Соната для фортепиано № 16 (Бетховен)

Людвига ван Бетховена , Соната для фортепиано № 16 соль мажор соч. 31, № 1, была написана между 1801 и 1802 годами. Хотя она была пронумерована как первая пьеса в трио фортепианных сонат , опубликованных как Opus 31 в 1803 году, Бетховен фактически закончил ее после Op. 31 № 2, Соната «Буря» .
Из-за своей неудовлетворенности классическим стилем музыки Бетховен пообещал пойти по новому пути музыкальной композиции и стиля. Произведения Opus 31 являются первыми примерами новых и нетрадиционных идей, принятых Бетховеном в попытке сделать себе имя. Например, в первой части вторая тема экспозиции , в отличие от большинства форм сонатного аллегро, в которых доминирует , вторая тема находится в си-мажоре и си-миноре , медиате исходной тональности. Позже Бетховен продолжал использовать медианту и субмедианту в качестве экспозиционных целей для частей сонатной формы мажорной тональности, таких как первые части сонат Вальдштейна и Хаммерклавира , трио эрцгерцога , тройной концерт и тринадцатый струнный квартет , а также финал седьмой симфонии . Бетховена Эти пьесы были написаны по мотивам «Гейлигенштадтского завещания» 1802 года.
Эта соната легка и свежа, в ее движениях присутствуют нотки юмора и иронии . [ 1 ] Критики говорят, что произведения Opus 31 демонстрируют более выраженное «бетховенское» чувство стиля, которое станет более очевидным в более поздних, зрелых произведениях.
Структура
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей. Обычное представление длится около 20 минут.
Живой веселый
[ редактировать ]
Первая часть начинается в оживленной манере. Юмористическая основная тема изобилует оживленными полудрожащими пассажами и аккордами, написанными заикаясь, что предполагает, что руки не могут играть в унисон друг с другом. Вторая тема экспозиции и чередуется между си мажор си минор ; эта тенденция чередовать тональности стала типичной позже в карьере Бетховена.
Изящная пословица
[ редактировать ]
с длинными, затяжными трелями Вторая часть до мажор и задумчивыми паузами является более сентиментальной. Хаммерклавирной и сонаты Если не считать Адажио второй части 32-й сонаты , это самая длинная медленная часть среди фортепианных сонат Бетховена, продолжающаяся около 11 минут. По мнению многих великих пианистов (например, Эдвина Фишера и Андраша Шиффа ), эта часть является пародией на итальянскую оперу и современников Бетховена, которые были гораздо более популярны, чем Бетховен в начале 19 века. Шифф объяснил эту теорию на своем мастер-классе по этой сонате; [ 2 ] он сказал, что это совершенно не характерно для Бетховена, потому что оно неэкономично, невероятно длинно, все слишком украшено, оно наполнено «показными каденциями (...) которые пытаются произвести дешевый эффект» и бел кантоподобные элементы и ритмы (о них Шифф сказал: «Оно очень красиво, но чуждо природе Бетховена»).
Рондо
[ редактировать ]
Последняя часть по своему характеру схожа с первой: легкая, восторженная, юношеская. Здесь единая простая тема разнообразна, орнаментирована, синкопирована , модулирована на протяжении всего произведения. После короткой части Адажио пьеса заканчивается кодой Престо .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Музыканты с литературным уклоном – достойные неудачи», Анна Голдсуорси , The Monthly , октябрь 2013 г. Голдсуорси цитирует Джереми Денка и Альфреда Бренделя «Должна ли классическая музыка быть полностью серьезной?» в его «Музыка прозвучала» (1990).
- ^ Лекции Андраша Шиффа о 32 фортепианных сонатах Бетховена (только аудио).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена соч. 31, нет. 1
- Соната для фортепиано № 16 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур