Ээро Тарасти
![]() |

Ээро Аарне Пекка Тарасти (родился 27 сентября 1948 года в Хельсинки ) — финский музыковед и семиотик , в настоящее время занимает должность почётного профессора музыковедения в Хельсинкском университете . Он внес значительный вклад в семиотику музыки .
Он получил докторскую степень. получил степень в Хельсинкском университете в 1978 году, написав диссертацию «Миф и музыка» о Рихарде Вагнере , Яне Сибелиусе и Игоре Стравинском . [1] Затем Тарасти работал в Университете Ювяскюля в период с 1979 по 1984 год, где он был назначен профессором художественного образования в 1979 году и профессором музыковедения в 1983 году. В 1984 году он занял должность профессора музыковедения в Хельсинки, сменив Эрика Тавастстьерна . Тарасти занимал посты директора или президента в нескольких семиотических и музыкальных обществах, а с 1970-х годов написал и отредактировал множество книг, охватывающих семиотический подход к музыке. Он был президентом Международной ассоциации семиотических исследований (2004–2014) и директором Международного института семиотики .
Ээро Тарасти женат на Эйле Марите Элизабет Тарасти, пианистке и музыковеде.
Образование
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Ээро Тарасти учился в Хельсинкском педагогическом лицее классической линии, где в 1967 году получил степень бакалавра (с шестью баллами): Затем в 1967–1975 годах он учился в Хельсинкском университете, сначала теоретической философии, затем социологии и эстетики, а затем в Университете Хельсинки в 1967–1975 годах. наконец, музыковедение.Он получил докторскую степень. в Хельсинкском университете в 1978 году с диссертацией на тему «Миф и музыка» (опубликованной в 1979 году Мутоном де Грюйтером, Берлин). В то же время он поступил вМузыкальное образование (фортепиано) в Академии Сибелиуса, Хельсинки, 1967–1975. Среди его учителей игры на фортепиано были Лийза Похъёла, Тимо Миккиля и Тапани Валста. Ранее он учился игре на фортепиано в частном порядке у Кайсы Арджавы.
Обучение за рубежом
[ редактировать ]Он продолжил музыкальное образование в Вене в 1972 году у Ноэля Флореса, а затем в Париже в 1973 году у Жюля Жантиля (École Normale de Musique), у Жака Февье в 1974–75 годах: он продолжил музыкальное обучение в Рио-де-Жанейро у Эйтора Алимонды (1976), а затем в США с Уолтером Робертом и Джозефом Резитсом в Блумингтоне (1987); в Хельсинки он посещал фортепианно-педагогические курсы профессора Гуннара Халлхагена и частные курсы Яна Хоффмана.Он получил грант правительства Франции на докторантуру в Париже в 1974-75 годах (Школа высших исследований в области социальных наук, его научный руководитель профессор А.Ж. Греймас); он также следил за преподаванием в Коллеж де Франс и познакомился с Клодом Леви-Стросом и Роланом Бартом. В Рио-де-Жанейро в 1976 году (Федеральный университет) он занимался антропологическими исследованиями, будучи лауреатом Ротари Интернэшнл.
Карьера
[ редактировать ]Его первая кафедра была на факультете художественного образования Университета Ювяскюля (Средняя Финляндия) в 1979–83; затем он проработал там один год в качестве профессора музыковедения, 1983–84, и был номинирован на должность профессора музыковедения в Хельсинкском университете, 1984–2016. Там он продолжает преподавать в качестве почетного профессора.
Другая академическая деятельность:
Он был избран президентом IASS/AIS (Международной ассоциации семиотических исследований) на два периода в 2004–2014 годах, а до этого он уже два периода был ее вице-президентом в 1990–2004 годах; кроме того, он был основателем и президентом Семиотического общества Финляндии с 1979 года. Когда в Иматре, Финляндия, был основан Международный институт семиотики (ISI) по инициативе профессора Томаса А. Себеока (Университет Индианы, Блумингтон), он был избран его первым президентом в 1988 году. Он возглавлял его до 2013 года, когда институт был переведен в Каунасский технологический университет, Литва.
В музыкальной сфере он является основателем и президентом Музыкального общества Хельсинкского университета с 1989 года; В 1986 году во Французской телерадиовещательной компании был основан международный исследовательский проект «Музыкальное значение», с тех пор его директором является Ээро Тарасти.Он также был директором Финского сетевого университета семиотики в 2004–2013 гг. (финансировался ЕС); он работал директором по исследованиям (по совместительству) в Университете Лапландии в Рованиеми (2008–2014 гг.), основав общеевропейскую докторскую программу по семиотике SEMKNOW. Он такжеОснователь и президент Академии культурного наследия (АКУ) с 2016 года.
