Соната для фортепиано № 21 (Бетховен)
Соната для фортепиано № 21 | |
---|---|
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Портрет Людвига ван Бетховена ( ок. 1804–1805) ; картина Йозефа Виллиброрда Мелера (1778–1860). | |
Другое имя | Вальдштейн |
Ключ | До мажор , фа мажор (вторая часть) |
Опус | 53 |
Форма | Соната для фортепиано |
Составленный | 1804 |
Преданность | Граф Фердинанд Эрнст Габриэль фон Вальдштейн |
Движения | Три |
Бетховена Соната для фортепиано № 21 до мажор , соч. 53, известная как « Вальдштейн» , — одна из трёх наиболее заметных сонат его среднего периода (две другие — « Аппассионата» , соч. 57 , и «Прощание» , соч. 81а ). Завершенная летом 1804 года и превосходящая по объему предыдущие фортепианные сонаты Бетховена, « Вальдштейн» является ключевым ранним произведением «героического» десятилетия Бетховена (1803–1812) и устанавливает стандарты фортепианной композиции в величественной манере.
Название сонаты происходит от посвящения Бетховена своему близкому другу и покровителю графу Фердинанду Эрнсту Габриэлю фон Вальдштейну , члену чешского дворянского рода Вальдштейн (Вальдштейн). Это единственное произведение, которое Бетховен посвятил ему. [1] Он также известен как L'Aurora (Рассвет) на итальянском языке из-за звучности первых аккордов третьей части, которая, как считается, вызывает в воображении образ рассвета.
Бетховена Она считается одной из величайших и наиболее технически сложных фортепианных сонат . Первая часть рондо требует одновременной педальной трели , высокой мелодии и быстрого движения левой руки , а в коде присутствуют глиссандо октавы , написанные в диалоге между руками.
В среднем исполнение всего Вальдштейна длится около двадцати пяти минут.
Движения
[ редактировать ]Вальдштейн три имеет механизма :
- Allegro con brio (до мажор и обычное время )
- Введение: Адажио танто ( фа мажор и сложное двойное время )
- Рондо . Allegretto moderato — Prestissimo (до мажор и двойное время )
Первая и последняя части сонаты являются наиболее существенными, исполнение каждой занимает около 11 минут.
I. Аллегро с брио
[ редактировать ]Первая часть имеет сонатную форму : она имеет повторяющуюся экспозицию с двумя сюжетными группами , развивающую часть, репризу и коду . [2]
Часть открывается повторяющимися пианиссимо аккордами в прямолинейном, но тревожном ритме, лишенном мелодичности в течение двух тактов :
Затем он быстро поднимается, за которым следует снижение на три ноты в среднем регистре и снижение на четыре ноты в верхнем. Затем эта фраза повторяется, начиная с си ♭ мажор – на целый тон ниже – прием, который Бетховен также использовал для открытия Сонаты № 16 соль мажор (соч. 31 № 1) . После половины каденции до доминанты ( соль мажор ) вступительная фраза снова возвращается, но на этот раз в вариации тремоло . [3] Вторая тематическая группа, отмеченная dolce , представляет собой аккордовую тему ми мажор , срединную тональность. Модуляция медианы для второй предметной области - еще одна общая черта этой сонаты и Сонаты № 16. [3] Бетховен снова использовал тот же сдвиг в более поздних произведениях ( в « Хаммерклавирной сонате например, »).
Для перепросмотра Бетховен транспонирует вторую тему в ля мажор , быстро меняя ее на ля минор , а затем обратно на до мажор для коды .
II. Введение. Очень легко
[ редактировать ]Введение представляет собой короткое адажио на 6
8-й раз , служащий вступлением к третьей части. Это заменило более раннюю, более длинную среднюю часть, позже опубликованную как Andante Favoritei , WoO 57. Музыка постепенно становится более возбужденной, прежде чем успокоиться и перейти в рондо .
III. Рондо. Аллегретто модерато – Престиссимо
[ редактировать ]Рондо начинается с мелодии пианиссимо, играемой со скрещенными руками, которая вскоре возвращается к фортиссимо , поверх смело быстрых гамм в левой руке и непрерывной трели на доминанте в правой, как описано выше. Вторая тема, серия рваных аккордов в триолях , вскоре прерывается бурным разделом ля минор, предвещающим центральный эпизод .
Музыка возвращается в до мажор, и повторяется приятная тема, за которой следует серия стаккато октав до минор , которые отмечают начало центрального эпизода. Это один из немногих случаев, когда наблюдается такое мелодическое изменение, тактика повторяется в более крупных размерах. работает как Императорский фортепианный концерт . Вскоре октавы сопровождаются кружащимися триолями в левой, а затем и в правой руке. Музыка становится все более напряженной и в конечном итоге достигает каденции до минор. Следующий раздел возвращает вступительную тему в аккордах и развивает ее дальше: она появляется в ля ♭ мажоре (такты 221–224), затем в фа миноре (225–228), а затем в ре ♭ мажоре (229–232); он фрагментируется на более короткие фразы (233–238), а затем переходит в тихую часть с мажорными 7-ми арпеджио , возвращаясь после большого драматизма к теме до мажор, играемой фортиссимо .
Снова появляется вторая тема, за которой следует еще одна характерная длинная линия красивой танцевальной музыки. Другая серия аккордов фортиссимо объявляет короткую, деликатную часть пианиссимо: часть кажется затихающей, но затем неожиданно переходит в виртуозную престиссимо коду , играющую с различными темами части, заканчивающуюся триумфальным порывом величия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ноттебом, Густав (1868). Тематический каталог изданных произведений Людвига ван Бетховена . п. 210.
- ^ Тарасти, Ээро (1991). Бетховена « Вальдштейн и порождающий курс». Обзор теории Индианы . 12 :103.
- ^ Jump up to: а б Розен, Чарльз (2002). Фортепианные сонаты Бетховена: краткий компаньон . Том. 1. Издательство Йельского университета. п. 180. ИСБН 0300090706 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бич, Дэвид, Дональд Минц и Роберт Палмер (зима 1969 г.). «Аналитический симпозиум: Бетховен: Соната, соч. 53». Журнал теории музыки , том. 13, нет. 2, стр. 186–217.
- Купер, Барри (апрель 1977 г.). «Эволюция первой части сонаты Бетховена «Вальдштейн». Музыка и письма , том. 58, нет. 2, стр. 170–191.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Соната для фортепиано № 21 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Лекция с отрывками из исполнения Андраша Шиффа и объяснение того, почему он считает это «одним из величайших музыкальных произведений».
- Запись Паавали Юмппанена, фортепиано из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.