Jump to content

Соната для фортепиано № 21 (Бетховен)

Соната для фортепиано № 21
Людвиг ван Бетховен
Портрет Людвига ван Бетховена ( ок. 1804–1805) ; картина Йозефа Виллиброрда Мелера (1778–1860).
Другое имя Вальдштейн
Ключ До мажор , фа мажор (вторая часть)
Опус 53
Форма Соната для фортепиано
Составленный 1804
Преданность Граф Фердинанд Эрнст Габриэль фон Вальдштейн
Движения Три

Бетховена Соната для фортепиано № 21 до мажор , соч. 53, известная как « Вальдштейн» , — одна из трёх наиболее заметных сонат его среднего периода (две другие — « Аппассионата» , соч. 57 , и «Прощание» , соч. 81а ). Завершенная летом 1804 года и превосходящая по объему предыдущие фортепианные сонаты Бетховена, « Вальдштейн» является ключевым ранним произведением «героического» десятилетия Бетховена (1803–1812) и устанавливает стандарты фортепианной композиции в величественной манере.

Название сонаты происходит от посвящения Бетховена своему близкому другу и покровителю графу Фердинанду Эрнсту Габриэлю фон Вальдштейну , члену чешского дворянского рода Вальдштейн (Вальдштейн). Это единственное произведение, которое Бетховен посвятил ему. [1] Он также известен как L'Aurora (Рассвет) на итальянском языке из-за звучности первых аккордов третьей части, которая, как считается, вызывает в воображении образ рассвета.

Бетховена Она считается одной из величайших и наиболее технически сложных фортепианных сонат . Первая часть рондо требует одновременной педальной трели , высокой мелодии и быстрого движения левой руки , а в коде присутствуют глиссандо октавы , написанные в диалоге между руками.

В среднем исполнение всего Вальдштейна длится около двадцати пяти минут.

Движения

[ редактировать ]

Вальдштейн три имеет механизма :

  1. Allegro con brio (до мажор и обычное время )
  2. Введение: Адажио танто ( фа мажор и сложное двойное время )
  3. Рондо . Allegretto moderato — Prestissimo (до мажор и двойное время )

Первая и последняя части сонаты являются наиболее существенными, исполнение каждой занимает около 11 минут.

I. Аллегро с брио

[ редактировать ]

Первая часть имеет сонатную форму : она имеет повторяющуюся экспозицию с двумя сюжетными группами , развивающую часть, репризу и коду . [2]

Часть открывается повторяющимися пианиссимо аккордами в прямолинейном, но тревожном ритме, лишенном мелодичности в течение двух тактов :

 {#(set-global-staff-size 18){\new PianoStaff <<  \new Staff { \relative c {    \once\override DynamicLineSpanner.staff-padding = #4    \ключ бас \время 4/4    \tempo "Аллегро с брио" 4 = 176    \override DynamicLineSpanner.staff-padding = #2.5    r8\pp <c e> <c e> <c e> <c e> <c e> <c e> <c e>    <c e> <c e> <c e> <c e> <c e> <c e> <d fis> <d fis>    <d g>4.( b'16 a) g8 r r4    \clef treble \grace { cis''8( } d4~)( d16 cba g4-.) r4  } }  \new Staff { \relative c, {   \ключ бас   c8 <c g'> <c g'> <c g'> <c g'> <c g'> <c g'> <c g'>   <c g'> <c g'> <c g'> <c g'> <c g'> <c g'> <c a'> <c a'>   <b g'> <b g'> <b g'> <b g'> <b g'> <b g'> <b g'> <b g'>   <b g'> <b g'> <b g'> <b g'> <b g'>[ <b g'> <b g'> <b g'>]  } }>> } }

Затем он быстро поднимается, за которым следует снижение на три ноты в среднем регистре и снижение на четыре ноты в верхнем. Затем эта фраза повторяется, начиная с си мажор – на целый тон ниже – прием, который Бетховен также использовал для открытия Сонаты № 16 соль мажор (соч. 31 № 1) . После половины каденции до доминанты ( соль мажор ) вступительная фраза снова возвращается, но на этот раз в вариации тремоло . [3] Вторая тематическая группа, отмеченная dolce , представляет собой аккордовую тему ми мажор , срединную тональность. Модуляция медианы для второй предметной области - еще одна общая черта этой сонаты и Сонаты № 16. [3] Бетховен снова использовал тот же сдвиг в более поздних произведениях ( в « Хаммерклавирной сонате например, »).

Для перепросмотра Бетховен транспонирует вторую тему в ля мажор , быстро меняя ее на ля минор , а затем обратно на до мажор для коды .

