Соната для фортепиано № 26 (Бетховен)

мажор Людвига ван Бетховена , Соната для фортепиано № 26 ми ♭ соч . 81а , известная как Les Adieux («Прощание»), была написана в 1809 и 1810 годах. Эта соната возникла под влиянием Яна Ладислава Дюссека сонаты с таким же прозвищем .
Название Les Adieux предполагает программный характер. Нападение французов на Вену под предводительством Наполеона Бонапарта в 1809 году вынудило покровителя Бетховена, эрцгерцога Рудольфа , покинуть город. Тем не менее, существует некоторая неопределенность относительно характера произведения — или, по крайней мере, относительно того, в какой степени Бетховен хотел, чтобы этот программный характер был известен. Он назвал три движения « Lebewohl », « Abwesenheit » и « Wiedersehen » («прощание», «отсутствие» и «воссоединение») и, как сообщается, считал французское « Adieux » (говорящееся целым собраниям или городам) как плохой перевод чувства немецкого « Lebewohl » (сказанное с душой одному человеку). [ 1 ] Действительно, Бетховен написал слоги « Le-be-wohl » поверх первых трех аккордов. [ 2 ]
К первому изданию 1811 года было добавлено посвящение «К отъезду Его Императорского Высочества эрцгерцогу Рудольфу в восхищении».
В среднем исполнение произведения длится около 17 минут. Соната — одна из самых сложных сонат Бетховена из-за зрелых эмоций, которые необходимо передать во всем, а также из-за связанных с этим технических трудностей. Это также мост между его средним периодом и более поздним периодом и считается третьей великой сонатой среднего периода.
Форма
[ редактировать ]Три части «Прощания» изначально были написаны на немецком и французском языках, а последние две части описаны на немецком языке из-за необычного темпа. Перевод на английский язык показан курсивом, как показано ниже:
- Прощание (Les Adieux – Прощание ): Адажио – Аллегро (ми ♭ мажор)
- Отсутствие (L'Absence – The Absence ): Andante espressivo (В движении, но с большой выразительностью ) (до минор )
- Воссоединение (Le Retour - Возвращение ): Vivacissimamente (Im Liveliest Zeitmaße - Самые живые измерения времени ) (ми мажор )
I. Прощание
[ редактировать ]Соната открывается 2
4-х тактное адажио с коротким простым мотивом из трех аккордов, образующих сначала прерывистую каденцию , поверх которой пишутся три слога Le-be-wohl («Прощай»). Этот мотив является основой, на которой нарисованы как первая, так и вторая сюжетные группы. Как только вступление закончено и начинается экспозиция , размер меняется на (alla breve) и партитура отмечена Allegro.
Первая часть колеблется между бурной первой темой, изображающей глубокое беспокойство, и второй темой, которая носит более лирический характер и создает впечатление размышлений. Ритмическая фигура из двух коротких нот и более длинной ноты, которая неоднократно используется в первой теме, неумолимо развивается через раздел «развития» с богатыми гармониями и диссонансами, которые гармонически ближе к позднему периоду сочинений Бетховена, чем к середине для их интеллектуальных произведений. проникновение.
У этой части удивительно длинная кода , занимающая более четверти длины части. Кода охватывает оба предмета, демонстрируя мощное мастерство композиции. Обычно движение, играемое с ожидаемыми повторами, длится чуть более 7 минут.
II. Отсутствие
[ редактировать ]Анданте эспрессиво гармонично построено на вариациях уменьшенного аккорда и апподжиатуры. Эта часть очень эмоциональна и часто исполняется с рубато , которое можно найти у более поздних композиторов, таких как Роберт Шуман и Иоганнес Брамс . Большая часть сюжета ритмично повторяется последовательно, а также по частям, возможно, чтобы подчеркнуть чувство неудобного одиночества и страха невозврата. Появление доминантного септаккорда в конце части сигнализирует о возврате к тонике, но остается неразрешенным до триумфального появления главной темы в финальной части (начинающейся attacca ). Обычно движение длится чуть менее 4 минут.
III. Воссоединение
[ редактировать ]Финал, также в сонатной форме , радостно начинается с доминантного 7-го аккорда B ♭ в 6
8 раз. После поразительного вступления первый предмет оказывается в правой руке и тут же переносится в левую, а затем повторяется дважды с проработкой аранжировки в правой руке. Прежде чем прибудет вторая тематическая группа, есть один замечательный переходный пассаж, включающий фразу, идущую от аккордов G ♭ мажор к аккордам фа мажор, сначала через характерные форте арпеджио , затем в более деликатной, тонкой фортепианной аранжировке.
Отношение к Сонате Душека
[ редактировать ]Было сказано, что эта соната создана под влиянием « Дуссека Les Adieux» .
Пианист Фредерик Марвин сказал, что соната Душека могла «стать образцом для сонаты Les Adieux Бетховена десятью годами позже». Марвин далее указывает на сходство мотивов и формы сонаты Бетховена с сонатой Душека. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колодин, 1975.
- ^ Джейнс, Эдвин Томпсон (1991). Физическая основа музыки . Неопубликовано. п. 798 . Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ Аршамбо, Поль (1979). «По следам Яна Ладислава Душека: интервью Поля Аршамбо» . Сиракузский учёный . 1 (1).
Источники
[ редактировать ]- Колодин, Ирвинг (1975). Интерьер Бетховена . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0-394-46626-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена соч. 81а
- Соната для фортепиано № 26 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната для фортепиано No. 26 ми ♭ мажор, соч. 81a (интерактивная партитура) на Verovio Humdrum Viewer
- Запись Паавали Юмппанена, фортепиано из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.
- Статьи
- Соната для фортепиано (ми-бемоль мажор), соч. 81а (www.beethoven-haus-bonn.de)
- Характеристика сонаты (соч. 81) Анализ и комментарии Фредерика Горация Кларка - Музыка (Том 15: ноябрь 1898 г. - апрель 1899 г.) под редакцией WSB Мэтьюза; опубликовано издательством Music Magazine Publishing Company