Музыкальный журнал Ихва 13, вып. 2:113–37.
- Делаплас, Джозеф. 2004. «Игра памяти и изобретения в Трио Дьёрдя Лигети для валторны, скрипки и фортепиано». Мусургия: Музыкальный анализ и практика 11, вып. 3 (Музыка и сила): 73–99.
- Дибелиус, Ульрих 1984. «Лигетис Хорнтрио». Мелос 46, нет. 1:44–61.
- Дидерихс-Лафит, Марион (ред.). 1993. «День музыкального разговора». Австрийский музыкальный журнал 48, № 12 (декабрь): 621–39.
- Хозель, Сет Ф. 2006. «Вертикальное и горизонтальное пространство: соотношение высоты и интервала в третьей части Alla marcia валторнного трио Дьердя Лигети». MusicTexts: Журнал новой музыки , № 111:61–63.
- Тейлор, Стивен А. 2004. «Пассакалья и плач в современной музыке Лигети». Журнал теории музыки 9, № 1 (февраль): 1–11.
- Теландер, Кристин. 1999. «Трио Дьёрдя Лигети». Зов рога: Журнал Международного общества рога 30, вып. 1 (ноябрь): 43–46.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Прослушивание
[ редактировать ]- Запись валторного трио: Andantino con tenerzza – Хелен Ким, скрипка; Роберт Паттерсон, валторна; Адам Боулз, фортепиано Luna Nova New Music Ensemble
- Запись духового трио: Vivacissimo очень ритмично – Хелен Ким, скрипка; Роберт Паттерсон, валторна; Адам Боулз, фортепиано Luna Nova New Music Ensemble
- Запись духового трио: Алла Марсия – Хелен Ким, скрипка; Роберт Паттерсон, валторна; Адам Боулз, фортепиано Luna Nova New Music Ensemble
- Запись духового трио: Lamento Adagio – Хелен Ким, скрипка; Роберт Паттерсон, валторна; Адам Боулз, фортепиано Luna Nova New Music Ensemble