За границей :
Ээро Тарасти неоднократно номинировался в зарубежные университеты. Среди них можно назвать: член Японского фонда 1991 г.; член Института перспективных исследований Университета Индианы, Блумингтон, 1993 г.; научный сотрудник RCLSS (Исследовательский центр языковых и семиотических исследований, IU; Блумингтон) в 1987 и 1994 годах; приглашенный профессор в Университете Парижа I, Сорбонна, весной 1995 года; Приглашенный профессор Тартуского университета, Эстония, 1997–98 годы; Приглашенный профессор Университета Миннесоты, Миннеаполис, 1999 год; Приглашенный профессор Парижского университета VIII, 2002 год; Приглашенный профессор Университета Экс-ан-Прованса, 2002 г.; Почтовый ящик для исследований в CNRS/Университет Парижа I (Пантеон-Сорбонна), 2008 г.;
Кроме того, в 1998–2012 годах он был членом Научного совета и докторской школы пластических искусств, эстетики и художественных наук Парижского университета I-Пантеон Сорбонны; Кроме того, он был членом правления Istituto Superiore Scienze Umane (под руководством Умберто Эко),Болонья, с 2005 года.
Ээро Тарасти читал лекции почти во всех европейских странах, а также в России, Казахстане, Иране, США, Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили, Перу, Японии и Китае.
Он организовал более 80 международных симпозиумов и конгрессов в Финляндии и за рубежом;он руководил и присутствовал на защите 107 докторских диссертаций в Финляндии и за рубежом.
Членство
[ редактировать ]Он был членом исполнительного комитета IASS/AIS (Международной ассоциациипо семиотическим исследованиям) в 1979–2000 гг.; Член Европейской академии с 1987 года;Член Академии информатизации г. Москвы с 1994 г.; Член правления Семиотического центра Юго-Восточной Европы, Болгария, с 2000 г.; Член отборочного комитета Международной Киотской премии, Япония, 1996 год; Член Международного комитета по премиям Фонда Вихури в 2000, 2003, 2005, 2009 и 2015 годах. Он был президентом Финского музыковедческого общества в 1995–98 годах и президентом Финского общества эстетики в 1986–87 годах; он является членом Финского научного общества с 1998 года и членом Научной академии Финляндии с 1990 года.
Он является членом правления Фонда Ниило Хеландер; он был членом совета Pro Musica Foundation с 1984 по 2010 год; Член Совета по продвижению Финского фонда художественной музыки, 1984–1997 годы; Член Совета по художественному образованию Парламента Финляндии, 2011 г. – Член Совета по культуре региона Южного Саво, Финляндия, 2011 г. –
В издательской сфере он активно участвует в следующих журналах и научных сериях:Член международного редакционного совета журнала «Semiootikee», «Исследование знаковых систем»,Тартуский университет; Член международного редакционного совета журнала «DeSignis» (Publicacion de la Federación Latinoamericana de Semiotica); член международного редакционного совета журнала «Signa» (Испанское общество семиотики); Член редакционного совета журнала «Междисциплинарные исследования музыковедения» (Познань); член редакционного совета журнала «Литовское музыковедение»; Член Консультативного совета TRANS (электронный журнал по музыковедению и этномузыкологии, Барселона); Член консультативного совета «Musica Humana», журнала Корейского института музыковедения; Член Консультативного совета «Междисциплинарной перспективы музыки», УНАМ, Мексика; Член Почетного комитета LEXIA, Журнала семиотики, Турин, Италия; Член редакционного совета «Яна Сибелиуса Гезамтаусгабе»; Главный советник отдела китайских семиотических исследований издательства Нанкинского педагогического университета; Член редакционного совета Revista EIMAS (Encontro Internacional de Música e Arte Sonora), Федеральный университет Juiz de Fora, Бразилия (с 2011 г.); Член Научного комитета издательской серии «Теории и критика» в L'Harmattan, Париж, с 2011 г.; Член совета журнала Чунцинского университета Цзяотун с 2015 г.;Член редакционного совета Центральноазиатского журнала искусствоведения КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан, с 2015 г.
СМИ
[ редактировать ]«Семиотика и музыковедение - Ээро Тарасти», фильм о жизни и творчествеЭэро Тарасти, на французском и английском языках (4 часа), продюсер Maison des Sciences de L'Homme, профессор Питер Стокингер, Париж, 2004 г., в сборнике «Интервью. Архивы исследований в области гуманитарных и социальных наук» (также доступно в Интернете: http://arquivo.pt/wayback/20141126071357/http% 3А//www.fmsh.fr/ )
Почести
[ редактировать ]Ээро Тарасти получил несколько международных наград:
- Почетный доктор гуманитарных наук, Университет Индианы, Блумингтон, 1997 г.;
- Почетный доктор Эстонской музыкальной академии, 1999 г.;
- Почетный доктор Нового болгарского университета, София, 2001 г.
- Почетный доктор Университета Экс-Марсель, 2014 г.
- Почетный доктор Музыкальной академии им. Георгия Дима, Клуж-Напока, Румыния, 2016 г.
Он также является почетным членом Колледжа Виктории Университета Торонто; Сотрудник Международного института коммуникологии, Вашингтон, США, 2010 г.В Финляндии он получил премию Дж.В.Снеллмана Хельсинкского университета в 1997 г. и Научную премию города Хельсинки в 1998 г.; он является почетным членом Общества Рихарда Вагнера в Финляндии, 2008 г.