II. Введение. Очень легко

[ редактировать ]
 \относительный с' {  \new PianoStaff <<   \new Staff { \key f \major \time 6/8 \clef bass    \темп \разметка {     \столбец {      \line { ВВЕДЕНИЕ. }      \line { Молто Адажио. }     }    } \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 8 = 30    r8 c,16.\pp c32 a'8^\разметка десять. р а16. a32 dis8^\разметка десять. r <e gis,>-.( <eb gis>-.) <eb gis>4 r8 \clef treble    р б16. b32 g'!8^\наценка десять. р цис, 16. cis32 ais'8^\разметка десять. r <b fis b,>-.( <b fis b,>-.) <b fis b,>4 r8   }   \new Staff { \key f \major \time 6/8 \clef bass    <f,, f,>4._\pp <ff,> r8 <e' e,>-.( <ee,>-.) <ee,>4 r8 <ee,>4. <ee,> r8 <dis b dis,>-.( <dis b dis,>-.) <dis b dis,>4 r8   }  >> }

Введение представляет собой короткое адажио на 6
8-й
раз
, служащий вступлением к третьей части. Это заменило более раннюю, более длинную среднюю часть, позже опубликованную как Andante Favoritei , WoO 57. Музыка постепенно становится более возбужденной, прежде чем успокоиться и перейти в рондо .

III. Рондо. Аллегретто модерато – Престиссимо

[ редактировать ]
 {\new PianoStaff <<    \new Персонал = "вверх" {    \tempo \markup { \column {        \line{Рондо.}        \line{Аллегретто модерато. }}}      \ относительно с {              \ключ бас        \время 2/4        \stemDown        r16 egcee, gcee, gcee, gcrf, gbdf, gbre, gcee, gcre, gcee, gcee, gcee, gcrf, gbdf, gb r8 e,16 gcedc      }    }    \new Staff = "вниз" {      \ относительно с, {        \ключ бас c8 r8\ключ высокие частоты g''''4 g4. e8 d4 g, c e8\ключ басовый r16 c,, c,8 r\ключ скрипичный g''''4 g4. e8 d4 g, c8 r4 r16 \ ключ бас g,,      }    }  >>}

Рондо начинается с мелодии пианиссимо, играемой со скрещенными руками, которая вскоре возвращается к фортиссимо , поверх смело быстрых гамм в левой руке и непрерывной трели на доминанте в правой, как описано выше. Вторая тема, серия рваных аккордов в триолях , вскоре прерывается бурным разделом ля минор, предвещающим центральный эпизод .

Музыка возвращается в до мажор, и повторяется приятная тема, за которой следует серия стаккато октав до минор , которые отмечают начало центрального эпизода. Это один из немногих случаев, когда наблюдается такое мелодическое изменение, тактика повторяется в более крупных размерах. работает как Императорский фортепианный концерт . Вскоре октавы сопровождаются кружащимися триолями в левой, а затем и в правой руке. Музыка становится все более напряженной и в конечном итоге достигает каденции до минор. Следующий раздел возвращает вступительную тему в аккордах и развивает ее дальше: она появляется в ля мажоре (такты 221–224), затем в фа миноре (225–228), а затем в ре мажоре (229–232); он фрагментируется на более короткие фразы (233–238), а затем переходит в тихую часть с мажорными 7-ми арпеджио , возвращаясь после большого драматизма к теме до мажор, играемой фортиссимо .

Снова появляется вторая тема, за которой следует еще одна характерная длинная линия красивой танцевальной музыки. Другая серия аккордов фортиссимо объявляет короткую, деликатную часть пианиссимо: часть кажется затихающей, но затем неожиданно переходит в виртуозную престиссимо коду , играющую с различными темами части, заканчивающуюся триумфальным порывом величия.

  1. ^ Ноттебом, Густав (1868). Тематический каталог изданных произведений Людвига ван Бетховена . п. 210.
  2. ^ Тарасти, Ээро (1991). Бетховена « Вальдштейн и порождающий курс». Обзор теории Индианы . 12 :103.
  3. ^ Jump up to: а б Розен, Чарльз (2002). Фортепианные сонаты Бетховена: краткий компаньон . Том. 1. Издательство Йельского университета. п. 180. ИСБН  0300090706 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бич, Дэвид, Дональд Минц и Роберт Палмер (зима 1969 г.). «Аналитический симпозиум: Бетховен: Соната, соч. 53». Журнал теории музыки , том. 13, нет. 2, стр. 186–217.
  • Купер, Барри (апрель 1977 г.). «Эволюция первой части сонаты Бетховена «Вальдштейн». Музыка и письма , том. 58, нет. 2, стр. 170–191.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a807bddca360eaac27fa7f97eabb713__1694420640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/13/2a807bddca360eaac27fa7f97eabb713.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 21 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)