Награжден медалью Ордена Белой розы Финляндии I степени 1999 г.Медаль Ордена Рио-Бранку, Бразилия (категория Должностные лица) 2000 г., а такжеКавалер Пальмовой академической академии, Франция, 2004 г.
Книги
[ редактировать ]- Эйтор Вилла-Лобос, 1996 г. (Северная Каролина: МакФарланд; на финском языке, 1987 г.)
- Семиотика музыки (редактор) 1987 (Семиотика)
- Музыка как язык I-II (ред.) 1987-88 (Градусы)
- Семиотика музыки (ред. в электронном журнале Applied Semiotics, Торонто, Канада); Герои музыки (на финском языке) 1988 г.
- Центр и периферия (изд. Acta Semiotica Fennica ASF) 1990 г.
- Введение в семиотику (на финском языке) 1990 г.
- Семиология и эстетические практики (ред.) 1991 (Дегрес)
- Семиотика Финляндии (ред.) 1991 (Семиотика)
- На границах семиозиса (изд. ASF) 1992 г.
- Мечта и экзальтация романтизма (на финском языке) 1992 г.
- Теория музыкальной семиотики (Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1994)
- Миф и музыка. Семиотический подход к эстетике мифа в музыке, особенно Вагнера, Сибелиуса и Стравинского, 1979 (Берлин: Mouton; на финском, 1994; на французском Mythe et musique, Мишель де Мол, 2003).
- Музыкальное значение (ред.) (Берлин: Мутон) 1995 г.
- Музыкальная семиотика в росте (изд. ASF/IU Press), 1996 г.
- Музыкальная семиотика (Presses Universitaires de Limoges), 1996 г.
- Примеры (на финском языке) 1996 г.
- Снег, Лес, Тишина. Финская традиция семиотики (ред.) 1998 г.
- Переписка (школьных лет и лет образования) между ET и Ханну Рииконеном 1961–76 (на финском языке), 1998 г.
- Музыкальное значение: между риторикой и прагматикой (редактор совместно с Джино Стефани и Лукой Маркони), (CLUEB, Болонья) 1 998
- Экзистенциальная семиотика (Блумингтон: Издательство Индианского университета) 2000
- Тайна профессора Амфортаса (роман, на франц., Париж: L'Harmattan) 2000 г.
- Признаки музыки (Берлин: Вальтер де Грюйтер) 2002
- Реалии музыки. Энциклопедия (на финском языке) (Helsinki University Press, 2003)
- Ценности и знаки (на финском языке) (Хельсинки: Gaudeamus) 2004 г.
- Портреты – интерпретации, воспоминания, рассказы (на финском языке, Иматра: ISI), 2006 г.
- Музыка и ее знаки (Париж: L'Harmattan) 2006 г.
- Музыка и искусство I-II (Иматра, Acta semiotica fennica), 2006 г.
- Наша земля Финляндия, изд. совместно с А. Тииттой, Дж. Нумми и Р. Стюэном, Хельсинки: Weilin et Göös, 2007.
- Основы экзистенциальной семиотики (пер. М. Беррути), Бари-Рим: Laterza Editore, 2009
- Основы экзистенциальной семиотики (перевод Жана-Лорана Синидиса), Париж: L'Harmattan, 2009.
- Экзистенциальная семиотика (на болгарском языке, пер. Ивайло Крастева, Кристиана Банкова), София: Новый болгарский университет, 2009 г.
- Общение – понимание/непонимание. Материалы 9-го Всемирного конгресса IASS/AIS (ред.) I-III, Иматра: Acta semiotica fennica, 2009 г.
- Признаки музыки. О чем нам говорят звуки, Милан: Ricordi/LIM, 2010.
- Основы экзистенциальной семиотики 2012 (китайское издание Sichuan University Press)
- Семиотика классической музыки: как с нами разговаривают Моцарт, Брамс и Вагнер 2012, Берлин: Mouton de Gruyter
- Музыка и гуманизм. Очерки 2003–2013 гг. (на финском языке), Йоэнсуу: Университетское издательство Восточной Финляндии, 2013 г.
- Возвращение на виллу Невского (роман) Париж: Editions Impilées 2014
- Наследие виллы Невского (роман), Ланчано: Издательство Rocco Carabba, 2014
- Бытие и внешний вид. Исследования в области экзистенциальной семиотики. 2015 (Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер
- Европа/Может быть, (роман, на финском языке), 2016 Ювяскюля: Атанор
- Семиотика классической музыки, 2016, Экс-ан-Прованс: Presses Universitaires de Provence.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сибелиус аналитически» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 23 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ээро Тарасти в 375 гуманистах. 28 апреля 2015 г. Хельсинкский университет.
- Тарасти, Ээро 2017. Семиотика А.Я. Греймаса: европейское интеллектуальное наследие, увиденное изнутри и снаружи . Исследования знаковых систем 45 (1/2): 33–53.
- Семиотики
- Финские музыковеды
- Академический состав Хельсинкского университета
- 1948 рождений
- Живые люди
- Выпускники Хельсинкского университета
- Финские музыканты ХХ века
- Финские педагоги ХХ века
- Финские музыканты XXI века
- Финские преподаватели XXI века
- Президенты Международной ассоциации семиотических исследований